{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Мы целиком и полностью зависим от импорта»: в российских брендах косметики и одежды мало российского Статьи редакции

Они рассказывают, что быстро занять «освободившийся» рынок нельзя — последствия «спецоперации» принесли много проблем.

Источник: ТАСС

В начале марта мировые бренды косметики, модные дома и представители масс-маркета стали массово покидать российский рынок. О приостановке работы в стране объявили косметические Estee Lauder и LVMH, а также бренды одежды Kering, Inditex, H&M, Mango, Nike, adidas, Levi’s и другие.

До 10 марта в стороне от политических заявлений держался бренд Uniqlo. Но после критики со стороны клиентов он тоже присоединился к негласным санкциям.

После объявленного бойкота официальные лица России заговорили о новых возможностях для локальных брендов. Премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что импортозамещение должно стать основой российской экономики, а местные производители смогут занять освободившуюся нишу.

Однако сделать это трудно: отечественные производители одежды и косметики используют в основном импортное сырьё, стоимость которого подскочила из-за рекордного обвала рубля. Это уже привело к росту цен в магазинах и может сказаться на качестве продуктов. Многие локальные бренды уже начали готовить запасной план на случай полного запрета на ввоз товаров из Европы.

Сырьё дорожает на 50-60% и его уже раскупили, рассказывают бренды косметики

Бренд уходовой косметики Don’t Touch My Skin использует в основном зарубежное сырьё — из США, Южной Кореи, Японии и стран ЕС. Сырьевая база для производства косметики в России развита плохо, объясняет основательница компании Адэль Мифтахова. На местном рынке можно купить только часть необходимых ингредиентов — например, глицерин или подсолнечное масло.

Однако некоторые компоненты в стране не производят — здесь не найти витаминов А и С, ретинола, пептидов и многих растительных экстрактов. Поэтому большинство местных брендов использует импортное сырьё и критически зависит от поставок из-за рубежа.

Мы целиком и полностью зависим от импорта. Наш бренд хоть и российский, но российского в нем не так уж много. У других местных производителей примерно та же ситуация. Я уверена, что 80% используемого ими сырья — импортное.

Адэль Мифтахова, основательница Don’t Touch My Skin

Из-за событий на Украине привозить в Россию продукты стало заметно дороже, говорят представители бизнеса. Поставки из Европы значительно усложнились: крупные перевозчики больше не работают с Россией, ушли также и международные платёжные системы Visa и Mastercard.

«Остались какие-то небольшие банки, через которые можно отправить платежи, и они даже иногда доходят. То есть, если очень сильно постараться, можно сохранить рабочие процессы», — говорит Мифтахова.

Все расчёты проводятся в валюте, поэтому цены на товары и логистику подскочили пропорционально курсу евро и доллара. С 22 февраля до 10 марта курс доллара вырос с 80,3 до 121,5 рубля, а евро — с 91 до 130,5 рубля.

Бренд натуральной косметики «Это я» закупает за рубежом почти 90% сырья — его поставляют из Европы и Азии. В компании говорят, что сырьё в конце февраля-начале марта подорожало на 50-60%, а многих позиций уже нет в наличии. Речь идёт о растительных маслах, эмульгаторах и поверхностно-активных веществах — ПАВах .

Сложнее всего получить ПАВы, подтверждает производитель натуральной косметики Levrana. Цены на них росли с начала 2021 года, а за первые две недели марта подскочили в два раза. «Сложная ситуация также с поставками эмульгаторов. С ними проще, так как какое-то количество этого продукта мы производим сами. Сейчас ищем аналоги в Китае, но решение этого вопроса займёт длительное время», — отмечает гендиректор Levrana Леонид Леврана.

О дефиците некоторых компонентов говорит также основательница бренда косметики для волос 19Lab Professional Валентина Глушкова. По её словам, на складах уже заканчивается сырьё, а новые поставки трудно получить из-за сложностей с логистикой — как скоро доставят сырьё, никто не знает.

Тара под продукт, упаковочные материалы и другие комплектующие дорожают с каждым днём. Поставщики выставляют цены только на день оплаты, а что будет дальше, сами не понимают. У нас есть запасы продукции на два месяца. Надеемся, что за это время ситуация с логистикой выправится.

Валентина Глушкова, основательница 19Lab Professional

На фоне проблем с поставками и роста цен на сырьё российским брендам пришлось поднять цены на свои продукты. Например, косметика Don’t Touch My Skin уже подорожала на 10%, а продукты «Это я» и 19Lab Professional в ближайшее время вырастут в цене на 15-20%.

Повышение цен — это не лучшее сейчас решение. Мы и так были вынуждены поднять их в начале 2022 года. К концу марта решим, сможем ли сдержать их за счёт собственной маржи.

Леонид Леврана, гендиректор Levrana

Сейчас бизнес опасается новых ограничений и уже прорабатывает запасной план на случай эмбарго на ввоз товаров из ЕС. Бренд Don’t Touch My Skin планирует искать аналоги в Китае, Турции и Южной Корее.

Мы уже переписываемся с поставщиками, если нужно будет — перейдем на Китай, но хотелось бы этого не делать. Есть большое количество европейских продуктов, которые мы уже оплатили. Они должны были приехать к нам летом. Мы боимся, что они до нас просто не доедут.

Адэль Мифтахова, основательница Don’t Touch My Skin

Даже если поставки европейских компонентов прекратятся, полностью отказаться от импорта будет крайне сложно, говорят в 19Lab Professional. На российском рынке небольшой ассортимент, а цены довольно высоки в сравнении с тем же Китаем.

Даже из Китая возить стало дороже, говорят бренды одежды

О зависимости от поставок из-за рубежа рассказали также российские бренды одежды. Например, производитель White Crow покупает ткани, фурнитуру и другие материалы в Италии, Турции, Китае и Южной Корее. Зарубежные товары сложно заменить чем-то, удовлетворяющим по цене и по качеству, говорят в компании. Даже из Китая возить стало дороже, потому что продавцы оттуда работают за доллары.

Цены растут не на 20%, как многие говорят, а на все 120%. Поэтому в ближайшее время мы будем вынуждены пересматривать наши цены.

White Crow

Бренд верхней одежды Fiksson производит все вещи в Москве, но ткани и фурнитуру привозит из других стран. Компания закупала сырье напрямую у поставщиков в Италии, Корее и Китае, но в первые же дни «спецоперации» с этим возникли сложности. Из-за скачка курса валют и перебоев с поставками бренду пришлось отказаться от закупки мембранной ткани и кашемира, которым в России почти невозможно найти замену.

Цены на сырьё выросли в два раза. Я сейчас купила ткани по заоблачным курсам — от 110 до 150 рублей за доллар. Я просто продала квартиру и купила ткани на год вперед, на всякий случай. Тут не только вопрос цены, но наличия необходимых товаров у поставщиков и логистики.

Мария Фикссон, основательница Fiksson

Бренд женской одежды All we need закупает ткани в том числе в Европе — Италии и Франции, говорит его основатель Алексей Ефремов. Необходимые компании материалы невозможно купить в России, а товары из ЕС теперь доставляют дольше — сроки увеличились на неделю. Есть перебои с поставками из Турции, но пока их стоимость не изменилась, отмечает Ефремов.

С задержками столкнулся и другой локальный бренд одежды «Запорожец», который привозит сырьё из Китая, Индии и Турции. Компания отмечает подорожание поставок в конце февраля из-за привязки к курсу валют.

После подорожания сырыя и перевозок вырастут и наши цены. Мы всегда старались их сдерживать, насколько это возможно. Но после двух лет ковида наш подкожный жир почти на нуле. Для нас, как и для многих, повышение цен — это единственный шанс остаться на плаву. Будем искать более гибких производителей, лучшие цены и по возможности больше шить в России.

Михаил Лабахуа, основатель бренда «Запорожец»

Бренд 12Storeez, который производит одежду и аксессуары, также сообщил, что планирует повысить цены, так как половина производства компании находится за рубежом. При этом 80% стоимости одежды, которая шьется в России, всё так же зависит от цен на импортное сырьё, объясняет сооснователь бренда Иван Хохлов.

Производители сейчас ищут способы сохранить качество вещей и прежние цены в магазинах. Например, бренд Fiksson планирует добиться этого за счёт увеличения производства и технологических решений — например, изменения некоторых моделей и кроя вещей.

«Одежда подорожает на 20–40%» — прогнозы торговых сетей

Помимо небольших локальных брендов, в России работают также торговые сети Baon, Finn Flare, Zenden и Kanzler. Это отечественные марки, но почти вся их одежда и обувь изготавливается за рубежом — в Китае и Вьетнаме.

Производство сети магазинов Oodji, которой владеет компания «Август», изначально находилось в Санкт-Петербурге — но в 2022 году бренд отшивается в Китае. Заводы-партнёры бренда O'stin от «Спортмастера» тоже расположены в КНР.

Основные причины, по которым российские бренды вынуждены закупаться за границей или переносить производство, — неразвитость легкой промышленности, дефицит современных фабрик и обученных сотрудников, говорит РБК президент Baon Илья Ярошенко.

Именно поэтому отечественное производство будет дороже, а определенные товары Россия не сможет сделать никогда.

Илья Ярошенко, президент Baon

По прогнозам Ярошенко, одежда Baon подорожает на 20–40% — цены будут расти постепенно, «чтобы потребитель привык». При этом в приоритете у россиян теперь будут товары первой необходимости, так как доходы из-за нового кризиса упадут, добавляет он.

Частичное импортозамещение в индустрии всё же возможно, говорит владелица сети магазинов Finn Flare Ксения Рясова, — но на это потребуется несколько лет.

0
278 комментариев
Написать комментарий...
Роман Милованов

Думаю, что если компания уходит с рынка в такие моменты, то при возвращении на него, её нужно обложить двукратным налогом на несколько лет, в качестве меры извинения перед простыми гражданами, которые ни в чем не виноваты. Захотят "кусок пирога" - заплатят.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Klyuchnikov

Роман, если при первом входе на рынок компания получила преференции, ими воспользовалась и ушла, то да - тут отчасти справедливо наказание.

Но если компания развивала бизнес на свои деньги, то она вольна приходить и уходить безо всяких пенальтис.

Да и уход с рынка - это потерянные деньги для самой компании, нашему государству (возможно) стоит объявить преференции тем, кто остается (например, освободить от НДС и/или налога на прибыль на пару лет).

Ответить
Развернуть ветку
Роман Милованов

На счет преференций оставшимся - согласен. Если компания уходит по экономическим причинам, например, маленькая доля рынка и т.д., то это не должно нести последствий. Но когда компания уходит с рынка в качестве демарша, а потом захочет вернуться, то, считаю, стоит наказать.

Ответить
Развернуть ветку
K. A.

...чтобы еще сильнее уменьшить количество компаний, которые захотят вернуться и поднять цены для "простых граждан" (налоги переложат в ценник).

Напомню, что Россия - это очень маленький кусок пирога, всего 1.8% от мирового ВВП в 2021 (еще и стагнирующий с 2013), а с учетом ударов по экономике в 2022 - теперь и того меньше. С учетом больших издержек на ведение бизнеса и высоких рисков (взять ту же национализаицю) - пирог не очень привлекательный.

Изнутри России кажется, что она большая, богатая и сильная. Потому что находясь внутри, сложно сравнить с окружающим миром. Изнутри Ирана тоже кажется, что Иран мощный и богатый, но числа говорят сами за себя. 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Атмосферный Раскочегар

Первое: ВВП - это параметр, придуманный в те времена, когда не было ничего другого. Сейчас он слабо связан с размерами экономики страны.
Второе: даже если смотреть на него, то ВВП по ППС - 6 место в мире. Так то.

Ответить
Развернуть ветку
Maksim

ВВП - это сумма всех наших зарплат, если очень приближенно. Если представить что мировой рынок продает товары на 1 млн рублей, то у нас зарплата, получается, только 20 тысяч. Какой бы параметр не был придуманным, но если у тебя в кармане только 20 тысяч то ты не особо разгуляешься. И больше 5-10% в продажах никому не принесешь. Притом что часть из этих 20 тысяч мы тратим внутри нашей страны и на товары "заморских дядь" вообще не можем потратить больше 5.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Какая сумма зарплат, вы о чем вообще? Это объем производства / услуг, созданных на территории страны.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Как фрмируется ВВП на примере ЖКХ. Выкопать яму на тротуаре - 100000 рублей, закопать яму - 100000 рублей. Полезных действий - 0. В копилку ВВП - 200000.

Рост ВВП это реально очень плохой показатель роста экономики.

Ответить
Развернуть ветку
Давид Каминер

Наверное можно откапывать и закапывать ямы, чтобы обмануть статистику. Но, вероятно, это довольно дорогой способ. Если значительная часть ВВП формируется подобным путём, это наверняка приведёт к снижению уже реальной его составляющей.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Этот показатель номинальный, как квадратный корень из отрицательного числа. В математике он есть, а потрогать его нельзя.

Не обязательно к снижению. Просто показатель сколько было потрачено бабла. Например тушение лесных пожаров, или устранение последствий наводнений, штрафы ГИБДД - все это ВВП, как и строительство газопровода и металлургического завода. Но практической пользы, или экономического роста от штрафа ГИБДД или потушенного пожара - ноль, в отличие от строительтсва завода.

Так что когда говорят о росте систематическом росте ВВП - это говорит о том, что стали тратить больше денег, только и всего.

Вот взял ты с собой 50000 рублей и пошел ты кабак, выпил бутылку водки, покушал, заплатил за это 5000 рублей. Поехал домой на такси, заплатил таксисту 500 рублей, но т.к. был вхлам - потерял кошелек с деньгами.

Итог ВВП твоего похода в ресторан 50000, из которых практической пользы было на 5500 рублей. Но по факту друзьям ты можешь смело рассказать, и это будет действительно так, как ты офигенно гульнул на 50000)

Ответить
Развернуть ветку
Давид Каминер

Продолжаю вашу метафору, если так жить всё время, то денег на ресторан скорее всего скоро не будет.

Если часть трудоспособного населения занимается деятельностью непродуктивной, то на продуктивную деятельность остаётся меньше трудовых ресурсов. Тоже с капиталом и материалами. Если осознанно работать на увеличение чисто номинального показателя ВВП, останется меньше сил на продуктивную экономическую деятельность.

Те что я хочу сказать в целом: мне кажется, что ВВП коррелирует с уровнем развития экономики. Конечно, ужать всю экономику огромной страны до одного показателя всегда будет означать потерю информации. Редко когда сложную систему можно померять одной метрикой. Но на мой взгляд показатель это не пустой и довольно полезный. Как говорится у аналитиков: "все модели не верны, но некоторые полезны".

Я, если что, не прфессиональный экономист, может чего не понимаю. Знаю, что многие известные экономисты ВВП критикуют, но в замен, насколько я знаю, предлагаются какие-то странные показатели, включающие уровень неравенства и чуть ли не уровень социальной справедливости.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

"Если часть трудоспособного населения занимается деятельностью непродуктивной, то на продуктивную деятельность остаётся меньше трудовых ресурсов."

Что не сходится? Если бы не природные ресурсы - это закончилось бы очень быстро, за пару лет.

"Знаю, что многие известные экономисты ВВП критикуют, но в замен, насколько я знаю, предлагаются какие-то странные показатели, включающие уровень неравенства и чуть ли не уровень социальной справедливости."

Смотри, в СССР (я ни в коем случае не совкодрочер, просто факты) экономические сводки включали в себя конкретные факты и достижения:

Построено столько-то предприятий, столько-то квадратных метров жилья, выпущено столько то продукции, совершены такие-то открытия и достижения в науке. Конкретно и по делу - чего страна достигла за год.

Сейчас подобные сводки - это цифры и коэффициенты, которые большинство не понимает. Спроси на улице у любого среднестатистического гражданина, хорошо ли что растет ВВП? Он ответит, что да, хорошо. Если ты задашь вопрос - что это такое, этот самый ВВП, мало кто на это ответит.

ВВП в качестве метрики не подходит для измерения роста экономики - это подмена понятий, и спекуляция на неграмотности населения.

"если так жить всё время, то денег на ресторан скорее всего скоро не будет."

А представь, что у тебя во дворе кран с нефтью из земли торчит, и ты каждый день заливаешь цистерну, и тебе за нее 50 к ежедневно платят.

Пипец тебе наступит только тогда, когда цистерна больше не приедет.)

Ответить
Развернуть ветку
Давид Каминер

Возвращаясь к предыдущей аналогии, вместо ввп мы будем подсчитывать километры раскопанных канав, а также километры закопанных канав.

Да, в этих метриках тоже есть польза. Но проблем кмк не меньше чем в ВВП. Тот же завод может работать в убыток. Или же производить продукцию, на которую нет спроса. С субсидиями это возможно и в рыночной экономике. Или продукция его будет портиться при транспортировке (частый вариант в СССР, как я слышал). Плюс совершенно непонятно как при таком подходе учитывать сферу услуг. Как оценить сумму добавленной стоимости? Наши программисты написали в этом квартале на 20% больше строк кода? А кроме всего прочего это не одна метрика, а как минимум десяток, если не сотня. Этим сложнее оперировать.

При этом с приведёнными вами недотатками ВВП как метрики я полностью согласен. Действительно она неинтуитивна.

Кстати, насколько я знаю, для сравнения СССР с западными странами, ВВП совсем не подходит, из-за принципиального различия в типе экономик. Те в каких-то ситуациях эта метрика действительно совсем не годится.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

"Тот же завод может работать в убыток."

Так никто и не говорит, что все без исключения должно приносить прибыль. Есть сферы, которые заведомо убыточны с самого начала, но они социально значимы. Например благоустройство городских парков, бюрократия вся бесполезно (я имею ввиду перекладывание бумажек, работа всяких там МФЦ и т.п.). ГИБДД, Росгвардия и прочие карательные органы - они экономическую пользу не приносят стране. Но они нужны, чтобы выполнять некие функции, без которых комфортно государство не сможет функционировать. Это все должно финансироваться из бюджета. Я же привел пример, как частная конторка, которая присосалась к бюджету выполняет заведомо бессмысленную работу. И таких у нас очень много.

Я лично несколько раз был свидетелем как на заведомо расформировывающуюся военную часть закупалось оборудование на несколько миллионов. Т.е. и поставщики, и покупатели, и даже приемка были в курсе.

Ответить
Развернуть ветку
Давид Каминер

Я именно это и имел в виду. Организация, которая и социальной функции не выполняет, и прибыль без субсидий/дотаций генерировать не может. Опять же, иногда и такое оправдано. А иногда это просто коррупция, либо же чьи-то бюрократические амбиции. Или просто результат неверного планирования. Но продукция выпускается, формально в стране происходит рост числа выпускаемых изделий. Те те метрики, которые, как я понял, вы предлагаете в замен ВВП, также будут тут обманывать.

Ответить
Развернуть ветку
275 комментариев
Раскрывать всегда