Несколько курсов валют, старые самолёты и аналоги зарубежных приложений: как иранцы живут под санкциями Статьи редакции
Основные тезисы из репортажа «Редакции».
Несколько десятилетий Иран занимал первое место в мире по количеству введённых против него санкций. Экономика страны находится в изоляции последние 40 лет: международные резервы Центробанка заблокированы, импорт нефти и поставки технологий запрещены, а любые инвестиции в страну грозят западным компаниям вторичными санкциями.
- В Иране действует несколько курсов валют — официальный и рыночный, сообщает «Редакция». Первый установлен для импортёров стратегических продуктов, а второй — это курс в обменниках. Иранцам разрешается покупать не больше $2200 в год, но по факту это правило не соблюдается, а многие операции осуществляются в «серую». Как пишет The Bell, в стране действуют три курса валюты — рыночный, официальный и NIMA. Последний нужен для внешней торговли.
- Международные платёжные системы не работают, а местные банки отключены от SWIFT. В стране есть своя платёжная система Shetab, но её банковские карты не принимаются за границей.
Взять кредит под проценты нельзя, ростовщичество запрещено по исламу, говорит корреспондент ТАСС Никита Смагин. Но купить машину в рассрочку можно — формально это не считается кредитом. Оформить ипотеку тоже нельзя, но есть программа поддержки молодых семей, по которой можно взять «практически беспроцентный кредит» на квартиру в пригороде Тегерана. В самой столице Ирана квартиры стоят от $1150 до $2400 за м², говорят местные жители.
Несмотря на санкции, Иран продолжает торговать нефтью: танкер выходит из страны, выключает транспондер в море и переливает нефть на другое судно, а затем оно входит в Китай под видом, например, малазийского, объясняет Смагин.
- Общественный транспорт здесь развит плохо, поэтому его часто заменяет такси — средний чек поездки в Тегеране в переводе на рубли составляет 50 рублей, говорят местные жители. А литр бензина стоит около 10-15 рублей. На рынке работают сервисы заказа такси, а в тройку самых популярных входит приложение «Максим». Скачать его в привычном магазине приложений нельзя: чтобы воспользоваться сервисом, нужно открыть в браузере агрегатор Sibapp — это аналог App Store — и отыскать в каталоге нужное приложение.
- Летают в Иране на старых самолётах Boeing, Airbus, Bombardier. Их средний возраст составляет 25-30 лет. Местные авиакомпании пытались обновить парк в 2015 году, когда США и Иран заключили «ядерную сделку». Но контракты на поставку около 200 лайнеров пришлось заморозить после прихода к власти Дональда Трампа и введения новых санкций.
Технику и автомобили в Иран поставляют без разрешения правообладателей. Mercedes или Porsche можно завести в страну из ОАЭ на пароме через Ормузский пролив, говорит журналист Алексей Пивоваров. Пошлина на ввоз достигает 100%.
- В иранских магазинах можно найти также и продукцию Dior, Lancome, Guerlain и других зарубежных брендов. По словам местных жителей, при желании «достать можно всё»: то, чего нет в местных магазинах, можно заказать у байеров. Они привозят одежду из Турции, Азербайджана и других стран.
- В Иране недоступны большинство иностранных сервисов, но местные жители обходят блокировки с помощью VPN. В качестве аналога YouTube в стране работает Aparat: авторы могут зарабатывать до $950-1150 в месяц, создавая контент для платформы, говорит глава компании Мохаммад-Джавад Шакури-Могаддам. По его словам, у Aparat более 60 млн пользователей. Aparat также владеет видеоплатформой Filimo, которая стала альтернативой Netflix. Также в Иране есть свой магазин Android-приложений Cafe Bazaar, соцсеть Cloob, маркетплейс DigiKala и другие аналоги зарубежных сервисов, пишет The Bell.
В 2018 году в Иране отменили бумажные визы, а спустя год перестали ставить штампы при пересечении границы в стране. С ними могут возникнуть проблемы при въезде, например, в США или Израиль.
Комментарий недоступен
Проблема в национальных республиках, а не многонациональности. То есть созданы анклавы, это плохо, хотя логика и есть.
Если бы все равномерно были размешаны, то не было бы деления по национальностям, ну в меньшей степени.
то есть когда советы переселяли народы это было хорошо, или это другое?
Если отбросить гуманизм и свободы, то с точки зрения внутренней политики возможно хорошо.
Даже национальные гетто внутри городов это плохо, посмотрите на Францию.
Культурные, национальные анклавы вроде хорошо, но есть большие минусы, государство в государстве.
Я то с тобой согласен.
Это так, позлить либерду )
нехер было делать советам туда сюда людей таскать, ага )
нет, плохо иметь анклавы и качать из них деньги, отбирая власть.
Федерализация должна быть и она должна быть реальной, а не номинальной.
Пока есть диктатура одного города будут назревать проблемы. Они уже назревали даже без маленькой победоносной х**ни. А с ней так это будет усугубляться.
Комментарий недоступен
Но это спасло Сингапур
Сингапур есть 100% диктатура, там демократией и не пахнет, при том на данный момент это военная диктатура
там смешали национальности с разными культурами и вышло ок
Нихрена они не смешали. Просто все дела ведут на английском засунув национальные штуки куда по дальше. Таким образом никто не может сказат что одна из наций доминирует над остальными.
По ним не видно, что это плохо.
Там анклавы все же
Проблема в том, что эти национальные республики лишены суверенитета и про факту колонизированы «федерацией».
Их не будет, когда (а не если) они будут отдельными государствами.
Ну так это норма для единого государства.
Наоборот в некоторых республиках избыточный суверенитет.
Так в этом и проблема.
Да нет просто надо было центральной власти принимать решения не по принципу разделяй и властвуй, а компромисс и взаимопонимание.
в миксер всех. с сос едом не чпонькаться!