{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Хакатоны как инструмент цифровизации бизнеса

Цифровизация бизнеса сегодня – не вопрос выбора, а средство выживания. Сергей Плуготаренко, директор РАЭК, поделился мнением о том, почему хакатоны – эффективный инструмент для решения этой глобальной задачи в сжатые сроки и со значительной экономией ресурсов.

Сегодня переход в цифру больше не является прерогативой индустриальных лидеров, а становится обязательной составляющей стратегического развития компании. Благодаря цифровым решениям улучшается пользовательский опыт, оптимизируются процессы и, как следствие, повышается продуктивность при сниженных издержках. Все это неизбежно ведет к увеличению прибыли:

50%
практически половина дохода компаний будет зависеть от цифровых решений уже в текущем году согласно оценкам Forrester

Пандемия оказалось акселератором цифровой трансформации. Аналитики McKinsey уверены, что у бизнеса нет времени следовать стратегическому плану развития в разрезе 1-3 лет: масштабировать digital решения нужно быстро, в течение недель или даже дней. Недавнее исследование консалтингового агентства показало, что темпы внедрения цифровых технологий ускорились на несколько лет из-за COVID-19. Вероятно, эти изменения останутся с нами надолго, что приведет к очередному "квантовому скачку".

Еще до пандемии IDC предрекал, что инвестиции в цифровую трансформацию будут расти в среднем на 17,5% ежегодно и достигнут $7,4 трлн с 2020 до 2023 года. Скорее всего, на фоне последних событий компании будут вкладывать еще больше в digital-решения. Однако исключительно финансовых инвестиций недостаточно для развития цифровых инициатив. Компании, которые готовы делиться знаниями, идеями и временем, могут совершить прорыв намного быстрее тех, кто занял позицию покупателя готовых решений.

Хакатоны – площадка для решения задач бизнеса

В последние несколько лет ИТ-гиганты вкладывают много ресурсов в развитие технологического сообщества. Корпорации запускают собственные конкурсы или спонсируют крупные ИТ-соревнования, где разработчики, дизайнеры, системные аналитики и архитекторы решают реальные кейсы или представляют собственные идеи. Так, например, Яндекс запустил Yandex Cup, Google ежегодно проводит Hash Code, Mail.ru Group является технологическим партнером Цифрового прорыва, а Сбербанк выступает официальным партнером сразу нескольких ИТ-соревнований (фестиваль программирования RuCode и Цифровой Прорыв).

Встает логичный вопрос: зачем лидерам ИТ-индустрии вкладываться время и деньги в технологические конкурсы? Причина в том, что они позволяют решать пул бизнес-задач. Среди них такие как:

1.Краудсорсинг цифровых идей

Аналитики PwC относят краудсорсинг цифровых идей к десяти факторам, которые приводят к появлению ценных решений. Суть инициативы в том, что инновационные идеи можно не только генерировать внутри компании, но и черпать из внешней среды.

Хакатоны, которые объединяют талантливых ИТ-специалистов, ведущие технологические компании и государство, стали каналом потенциально ценных гипотез.

Это происходит по двум причинам.

Во-первых, прорывную идею могут предложить и реализовать разработчики, у которых свежий, не замыленный взгляд на применение технологий. Во-вторых, государство дает возможность поработать над актуальными решениями в сфере цифровой трансформации, которые впоследствии можно масштабировать. Так, например, команды-участники хакатона Уральского ИТ-хаба в этом году работали над проектом, который поможет отслеживать и регулировать потребление электроэнергии с помощью технологии Интернета Вещей (IoT). Это позволяет идентифицировать спрос на актуальные цифровые решения и попробовать его удовлетворить в рамках конкурса или после.

2. Быстрое тестирование гипотез

Отличительной чертой хакатонов является то, что участникам предлагается поработать над реальными кейсами компаний-партнеров. В то время как для начинающих программистов это хорошая возможность проверить свои знания на практике, бизнес может быстро и эффективно протестировать ту или иную гипотезу, не выделяя на это внутренние ресурсы.

Например, Газпромбанк поставил участникам Уральского ИТ-хаба задачу создать сервис для взаимодействия внешних партнеров с банком. Команды предлагали различные решения. Так, победитель разработал веб-сервис, который обрабатывает и визуализирует статистические данные об эффективности использования различных API и формирует уникальные предложения действующим и потенциальным партнерам банка. Команда, занявшая второе место, создала веб-сайт, который информирует пользователя об открытых API и предлагает протестировать их работу. Впоследствии, банк может доработать или масштабировать лучшие сервисы.

Поиск талантливых программистов

Сегодня в ИТ-индустрии разворачивается самая настоящая война за высококвалифицированных специалистов. Из-за их нехватки растут зарплаты в ИТ-секторе, согласно исследованию Hays Global Skills. Это одна из причин, по которой многие технологические лидеры стараются заполучить многообещающих молодых разработчиков как можно раньше. Поиск в университетах не подходит, потому что там невозможно оценить знания на практике.

Хакатоны, ориентированные на практические задачи, – отличная площадка для тренировки начинающих ИТ-специалистов в экстремальных условиях. Как правило, командам приходится работать над решениями в сжатые сроки и часто с ограниченными ресурсами. Это позволяет оценить стрессоустойчивость, техническую подкованность и нестандартное мышление. Последний пункт очень важен в работе современного программиста – это мнение часто озвучивают лидеры мирового ИТ-сообщества.

Помимо профессиональных скилов, ИТ-специалисты должны обладать и мягкими навыками. Они лежат в основе эффективной командной работы, которая как никогда актуальна с распространением agile-подходов к организации труда. Недостаток гибких навыков может привести к ежедневным недомолвкам между членами команды, пропущенным дедлайнам и неудовлетворительным результатам. Так как хакатоны предполагают командную работу, ИТ-компании могут сразу определить сильных игроков, которые смогут органично влиться в корпоративную культуру.

4. Развитие ИТ-индустрии за счет создания технологического сообщества

В основе инноваций лежит синергия: идей, умов и технологий. ИТ-индустрия осознает роль коллаборации в технологическом развитии. Именно поэтому крупные игроки как Сбербанк и Mail.ru работают над общими проектами, а государство совместно с бизнесом запускает инновационные долины вроде ИТМО Хайпарк. Хакатоны тоже вносят свою лепту в развитие технологического сообщества, объединяя в одной точке пространства-времени сразу несколько важных групп:

  • Талантливых молодых разработчиков из разных уголков страны. Так, в конкурсе «Цифровой Прорыв» принимают участие команды из подавляющего большинства регионов России. Это позволяет искать инновационные идеи и выдающиеся умы, не ограничиваясь географическими границами. Более того, сами участники могут собрать команду лучших из лучших, вне зависимости от места проживания.
  • Ведущих ИТ-экспертов и начинающих специалистов. Часто в рамках хакатонов и технологических соревнований (например, фестиваль RuCode) на определенном этапе конкурса участники могут перенимать опыт у звёзд индустрии ИТ, углубляя свои практические знания.
  • Государство и бизнес. Обе стороны должны действовать сообща ради развития ИТ-индустрии и молодых специалистов, которые впоследствии станут движущей силой цифровой трансформации. В этом контексте хакатоны выступают как поле боя, где государство и бизнес направляют армию молодых специалистов на борьбу с актуальными вызовами цифровизации.

Сегодня бизнесу приходится оцифровываться в экстремальных условиях, когда времени на внедрение инновационных решений практически нет, а цена ошибки слишком высока. Именно поэтому важно быстро и с минимальными затратами тестировать гипотезы, оперативно разрабатывать несколько решений и масштабировать только лучшие. Помимо этого, компаниям понадобятся новые разработчики на фоне более быстрых темпов цифровизации. Все эти задачи можно решить на хакатонах.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда