{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Консультации по Zoom, роботы и маски из обрезков: как с пандемией справляются портные, которые шили для королей Статьи редакции

Лондонская Сэвил-роу, пережившая несколько войн и кризисов, вынуждена менять традиции на технологии из-за Covid-19. Чтобы платить за аренду, портные снимают мерки по видеосвязи, подсылают к клиентам роботов и шьют маски из остатков ткани.

Пересказ материала The New York Times.

Главный закройщик Huntsman Дарио Карнера вместе с «мистером Хэммиком», роботом на колесах. Во время пандемии его отправляют за границу как помощника для снятия мерок Том Джеймисон

Сэвил-роу — улица в лондонском районе Мэйфэр. Она знаменита портняжными мастерскими: некоторые работают больше двух веков и шили одежду для королевских особ. NYT отмечает: костюмы мастерских на этой улице стоят от 8000 до 40 000 фунтов (от 811 тысяч рублей по курсу на 1 декабря 2020 года).

Невозможность покинуть страну стала огромным ударом для портных Сэвил-роу. Обычно они проводили почти столько же времени за границей, измеряя клиентов, сколько в лондонских ателье.

Большая часть дохода многих мастерских приходилась именно на зарубежных заказчиков. На американских англофилов — примерно треть, утверждают местные сотрудники.

Наша компания пережила англо-бурскую войну (на рубеже 19–20 веков — vc.ru), Первую Мировую, Великую депрессию, Вторую Мировую, экономические кризисы. Но все это время мы могли приехать к клиентам, а они к нам. Это же трагедия совершенно другого масштаба.

Саймон Кандей, управляющий директор Henry Poole & Co.

Крупнейший арендодатель улицы может позволить себе отсрочки по аренде. Большая часть Сэвил-роу принадлежит норвежскому суверенному фонду размером в $1,1 трлн через агентство Pollen Estate. Многим магазинам отсрочили аренду во время первого закрытия, и арендодатель готов поддерживать их и дальше.

Pollen Estate делает это не просто так — необходимо удержать магазины на плаву. Из-за богатой истории улицы она находится под государственной защитой.

Существует правило — если помещение на Сэвил-роу предусмотрено для портных, сдать его в аренду можно только магазину с индивидуальным пошивом. Нельзя просто заполнить улицу Zara или Topshop.

Неизвестно, сколько продлится щедрость владельца, поэтому ателье ищут выход из кризиса. Одни открывают онлайн-магазины, другие предлагают готовые костюмы, есть даже те, кто продаёт сшитые на заказ медицинские костюмы и маски.

Использовать роботов как хирурги

С сентября 2020 года портные Сэвил-роу работают удалённо — в том числе снимают мерки. Дарио Карнера, портной бренда Huntsman, из мастерской управляет роботом, который находится в Сеуле.

Сам робот довольно примитивный — камера и система связи. Он нужен, чтобы рассмотреть клиента. Мерки робот не снимает, этим занимается ассистент Карнера в Корее. Сам портной из-за пандемии не может никуда улететь.

Идея робота пришла в голову Пьеру Лагранжу, он управляет хеджевым фондом, который приобрёл Huntsman в 2013 году. Лагранж давно говорил, что Huntsman следует расширять аудиторию и ассортимент и развивать сайт.

Когда из-за Covid-19 в марте закрылись общественные места, он задумался о хирургах, которые делают операции с помощью роботов. Если даже они могут использовать роботов, почему же не могут портные?

Торговый директор Huntsman Таж Фулл работает с помощью «мистера Хэммика» — робота, названного в честь Колина Хэммика, одного из лучших портных мастерской за всю историю Том Джеймесон

Раньше изготовление костюма занимало около года. С помощью дистанционных консультаций и снятия мерок это время, по прогнозам, удастся сократить до пяти месяцев.

Я всегда был поклонником использования технологий таким образом, чтобы они помогали людям быть ещё лучше в своём деле. Не имеет значения, идёт ли речь о венчурном инвестировании или пошиве костюмов на заказ.

Не знаю, сколько бы времени ушло у нас на оптимизацию, если бы не коронавирус. Иногда кризис необходим.

Пьер Лагранж, владелец Huntsman

Снять мерки по Zoom

Костюмы, которые шьют на Сэвил-роу, не просто качественные. Они призваны подчеркивать достоинства и скрывать недостатки так, как не может ни один готовый костюм.

Способность портных замечать физические особенности клиента и знать, как сделать максимально красивый и качественный костюм с их учётом, называется rock of eye.

Старый гроссбух Huntsman — в таких книгах есть данные о заказах графов, герцогов и даже королевы Виктории. Сам магазин выглядит как декорация к экранизации романа Диккенса Том Джеймисон

Считалось, что портному необходимо быть с клиентом в одной комнате, чтобы построить индивидуальные лекала, но теперь, в эпоху коронавируса, Карнера изменил мнение. Когда примерка в Сеуле через Zoom закончилась, он сказал: «У него опущено левое плечо, а ноги чуть изогнуты — стойка довольно прямая. Я увидел, что мне нужно».

Другие портные тоже осторожно следуют примеру Huntsman. Кэтрин Сарджент, первую женщину-мастера на Сэвил-роу, на снятие мерок по Zoom уговорили клиенты, которым надоело ждать конца пандемии.

Сначала я чувствовала себя неуверенно. Снятие мерок — довольно интимный процесс, и я не была уверена, что Zoom тут поможет. Но клиенты убедили меня понизить стандарты.

Кэтрин Сарджент

Соосновательница Gormley & Gamble Фиби Гормли, первой местной мастерской только для женщин, пошла другим путём: начала продавать маски, изготовленные из остатков ткани. Помимо этого, она планирует запуск онлайн-магазина Form Tailoring. От консультаций в онлайне она отказалась, одежда для этого слишком сложная.

Фиби Гормли Том Джеймисон

Культовое место стоит слишком дорого, но не добавляет ценности

Эдвард Секстон открыл ателье на Сэвил-роу в 1969 году: разбавил консервативность стиля и привлек знаменитых клиентов. Трое из четверых «битлов» на обложке альбома Abbey Road одеты в его костюмы.

Последние несколько десятилетий он работает из студии в Найтсбридже (район в Лондоне рядом с Гайд-парком) и не горит желанием возвращаться на культовую улицу.

«Она сейчас мертва — и не только из-за коронавируса. Когда я работал там, жизнь кипела, кипело мастерство шитья. Сейчас Сэвил-роу — просто витрины брендов», — сетует Секстон.

Некоторые мастерские тоже открываются не на Сэвил-роу, а на соседних улицах Олд-Берлингтон и Клиффорд — сохраняется престиж без недостатков Сэвил-роу.

К ноябрю 2020 года пять витрин на улице пустуют, и место начинает выглядеть заброшенным. Стоимость аренды до пандемии была высокой, спрос на костюмы падает, да и брекзит не помог.

Сочетание высоких накладных расходов и плохой стратегии заставило Lanvin и Alexander McQueen закрыть магазины на улице. Не смогли поддерживать бизнес и культурно важные компании:

  • French & Stanbury, сделавшую костюм Кэри Гранта для фильма «К северу через северо-запад», несколько лет назад приобрела китайская инвестиционная фирма. Она закрыла бутик в марте 2020 года.
  • Hardy Aimes, создававшая костюмы для фильма «2001 год: Космическая одиссея» и платья для королевы Елизаветы, закрылась в 2019-м.
Озвальд Боутенг Том Джеймесон

Озвальд Боутенг, открывший мастерскую около 20 лет назад, утверждает: необходим новый, радикальный подход, чтобы спасти улицу от вымирания. Хотя ему надоело, что «алгоритмы управляют нашей жизнью», в пандемию он понял, что его фирма может выжить только благодаря технологиям.

«Никуда от алгоритмов не деться! — сдержанно смеётся он. — Даже тут цифровая эпоха одержала победу». Первую консультацию в Zoom он ждал с раздражением.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Демид Московский

Новый Сэвил Роу – это Zozo. Покупаешь пижаму с точками, крутишься в ней перед камерой телефона и получаешь идеально сидящий костюм (и другую одежду).  

Ответить
Развернуть ветку
Semyon Krylov

До идеала там очень далеко

Ответить
Развернуть ветку
Tema Borisenko

Это прекрасно. Вирус встряхнет и этих консервативных чуваков.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Так говорите, как будто консерватизм - это обязательно плохо. Намного хуже то, что в наше время становится невозможно делать бизнес без бесконечного масштабирования, снижения себестоимости и ускорения всего и вся, в ущерб качеству и стилю. Кричим про осознанное потребление, экологию и так далее, но при этом клепаем тонны одноразовых вещей в космических масштабах, которые через год выходят из моды, если не успели за это время развалиться по швам.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Sultanov

Шил себе раньше MTM костюмы (Savile row это bespoke - там больше примерок и лекала делают с нуля), но даже MTM это ж блин ритуал. 

Листать каталоги с тканями, пуговицами, тканями для подклада (тут ведь не только вид, но и текстура важна) - даже это в сто раз приятнее делать в офлайне, чем в онлайне. Я даже не говорю про живые примерки на полуготовом костюме перед финальными корректировками.  

Это как механические часы против идиотских Apple Watch - доказательство того, что не все в этом мире должно быть эффективно, чтобы доставлять удовольствие. Должно быть эстетичным. 

Ответить
Развернуть ветку
Tema Borisenko

Не обязательно, конечно. Я очень расстраиваюсь тем, что происходит с рынком автомобилей, например, какие "погремушки" мы сейчас по ляму покупаем. Но вот мир роскоши, мужиков в дорогих костюмах и туфлях, весь этот аристократический пафос - мне кажется, мир абсолютно ничего не потеряет, если они исчезнут нахрен, ну не знаю, переоденутся в обычную нормальную одежду, дорогие котлы заменят простейшими касио...

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Ну вообще это ошибка так вот мир роскоши низводить до пафоса. Пафос и понты всегда выдают того, кто в этот мир попал случайно и вообще не разбирается в предмете, тупо покупает для показухи то, что увидел в инстаграме или в клипе какого-нибудь рэпера. Ведь качественные вещи появляются в ответ на соответствующий запрос. Люди с бескомпромиссным подходом к качеству не просто покупают бренд, они разбираются в предмете. И это качество, эти стандарты и подходы переносятся и на масс-маркет в какой-то мере. И мне кажется вполне закономерным, что в мире, где перестает цениться качество костюма и перед огромными аудиториями выступают люди в толстовках и рваных джинсах, на рубашке известного и вроде бы не самого мусорного бренда отовсюду торчат нитки, а из десяти пуговиц отваливаются три прямо в магазине.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Illarionov

Тахикардия — Это прекрасно. Она встряхнет и этих консервативных чуваков.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанов
Раньше изготовление костюма занимало около года.

За это время можно набрать или скинуть по несколько десятков кг.
Что они там вышивают целый год, блять?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Shamov

Очередь, сэр :)

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанов

Т.е. вместо того, чтобы масштабироваться, они устраивают, искусственно, ожидание для клиента длинною в год.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Это повышает ценность для клиента. Потом будет хвастаться,что "этот костюм он ждал целый год".
Искусственный дефицит,как у ... Вы знаете)

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанов

Это повышает цену для клиента, а не ценность.
Нет большей дурости в 21 веке, чем ждать пошива костюма целый, мать его, год.

Ответить
Развернуть ветку
Chaotic Neutral

У ожидания и цены может быть только одно оправдание - полагаю, эти костюмы носят до старости и опционально в них же владельцев могут и похоронить. Или если ты важная шишка и тебе нужно несколько идеально сидящих костюмов, подчеркивающие твой статус, которые опять же будут носиться десятилетиями. Ради десятилетий отсутствия заморочек с одеждой "на выход" можно и подождать 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанов

это все маркетинговая чушь, не более.
Неудивительно, что они в скором времени все закроются.

Ответить
Развернуть ветку
Chaotic Neutral

Ну хз, в Дрездене пару месяцев назад видела очень старый магазин, изготавливающий на заказ обувь, цена от 2к евро за пару, пожизненная гарантия. Очередь тоже на год и вроде работают еще. Просто клиенты подобных мастерских живут в несколько ином мире ценностей, когда качество сильно превалирует над стоимостью и необходимостью подождать 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Вот-вот, когда надеваешь обувь или костюм, сшитые умелым мастером четко по твоей мерке, и вещь садится на тебя идеально, это незабываемое ощущение. У меня вот вообще нестандартная фигура, рост маленький, но я хожу в качалку и за год заметно прибавил в груди и  плечах. Так теперь вообще беда - в масс-маркете все теперь либо бесформенный оверсайз либо на длинных дрищей. В итоге рубашка либо не сходится на груди и жмет подмышками, либо до колен и похожа на халат. Боль.

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka
Главный закройщик Huntsman Дарио Карнера вместе с «мистером Хэммиком», роботом на колесах. Во время пандемии его отправляют за границу как помощника для снятия мерок

🤔

Ответить
Развернуть ветку
Генерал Яг дица

Не то

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

А это?

Ответить
Развернуть ветку
Dmytro Fomin

"Нельзя просто заполнить улицу Zara или Topshop". Особенно когда последняя сеть начала процедуру банкроства. 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Dashiev

Супер

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда