{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

«Больше путешествуйте и больше занимайтесь сексом. Только так можно стать хорошим дизайнером»

Интервью с владельцем онлайн-школы веб-дизайна WWWEB Данилом Фимушкиным. Об Артемии Лебедеве, путешествиях, организации офлайнов для дизайнеров по всему миру, фестивале Burning man и инфоцыганах.

Данил Фимушкин, 29 лет. Владелец онлайн-школы WWWEB

Слушай, сразу спрошу, поскольку не большой знаток этимологии имен. Данила, Даниил и Данил — это ведь всё разные истории? Или Даня — так можно к тебе обращаться? Потому как для меня Даня — это Данила, ещё со времен фильма Балабанова «Брат».

Ну да, у меня имя Данил с одной «и», без «а» на конце. Но мне нравится, когда меня Даней называют.

Отлично, а то после фразы «Данил, расскажи» непроизвольно хочется «те» добавить. Очень официально получается. Даня, как тебя правильнее представить читателям? Ты больше кто сейчас — веб-дизайнер, ментор, ивент-менеджер, арт-директор?

Владелец школы веб-дизайнеров.

Сколько человек у вас в штате? Есть офис, или это удаленка?

Я изначально строил бизнес таким образом, чтобы мог спокойно перемещаться по миру, потому что занимаюсь кайтсерфингом. Это такой вид спорта, когда тебе нужны серфовая доска, океан, ветер, волны. Таких мест не очень много на самом-то деле, приходится постоянно куда-то летать, ездить. Из-за этого, собственно, и собирал команду полностью удаленно через интернет.

Сейчас в команде 6 человек: это мой ассистент, который помогает всякую текучку делать, берет на себя поддержку клиентов и так далее, и наставники курсов. Они дают обратную связь студентам. При обучении веб-дизайнеров важно, чтобы их работу смотрели, комментировали. Только так можно получить взрывной рост. Вначале я всё это делал сам, сейчас это делают тьюторы, как я их называю. Тренеры, которые «допинывают» людей до результата.

Люди в такой команде часто сменяются?

Ну, школа у меня где-то четыре года. Сложно говорить о каких-то выводах, но вот с ассистентом мы работаем уже больше года, с одним из тьюторов работали, наверное, года два. Недавно она уже просто переросла, ей стало не интересно, сейчас своими проектами занимается. Ещё такой момент: многие тьюторы работают офлайн в студиях в своих городах и при этом совмещают с ведением курсов.

После основной работы проверяют домашку студентов. Это очень круто, потому что они в индустрии, понимают потребности рынка и сразу же учат этому студентов. Ну и при этом зарабатывают больше. Было такое, что девочка работала пятидневку в студии и получала за восьмичасовой рабочий день X рублей, а у меня — где-то в полтора раза больше. Делала всё в свободное время и тратила не более 3-4 часов.

Действительно круто. Давай немного о твоей книге. Пробежал глазами и выписал цитату. Я её прямо в заголовок, наверное, помещу.

Ну-ка (смеется).

Больше путешествуйте и больше занимайтесь сексом. Только так можно стать хорошим дизайнером.

Ха-ха, да ты и правда читал! В самом конце написал её, а ты дочитал, молодец!

Судя по твоему образу жизни, цитата не оторвана от автора и ты сам разделяешь такую жизненную парадигму. Тогда вопрос будет такой: когда ты для себя понял, что это твоя тема — подолгу не сидеть на месте, — сегодня здесь, а завтра там?

Ммм, когда понял… Да черт знает, когда понял. Кажется, до сих пор это ещё понимаю.

Извини, перебью немного и поясню вопрос. Думаю, 99% людей с готовностью скажут, что это их голубая мечта — путешествия и фриланс или ещё какая-то удаленка...

Ага.

...но когда доходит до дела, — допустим, призрачно появилась такая возможность, то определенный процент людей отваливается. Ведь одно дело говорить, совсем другое — для себя этот стиль жизни принять в реале.

Соглашусь. Я учился в университете, когда поехал за границу впервые. Тут стоит сказать, что у нас в семье никогда особо денег не водилось. Прекрасно помню конец 90-х, когда временами и покушать особо нечего было. Однако первое мое путешествие было фактически за счет родителей, за что им огромное спасибо. Какие-то крохи добавил сам. В то время я уже начинал фрилансить — баннеры рисовал, ещё что-то.

Это тебе сколько лет было на тот момент? Куда поехал?

Ммм… (усиленно вспоминает). Не помню, если честно. Ну... это университет. Второй курс, может быть. Где-то так. Я тогда просто охренел от того, как круто за границей. Потому что никогда раньше не был, а тут бац — абсолютно иная реальность, о которой до этого ничего не знал.

Люди какие-то другие, постоянно что-то интересное вокруг происходит. В тот момент мировоззрение немного расширилось. Почувствовал, что это дает много энергии и дополнительное развитие, что-то в этом духе.

Был в Австрии и Чехии. Вот с тех пор, пожалуй, захотелось начать путешествовать. Так и не отпускает (улыбается).

Про мировоззрение — в точку. Убежден, если долго находиться на одном и том же месте, некая зашоренность сознания с высокой долей вероятности придет.

Ну да, есть такое. Мне нужно всегда чувствовать себя в тонусе. В том плане, знаешь, чтобы замутить что-то новое. И важно, чтобы было много энергии внутри меня для того, чтобы реализовать это новое. Когда останавливаюсь на одном месте больше месяца или, максимум, двух, то затягивает рутиной сразу. Ничего не хочется, происходит какой-то застой.

В итоге сколько времени в году находишься в РФ?

По-разному всегда. Дай подумать... Ну, наверное, месяца 3-4 провожу в России, всё остальное — нет.

Слушай... ни хрена себе, как звучит! Никогда не задумывался об этом (смеется).

Ты сказал про энергию, чтобы замутить. С этим понятно, а как доводишь идею до реализации? У многих бывает, что они загораются чем-то, но дальше ничего. Есть рецепт?

В целом, я отношусь к этим людям, которых ты описал (улыбается). Думаю, большинство людей устроены таким образом, и очень повезло тем, кто методично чего-то там достигает. Я стараюсь создать для себя условия, в которых невозможно будет не сделать, и как можно быстрее принимаю решения.

Приведу хороший пример. Две недели назад я проводил мероприятие «Инфомай» в Питере. Участие было для всех бесплатным. Суть: я просто собрал единомышленников — тех, у кого тоже есть свои онлайн-школы, и мы на несколько дней сняли квартиру с видом на реку. Был некий мастермайнд, мы делились опытом. Круто прокачали друг друга, я считаю.

Делимся опытом

Теперь, собственно, к самому примеру: один из участников посоветовал мне пройти тренинг. Дело было в пятницу. Я загуглил информацию о том, что ближайший стартует в субботу. Тут же вписался и оплатил, а уже на следующий день учился чему-то новому. Если бы я дал себе небольшую отсрочку и подумал пойти туда с другим потоком, мне кажется, я бы не пошел. Здесь же я, получается, проголосовал своими деньгами за идею о том, что это нужно и нужно прямо сейчас, о чем потом нисколько не пожалел. Чувствую, что это было очень в тему.

Голосовать за свою идею рублем — это неплохо, спасибо за мысль. Едем дальше. Даня, в начале разговора уже упомянули твою книгу. Что сподвигло к написанию? Расскажи об этом немного.

Напиши, что я всегда хотел стать писателем (смеется). Книжка, на самом деле, людям нравится. Во всяком случае, те, кто прочитали, находят её полезной. Она и печатная продавалась, сейчас онлайн раздаю бесплатно. При этом прошло уже два или три года, многие вещи мной переосмыслены.

Это ведь, по сути, методичка для тех, кто с нуля хочет прийти в дизайн?

Да, можно сказать и так. Создавалась она очень просто. Я записываю много видеоконтента — для своего YouTube-канала, для тренингов и так далее. Руками фрилансеров всё это транскрибировали в текст, убрали междометия и все мои «черт возьми», сделали художественную правку и добавили картинки из моих презентаций. Получилось такое пособие для новичков, где я рассказываю какие-то контентные блоки на основе своих знаний. Конечно, кто-то в комментариях может раскритиковать, мол как же так, ты не сидел вечерами и не писал текст, покуривая сигару. Зато это чистая правда.

Ещё пара небольших вопросов по книге. У тебя там был интересный пример с двумя тарелками. На первой — отрисовка макета, верстка и контент в соотношении 1:1, на второй — контенту отводилось где-то 85%. Это символизировало работу над сайтом раньше и скоро. Это «скоро» наступило?

Ну, кстати, сбылось (улыбается). Только чуть-чуть дополню. Я говорил, что так это будет устроено в ближайшем будущем применительно к рынку сайтов примерно до 100 тысяч рублей. Да, черт возьми, это наступило. Благодаря таким сервисам как Tilda, Wix, Readymag и миллионам других штук, сейчас основной упор идет в сторону контента и смыслов, а техническая реализация, по сути, второстепенна.

Даже то, что во «ВКонтакте» ввели сейчас редактор статей, — чем это не конструктор сайтов? Напиши нужные тексты, поставь нужные картинки, и людям будет это удобнее, чем какой-то сайт standalone. При условии, что твоя аудитория живет во «ВКонтакте». Разумеется, остались ещё веб-студии. Потому что все сервисы, которые дороже условных 100 тысяч, хоть ты тресни, но на Тильде не сделаешь. Для малого бизнеса же сейчас именно так всё и устроено.

Я выписал себе авторов, которых ты в книге рекомендовал к прочтению. На первом месте был Виктор Папанек, «Дизайн для реального мира». Среди прочего он пишет: «Дизайнер либо зарабатывает деньги, либо меняет мир». Всё так и есть?

Он также пишет про такое правило, когда ты 10-20% своего времени выделяешь на какие-то некоммерческие проекты, которые помогают сделать что-то полезное для людей. Вообще вопрос интересный, но ты же про веб-дизайн, наверное?

Давай про веб-дизайн.

Веб-дизайн — это достаточно прикладная профессия. Кроме того, дизайнер ведь всегда вправе отказать каким-то клиентам, если не нравится тема или ещё что-то. Даже если ты наемный сотрудник в компании, ты в рамках своей компетенции и зоны, на которую ты можешь повлиять, будешь стараться что-то улучшить.

Ещё замечу, что никто не запрещает ни дизайнерам ни вообще любым людям в мире брать какие-то проекты или какие-то вещи, которые не нравятся, и просто их улучшать. Например, так делает Артемий Лебедев.

Помнишь, они пилили схему метро, когда об этом их никто не просил? Со временем всё пришло к тому, что они выиграли в конкурсе и запустили её в реальную жизнь. Мне кажется, такой подход нужно использовать всем, в том числе и дизайнерам.

Принято. А есть ещё такие примеры?

Илья Бирман, который сделал раскладку, позволяющую набирать разные типографские символы в удобном формате. Его тоже об этом никто не просил, но он взял и сделал. Поэтому моя рекомендация всем дизайнерам — делать какие-то проекты, которые будут чем-то полезны. Если этого хочется. Если не хочется, то можно просто зарабатывать деньги и не париться (смеется).

Слева направо: Артемий Лебедев, Данил Фимушкин и Илья Бирман

Как наемному дизайнеру бороться с профессиональным выгоранием?

Ну… я рекомендую учиться чему-то новому. Потому что веб-дизайн это такая сфера, которая граничит с миллиардом других. Из веб-дизайна можно перейти в моушн-дизайн, в UI/UX, можно начать рисовать мобильные приложения и так далее. Либо уйти в маркетинг и заниматься трафиком, конверсией. Приобретенный ранее навык будет полезен.

Расскажу одну историю. Два года назад у меня на курсе учился Илья Тимофеев. Он был полиграфистом, рисовал визитки, плакаты, ролапы и прочее. Занимался этим уже пять или шесть лет к тому моменту, и вот у него был тот самый этап, когда всё дико задолбало. Задолбали клиенты, которые просили поиграться со шрифтами и цветами.

Работодатель, у которого он тогда трудился, оплатил для него мой курс, чтобы он научился делать сайты и сделал сайт студии для их компании. Хотели сэкономить и обучить Илью (улыбается). Он научился. В итоге его жизнь круто изменилась, он отработал ещё месяца четыре вроде в этой компании, после чего ушел и устроился в московскую студию.

Последний раз, когда мы с ним встречались, он уже разрабатывал один из сайтов для Газпрома. Илья благодарил и говорил, что я вдохнул в его профессию новую жизнь. Потому что полиграфия — это статичные картинки, здесь же появились анимация, параллакс, какие-то новые средства выражения, о которых раньше из-за ограничения формата он не мог и мечтать.

Точно так же, как это произошло у Ильи, это может случиться у любого веб-дизайнера. Переключиться со статики на анимацию интерфейсов — с одной стороны, это очень близко, но при этом очень далеко.

Согласен, дорогу осилит идущий. Слушай, раз беседа зашла про студии, спрошу про «Логомашину». На vc.ru этих ребят можно увидеть часто. Знаю, ты лично и достаточно хорошо знаком с Ромой Горбачевым.

Да-да, хороший парень (улыбается). Я упоминал уже «Инфомай». Рома был приглашен и стал одним из гостей. А впервые мы с ним познакомились два года назад. Я тогда брал у него интервью, его можно найти на YouTube.

Как тебе то, чем ребята занимаются?

Круто! Мне очень нравится. Более того, я сам клиент «Логомашины». Мой брат — предприниматель, у него сеть велопрокатов в Москве. На день рождения я дарил ему фирменный стиль, сделанный у ребят как раз. Без каких-либо скидок, на общих основаниях для него купил.

Брат остался доволен?

Да. Как клиент, я очень переживал на самом деле, что там будет всего один вариант. Ребята могли, как говорится, не попасть, а деньги уже заплачены, да и день рождения только раз в году у брата (смеется). В итоге, в целом, попадание было на 100%, и сейчас они (речь про компанию брата — прим.) уже адаптируют этот вариант под себя. Велопрокат — сезонная тема, и они в прошлом году его не успели внедрить.

Отдельно про Рому, наверное, стоит ещё сказать. Рома красавчик. Он как предприниматель офигенный, как человек интересный. Удалось много пообщаться в неформальной обстановке на «Инфомае». Да, Рома не совсем инфобизнесмен, но сейчас они запускают курс по брендингу, потому такая встреча была ему очень в тему.

Давай тогда теперь про другие твои движухи, сначала в офлайне. «Ночь дизайна» — что это такое?

Ну, это такой проект, впервые я его проводил в Москве на дизайн-заводе «Флакон». Мы тогда собрались в коворкинге «Start Hub», где у нас было, если не путаю, 100 человек вживую. Все пришли со своими компами. Делали редизайн сайта «Start Hub». Это у нас была такая коллаборация, собственно, чтобы мы не платили за аренду (улыбается).

Мы им нарисовали 100 вариантов их дизайна, неплохо же. Параллельно с этим в онлайне с нами были ещё 300 или 500 человек, цифру точно не вспомню, и удаленный от нас офлайн в Иркутске, тоже в одном из местных коворкингов. Там было человек 30-40, наверное.

Получилась такая вот интересная штука: два города, плюс ещё солидный онлайн. Задача простая — одновременно много людей пробуют профессию, проверяют, подходит ли она им, и на практике сразу делают какие-то вещицы. Так быстрее приходит понимание, что вход в профессию дизайнера достаточно простой.

Видел на твоей стене во «ВКонтакте» заметку о том, как ты проводил одну из онлайн «Ночей», будучи в Майами. При этом у всех была реально ночь, а у тебя — утро или день.

Да-да, была такая тема. Это вторая по счету «Ночь дизайна». Если первую мы проводили офлайн, и вся прелесть заключалась именно в живом общении, то тут я находился в совершенно другом часовом поясе в Америке, но мы подумали, что почему бы и да (улыбается). Я задернул плотно шторы, чтобы у меня была тоже ночь, а на часах в это время было 11 утра или что-то около того.

Как тебе работается по ночам, кстати?

Если честно, я не очень люблю. Люблю спать ночью. Но знаю, что у большинства есть такая тяга что-то поделать именно ночью. У меня же обратное тянется ещё с универа: пока все учили билеты перед экзаменом, я спал. Я реально продуктивен в первой половине дня. Бывало такое, что на часах нет ещё полудня, а я уже сделал всё что хотел сделать за день. Лично меня вдохновляет такое.

Есть у меня наблюдение. Творческие люди или те, у кого свой бизнес, обычно либо нереальные жаворонки, которым подъем в 5 утра не чужд, либо наоборот — такие совы, каких поискать. С чем связано, как думаешь? Желание свою активность распределить на такое время, когда вокруг меньше информационного шума?

Слышал про теорию, согласно которой ранним утром хорошо работается, потому что энергетическое поле Земли не переполнено информацией (смеется). Я в эзотерику слабо верю. Как мне кажется, это связано с особенностями человека. Лебедев вон очень поздно ложится и встает тоже поздно. Каждому свое. Сам я просыпаюсь где-то в 10. Конечно, очень сложно бывает с дальними перелетами. У меня такой организм, что долго привыкает к изменениям.

Снова ты про Лебедева. У меня про него целый блок вопросов. Расскажи тогда читателям, с чего всё началось. Ты проходил стажировку в студии, насколько я понимаю?

Да, я проходил стажировку. Там очень забавно получилось. Ребята регулярно на своем сайте публикуют новости о том, что начался набор стажеров на такой-то поток. Дается задание, если ты его выполняешь — тебя зовут. Если нет — не зовут. Я всё выполнил, отправил, а когда время подошло, меня чего-то никто не позвал (смеется). Звоню в студию и говорю:

— Привет, я такой-то, вам писал, а про меня либо забыли, либо я сделал плохо.

Они у себя посмотрели и отвечают:

— А, да, нашли действительно, ну приходи в такой-то поток.

Я учился в универе тогда, жил в общаге, открыл форточку и туда: «Ааа, ура!», — ну потому что для меня это была прямо мечта, знаешь. Окунуться в эту атмосферу и хоть как-то приобщиться к такой компании.

Стажировка месяц проходит?

Да, стажировка проходила месяц, и в это время у нас как раз была производственная практика в университете. Кто-то проходил на кафедрах, а я вот — в студии Артемия Лебедева. Это был кайф, конечно.

Что для себя вынес за это время? Какой-то прорыв сознания случился?

Мне тогда впервые отчетливо показалось, что всё возможно. Когда я жил в Майкопе и каждый день заходил смотреть бизнес-линч, для меня это было что-то такое виртуальное и далекое. А тут я понял, что это такие же живые люди. Увидел своими глазами, как делаются большие нескучные проекты. Конечно, там свой интересный подход ко всем процессам.

Но лично с Тёмой тебе тогда не удалось пересечься?

У них кафе есть, я как-то там сидел и обедал. А Лебедев мимо проходил. Я ему такой: «Ооо, здрасьте!». На что он баристе говорит:

— Практикант?

— Ну да.

Вот так мы и пообщались (смеется).

Расскажи про вашу совместную поездку в экспедицию. Это ведь спустя много лет было?

Да, это было прошлой весной. Опять же, всё на общих основаниях. Принял участие в конкурсе и в качестве оператора присоединился к команде на экспедиции. Понятное дело, что я ни хрена не оператор, но из-за того что я много путешествую, я начал вести видеоблог и что-то для него снимать на iPhone или GoPro, а потом монтировать.

У меня не так много просмотров было, но, по словам постоянных комментаторов, достаточно интересно получалось. Я подумал, почему бы не попробовать и не поучаствовать. Сделал небольшой ролик.

Кстати, тоже смешная история. На моем канале уже был минутный трейлер. А по условиям требовалось, чтобы обязательно присутствовала Toyota в ролике. Конкурс спонсорский. Я был тогда на Бали, проводил тренинг «Остров» для дизайнеров. Взял камеру, подбежал к таксисту и спрашиваю:

— Это у вас Toyota?

— Да, Toyota.

Я эти 5 секунд вмонтировал и отправил на конкурс. Потом во время голосования, конечно, очень помогли мои подписчики, спасибо им. Разослал призыв проголосовать по email-базам и в ВК. Так и так, мол, проголосуйте за меня, тогда у вас будет интересный контент про Лебедева.

Поскольку подавляющий процент аудитории моих подписчиков это дизайнеры и, в большинстве своем, они отлично знают, кто такой Артемий Лебедев, за меня проголосовали. При этом пришлось многим регистрироваться в ЖЖ, так как голосование было там.

Могу сказать, что Тёма всегда делает всё достаточно открыто, и потому если проголосовали, например, то вот — берешь и едешь. Всё просто.

Ты на Дне рождения студии был, судя по фото. Тёма пригласил?

Да, это было уже потом, осенью. Потусили супер, тусовка было просто огонь. Могу сказать, что я был на разных по всему миру — Burning man или Ultra Music, например, но тут было как-то душевно так. Конечно же, все дизайнеры или околодизайнерские ребята там собрались. Интересно было пообщаться с теми, кого видел только в интернете. А тут они с тобой пьют вино или что-то ещё (смеется).

Вот, кстати, давай немного про Burning man. Тема тоже огонь в прямом и переносном смысле!

Ну… я два раза был там. Помню, когда первый раз оттуда приехал, говорил всем своим друзьям, что это лучшее, что было в моей жизни. Сложно в двух словах объяснить. Это отдельный мир. Фестиваль на 70 тысяч человек, где люди платят по $500-1000 и больше, чтобы просто заехать на 8 дней в пустыню.

Нужно обладать достаточным уровнем сумасшедшести и не меньшим уровнем ответственности. Необходимо привезти с собой всю еду, воду, чтобы этого хватило, и, более того, не оставить после себя там никаких следов. Доходит до того, что ты не можешь просто вылить воду на землю — для этого строят специальные выпариватели. Если ты паркуешь машину, то обычно подстилаешь какую-то клеенку, чтобы масло не капало на песок, ну и так далее. Очень бережное отношение к природе.

Ключевая концепция — внутри всё бесплатное. Создается атмосфера всеобщего дарения. Тебе ничего не продают, а если чем-то угощают, не требуют ничего взамен, делают это от души. Первые два-три дня я бегал как угорелый, а на третий что-то щелкает внутри, и ты думаешь — харе потреблять.

Пытаешься приобщиться к этому всему, начинаешь вписываться волонтером или помогать кому-то, дарить что-то сам. Это во многом повлияло и на мое мировоззрение, потому что в мире, где живет капитализм, я начал проводить мероприятия, которые просто бесплатные, на которых я ничего не продаю.

Как опыт, это было интересно и необычно, и это сводило с ума людей. И меня.

Сколько городов ты посетил на сегодняшний день?

Стран уже три десятка набралось. Про города точно не скажу. Я одно время делал проект «100 городов». Фотографировался в одинаковой позе перевернутого жучка в разных местах и выкладывал в соцсети.

Да, хотел спросить тебя об этом как раз. Откуда это началось? Есть какой-то глубокий смысл? Может быть, это послание тем, кто сидит в офисе. Дескать, вы там как беспомощные жуки, а я здесь.

Ну, глубокого нет (смеется). Каждый видит что-то свое в штуке, которая не имеет смысла. Короче, изначально в одном из первых своих путешествий в Неаполе увидел китайцев, которые фотографировались постоянно в дурацких позах. Начал их пародировать, а закончилось всё тем, что я лег на спину и стал перебирать руками и ногами. В этот момент меня сфоткали. «Ух, какая дурацкая фотка, сделаю-ка я такую же в 100 городах», — подумал я.

Это закрытый кейс, или ты продолжаешь в каждом новом городе?

Не-не, всё, хватит (смеется). Я уже не могу, набило оскомину.

Отвечая на вопрос про экспедицию с Лебедевым, ты упомянул про тренинг «Остров». Звучит многообещающе, расскажи про него в двух словах.

Их было два. Первый мы проводили на острове Пханган, это Таиланд. Второй — на Бали. На острова по 10 участников где-то приезжало плюс-минус. Если говорить про формат, то мне нравится сама идея окружать себя таким комьюнити, которое состояло бы из людей, работающих удаленно через интернет. Чтобы они могли путешествовать, постоянно переезжать в другие страны и при этом кайтить, серфить.

Первый «Остров» — это были 10 человек, которые успешно отучились у меня на курсах, и им в качестве бонуса был, так скажем, этот подарок. То есть они оплатили перелеты и проживание, а всё остальное было бесплатно. Днем мы катались на слонах, ездили на байках и ели бананы, а вечером проводили воркшопы по дизайну и дизайн-мышлению.

Из офлайновых тем ещё могу рассказать про «Дизайн-круиз».

Давай.

На «Круизе» было где-то 20 человек. На круизном лайнере мы отправились по маршруту Питер — Хельсинки — Питер. Плавали 3 дня, проводили тренинги, позитивно общались и любовались отличными видами. Бесплатный мятный финский ликер все оценили по достоинству (улыбается).

«Строим сильный личный бренд в интернете», — это была большая основная тема выезда, на самом деле успели обсудить много чего ещё и тоже ооочень круто провели время.

А «Desing GYM» — это, получается, основной курс, который сейчас преподается онлайн в школе?

Всё верно. Это основной курс, ему уже 3 года. Здесь за месяц люди получают основные навыки, чтобы создавать сайты и зарабатывать на этом.

Сколько выпускников прошли курс в общей сложности?

Думаю, что эта цифра близится к 2 тысячам уже. Однажды перестал считать, но примерно так.

Структура курса, если кратко? Человек записался, оплатил, что с ним происходит дальше?

Он получает доступ в личный кабинет, в котором есть набор видеоуроков. Уроки достаточно короткие — по 10-20 минут, потому что в современном мире объективно тяжело смотреть видео хронометражем по полтора часа. Далее человек смотрит, что нужно сделать, выполняет задание и отправляет на проверку.

Работы студентов проверяются ежедневно. Тьютор смотрит и говорит, что нужно исправить, передвинуть, перекрасить и так далее. Может поставить незачет. Обычно в таком случае записывается полноценный видеоразбор с четкими указаниями, что студенту нужно переделать. Пока не получил зачет, к следующему заданию не переходишь.

Помимо этого, если что-то мешает двигаться дальше, случился некий затык, можно задать любой вопрос и в течение дня получить обратную связь.

Насколько разный у всех стартовый уровень?

Ко мне приходят разные люди. Есть те, кто начинает с полного нуля. Например, одна женщина, — ей было лет 35-37, наверное, — была парикмахером. До обучения не знала ни Photoshop ни, тем более, Sketch. К концу курса она получила первый реальный заказ и заработала что-то около 20-30 тысяч рублей. На эти деньги потом поехала по какому-то туру отдыхать, насколько знаю (улыбается).

Приходят полиграфисты, они уже чего-то умеют делать, у них есть вкус, но они не знают, как лучше применить свои знания в ключе веб-дизайна. У таких людей получается самый быстрый прогресс, их нужно только направить — показать и рассказать, как это работает в вебе.

Есть студенты, которые понимают, что в университете работают теоретики, которые пересказывают книжки. Потом, когда ты заканчиваешь универ, ты не знаешь, как устроена работа студий. Портфолио у тебя нет, и, в общем-то, с таким багажом никуда не берут. Остаешься у разбитого корыта.

За обучение многих студентов платят родители по 100 тысяч в год, вваливают за всё время по 500 тысяч, а на выходе ничего. У меня за 1-2 месяца человек получает гораздо больше и гораздо дешевле.

Примерно такие портреты.

Про студентов верно подмечено. Это извечное «Где взять опыт работы, если без него никуда не берут». Даня, буквально через неделю у тебя стартует какой-то новый проект, верно?

Да-да, назвал его «Учу учить». Уже с 28 мая и по 1 июня я буду каждый день проводить стримы, на которых расскажу, как устроена моя школа, и о том, как любой человек может создать свою школу. Это будет интересно для любых профессионалов, которые хорошо разбираются в какой-то своей теме и хотят начать обучать этому других людей в онлайне.

У меня в свое время было такое, что я уперся в стеклянный потолок. Я вроде упорно работал по 10 часов в день, но денег больше не становилось. Был вариант масштабироваться либо в сторону своей студии, либо в сторону своей школы. Я выбрал школу и нисколько не пожалел. Теперь буду рассказывать другим, как создать онлайн-школу и обучать людей тому, что у тебя получается, через интернет.

Не могу не спросить, что думаешь по поводу инфоцыганства. В комментариях обязательно об этом напишут. Как будешь парировать?

Когда я брал на работу маркетолога, он сказал, что поискал негативные отзывы обо мне в интернете и не нашел (смеется).

Правда, я тоже искал. Либо действительно люди довольны, либо это маркетинг уровня «0 Торшиных из 10».

Это всё не просто так. Мы ведь гарантируем результат людям. Если человек понимает, что ему не подходит что-то или не нравится, я индивидуально рассматриваю его случай, чтобы понять, почему это так. Возвращаем деньги, если не удалось найти решение. Не создаем конфликтов, понимая, что 1-2% возвратов это нормально. А позитивных отзывов реально много, потому что людям курс помогает. Пишут текстовые отзывы, записывают видео и так далее.

По поводу инфоцыган. Мне кажется, что есть так называемая старая школа инфобизнеса.

Если вспомнить, то 10 лет назад люди в интернете были готовы платить за что угодно. «Приходи на вебинар за 10 тысяч рублей, я тебе что-то там расскажу», — и люди платили деньги. Сейчас, слава богу, ситуация изменилась. Люди более избирательны.

Это в свою очередь хорошо сказывается как на владельцах школ — ученики более требовательны, и ты делаешь контент лучше, так и на самих учащихся — они получают знания, дающие результат. «Win — win», выигрывают все, а настоящим инфоцыганам всё сложнее становится зарабатывать (смеется).

Я сожалею, что я не инфоцыганин, потому что я был бы более богатый, наверное, и моя бизнес-модель была бы более эффективной. Я получал бы деньги и ни хрена не делал, лил бы воду (улыбается).

Тем, кто априори с большим скепсисом относится к онлайн-обучению, могу привести хороший пример из жизни. Я проводил как-то курс «Design GYM» в офлайне в Москве. Тоже на дизайн-заводе «Флакон» мы собирались. По своей тупости решил устроить баттл между онлайном и офлайном. Онлайн выиграл, и это было неожиданно для меня на тот момент.

А ведь если так подумать, то в Москве, чтобы просто доехать до места проведения, люди тратили час туда и час обратно. Те, кто учились онлайн, эти условные 2 часа в день инвестировали в выполнение заданий. Получилось, что в онлайне успевается больше. Несмотря на то, что у офлайна я стоял рядом за спиной. Это не самое важное было.

Всех, кто занимается обучением, можно назвать инфоцыганами. Начиная от Британской высшей школы дизайна и заканчивая Оксфордом (смеется). Потому пусть называется как угодно. Главное, как мне кажется, чтобы обучение приносило пользу людям.

Для меня инфоцыганами являются те, кто, грубо говоря, прочитав полторы книжки по маркетингу, учит маркетингу тех, кто не читал ни одной.

Да, соглашусь с тобой. Вообще скажу такую вещь: главный посыл — нужно как можно больше стараться отдавать людям. Платно или бесплатно, как угодно.

Даня, я смотрю, что пошел уже второй час интервью. Было безумно интересно, но пора закругляться. Напоследок скажи, какие планы на будущее?

Почти всё внимание и все мысли сейчас направлены на проект «Учу учить». Идеальное, кстати, инфоцыганское название (улыбается). Хочется сделать большое комьюнити владельцев онлайн-школ, потому что это интересно и, как показал «Инфомай», это очень сильное окружение и сильные люди. Ключевая идея и ценность в том, чтобы помочь всем, кто что-то умеет делать хорошо, распространить это на как можно большее количество людей.

В дальнейшем, конечно, очень интересно начать всё это делать на английском языке, чтобы увеличить масштабы. Потому что я был не так давно на конференции в Лиссабоне. Ехал с некой уверенностью в том, что вот приеду, а там всё совсем по-другому, иной уровень.

Могу сказать, что некоторые российские конференции, на которых я был, сильно круче чем то, что я там слышал и видел. И по контенту, и по подаче. Очень надеюсь, что рынок образования в нашей стране превратится из инфоцыганского во что-то очень стоящее, значимое, и к нему будут с уважением относиться во всем мире.

Желаю внести посильный вклад. Удачи, Даня! И большое спасибо, что уделил столько времени.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
116 комментариев
Написать комментарий...
Action X

Короче типично: "Я много путешествую, работаю по пару часов в сутки, подписывайтесь на мой канал, читайте мою книгу, знаю Артемия Лебедева, покупайте у меня курс по созданию школы дизайна!"

P.S. Тема дизайнерского секса не раскрыта.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Типичный коучер с рекламой своих услуг.. как обычно. "Обучу дизайну удаленно за две недели" - таких вот "обученных" дизайнеров без художественного образования уже полстраны. Смотришь и плачешь. Это ж тебе не гайку закрутить.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов
Автор

Здравствуйте, а где реклама, можно спросить? Правда немного обидно слышать подобное, когда потрачено было столько времени и мною, и героем, чтобы записать это интервью. Поговорили на миллион разных тем. Где типичность? Или с мнением по какому вопросу, поднятому в интервью, лично вы не согласны?

Могу сказать, что гораздо чаще плачу, глядя на наше государственное образование и на то, какой уровень знаний у вчерашних студентов, которые пусть даже с красным дипломом выпустились. Речь не только про дизайн.

P.S. Не сочтите за рекламу, но тот проект «Учу учить», о котором говорилось в самом конце интервью, тоже сейчас будет бесплатный для всех желающих. Но это так, к слову.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Олег, статья написана отлично - если вам нужна оценка вашей работы.
Речь о смысловой составляющей - коучеры эти уже у горла сидят. Не буду углубляться в суть, т.к. рискую написать статью не меньше вашей))))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов
Автор

Под своей работой применительно к это статье я вижу раскрытие Дани, как предпринимателя. Он интересный человек, которого можно слушать очень долго, но после диалога с которым не нужно снимать лапшу с ушей :)

Потому и обидно видеть такой фидбэк касаемо его деятельности. Однако спасибо за оценку статьи, как текста в отрыве от тематики)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Пожалуйста :)
А про лапшу таки не соглашусь, снять стоит :)))

Попробуйте написать в таком же режиме о предпринимателе, который продает не воздух. Мне кажется, будет куда больше хороших отзывов..

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов
Автор

Сколько людей, столько и мнений. Я предпочитаю оценивать по результатам, а они таковы, что отрицательных отзывов нет. В офлайне люди приходят в большом количестве, им нравятся те знания, которые они получают.

Знания становятся воздухом, только если впускать их в себя через левое ухо и выпускать через правое :)

Лапша же скорее там, где проводятся мотивационные тренинги. Но к Дане это отношения не имеет. Суть работы школы в проверке заданий и работе с каждым учеником. Это не платные вебинары или что-то в этом духе.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Обучить дизайну человека без соответствующего образования методом домашних заданий и объяснений, как нарисовать кружек в фотошопе... об этом можно долго думать

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов
Автор

Не дизайну, а веб-дизайну и дизайн-мышлению. Может быть, именно на этом моменте у вас происходит диссонанс)

Веб-дизайнеру можно не рисовать кружочек с нуля, достаточно найти его на каком-то фотостоке (они есть бесплатные) и внедрить клиенту в проект после какой-то минимальной обработки.

Потому я вам скажу так по поводу образования: всё зависит от того, есть ли у человека банально вкус. В школе обучают не рисовать «Девятый вал» или «Последний день Помпеи», а разрабатывать дизайн-проекты для сайтов клиентов. При условии наличия в сети огромного количества исходников, это не так трудно. Нужно действительно только направить и дать рекомендации.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Олег, это не научить дизайну, а показать, где есть готовый и рассказать, что в фотошопе есть слои. Потом взять за это хорошие деньги с потока наивных людей. Это большой, огромный обман.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов
Автор

Не совсем понимаю, почему вы так ухватились за термин «научить дизайну с нуля», которого в интервью даже не было ни разу :) «Научить дизайну» и «научить выполнять заказы и зарабатывать веб-дизайном» — это же совсем не одно и то же.

Складывается ощущение, что вы просто высказываете свою позицию по инфобизнесу в целом, а не комментируете интервью.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Отличное интервью! Но никак не могу отделить для себя тему и статью. Извините за мое мнение. Ретируюсь(

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов
Автор

Так Данил не учит дизайну «от и до». Он учит решать задачи клиентов теми инструментами, которые по силам освоить каждому.

Вы ведь не говорите, что человек, который продает кинзу в палатке, учит садоводству и преподает агрокультуру.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Олег, он предлагает научить ДИЗАЙНУ. Чтобы стать дизайнером, недостаточно знать, где взять готовую работу и как вставить в нее логотип заказчика. Это вообще называется обманом по отношению к заказчику, который нанял дизайнера, а не искателя годных шаблонов на просторах интернета. Человек, который хочет научится дизайну, по факту получает ссылки на общедоступные ресурсы, которых в интернете полно под тегом "сделать сайт самостоятельно дома своими силами".

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Егоров

Елена, согласен с тобой полностью. Ты шарящая.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов
Автор

В интернете много всего, самоучителей по иностранным языкам, например. Но люди записываются на курсы по изучению языка. Как офлайн, так и онлайн. В чем обман? Ученикам не говорят, что они смогут в дальнейшем организовать выставку в Третьяковской галерее.

Про абсолютно любое обучение можно сказать, что информация по теме есть в интернете. Так уж получается, что в интернете есть всё. Однако учителей, как профессию, это не дискредитирует и не делает их ненужными.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Егоров

ты додик))))))))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов
Автор

Сударь, вы на VC, воспитанным господам здесь не принято тыкать. «Вы додик» — это ещё куда ни шло.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

Я думаю вы спорите о том что такое ПТУ и что такое Школа исскуств. Не в совсетском а смысловом понимании этих 2х вещей. И вы оба правы.

Ответить
Развернуть ветку
Lenny Fallon

а я бы прочел статью о коучерах не меньше этой...

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

А вы когда-нибудь сталкивались с коучером в режиме ученика?)

Ответить
Развернуть ветку
Lenny Fallon

нет)
я иногда сам им являюсь, невольно и бесплатно, и вот в эти моменты у меня начинает глаз дергаться на тему "как бы не вести себя как ненужный коуч"
мне вообще интересно - где пролегает граница между самостоятельным стремлением учиться какого то будущего про и доступностью информации для этого

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Если вы не берете денег за свой вклад в кого-то, это только вызывает уважение.
Коучер ПРОДАЕТ воздух массово, не заморачиваясь на изначальное содержание знаний у конкретного человека. Он один раз строит определенную программу занятий и записывает видосы, чтобы не тратить время (обычно это занятия по трем ценовым категориям - лоу, мид и хай где соответственно изменяется ценовая составляющая) и делает рекламный вброс с красивой картиночкой - Не умеешь рисовать? Тогда тебе к нам, научим рисовать вот такого зайчика. И зайчика они действительно научат рисовать, только это не дизайн в целом, а курс - как научиться нарисовать зайчика.

Ответить
Развернуть ветку
Lenny Fallon

я не могу брать деньги за свой вклад в кого то по двум причинам: эти вклады эпизодичны и абсолютно бесценны)))
если серьезно - как по мне, лучше создавать цеховую экосистему, позволяющую сегодня учиться у меня, а завтра - мне. все чего то полезное знают, главное что бы иногда друг с другом делились)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Да! Это правильная мысль. Если ты хочешь научится дизайну - иди в студию стажером, а не к коучерам за "воду и воздух" свои последние выкладывать.

Ответить
Развернуть ветку
Action X

Когда героя статьи взяли стажером в студию: "Я учился в универе тогда, жил в общаге, открыл форточку и туда: «Ааа, ура!», — ну потому что для меня это была прямо мечта, знаешь. Окунуться в эту атмосферу и хоть как-то приобщиться к такой компании."

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Герой статьи правильно сделал и пошел учиться стажером в студию. Мы говорим о том, к чему он в итоге пришел. Это совершенно другая струя деятельности.

Ответить
Развернуть ветку
Action X

-Даня, как тебя правильнее представить читателям? Ты больше кто сейчас — веб-дизайнер, ментор, ивент-менеджер, арт-директор?

-Владелец школы веб-дизайнеров.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Вытяжки из статьи - это здорово, но я не улавливаю смысловой связи с моими словами и мыслями...

Вы считаете я не умею читать?))) Уверяю, я прекрасно поняла, что статья про парня, который пошел в дизайн правильными способами - путем стажировки. То, что он теперь владелец школы веб-дизайна из статьи тоже понятно. А вот вы мои тексты не поняли.

Ответить
Развернуть ветку
Action X

Цитаты под Вашими постами это как дополнение, в знак солидарности, чтоб другим было более понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов
Автор

Ни в коем случае не хочу говорить за кого то, но предположу, что суть послания примерно в этом: студии и школы ведь нужно кому-то основать. Люди сначала отучиваются на дизайн «правильным», как вы говорите, способом, а потом доносят свои знания до других.

В школе тьюторы тоже из студий, это не самоучки.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Олег, сходите как нибудь за деньги по честному на какие-нибудь онлайн-курсы и напишите статью с мнением из первых рук. Будет интересно почитать. В частности сопоставление затраченных средств и полученного опыта будет интересовать)))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов
Автор

Я хожу на многие конференции, пусть и оплачивает мне это работодатель. Могу сказать, что всё зависит от конкретного мероприятия. Да, наверное, больше половины не очень полезны. Но это не ставит крест на всех остальных.

Со школами ситуация примерно такая же. Есть откровенный развод на деньги, не спорю. Розовые очки не ношу :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Гапич

Елена, приветствую! В чём отличия коуча и тренера? И кто, по Вашему, Данил?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Да, в целом, это и не важно. Все равно оценивать нужно статью, а не сферу деятельности героя. Мне чисто субъективно герой не симпатичен, но это только мое мнение и я ни в коем случае не призываю с ним соглашаться! Каждый имеет право на свои симпатии-антипатии. Оцените лучше статью, человек старался :)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов
Автор

Елена, вы точно читали статью? Тьюторы в школе работают с каждым учеником и следят, чтобы поэтапно выполнялся каждый шаг при обучении. Никто не вываливает на учеников набор видосиков, чтобы они в них просто разбирались в меру своей понятливости.

В этом и разница между инфокурсами и школой. Повторюсь, школой.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Да я читала статью и знаю как работают тьютеры. Ладно, давайте закончим дискуссию. Каждый имеет право на свое мнение и каждый вправе находится в блаженном неведении)))

Ответить
Развернуть ветку
Элина Слотова

Я проходила курс. Там не учат создавать шаблон, как вы говорите. Там учат пользоваться инструментом для создания дизайна (а тут уж — гуляй не хочу). В онлайн-курсах (любых) есть свои минусы и свои плюсы. Каждый ищет для себя подходящее. Мне, например, курсы у Данила дали некоторый толчок и задали направление. Ну и опыт, первая же полноценная работа с курса пошла в портфолио)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ломаев

Не надо коучеров оскорблять, хорошие люди, соль земли. В остальном согласен, что смысл статьи в том, что Дане надоело пахать как все лохи и он решил настричь бабла с лохов по-быстрому. VC реально становится площадкой для бизнеса такой модели. Т. е. Тёма Лебедев пашет, Айк пашет, Покрас, черт побери пашет, Даня выше этого, Даня учит. Я хотел по-доброму, честное пионерское, но блин, не удержался.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Лукичев

Елена, чтобы двигать прямоугольники худ образование не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Липец

Двусмысленно ответили)))
На самом деле в любой работе, даже с шаблонами оно нужно. Или хотя бы какое-то понимание композиции и наличие вкуса, иначе можно и годный шаблон испохабить. НО - шаблон он и в Африке шаблон, это далеко от профессии дизайнера.

Ответить
Развернуть ветку
113 комментариев
Раскрывать всегда