Рубрика развивается при поддержке

Создал бизнес с 6000 рублей и без плана: монолог основателя мастерской-производителя звукоснимателей Fokin Pickups Статьи редакции

Илья Фокин в 24 года уволился из нефтяной компании, чтобы делать звукосниматели для гитар, и стал заметным игроком российского рынка.

Илья Фокин Кадр из ролика «Гитаромании»

Звукосниматель — это «микрофон» для гитары. Он преобразовывает энергию колебания струн в электрический ток и передаёт звук на динамик, а также может обрабатывать звук для получения разных эффектов. Без такого устройства электро- или полу-акустическую гитару не слышно.

Фокин начал делать «звучки» ещё в студенчестве — сначала для себя, а затем для друзей и знакомых. За 11-12 лет его мастерская Fokin Pickups стала одним из лидеров российского рынка.

Основатель Fokin Pickups рассказал vc.ru, как из хобби и 6000 рублей вырос бизнес с оборотом 500-700 тысяч рублей в месяц.

Мне 34 года, я родился и вырос в Москве. Свой первый звукосниматель я сделал в 2008–2009 году, когда учился в Московском государственном индустриальном университете на автомобильном факультете.

В юности я был «диванным гитаристом»: играл на электрогитаре для себя, понемногу учился сам, без преподавателей. Мне хотелось улучшить что-то в своём инструменте — казалось, что гитара звучит не так, как мне хочется.

Тогда я начал интересоваться, можно ли сделать звукосниматель своими руками.

Учиться было не у кого: на русских сайтах тогда не было нужной информации. Я всё искал на зарубежных форумах, в основном американских, потому что культура изготовления звукоснимателей в США развита лучше. Оказалось, что чуть ли не в каждом маленьком городе есть свой небольшой местный производитель звукоснимателей — гитаристов в США относительно много.

Детали тоже нашёл на зарубежном сайте, заказал несколько комплектов за 6000 рублей, так как поштучно они не продавались — и начал собирать. Мой первый звукосниматель, меня не устроил: пришлось глубже погрузиться в тему, чтобы понять, как можно управлять звуком, меняя параметры устройства. Я пытался «подогнать» его под себя и под свои пожелания.

После первых экспериментов у меня остались комплектующие, и я предложил сделать звукосниматели друзьям за символическую цену, не пропадать же добру. Моя работа им понравилась, а потом пришли заказы от других знакомых. Я снова погрузился в тему и опубликовал несколько объявлений об изготовлении звукоснимателей на тематических форумах. Так дело и пошло.

Уволился из нефтяной компании ради хобби

Параллельно я окончил университет и начал работать в автомобильном отделе компании, которая занималась строительством нефтепроводов. Часто ездил по командировкам, поэтому свободного времени было очень мало. Потом перешёл в другую компанию, тоже связанную с «нефтянкой», а затем в фирму, которая занималась закупкой коммерческой грузовой техники.

Всё это время я продолжал интересоваться звукоснимателями, практически всё свободное время посвящал им. Я постоянно проводил эксперименты, мой интерес рос, а знания копились.

Когда мне было 23 года, я окончательно понял, что хочу заниматься только звукоснимателями. Так я уволился и очертя голову погрузился в производство. Думал, что если не получится, значит не получится, и я вернусь на работу.

К тому моменту я получал не так много заказов: бывало 1-2 заказа в день, а иногда только 3-4 в неделю. Но благодаря неплохой зарплате у меня остались накопления. Первое время я работал по два-три дня в неделю: производил звукосниматели, создавал свой сайт и учился.

Всё это случилось в 2008 году, тогда звукосниматели были гораздо дешевле, чем сейчас. Зарубежные стоили в среднем 2000–3000 рублей в зависимости от конструкции. Плюс не стоит забывать, что курс доллара тогда был совсем другой.

Мои звукосниматели стоили вдвое дешевле зарубежных, которые продаются уже с большой наценкой от магазина и дистрибьютора. У меня этого нет. Я продавал звукосниматели сам и пытался держать низкую цену, чтобы быть конкурентоспособным. Фактически я был мастером, которого никто не знал.

Если бы мои звукосниматели не были дешевле остальных, скорее всего, у меня бы не было заказов.

Гитаристы достаточно консервативны в этом плане и часто выбирают что-то проверенное, даже если оно дороже. Некоторые относились с опаской и думали: «А почему дешевле? Наверное, хуже». Я старался доказать, что дешевле не значит хуже, а иногда даже лучше по качеству.

Постепенно люди начали рекомендовать меня друзьям: гитаристы плотно общаются между собой. Мастерской у меня тогда ещё не было, я делал всё дома на кухне и на балконе.

Комплектующие заказывал в США, потому что, опять же, в Штатах много специальных магазинов. Даже сейчас комплектующие для гитар в России в основном заказывают за рубежом.

В России тоже можно было заказать некоторые детали, но только большими объёмами. У нас изначально многие производства настроены на госзаказы или крупные партии, мало кто хочет работать с мелкими заказчиками. Тогда большие объёмы не входили в мои бюджетные рамки.

Сейчас ситуация, конечно, поменялась. У меня больше заказов, а значит, появилась возможность заказывать большими партиями. И чем больше партия, тем дешевле единица продукции. Теперь мы стараемся закупать максимальное количество комплектующих в России.

Открытие мастерской и первые сотрудники

Илья Фокин

Примерно в 2015 году дома мне стало тесно. Я хотел разделить дом и работу, поэтому решил снять помещение и открыть мастерскую. Чтобы заключить договор аренды, мне пришлось открыть ИП, потому что с физлицом, как правило, никто работать не хочет.

Арендная плата составляла 25 тысяч рублей, она и сейчас не поменялась. Даже после открытия мастерской я ещё долго работал один. Но когда объём работы превысил 10–15 звукоснимателей в день, я понял, что дальше один не справлюсь. Это физический предел одного человека, потому что процесс требует много ручного труда.

Тогда я нанял своего первого сотрудника, через какое-то время второго — сейчас в мастерской четыре человека, не считая меня. На работу я брал друзей, которые интересуются гитарами, и каждого учил изготовлению с нуля. Сейчас от производства я немного отошел, занимаюсь финансами, коммуникациями.

С самого начала всю прибыль я пускал в оборот. Вложения были тоже достаточно линейные: я не брал кредитов на огромные суммы, чтобы сразу вложить всё в производство.

Можно сказать, весь бизнес вырос из тех 6000 рублей, которые я потратил в 2008 году.

Я начинал как единичный мастер, поэтому меня все знали по имени и фамилии. Так появилось название бренда — Fokin Pickups.

Как создаётся звукосниматель

В одиночку на изготовление одного звукоснимателя уходит 1,5-2 часа. Сейчас все процессы сотрудники делают параллельно, поэтому подсчитать точное время изготовления сложно.

Сам процесс изготовления такой: берём пластиковую катушку, на неё наматываем провод, внутри катушки ставим сердечники, которые подмагничиваются магнитами.

Когда струна колеблется, она индуцирует в катушке ток, который течёт в усилитель.

Руками очень сложно сделать два звукоснимателя, которые звучат одинаково. Поэтому мы наматываем катушки на станках с ЧПУ-управлением (ЧПУ — числовое программное управление), это обеспечивает повторяемость изделий.

Станок наматывает провод на катушку Fokin Pickups

Когда звукосниматели готовы, нужно проверить, чтобы всё работало и соответствовало заложенным характеристикам: мы измеряем сопротивление, индуктивность, ёмкость, частотные графики. Затем делаем пропитку (воском или парафином — vc.ru), упаковываем и отправляем заказчику почтой или в магазин.

Детали звукоснимателя Fokin Pickups

Нас в команде немного, но у каждого есть суперспособность: кто-то хорош в дизайне, кто-то по инженерной части, кто-то по коммуникативной, другой разрабатывает схемы.

При этом все могут друг друга подменять. Каждый — универсальный солдат. В итоге это всё выросло в достаточно сильную команду, может быть, даже в чём-то уникальную.

Валютный кризис 2014 года сыграл на руку

В конце 2014 года грянул кризис, который стал спусковым крючком для увеличения заказов. Тогда всё и началось.

Доллар резко вырос — с ним выросли цены на зарубежные звукосниматели, которые магазины закупали за валюту. Комплектующие тоже подорожали, из-за чего выросла себестоимость и моего товара.

У меня было два варианта: либо тоже повысить цены, либо сохранить их максимально низкими — около 3000 рублей — пусть даже в ущерб себе.

Я понимал, что если не буду поднимать цены, у меня увеличится спрос. За счёт этого сохранится общая прибыль, несмотря на падение прибыли с каждого изделия.

В итоге расчёт оказался ещё более удачным, чем ожидалось — прибыль начала расти. Если бы я поднял цены, вполне возможно, что спрос бы упал, и я получил бы меньший доход. Я пошёл по правильному пути в тот момент, и часть покупателей зарубежных производителей перетекла ко мне.

Переход на комплектующие российского производства

Сейчас больше половины комплектующих, которые использует Fokin Pickups, российского производства. Мы нашли предприятия, которые раньше этим не занимались, а теперь стали делать исключительно под наш заказ.

Например, металлическое основание по нашим размерам вырезают на лазерном станке. Медный провод для обмотки катушки тоже делают в России, но по американским стандартам, к которым мы привыкли.

Бывало, мы ошибались: выбирали российского поставщика, но оставались недовольны его работой. Снова переходили на американские комплектующие, а затем возвращались к российским производителям. Процесс перехода продолжается и по сей день.

Пластик и фурнитуру из него Fokin Pickups заказывает в Корее. К сожалению, в России пластика такого качества по приемлемой цене пока найти не можем. Магниты заказываем в Китае: можно и в другом месте, но они будут тоже китайскими, но ещё дороже.

Есть ли конкуренция в России

Конкуренты у нас сейчас те же, что и были в начале: Фёдор Чернышёв, Александр Прибора, одна севастопольская фирма. Сложно назвать это конкуренцией — это сосуществование. У Fokin Pickups своя музыкальная ниша, у конкурентов своя. Мы развивались параллельно, не сильно пересекаясь.

У каждой фирмы есть характерный нюанс в звучании в зависимости от конструкции. Наше можно охарактеризовать как классический звук, но в более современном прочтении. Наша продукция нацелена в основном на любителей тяжёлой музыки.

Есть два бренда зарубежных звукоснимателей — Seymour Duncan и DiMarzio. Seymour Duncan — это чистая классика. DiMarzio — это достаточно модерновый звук. Есть люди, которые любят DiMarzio, а есть те, кто любят Seymour Duncan. Кто-то играет и на тех, и на других.

Мы где-то посерединке между ними. Саунд Fokin Pickups тоже стал узнаваемым. Некоторые гитаристы, когда слышат звучание гитары, говорят: «Я так и думал, что там стоят твои звукосниматели, потому что в них слышен определённый характер».

Мы достаточно плотно общаемся с другими мастерами, например, с Александром Прибора, стараемся друг другу помогать советами и обмениваемся контактами. Даже если мы будем заходить в ниши друг к другу, я не думаю, что кто-то от этого пострадает. Рынок сейчас гораздо больше наших возможностей. Тут нет острой конкуренции, как иногда это бывает. Здесь здравый смысл как-то превалирует над желанием наживиться и заработать.

Однако сейчас зайти в этот бизнес с нуля может быть сложно — можно, но с гораздо большими финансовыми затратами, чем было у меня.

Потому что у существующих производителей объёмы уже достаточно большие, мы и цену можем ниже предложить. Индустрия в целом развивается. То, что было 10 лет назад, и сейчас — это совершенно разные рынки.

«Быть заметным в гитарном мире»

Сайт у Fokin Pickups появился практически сразу — в 2010–2011 году. Я делал его сам на бесплатном конструкторе. Это было что-то базовое: контакты, страничка с фото и видео. Через два года я сделал ещё один, тоже на конструкторе — он был чуть-чуть получше и, может быть, поинтереснее.

В конце 2018 года мы обратились к дизайнеру и разработчику. За полгода и 250-300 тысяч рублей они сделали нынешнюю версию сайта. Он постепенно дополняется, но уже сейчас красиво оформлен и чем-то похож на сайты крупных производителей.

Сайт Fokin Pickups

Сначала я рекламировался на форумах: завёл страничку и написал первый пост в апреле 2010 года. Я рассказывал, чем занимался, чтобы быть заметным в гитарном мире.

Постепенно стали развиваться соцсети: с 2014–2015 года я начал запускать таргетированную рекламу. На музыкальных выставках, которые как правило проводятся осенью, я раздавал визитки и буклеты.

Сейчас на продвижение мы тратим около 20-25 тысяч рублей в месяц: это реклама на форумах, баннеры, таргетированная реклама, развитие группы во «ВКонтакте», где сейчас примерно 19 тысяч подписчиков. Для гитарного мира это достаточно крупная группа в соцсети. Сюда входят и затраты на изготовление продукции эндорсерам — это представители бренда, например, известные музыканты.

Сезонный бизнес

К 2020 году ежемесячный оборот компании достиг в среднем 500-700 тысяч рублей.

Мы находимся не на пределе возможностей, но уже очень близко к нему. В какой-то месяц продаж может быть больше, другой может быть провальным.

Традиционно под конец года продаж больше, потому что к Новому году многие хотят сделать себе подарок. Как правило, декабрь плотнее по заказам на 25-30%, чем среднестатистический месяц. К 23 февраля тоже бывает небольшой подъём, но он чувствуется не так сильно.

Летом и в мае заказы обычно идут на спад, потому что люди уезжают в отпуска. В это время команда переключается на задачи, которые не может сделать в течение года: например, улучшить работу мастерской, организовать пространство. В 2021 году летом хотим переехать в помещение побольше и расширить штат.

В основном мы работаем на серийную продукцию, 5–10% приходится на индивидуальные заказы.

Большая часть наших заказов отправляется в регионы — это 70-80% звукоснимателей, остальные 20-30% товара оседает в Москве.

Заказать товар можно на сайте Fokin Pickups или по телефону. 70-80% покупателей предпочитают обращаться к нам напрямую, остальные — в магазины.

Готовые звукосниматели Fokin Pickups

Своего магазина у нас нет, но мы сотрудничаем с торговыми точками гитарной тематики. По одному магазину-партнёру у нас есть во Владивостоке, Хабаровске, Перми, Краснодаре и Самаре, а в Москве их шесть.

В магазинах наценки почти нет. Когда партнёр заказывает партию в определённом объёме, мы можем объединить некоторые процессы и сэкономить время, а значит, и деньги. На эту разницу мы делаем магазинам скидку.

Мы стараемся не влиять на ценовую политику партнёров, но объясняем, что если у них будет дороже, то закажут всё равно у нас. В основном в магазинах цена либо точно такая же, либо отличается не сильно.

Звукосниматели на гитаре Fokin Pickups

Кроме того, с 2013-2014 годов проект сотрудничает с российскими гитарными мастерами: сейчас это Lepsky, Padalka, Khmelevskiy, Inspector Guitars и другие. Некоторые их гитары по умолчанию продаются с нашими звукоснимателями, другие — с зарубежной продукцией или звукоснимателями наших российских коллег.

Кроме рекламы, в ежемесячные затраты входят зарплаты, налоги, аренда и прочее. Самая большая статья расходов (55-60%) — комплектующие. Суммарно расходы в месяц составляют порядка 300-400 тысяч рублей.

Отношение музыкантов к отечественному бренду

Сначала некоторые музыканты воспринимали отечественный бренд в штыки. Ничего специального, чтобы расположить их к себе, я старался не делать. В основном я работал над качеством.

Мы постоянно пытаемся его улучшить и при этом не сильно повышать цены. Например, сейчас Fokin Pickups старается, помимо хорошего звука, предоставить ещё и интересный внешний вид.

Fokin Pickups

Музыканты достаточно консервативны и обычно заказывают чёрные звукосниматели. Но мы расширяем ассортимент и стараемся выпускать их разных цветов.

Для этого мы приобрели фотополимерный 3D-принтер, который позволяет нам выполнять нестандартные заказы, например, делать катушки из цветных пластиков. По-моему, это такой тренд среди производителей, и в будущем рынок будет развиваться в сторону дизайна.

Ещё мы делаем рисунки на звукоснимателях, например, гравировку на металлических крышках: кто-то пишет своё имя, кто-то рисунок или название группы, кто-то копирует свои татуировки.

Зарубежные бренды идут примерно в этом же направлении. Вполне возможно, что что-то подсмотрели у нас, а где-то подсмотрели мы.

Когда Fokin Pickups начал делать гравировку, это не было популярным. Мы публиковали фотографии «звучков» с гравировкой в Instagram, и у других компаний, даже мировых, начала появляться гравировка. Может быть, это просто совпадение, я не берусь утверждать

Гравировка

Российское производство от зарубежного базово отличается объёмами. Зарубежные компании работают практически со всеми крупными гитарными производителями и комплектуют своими звукоснимателями их инструменты. Fokin Pickups пока работает только с российскими мастерами. Надеюсь, и они вырастут до мировых объёмов.

У Seymour Duncan целый ангар, где работает огромное количество людей и столы стоят в ряд. У нас сейчас два станка, но мы вполне покрываем объёмы заказов, которые есть у нас по России.

Российский рынок гитар всё равно немаленький, потому что у нас в стране живёт много людей. Процент гитаристов хоть и относительно мал, но в сумме их хватает для нашей работы.

Пандемия: работа из дома, падение продаж и скидки

В конце марта 2020 года из-за пандемии нам закрыли мастерскую, которая находилась в торговом центре. Нас предупредили за день. Сначала все думали, что это на неделю, но мы решили всё-таки вывезти оборудование на всякий случай. И правильно сделали.

Пришлось работать дома — каждый у себя, каждый делал свою часть работы. Я координировал команду, то есть забирал комплектующие у одного человека, отвозил их к другому. Это сильно замедлило процесс — практически в разы — но работа шла. Нам помогло, что мы живём близко друг от друга. Если бы мы жили в разных районах, скорее всего, работа бы встала полностью.

Было тяжело. Бизнес в тот период сильно просел, объём заказов упал примерно на половину. Люди откладывали деньги на более насущные нужды. Мы попытались выкрутиться скидками, скидывали максимум до 20%. Практически каждый месяц выходили в ноль.

Из локдауна мы вышли летом хоть и с потерями, но минимальными. После карантина был даже небольшой подъём заказов. Казалось, что будет гораздо хуже и страшнее, но кризис удалось пережить из-за сплочённости и взаимной поддержки.

Бизнес без бизнес-плана

Этот бизнес из тех, что создаётся без какого-либо бизнес-плана — интуитивно, просто чувствовалось, как ты идёшь в этом направлении и что надо делать именно так.

В начале я делал звукосниматели для друзей, они мне доверяли. И я стараюсь до сих пор так строить отношения с заказчиками. На всех не хватает времени, но по возможности я стараюсь отвечать людям. Если у меня что-то спрашивают, я не отмахиваюсь, я стараюсь им что-то рассказать.

Как гитарист я не совсем состоялся. Какие-то навыки остались в прошлом, я это компенсирую тем, что помогаю людям найти своё звучание. Они, грубо говоря, исполняют за меня мечту и достигают гитарных высот. Мне это даже греет душу.

Рассказываем о музыке
В контексте бизнеса, технологий и историй предпринимателей
Читать
0
87 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фокин

AlekseiPetroff, ниша очень специфичная и этот товар далеко не массовый, я могу сказать, что такие цифры для нашей ситуации (распространенности) с "гитаризмом" в стране это уже неплохой показатель.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фокин

Олег, спасибо, вы очень точно поняли мою цель "делать самый вкусный шашлык"!

Ответить
Развернуть ветку
Савва

А если реально. Почему не попробуете продавать за бугор. Начните с того же ЭТСИ - это практически бесплатно. Аудитория - весь мир. Сколько-то товаров бесплатно. Конкуренция большая, но за попробовать деньги не берут практически.
Сделайте красивое фото. Дальше ФБ. Инста.
У вас огромный плюс - товар легкий, доставка будет не сильно дорогая.

Ответить
Развернуть ветку
Савва

Пинтерес. Тоже может дать продажи. Очень хорошо индексируется гуглом. Полностью бесплатно. Только фото красивое.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алексеев

Без серьёзной рекламы и продвижения продаваться не будет. Типа "на этих датчиках играет гитарист знаменитой группы N". В статье не зря сказано, что в штатах в каждом городе кто-то мотает звучки. Хотя может купить какой-то коллекционер или любитель экзотики. "О, звукосниматели из России, такого у меня ещё нет". 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фокин

можете посмеятся, вам никто не запрещает)))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алексеев

Алексей, для нашего хромого музыкального бизнеса это очень даже хороший оборот. Больше бывает только у физических магазинов или производителей чего-то крупного. А проводить прямую зависимость между временем и оборотом вообще бессмысленно. В статье упоминается Фёдор Чернышов, он делает звукосниматели с 85 года. Думаю, у него оборот значительно меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Where Areyou

Только вот это не компания вовсе, это ИП. И бизнес плана не было и это не стартап. Это узкая ниша. Он её один поднимал с 6к рублей. Вы чего, слезьте там со своей колокольни, вам оттуда плохо видно ситуацию.

Ответить
Развернуть ветку
84 комментария
Раскрывать всегда