{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

О плотности размещения рабочих мест в офисах

Один из, наверное, самых частых и злободневных вопросов, по которым идет дискуссия и ликбез с заказчиком - сколько можно разместить рабочих мест в помещениях. «У нас же офис 600 кв.м., а ограничение 6 кв.м. – давайте посадим 100 человек». «А можно больше?». «Ну вон, у этих ребят сидят же плотнее! Давайте и мы посадим по 3 кв.м. на рабочее место!». «А я раньше работал в компании Рoга и Кoпытa и мы сидели вшестером в 20 кв.м. и ничего, никто не умер» и так далее. Очень часто возникают эти дискуссии и клиенты сходу заявляют, что мы ничего слышать про ваши нормы не хотим и знать не знаем.

Здесь не будет фото перенаселенных офисов. Только наоборот, красота!) Кто же даст снимать на камеру нарушения)

Но самое грустное не в этих вопросах, а в том, что действительно, многие и многие компании так делают, пренебрегают нормами, ограничениями и здравым смыслом. Многие люди ютятся в маленьких кабинетах, которые не рассчитаны на это количество людей ни по нормам, ни по пожарке и вентиляции.

Да чего далеко ходить, один из моих недавних очень крупных клиентов после переезда в новый офис уплотнил посадку в два раза. При этом рассажены они были по нижней кромке норм, а сейчас сидят вдвое плотнее. И предсказуемо они жалуются, что им тесно, душно и некомфортно. Жалуются в том числе и мне, что как же так, дескать хотели новый комфортный офис, а получили вот это вот.

Но, извините, Господа хорошие: «А давайте откроем проектную документацию и посмотрим, как там должны сидеть сотрудники? Ах, потеряли документацию… Как жаль! Но ничего страшного, у меня в планшете, как раз совершенно случайно в архиве лежит вся утвержденная проектная документация на ваш офис. Совершенно случайно!) Вот этот кабинет и в нем, по проекту 10 человек, потому что по нормам больше нельзя. А сколько у вас сидит? Двадцать? ДВАДЦАТЬ! Естественно им душно, тесно и некомфортно, надо бы выгнать половину, тогда глядишь, и лучше станет».

Вот такие вот бывают дискуссии. К слову, вопрос с перенаселением в итоге решили за счет дополнительных площадей в других зданиях.

А сколько еще компаний не считается с нормами и правилами. Не проводят СОУТ, не пускают к себе инспекторов трудовой инспекции и всячески затыкают своих сотрудников. Не счесть. О чем говорить, я регулярно бываю в крупных компаниях и многие сотрудники там сидят сильно плотнее, чем возможно. Глазомер хорошо работает на определение площади, которую занимают рабочие места.

Вернемся к теме. Существует целый ряд ограничений, по которым считается плотность посадки в помещении - пожарные нормы, СТУ, вентиляция, возможности лифтов и т.д. и т.п.

Но самое базовое ограничение это пункт 5.31 из СП 118.13330.2022 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ - 6 квадратных метров на одно рабочее место в помещении. Раньше были всяческие трактования, и значение в 4,5 кв.м. долгое время было в нормах, были лазейки, как можно уменьшить площадь на одно место.

Но сейчас, осенью 2023 года эта норма трактуется однозначно – ШЕСТЬ КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ от площади помещения на одно рабочее место. И никак иначе, меньше нельзя.

А если мы возьмем совокупность ограничений из двух абзацев выше, то 6 кв.м. могут превратиться в 8, 10 и даже 16 кв.м. на одно место. Почему? Как?

Все просто, например СП дает нам 6 кв.м. на человека. Мощность вентустановки в здании и подаваемый в помещение объем воздуха рассчитан исходя из плотности в 8 кв.м. на рабочее место. Высота здания и особенности пожарной эвакуации из здания постулируют, что в нем может находится одновременно не более того количества сотрудников, которое равно 16 кв.м. на 1 рабочее место. Вот и выходит, что 6 кв.м. превращаются и в еще большие значения.

Зачем нужна, по сути эта норма и дополнительные? Если с дополнительными ограничениями в целом должно быть все понятно. Например вентиляция не даст больше воздуха в помещение, и если по расчетам она дает воздуха на плотность в 10 кв.м. на одно рабочее место, то если посадить 6 кв.м., то будет нехватка воздуха, духота. По холодоснабжению то же самое.

По пожарным требованиям – либо здание сделано строго по нормам, тогда работаем только с СП. Если есть СТУ – надо внимательно читать. В нем запросто может быть компенсация отказа от какой-нибудь дорогой системы спринклерного пожаротушения в виде плотности размещения рабочих мест не менее 10-12 кв.м. на единицу. А если нарушить это – «Здравствуйте! Товарищ Пожарный инспектор вашего района. Нарушаете-с. Извольте оплатить штраф и устранить несоответствие в положенный срок, иначе – наложим запрет на ведение деятельности-с».

Сталкивался в практике еще с пропускной способностью лифтов. Здание высокое, лифтов – минимум по требованиям. И ограничение – 14 кв.м. на одно рабочее место. Иначе будут постоянные пробки из людей, стремящихся попасть на свое рабочее место или покинуть его.

К переговорным и конференц залам применяются другие нормы. Но об этом в следущих публикациях.

А если вернуться к СП 118.13330.2022.Зачем там это ограничение?

Состояние рабочих мест определяет уровень организации труда в компании и формирует обстановку, в которой работники выполняют свои трудовые функции

При организации рабочего места главной целью для работодателя является обеспечение качественного и эффективного выполнения сотрудником работ при полноценном использовании закрепленного за ним оборудования с соблюдением установленных сроков.

И. Ю. Колосова, эксперт журнала «Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера

Конечно, может возникнуть соблазн сэкономить на площади, на оборудовании, на условиях работы. И как раз для этого и введены действующие нормы и требования, регламентирующие плотность посадки сотрудников в офисных и административных помещениях. Иначе, при отсутствии иных ограничений можно было бы сажать людей хоть на головах друг у друга.

А так, есть документ, который задает граничные значения и рамки, в которые должны укладываться работодатели.

Еще важно отметить порядок применения этой нормы в 6 кв.м. Это ограничение для конкретного помещения, ограниченного стенами и имеющим дверь-вход в это помещение. Это важно. Не в офисе вообще, а именно в конкретном помещении, в котором размещены эти рабочие места.

Ну например у нас есть офис, площадью 600 кв.м. Потенциально, если это один большой кабинет, то в нем можно разместить 100 человек. И в принципе, им там даже будет относительно комфортно, если освщенности достаточно, микроклимат сделать нормальным и проходы выдержать.

Но если в офисе 600 кв.м. есть кабинеты с дверьми, то плотность мы считаем по каждому конкретному помещению. Если например в офисе 600 кв.м. выделено 5 кабинетов по 80 кв.м., то это 400 кв.м. и посадить мы туда сможем 400/6 - не более 66 рабочих мест. А остальные 200 кв.м. это санузлы, переговорки, приемные и иные зоны. И расчет идет не от общей площади офиса, а от площади помещений для размещения сотрудников.

Если ваша компания работает в строгом соответствии со всеми действующими законами, нормами и правилами, требованиям и ограничениями, то при организации нового офиса и заселении его сотрудниками проводится СОУТ – специальная оценка условий труда. СОУТ – одна из ключевых процедур охраны труда в организации. И специалисты, проводящие оценку не будут идти на уступки и что-то скрывать. Если есть нарушения, в том числе по плотности посадки и размещения рабочих мест – компания такую оценку пройти не сможет и будет выписано предписание об устранении нарушений. Как правило, компании проводящие СОУТ перед ее началом приводят все в соответствие, а по итогам проводят ознакомление персонала с результатами СОУТ.

Единственное исключение, да и то, это не исключение, а скорее метод подсчета площадей, когда мы делаем большое офисное пространство, open space с различными, интегрированными в него зонами, не выделяя их в отдельные помещения. Ну например мы делаем 100 кв.м. open space, в нем делаем зону для переговоров с проемом, но без двери. Делаем зону отдыха, огороженную невысокими стеллажами и живым растениям в кашпо, акустическими экранами. И все это в пространстве 100 кв.м. И при таком раскладе в помещении 100 кв.м. может разместиться 16 рабочих мест и дополнительная инфраструктура для сотрудников, без организации дополнительных помещений.

Но если эти дополнительные зоны будут выгорожены перегородками до потолка и двери, то мы должны будем считать площадь рассадки только по тому помещению, где размещены рабочие места – вычтем из 100 площадь переговорки и зоны отдыха (навскидку 25 кв.м.), то считаем плотность уже от 75 кв.м., а это уже 12 рабочих мест. Такие дела…

И нам всем, еще нужно сказать спасибо авторам СП и СанПиН, что по итогам пандемии и самоизоляции эту норму не увеличили, скажем до 10 кв.м. Что в принципе было бы ожидаемым. Я ожидал такого расклада. Но видимо эксперты решили пока оставить как есть.

Все таки в государственных конторах тоже люди работают на рабочих местах и принципы данного СП и СанПиН распространяются и на них тоже, а если вводить новую норму, то придется расширять конторские и административные здания. А на это денег не выделяют пока.

А чем же грозит несоблюдение этих норм работодателю?

В случае нарушения положений СП, санитарных норм для офисных помещений работодатель несет административную ответственность в виде штрафа от 2000 рублей до 200 000 рублей (зависит от вида нарушения) либо приостановления деятельности для юрлица на срок до 3 месяцев (ч. 1, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ), а также по основаниям, предусмотренным ст. 6.3 КоАП РФ.

Как эта ответственность в случае нарушения может быть реализована? Ответственный и юридически подкованный сотрудник может написать жалобу в трудовую инспекцию, СЭС, Роспотребнадзор и в другие ответственные организации и они придут с проверкой.

Я несколько раз сталкивался с последствиями нарушения подобных требований – разговор у регулирующих организаций, как правило, короткий и жесткий – привести в соответствие в кратчайший срок и уплатить штраф. В ином случае – приостановка деятельности.

Но на практике, событие это редкое. Не потому, что все святые и все соблюдают. А потому что сотрудники в таких организациях терпят такое к себе отношение и не жалуются на несоблюдение условий труда. Боятся остаться без работы или гнева руководства. Однако базовая гражданская ответственность должна побуждать людей все-таки выявлять нарушения и пресекать их путем уже отлаженных и официальных механизмов – заявления о нарушениях в соответствующие регулирующие организации. Тогда, глядишь, и начнет повышаться как уровень самосознания и осознанности граждан сотрудников компаний, а в след за этим и комфорт и условия работы.

И главный инструмент в улучшении условий труда это знания. Знания о том, как правильно, как должно быть, как это происходит в лучших компаниях и организациях. Для этого я и пишу свои статьи и тексты и провожу ликбез среди своих читателей.

P.S.

Тем, кто не читает мой канал на постоянной основе новость - я провожу исследование по вопросам отношения компаний к гибридному и удаленному формату работы. Буду вам очень признателен за участие:

P.P.S.Традиционное - подписывайтесь на мой телеграм канал Всё об офисах. Там я пишу чаще в формате коротких заметок об офисах, офисной жизни и о том, как сделать офис комфортным:

0
3 комментария
Etna

когда притесняют рабочее место -это создает лишний дискомфорт на работе

Ответить
Развернуть ветку
Олег Дмитриев
Автор

Действительно так, особенно в ситуации, когда компании начинают в приказном порядке выводить людей с гибрида и удаленки
Знание о том, как должно быть и как диктует закон дает возможность отстаивать свои права и получать достойные возможности для работы и творчества

Ответить
Развернуть ветку
Павел Рудой

6 кв. метров серьёзно? это ж почти комната детская, вот так живёшь, работаешь и не знаешь, что к чему

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда