Офлайн Вячеслав Шегай
7 951

«Работаю управляющим, мастером-приемщиком, маркетологом, секретарем»: владелица автомастерской о своей профессии

Тоня Сергеева из издания «Дело Модульбанка» поговорила c предпринимательницей Дарией Каменской о том, сколько стоит содержать мастерскую, как реагировать на недовольство клиентов женщиной-механиком и что помогает управлять мужским коллективом.

В закладки

Автомастерская от 150 тысяч рублей

У меня автомастерская на 200 м², она в Бирюлево. Мы чиним все модели и делаем почти всё: от смены масла до кузовного ремонта. Оборот — до 1,2 млн рублей в месяц.

Автомастерскую можно открыть за несколько сотен тысяч рублей. Есть три типа автомастерских:

  • Мелкий ремонт. Меняем масло, колодки, сцепление, ГРМ, без кузовных работ. Из инструментов — максимум один подъемник и всякие ключи.
  • Ремонт конкретной марки. Такие сервисы обслуживают только, например, Volkswagen или Porsche.
  • Мультибренд — делаем всё и по всем маркам.

Автомастерские живут в разных помещениях, есть отдельные здания с окнами в пол. А есть гаражи, они так и называются — гаражные автомастерские. Я рассказываю о таких мастерских.

Гаражи под автомастерские находятся в промзоне, часто в окружении таких же мастерских или складов. Клиенты, которые ездят в гаражные мастерские, привыкли к видам. Это первый раз кажется, что ужас, а на самом деле — вид как вид, не хуже спальных районов

Дешевле открывать автомастерскую с мелким ремонтом, дороже — с мультибрендом. Расходы есть разовые, а есть регулярные. Разовые — это оборудование и инструменты, а регулярные — аренда, коммуналка, сотрудники, запчасти. Примерно может получиться так:

Зарплата — не фиксированная величина, она зависит от заказов, количества сотрудников и их квалификации, поэтому в таблице — примерная сумма.

В мастерской могут работать механики, маляры, электрики — или только механики, а остальных вызывают под заказ. Обычно все получают процент от платежа клиента. Отремонтировал на 20 тысяч рублей, у механика — процент с этих 20 тысяч рублей. Из-за всего этого сумма на зарплату прыгает от месяца к месяцу.

Стоимость коммуналки зависит от сезона. Зимой в мастерской холодно, поэтому тратится больше горячей воды и элекричества для отопления и работы. Летом часть заказов можно делать на улице, поэтому расход меньше.

Полулегальная аренда гаража

Есть стереотип, что если хочешь клиентов на дорогих машинах, надо отгрохать что-то дорогое. Это бред. Дорогое помещение не влияет на качество ремонта, разве что на его стоимость.

Мой выбор — гараж. На территории не так чисто, зато можно арендовать большую площадь и сэкономить при этом, а сэкономленные деньги пустить на хороших механиков и оборудование.

Это часть моей автомастерской — крытая стоянка: водители оставляют машины, пока мы их чиним

Гараж — коробка от десяти метров до бесконечности. Возможно, коробка никогда не была гаражом в прямом смысле слова, а там всегда кто-то что-то чинил.

Часть ремонтного зала. Здесь ремонтируем подвеску, устраняем вмятины, меняем части кузова. В мастерской есть малярка

Вот что надо знать о гаражах.

Внешний вид гаража не так важен. Я начинала работать в гаражной мастерской: гараж на 30 метров, два механика, чуть ли ни ведра вместо стульев, зато чинили без обмана. Поэтому уверена, что неважно, как выглядит мастерская. Если чинят хорошо, клиенты придут.

Аренда гаража — всегда полулегальная. Выкупить гараж под мастерскую невозможно, можно только арендовать. Повезет, если аренда по договору и арендодатель покажет хоть какие-то документы на право сдавать.

В Москве почти всеми гаражами под мастерские управляет ГСК — гаражно-строительный кооператив, это такой обмылок совка. Люди, которым вы будете платить за аренду, скорее всего, не имеют права на помещение. Они либо хорошие знакомые тех, кто поближе к ГСК, либо платят им комиссионные. За шесть лет на рынке не слышала, чтобы кто-то сдавал официально и со всеми документами.

В любой момент вас могут попросить съехать или платить больше. У меня не было проблем с арендодателем, но, кажется, просто повезло. Если арендодатель адекватный, его волнуют только деньги: платите без задержек, рядом с мастерской нет разборок — арендуйте сколько хотите. Если из-за мастерской появятся проблемы, аренда закончится. Я видела, как автомастерская выезжала со всем добром за два дня.

Гараж сложно искать через «Авито» или ЦИАН — один развод. Лучший способ — опросить автомастерские, где чините машину. Наверняка кто-то что-то сдает или вот-вот начнет.

Не страшно, если рядом другие автомастерские: конкуренты не мешают зарабатывать. Пропускная способность у гаражных мастерских небольшая, всегда будут клиенты, которым надо срочно поменять масло или выправить вмятину после аварии, а все заняты. В таких случаях одна мастерская отправляет к другой. Так хотя бы поможешь соседу, и он в следующий раз поможет тебе. Я была в промзоне, где 27 гаражей с ремонтом машин — и ничего, работают.

В помещении нужны туалет, душ, раковина. Даже если мастерская занимается мелким ремонтом, всё равно закладывайте место под воду. Пусть душ отделяет от ремзоны занавеска, а не плотная дверь — такой лучше, чем никакого.

Нефраст, бензин, масло, отработка, окалина от сварки и всё что угодно может попасть в глаз, и тут — сразу вода, иначе останешься без зрения. Грязь с тела лучше отмывать после каждого ремонта, иначе клиенты разбегутся от запаха.

Полка в душе механиков: я за свой счет покупаю мыло, шампуни, зубную пасту. На случай происшествия лучше держать еще аптечку

Арендодатель может помочь с проблемами, а может плюнуть. Как-то у меня сгорела мастерская. Я тогда только искала помещение для себя и въехала на время в гараж, где была еще одна мастерская.

Пожар начался из-за соседей — второй мастерской, и он смёл половину моей, но арендодателю было всё равно. Сказал, что пока чинить не будет, и, если хотим, можем работать в таком помещении, если нет — можем выезжать.

Сейчас у меня другие договоренности с арендодателем. Если какое-то ЧП — пожар или полиция приехала — я первым делом иду к арендодателю, и он решает проблемы. У меня вывеска пропала, так арендодатель сделал новую и сам поставил.

Заранее непонятно, будет вступаться за тебя арендодатель или нет. Поэтому прежде чем заплатить, я час расспрашивала: а что будет в такой ситуации или такой. Обмануть всё равно могут, но хоть сошлюсь на разговор.

Рабочий день с девяти утра до часа ночи

Я работаю управляющим, мастером-приемщиком, маркетологом, финансистом и секретарем. Если кто-то из механиков или маляров загулял и прямо сейчас надо заменить, я заменю.

Готовлю машину под покрас и счищаю ржавчину с кузова. Маникюр обновляю каждый день, иначе на руки страшно смотреть. Фотография Сергея Лютых
Обезжириваю бампер для покраски. Фотография Сергея Лютых
Достаю пульверизатор, чтобы начать окраску. Фотография Сергея Лютых

Мой рабочий день начинается в девять утра: просыпаюсь, проверяю WhatsApp и Facebook, отвечаю и записываю клиентов. В мастерской я в десять. Сначала привожу в порядок клиентскую зону, потом составляю график работы и продолжаю отвечать на звонки.

В мастерской — мой кабинет, здесь готовлю план работы и составляю сметы клиентам. Чтобы ничего не пропустить, в мастерской есть камеры, один из экранов — в кабинете, так что я одним глазом смотрю, как дела в ремонтной зоне.

В среднем за час — девять обращений клиентов. Кто-то записывается, и я ставлю машину в расписание, кто-то уточняет цены или звонит поболтать. Для звонков у меня два номера: один висит на каждом углу, другой знают только близкие.

Просто записать клиента недостаточно — надо понять, сколько стоит ремонт, подходит ли цена клиенту и нам. Поэтому после звонка веду расчет и связываюсь с клиентом.

Делаю карточки на каждый заказ, чтобы самой понять стоимость и клиента не обмануть

Обед — время заказывать запчасти и допуслуги. Почти все детали заказываю в «Авторуси». Отличный магазин, он привозит запчасти за четыре часа, а не завтра или на следующей неделе. Хотя могут, конечно, всё перепутать: заказывала передний суппорт, а привезли задний. Поэтому каждую коробку открываю и проверяю.

Заказы планирую в кабинете — это единственное место в мастерской, где можно подумать. Еще здесь уютно и удобно. Вот стоит банка от детской смеси «Симилак». Я не помню, кто ее принес, но сейчас там сахар для чая

Некоторые штуки покупаем отдельно. Например моющую жидкость, очищенный бензин для мытья коробки — для них нашла другую контору, там надежнее качество. Еще рядом есть магазин, такой жегулячий, беру простейшие инструменты.

Еще одно направление заказов — конторы, которые чинят стартеры, генераторы, рулевые рейки. Для этого нужен стенд, у нас его пока нет. Одна контора работает по будням, другая — еще в выходные. Я их чередую. Могу отдать на заказ манипуляцию с мотором, например шлифовку головки блока цилиндров. Заказы надо хорошо распределить по времени, чтобы не опоздать к клиенту и не переплатить за срочность.

Постоянно ищу партнеров. Например, нужны надежные и вменяемые по деньгам эвакуаторы, которые забирают машины клиентов и привозят к нам. А таких мало: начинают нормально, потом привозят с опозданием или машину царапают. Заставить платить нереально, поэтому сама оплачиваю покраску, если что.

Формально мастерская работает до восьми, но клиенты часто приезжают со срочняком под закрытие, поэтому задерживаюсь. Я не могу уйти до последнего клиента, потому что принимаю каждую машину и проверяю, всё ли сделано по списку и точно ли хорошо. Иногда так устаю, что хочу спать больше, чем жить.

Иногда так устаю, что хочу спать больше, чем жить.

Проверять ремонт научилась на своих машинах: у меня были «Жигули», и они ломались просто всегда, и в чужой мастерской. Сначала работала в мастерской на подхвате: ключи принести, масло заменить. Позже просила механиков показать ремонт двигателя и кузова и под конец научилась сложному ремонту. Я вижу, сделано как надо или нет.

Клиент привез машину с убитым капотом Audi-80 1983 года:

Шкурим и покрываем капот грунтом. Для первого слоя выбираем кислотный грунт, он не даёт ржавчине прогрессировать.

Теперь хорошо видно вмятину, которую раньше не было заметно.

Кислотный грунт высох, мы облили капот обычным грунтом. Он помогает материалам лучше сцепляться.

Как только основной грунт высох, шпатлюем вмятины и дырки. Остается выровнять шпатлевку, подгрунтовать и переходить к покраске.

На следующий этап ушло два дня и два килограмма шпатлевки. Капот снова загрунтовали двумя видами грунта и часть покрасили.

Финальной фотографии не осталось, но клиент уехал довольным.

За обман — увольнение, пьянку можно простить

У меня пять постоянных сотрудников: два механика, электрик, маляр и его помощник. Под заказ вызываю еще одного механика, тонировщика или стекольщика.

Есть стажеры. Это ребята на подхвате: подают ключи, держат детали, в общем помогают по мелочи. Стажеров набираю без опыта, и чаще — после детского дома или армии: работы нет, друзей нет, непонятно, за что хвататься. В мастерской можно получить профессию — пусть не звездную, зато за настоящие деньги и без уголовщины.

В мастерской можно получить профессию, пусть не звездную, зато за настоящие деньги и без уголовщины.

Постоянно слежу за ребятами, чтобы в запой не ушли. Своих знаю, поэтому видно, когда у кого резьбу сорвет: кто-то чаще хмурится или курит. Запой — это жесть. Один запил и не вышел, другой начинает о бутылке думать. Как-то пропали сразу два механика, хотя оба были в середине заказа.

У меня несколько способов борьбы. Могу выдать не всю зарплату, а только 1000 рублей: добраться домой, поесть и вернуться. И так дня три. Как отпускает тяга, выплачиваю остальное. На 1000 рублей особенно не выпьешь, спорить со мной бесполезно, только увольняться.

Еще могу перевести деньги жене, а работнику выдать ту же 1000 рублей. Обычно говорю: «Налички нет, что было на карте — кинула жене». На этот случай заранее узнаю, как зовут жен, детей, собак, куда переводить деньги, если что.

Если вижу, что пришел пьяным или с похмелья, гоню домой. Готова положить отоспаться, но как придет в себя — пусть катится. Никакого похмелья в мастерской. День дома — дорого, за день 10 тысяч рублей, бывает, заработаешь, и ребята это знают.

За драками слежу. То и дело начинается: «Кто взял мой инструмент? Ты?» — и давай, как дети. Когда слышу ругань, выхожу в ремзону, ну и объясняю на простом русском: «Мне плевать, чей там инструмент. Если потеряли, надо сказать, чего не хватает сейчас, и купить, а потом молча искать». Примерно так, только с матом.

Обычно разборки начинаются от усталости, поэтому слежу, чтобы больше шести дней подряд никто не работал. Хотя часто приходят и просят дополнительные смены — деньги нужны. Я редко соглашаюсь, предлагаю выдать премию, если быстро справятся с заказом.

Для инструментов готовы стеллажи и контейнеры, но есть тайная комната с бардаком, хотя мы находим в ней нужные детали за минуту

Нельзя быть полностью уверенной, что ребята придут вовремя. Мастерская работает с одиннадцати до восьми вечера, ребята приходят когда как. Если заказов много, могут к семи утра прийти и начать работать. А могут проспать и завалить дело: через три часа клиент приезжает, при этом механик еще не явился. На случай опозданий у меня в телефоне десять механиков на подхвате.

В ремзоне висит расписание и задачи по машинам. В компьютер к себе забиваю подробнее, а ребятам такого хватает

Вмиг увольняю работника, который обманул клиента. Знаете, как бывает в автомастерских? Мастер говорит, что вот такое сделал, а сам не делал. Я никогда так не вру и своим не разрешаю. При приеме на работу предупреждаю: «Не обманываем. Увижу — увольняю без оплаты за неделю».

К «без обману» привыкают по три месяца: видно, что по привычке масло залили, а фильтр не поменяли, хотя деньги записали. Всё думают, что я прикидываюсь. Новичку делаю замечание два раза, а потом увольняю. Старичкам не прощаю.

Ребята у меня не воруют. Мне помогает правило: «Можешь бесплатно отремонтировать две машины, например, свою и друга». Нужна краска — бери, запаску поменять — меняй. Всё равно бы таскали, а так договорились по-хорошему, и я заранее закладываю это в расходы.

Ребятам было скучно, и мы раскрасили шкафчики, в шкафчиках — посуда и всякие мелочи

Чтобы ребята не затягивали ремонт, плачу только когда машина полностью готова, клиент расплатился и забрал ее. Каждый получает за свою часть: механик — за мотор, стекольщик — за стекла. Поэтому всем выгодно чинить быстрее, иначе непонятно, когда получишь деньги.

Расчеты в Excel, ничего особенного, зато постоянно. Поэтому всегда знаю, что какому клиенту сделали, сколько кому платить и за что

Деньги выдаю раз в неделю, размер — половина от того, что заплатил клиент. В среднем механик зарабатывает по 100 тысяч рублей в месяц, но я плачу выше рынка. Если прямо упахался, может 180 тысяч рублей выбить.

Подарки и штрафы за работу

Ребята из автомастерской понимают всё однозначное: либо плохо, либо хорошо. Никаких: «Вот лучше бы сделать так, как думаешь?» или «Мне кажется, здесь не очень, давай попробуем переделать». Они могут творчески подходить к ремонту, но если я сказала, что Миша берет Mercedes, значит, его берет Миша, а не Ваня.

Разговариваю односложными фразами: «Санек-стажер, выкидывай мусор и сходи в магазин, вот деньги», «Вань, ты поднимай и начинай варить». Без «пожалуйста», тихого голоса и экивоков. Иначе ребятам кажется, что я сама с собой говорю или думаю вслух.

Есть смешные разговоры:

— Ребят, ну, а если болгаркой срезать вин с кузова? Как еще двигатель поменять, чтоб не придрались?

— Да знаю я, как сделать, я за это сидел.

Бывает, штрафую. У меня нигде не написано, какие штрафы и за сколько, всё зависит от косяка. Вот просила убрать ремзону: раскидали свои штаны, инструменты, пластиковые тарелки. Кто за ними будет убирать? Просила месяц, не убрали — отлично. Объявляю, что нанимаю уборщицу и плачу из их зарплаты. Вот и всё: каждый лишился по 500 рублей.

Часть ремонтной зоны: можно сказать, что она в идеальном состоянии

Могу оштрафовать, если механик вовремя не вышел на работу и клиент с задержкой получил машину. Обычно так: либо перевожу на оплату «по 1000 рублей в день» вне зависимости от объема работы, либо перестаю давать хорошие заказы. Можно весь день набегаться, а заработать 800 рублей.

На каждую машину пишу задание и вешаю в ремзоне, так ребятам не надо держать в голове задачи, а мне проще контролировать. В комментариях — название масла и кто его привезет

Премии тоже есть. Клиент приехал в 19:30 и просит сегодня сделать. Мы явно не успеваем до закрытия, но механик остается и чинит. Вроде не обязан, но понимает, что важно удержать клиента, и помогает. Премии разные, сумма зависит от заказа, но редко плачу меньше 1000 рублей с одного заказа.

У меня нет цели стать лучшими друзьями с ребятами, но если могу порадовать — почему нет. Прошел день ударно — с меня пицца. Скоро зима, а маляр хотел новую резину — дарю резину. Бывает, какие-то мелочи вроде коврика в машину, например. Спасибо никто не говорит, здесь так не принято: я сделала что-то хорошее, ну и отлично, зачем мусолить.

Полиция и драки

Любой бизнес в любой стране могут отнять. Захотели, нашли повод, отняли. К этому надо быть готовым, заранее не паниковать и без драм «ужас, что происходит».

Гаражные автомастерские — полулегальный бизнес, кто их только не держит. Мне везет, потому что с документами всё в порядке: я москвичка в надцатом поколении, у меня московская прописка. У всех сотрудников тоже регистрация есть, так что нас нечем особенно пугать.

Как-то зашли два полицейских, притащили машину, а она в хлам, да еще старая. И началось: «Мы работаем на районе, почини нам бесплатно». Спокойно объясняю, что бесплатно — это за мой счет, а денег у меня нет. Они дальше нажимают: «Мы документы проверим». Я говорю: «Пожалуйста, могу сейчас показать». У меня даже договор аренды есть — в общем, сложно подкопаться.

Они стояли еще час: сначала говорили, что знают владельца гаража, и он даст мне скидку на аренду. Я предложила прямо сейчас к нему сходить всем вместе, чтобы я узнала размер скидки. Они не стали ходить, зато давили: ко мне придет одна проверка, вторая. И так — сквозь зубы, как с тряпкой.

Давили: ко мне придет одна проверка, вторая. И так — сквозь зубы, как с тряпкой.

Было понятно: если уступлю, у меня поселится весь их отдел, поэтому продолжала вежливо отказывать. Они уехали. Может, не стали с девчонкой связываться или решили поискать того, у кого с документами проблемы.

Полицейские — не звери какие-то, есть нормальные. Я ехала и так дернула машину, что номер отвалился. Подъехал полицейский, думаю: «Ну всё, штраф». Но нет: мы обсудили ремонт, зиму, плохое крепление номера. В итоге он помог прикрутить номер, чтобы я до дома добралась.

Есть смешной случай. Я только начала развивать свою автомастерскую и снимала половину гаража в другом месте, мои соседи — парень с девушкой. Был рабочий день, парень уехал за запчастями, мы с девчонкой вдвоем сидим.

Мой механик на днях продал квартиру и просил подержать в мастерской 1,5 млн рублей, мне особо хранить негде, я положила в сейф мастерской. Сидим, пьем кофе, врываются шесть человек в масках и с оружием и кричат: «На пол, быстро, руки». Мы сползли со стульев на пол, и я говорю: «Ребята, нас тут две девчонки, ничего не сделаем, даже не убежим. Расскажите толком, кого ищете».

Товарищи сняли маски, и мы нормально так поговорили. Я не поняла, это была частная охрана или полиция, но они искали владельца гаража, чтобы его выселить. В общем, не за нами пришли.

Мы упросили забрать личные вещи и отнести в свои машины. Пока собираю вещи, думаю о том, как бы забрать деньги механика незаметно от товарищей в масках. В итоге вынесла весь сейф: накрыла шмотками, будто шкаф разобрала — и бегом к машине.

Потом я еще две недели ходила в гараж забирать инструменты. Желтая лента висела, а никого не было. Из этого гаража выехала, сняла другой.

Въезд в промзону, где находится моя автомастерская. Часто на въезде какие-то разборки, но заканчиваются миром

Драки тоже бывают. В моей мастерской сильных не было, но видела у соседей. К соседям приехали разбираться мужики на трех машинах, слышу ругань, бьют кого-то, кричат: «Убери нож». Я достала шланг, протянула поближе и окатила водой. Зима, холод встряхнул, драка на какое-то время прекратилась, а там мужики из других гаражей подтянулись. В общем, никого особенно не побили.

Цветы и холодильник от клиентов

В мастерской — две основные зоны: ремонтная и клиентская. У клиентов есть диванчик и особые чашки.

За раз в клиентской зоне могут уместиться человек шесть, но мы просим клиентов записываться заранее и приезжать ко времени. Так никому не надо сидеть просто так

К нам часто приходят с детьми, поэтому начала делать детскую. Пока идет ремонт, но скоро поставим игрушки, диванчики. Детям скучно сидеть в клиентской зоне, и они выходят в ремонтную. Страшновато, что они могут пораниться или мат услышат. Ребята стараются не материться при детях, но получается слабо.

В детской пока ничего нет, но в ноябре можно приглашать посетителей

В автомастерской есть правило, оно действует для клиентов и ребят: никакого обсуждения политики, религии, спорта, сексизма, эйджизма и всех других измов. Если слышу такие разговоры, сразу прошу остановиться. Все горячие, так и до драки недалеко, а разнимать неохота.

Я назвала пространство в мастерской «Территория внутреннего Гетеборга», это город с заводом «Вольво», я очень его люблю

С клиентами общаюсь сама, ребята могут улыбнуться, кивнуть, и всё. Я пробовала отпускать механиков к клиентам, но начинались скабрезные или неумелые шуточки, так что прекратила эксперимент.

С клиентами дружеские отношения, но специально в душу не лезу, просто задаю вопросы. А там — как получается: захочет поговорить — я с радостью. Если нет, так нет. Вопросы самые обычные, например, как выбирали машину, почему такую, чем нравится. Разговор сам зажигается, и за мелочами о машине — целая жизнь.

Приезжает девчонка на чудовищно старой тачке. Видно, что денег нет, но она такая хорошая, и кексик нам испекла. Ребятам понравилась, поэтому они поменяли масло за свой счет. У нас — как на рынке: если понравилась, будет тебе подарок.

У нас — как на рынке: если понравилась, будет тебе подарок.

Парень приехал доделывать мотор. Механик смотрит и говорит, что мотор никто не трогал, надо не доделывать, а всё с нуля. Парень злится: оказывается, друг взял с него 60 тысяч рублей и обещал всё сделать. Механик разводит руками: нет ничего. Парень названивает другу, а тот не отвечает. Такое глупое предательство на наших глазах. Парень стучал кулаком в диван.

Пара случаев за год, когда клиент возвращал машину и говорил, что мы не так сделали. Я не спорю: не так, значит, посмотрю и переделаем. Переделки за мой счет: я проглядела, когда принимала машину от механиков, мне и платить.

Клиенты привозят сыр, вино, чай, цветы оставляют с нами ребенка, пока машина чинится и надо успеть по делам.

Два года хотела сделать яйца к пасхе, клиентка узнала об этом и подарила

Бывает, что привозят что-то для мастерской: лопату, ведра, холодильник.

Холодильник от клиента: наш сломался, и Света подарила новый

Лично клиентов ни о чем не прошу, но могу на своей странице в Facebook сделать публикацию: ищу такой-то контакт, нужен холодильник или шкаф, кто бы мог забрать запчасть из Питера. Обычно кто-то откликается.

Реклама — отзывы клиентов и СМИ

Я не плачу за рекламу. Вся реклама — моя страница в Facebook, где рассказываю о себе и жизни мастерской, иногда об акциях. Например, 20% скидки на кузов за репост акции.

У меня есть личные посты: я пою или что-то веселюсь на камеру. Помогает подружиться с клиентами

Я не прошу оставлять отзывы, клиенты сами пишут. Могут записать аудиосообщение в WhatsApp, но чаще выкладывают в Facebook.

Хорошо срабатывает сарафанное радио: девушка сходила ко мне, ей понравилось, она рассказала подруге, так по цепочке. Поэтому пока никакой дополнительной рекламы.

Еще часто пишут СМИ и автоплощадки, это тоже привлекает внимание к мастерской. Всё-таки девушка в автомастерской — редкость, поэтому интересно. Жаль, что пишут в основном не о том, как я строю бизнес, а о том, каково женщине в автосфере. Хотя это тоже здорово, и спасибо им большое за внимание и помощь в продвижении. Это ценно.

РБК сняли сюжет о дискриминации женщин, и я рассказываю о своей работе. По-прежнему много сердобольных комментариев вроде таких: «Зачем она взвалила на себя такой интеллектуальный труд».

Нападки из-за пола

За шесть лет работы с машинами чего только не было. Механики устраивались на работу и уходили, когда узнавали: директор — девчонка. Клиенты уезжали.

Был случай, который обошел половину Facebook. Парень приехал чинить машину, механики заняты, я взялась сама. Ему не понравилось, что за его машину взялась «баба», он потребовал снять машину с подъемника. Мы говорим: «Нельзя, масло уже слили», а он всё равно скандалит и требует, хотя сам видел, что масло слили. Ну мы сняли, он уехал и угробил машину. А потом обвинял меня, что я взялась чинить, мол, я его этим оскорбила.

«Женская» шуточка: вот он, настоящий ужин при свечах

Не хочу терять клиентов из-за разборок, поэтому вместо спора — показываю делом. Вот приехал клиент, видит меня и механика. Он будет до последнего обращаться к механику, потому что его унижает разговор о машине с «бабой». Механик ничего толком не говорит, кивает на меня: «Я решение не принимаю, надо говорить с Дашей».

Его унижает разговор о машине с «бабой».

Я не качаю права, а спокойно предлагаю сделать ремонт. Рассказываю: вот такое можно, за такое время и деньги. Если не соглашается, прошу уехать вот буквально сейчас, без разговоров и выяснения отношений. Тут главное — смотреть прямо, не истерить, всё вежливо и спокойным голосом.

Кто-то уезжает после просьбы, но чаще остаются и дают шанс показать себя. Вот тогда наступает мой момент: я знаю, что мы круто делаем ремонт и я могу проконтролировать качество. Если клиент поверил, он уезжает довольным. У мастерской 20 постоянных клиентов-мужчин, они приводят друзей и жен.

Еще одна женская шуточка: «Так готовит настоящий владелец автомастерской». Очень хотелось есть, лопатки под рукой не было, я вымыла ключ и им переворачивала

Я знаю, что в сервисах обманывают всех, неважно, кто ты: отец троих детей или студентка, но по опыту девушек обманывают чаще. Типа, они всё равно ничего не понимают. Я хочу помогать водителям-девушкам лучше знать свою машину и не бояться сервисов.

Для девчонок моя мастерская — островок безопасности. Они знают, что я всегда сделаю максимум и расскажу, что именно мы ремонтируем, почему, как подстраховаться, на чём сэкономить. Никаких шуточек и презрения. Меня называют крестной машины, и я этим горжусь.

Самое частое, что слышу о себе: у меня не тот вес, цвет волос, я слишком много курю, у меня вызывающая помада. Якобы занимаюсь автомастерской, потому что нет мужа и детей. Это сыпется со всех сторон: от незнакомых людей в соцсетях, коллег по рынку, клиентов. Одно время страшно злилась и расстраивалась, а сейчас научилась не замечать и не тратить на такое силы.

Губная помада, крем для крук, плоскогубцы — всё нужное ношу с собой в сумке. Фотография Сергея Лютых

Уверена, что и после этой статьи найдутся комментаторы, ну что делать. Мне в кайф развивать свою мастерскую и создавать уголок безопасности для девушек.

{ "author_name": "Вячеслав Шегай", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 87, "likes": 104, "favorites": 48, "is_advertisement": false, "subsite_label": "offline", "id": 47827, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Thu, 11 Oct 2018 16:46:19 +0300" }
{ "id": 47827, "author_id": 171398, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/47827\/get","add":"\/comments\/47827\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/47827"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199132 }

87 комментариев 87 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
10

Крутая статья, но одно мне не понравилось. Реально срач в мастерской, как по мне это не очень :(

Ответить
6

Она с болгаркой без перчаток работает...

Ответить
1

Дама-кремень!

Ответить
1

Это киборг. Они заполонили планету.

Ответить
1

Ну помимо того, что она держит за горяченькое она еще и бытовым паяльником плату паяет.

Ответить
0

И что? Перчатки от отрезания пальцев не уберегут.

Ответить
2

уберегут от менее серьезных повреждений кожи, например

У меня личный опыт был. Буквально эти летом. Обычные ХБ перчатки существенно снизили ущерб

Ответить
2

Лучше не обычные ХБ, а так... да, батю постоянно гоняю за это. Любит человек руками делать всё. Не хватило ему порванной жилы в пальце.

Ответить
0

Комментарий пальцами ноги набирал? :)

Ответить
0

У нее так то зачистной круг там. Приятного конечно мало будет но уж не отрежет сразу.
Ну и перчатки точно лучше надеть

Ответить
6

Есть стереотип, что если хочешь клиентов на дорогих машинах, надо отгрохать что-то дорогое. Это бред. Дорогое помещение не влияет на качество ремонта, разве что на его стоимость.

Странно, вроде опыт у девушки немалый, а противоречит моему, как клиенту автосервисов.

После того, как появляется дорогая (для владельца) машина, он уже начинает обращать внимание на чистоту и аккуратность пространства мастерской. Вопрос подсознательный: "Если обстановка неаккуратная, то саму услугу они делают так же? Тормоза поменяют, но в таких условиях бардака ещё поцарапают что-нибудь, а я могу не заметить."

Да, в грязных гаражных сервисах можно встретить кайены, гелики и крузаки, но это очень специфичная аудитория. У них могут быть схожие бизнесы или условия труда. Но все остальные владельцы авто от 1,5 млн и выше - побоятся чиниться в таких условиях.

Убеждён, что следующим шагом развития данного автосервиса должна быть прокачка именно в отделке помещений и чистоте. Если они и правда все такие хорошие мастера, то клиенты после этого будут нарастать снежным комом.

Ответить
5

У меня у тётушки в Нальчике магазин автозапчастей и СТО при нем.
Представьте с каким предубеждением она сталкивается. Женщина, русская и на Кавказе )))

Ответить
3

просила убрать ремзону: раскидали свои штаны, инструменты, пластиковые тарелки. Кто за ними будет убирать? Просила месяц, не убрали — отлично.

Очень плохо.
Руководитель не должен "просить" то, что люди должны сделать.

Насчет уборки. Я наладил так:
Составляется список оборудования/помещений/зон в цеху и за каждым из пунктов закрепляется ответственный сотрудник.
Раз в неделю проводится "технический час" на двух сто в пятницу на одном в понедельник с 8 до 9 утра ВСЕ занимаются только уборкой. Мастера у себя в кабинете, кладовщики на складе, слесаря в соответствии со списком свою зону ответственности. Кто то наждак, кто то подъемники, кто пол метет.
Потом мастер по списку проходит и в график уборки заносит "уд/неуд".

Ответить
3

Вот это круто. Это тебе не трескотня про "ноготочки". Заслуженный лайчище, хуле...и респект

Ответить
2

Ваше здоровье - это будущее Вашего бизнеса (И Вас в том числе). Нагрузка на организм судя по статье - колоссальная. А полный и курящий и дожил до 100 лет - это ошибка выжившего.

Ответить
0

Кошмар. Бардак, грязища, хаос.
Ездил со всеми машинами только к официалам и после таких фото только к ним и буду ездить :)

Ответить
3

Грязь жуткая, трудно не согласится.

Официалы - ну да, красиво, зато когда вместо замены масла тебе заливают литр нового а остальное уходит на авито - так себе перспектива. Только если нон стопом над душой у них стоять во время ремонта.

Ответить
0

К сожалению это зависит исключительно от порядочности персонала а не от официальности сервиса.

Ответить
0

Я например не официал и работаю с крупным корпоративом. А крупные компании деньги считают и СБшников не зря кормят.
Каждый чих согласовывается, фото, видео поломок.
Машину вышедшую из ремонта выборочно могут отправить на проверку вплоть до слива масла и отправки его на экспертизу(мало ли вместо шелла лукойл какой залили).

Ответить
0

Вообще на фото конечно грязища. Но это не говорит о том, что все мелкие сервисы такие.

Ответить
0

Вот да. Особенно, если все плохо вот прямо сейчас, и починить надо срочно — официалы только пальцем у виска покрутят, а мелкие ребята сделают.

Ответить
0

Не говоря уже о том, что официалы вам только поменяют агрегат, а не будут его ремонтировать во многих случаях.

Ответить
1

Это почти синоним «покрутить пальцем у виска». Недавно разбила заднюю фару на Фабии 11 года в Пскове, через который ехала в Таллин. Ждать новую не было времени, ребята склеили мне ее из осколков. Ничего, нормально. Поехала бы к официалам, до сих пор сидела бы в Пскове.

Ответить
1

И вас в ЕС пустили с такой фарой головного света?
Есть некий скепсис на этот счет

Ответить
0

Задней, не головной. Она горит, саму коробку склеили так, что не заметно вообще. Но я не планирую так ездить, конечно — заменю при первом удобном случае.

Ответить
1

Понятно. Просто сзади это не фары, а фонари называется.

Ко мне ребята котоые возят грузы в ЕС часто заезжают на замену как раз фар с трещинами и ветровых стекол. Потому, что если по РФ ездят с огромными трещинами через весь лоб, то там на границе просто завернут.

Ответить
0

Вот, почему ребята их фонарями называли, — я думала, это профессиональный жаргон. Буду знать.
Не, с аккуратно заклеенным фонарем можно, трещина на лобовом у меня тоже есть, но она маленькая и я её заклеила перед поездкой. Зато, как выяснилось, износ шин — серьезный фактор. У меня одна по пути порвалась в тряпку, и я покупала новые в том самом Пскове. Мне потом сказали, что хорошо, что так вышло, потому что с износом в 80% через границу не пускают, да и вообще так лучше не ездить.

Ещё, наверное, качество досмотра зависит от машины и личности водителя.

Ответить
0

Не говоря уже о том, что официалы вам только поменяют агрегат, а не будут его ремонтировать во многих случаях.

Ответить
0

эмм... в сентябре выдало чек-энджин на ниссане, вернулся в город, по дороге позвонил официалам, на след.утро в 9 часов уже сдал официалам, и это еще и воскресенье было. К 13 часам заменили его.
Таких примеров много. Вопрос только деньги, ничего более.

Ответить
–1

заменили его

Кого его? Чек энджин? ))))

Ответить
0

Кстати, просто скинуть чекэнджин у официалов стоило всего 900 рублей, они предлагали и такой вариант.

Ответить
1

Любой сервис любому сервису рознь. Что официальный, что неофициальный.
Везде люди работают, где то хорошо и честно где то плохо и разводят.
Я иногда к официалам за помощью обращаюсь, чаще они ко мне правда.

Ответить
0

датчик кислорода, который его давал

Ответить
1

500 000 на открытие мастерской на 4 машины маловато по-моему. Только компрессор нормальный 20к стоит. Да и ключи хорошие не дешёвые. Ремонт тоже нужен если нехочется 30 летние вольвы ремонтировать. Но другой вопрос как вкладываться в ремонт если у тебя норм договора аренды нету. Судя по фотографиям там наверное сушильная камера тот ещё ужас. Но и у таких мастерских есть свой клиент так что удачи главное честно работать и сарафан сработает

Ответить
3

20к стоит компрессор которым вы разве, что колеса подкачивать сможете.

Ответить
1

Хорошая мысль, кстати. Надо. А то чёт там мало давления. Ну да... норм компрессор - 35-40 был.

Ответить
0

Ну если больше одного гайковерта работает одновременно то от 50.
Я по 100 недавно два докупал. С 500л ресиверами

Ответить
0

наверное, все таки ресивер 100, на выходе 500, а не наоборот

Ответить
0

100 это тысяч рублей.
А ресивер объемом 500 литров.

Ответить
1

1. Армтек хороший поставщик з/ч с очень хорошей логистикой.
2. 1с далион автосервис. Или любой другой аналог. Эксель это ж вообще жесть.
А программа и заказ наряд предварительный сделает и разнарядки для работников распечатает и все что хочешь.
3. Капот на древнюю ауди стоит 8 тысяч рублей. Какой смысл в ремонте?
4. За пьянку лично у меня нулевая толерантность. Если кто то из новеньких будет замечен то сразу нахер.
Ветераны могут рассчитывать на минус 30% зарплаты на первый раз.
Но люди приходят на работу деньги зарабатывать а не бухать. Уже много лет не было залетов.

Ответить
1

Капот на древнюю ауди стоит 8 тысяч рублей. Какой смысл в ремонте?

Найди живой. ;)

Про пьянку - да, сам не допускаю и другим не позволю. После - оббухайся и подальше от работы, но во время - нет.

Ответить
0

Речь про новый. Их производят

Ответить
–1

Не будет того кайзерского качества, а будет китай.

Ответить
6

Кайзерское качество после 2кг шпатлёвки

Ответить
2

Плавнее ехать будет. :)

Ответить
0

Оригинал не производят. А китай - зазоры, не то качество

Ответить
1

Просто огонь!
Лучшая статья, которую я читал на vc.ru!
Все разложено по полочкам - затраты, доходы - цифры. Алгоритм управления реальным бизнесом!
Читаешь и мозг радуется.
Дарье дальнейших успехов!

Ответить
1

читаешь и мозг радуется

Я как специалист в этой сфере читаю и не радуюсь.
Все грустно к сожалению.

Ответить
0

Статья интересная, но... какой же ужас - грязь, бардак!
Являюсь коллекционером ретро техники и много общаюсь с различными сервисами по восстановлении и реставрации.
Всегда думал, что вот такой "срач" - следствие мужского пофигистического отношения к окружающим условиям труда.
Но тут - ДЕВУШКА! Как так???
Сколько слов - "экивоки, Гетеборг, эйджизм" Вместо всего этого уж лучше бы один раз тряпку в руки взяли и отмыли все...
Могу пожелать только удачи! Но еще раз посмотрел на фото "детской" - и холодок пробежал по спине...

Ответить
1

Дарья просто герой! Молодец! На таких как ты все и держится. Спасибо за статью.

Ответить
0

На каких таких?

Ответить
0

А какие положительные моменты ведения бизнеса вы здесь выделили бы?

Ответить
3

я вижу видение бизнеса, вместо сидения на диване, я вижу сильный характер, я вижу девушку которая не побоялась стереотипов, я вижу трудоустройство людей и поднятие тем самым ввп страны, капля в море, но море состоит из таких вот капель, на таких как она все в России и держится

Ответить
0

Неофициальное трудоустройство, черная зп.
Работа в черную, аренда в черную. В статье ни слова о налогах. Не вижу такой статьи расхода в представленной таблице.
О каком поднятии ввп речь то?

Ответить
0

А где написано про черную зп? Или вы знакомы с автором лично?
В статье много чего ещё не написано, не стоит делать поспешные выводы из-за этого, думаю там ИП с 6%, на самом деле «любое» движение денег в обществе создаёт ценность для общества, не важно на сколько там оптимизированно налогообложение, важно что деньги эти потом тратиться на аренду, на покупку еды, на одежду и тд и со всего этого уплачиваться ндс, это если вы сильно переживаете о недоплаченных налогах)

Ответить
0

Системы в бизнесе нет, все от руки листочки, эксельки, сама все делает, упахивается.
Респект как человеку и женщине, но не, как бизнесмену.

Ответить
2

Вот есть у меня знакомые, у них завод по производству разных изделий из пластика требующихся при ремонте дома или его строительстве, ну к примеру - розетки, работает у них человек 50, знаю точно что где можно не платить налог они не платят, существуют на грани, в буквальном смысле, там мб прибыль тыс 100 рублей в мес, работают на перспективу, рассчитывают набрать обороты, но пока так, мб бизнес гуру типо вас и оптимизировал бы все это, да так чтоб не закрыть предприятие и не лишить людей работы, да ещё и с прибылью, но как я уже писал работают как могут, бизнес образования ни у кого нет, кушать у государства не просят, работают по 12 часов и без выходных, восстанавливают производство которого у нас после ссср стало сильно меньше, импортозамещением заниматься если хотите, мб выкарабкаться и встанут на ноги, наймут профи типо вас и он их научит, а мб закроют все к чертям тк каждый день в таком бизнесе по рассказам их как в аду, каждый день думают ехать на работу или отказаться от всего и пойти устаиваться по профессии на нормальную работу с нормированным графиком.
Я к тому что любой бизнес это борьба, борьба с собой, со своими нервами, с семьей если она у тебя есть, с сотрудниками который пригодностям сюрпризы, но пока такие люди есть мы все имеем работу и нам есть с чего платить за детей, еду, аренду, есть за что сходить в кино, и мы с вами защищены этими щитами(предпринимателями) от всех стрессов и проблем которые каждый предприниматель решает так как может

Ответить
1

Мы с вами защищены этими щитами (предпринимателями)

Не благодарите ))))
Для справки: я предприниматель и у меня авторемонтный бизнес, штат 75человек.

Ответить
0

За что вам лично от меня низкий поклон, раз вы так выросли, то у вас есть знания которых нет у автора, мб встретитесь и дадите автору свои советы, а она прислушаешься и бизнес пойдёт в гору

Ответить
1

Я не в москве.
И поверхностные советы в теме уже написал.
Ну и таматика у меня несколько иная (грузовики и крупный корпоратив)

Ответить
0

Каждый зарабатывает как может, кто-то имеет возможность качать нефть и нанимать профессионалов, кто-то делает все сам, я не сужу автора даже если она не где-то уходит от налогов, не знаю как там на ИП, можно ли платить наличкой или нет, должен ли тот кто получил ее уже пойти и заплатить налог с этой суммы или это ложиться на плечи ИПешника, в любом случаи человек создаёт ценность, мастер своего дела и дал возможность зарабатывать ещё кому-то и рости профессионально, кто знает где бы были те кому дали работу, думаете работали бы в авторизованном центре по ремонту авто, мб кто-то бы и работал, но не думаю что все, думаете клиенты которые обратились к автору за ремонтом должны были заплатить полную цену в авторизованному центру, мб кому-то ситуация и позволяет так делать, но не всем, жизнь у нас такая, а автор молодец

Ответить
0

Как вы представляете себе при белой ЗП платить человеку не всю а 1000р на проезд и пожрать за косяки?
6% от чего платить то? От налички заплаченной клиентом которую никому не показывают?

Ответить
0

Мое мнение простое, я за любое предпринимательство, даже если ты семечки на остановке продаёшь и никому не платишь налоги за это, пофиг, я респектую любому предпринимателю, я считаю, что до определенных объемов, в зависимости от отрасли, предприниматели вовсе не должны платить налоги, мое мнение как делитанта такое, что так мы должны растить крупняк и бизнес который твёрдо стоит на ногах, но я понимаю что в реалиях это наверно не возможно из-за прачечных, для отмывания денег, но кто знает

Ответить
1

Удачи, солнышко))
Тоже 4 года работал в гаражах, разборка была.

Ответить
–1

Если есть жареные на масле оладьи, то никакой МиБанд2 (на правой руке) не поможет.

Ответить
0

Порадовала фотка "Часть ремонтного зала" - меган, 156я альфа, 240й вольво и совершенно что-то не определяемое на подъемнике, вы там чем вообще занимаетесь?

Ответить
0

Как и большинство таких сервисов. Нормальные машины в такие не ездят. Впрочем, официалы, хи-хи, мне двигатель запороли... :)

Ответить
2

ну я бы не сказала что 156я и 240й это не нормальные машины, но их и по одной то не увидеть, а тут обе

Ответить
0

Они же всё делают. ))

Ответить
0

156 живых уже лет 10 как нет. Просто труп в кузове от Де Сильвы.

Ответить
0

Дарья молодец бесспорно.
Если читаешь комментарии, то активируй в Фейсбуке функцию подписок - это довольно логично, если используешь соцсеть для продвижения. К тому же количество друзей в любом случае ограничено

Ответить
0

Еще одно направление заказов — конторы, которые чинят стартеры, генераторы, рулевые рейки. Для этого нужен стенд, у нас его пока нет

Ну вообще так то стартеры и генераторы можно "на коленке" ремонтировать и без стендов покупных.

Ответить
0

А еще можно красить кузов кисточкой, перепрессовывать сайлентблоки молотком и блоки управления паять прям в салоне авто.

Ответить
0

Не сгущайте краски.
Чтобы диагностировать самые распространенные поломки стартера или генератора не нужно специального оборудования.
А сайленблоки можно перепрессовывать условным Rehobot за 140 000р.
А можно ручным винтовым сьемником.

Ответить
0

Есть стереотип, что если хочешь клиентов на дорогих машинах, надо отгрохать что-то дорогое

Есть легенда, что за отрицание модели 7P маркетологи всего мира собираются в ночь ведьм и наносят вам кармический удар

Ответить
0

не пойму как отнестись, все такое живое настоящее...но все такое страшное...

Ответить
0

Напишите кто-нибудь хейтерский комментарий, я лайкну. Сам не могу, администрация меня банит

Ответить
0

Сразу хочется открыть автомастерскую. Жаль, не моё )

Ответить
0

читал и устал
слишком много бытовухи

Ответить
0

Хорошая статья. Понравился один момент про "обман". Я давно убедился, что работать честно по отношению к клиенту намного выгоднее, чем разводить. Помнится устроился я к дилеру мастером-приемщиком, дали мне бригаду. Я бригаде сразу сказал, что разводить клиентов не дам. Они мне не поверили, думали что чувак в костюме с галстуком в ремонте не разбирается, и решили работать по старой схеме развода, писать под замену все что только можно. После двух-трех завернутых дефектовок, попытки развести на ненужный ремонт прекратились. Потом это принесло свои плоды.
По поводу грязи в рем.зоне. Печальное зрелище, но поправимое. Нужно просто ввести правило, смена закончилась, швабру/веник в зубы и наводим порядок.

Ответить
0

Супер! Даша, вы такая классная, просто как кино посмотрела <3<3<3 Удачи вам!!

Ответить
0

Вся красота и уродство моей страны в одной статье. Только уродства в разы больше...

Дарья удачи. Берегите себя.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления