Офлайн Эльнар Мансуров
3 270

Организация экспедиций: трудности и особенности бизнеса

На vc.ru ещё не было статей об организации путешествий. Я бы хотел поделиться своей историей о том, как я начал этим заниматься, и развеять некоторые мифы.

В закладки
Аудио

В одном абзаце о себе: организатор экспедиций, основатель блога о путешествиях mishka.travel и тревел-аккаунта в Instagram, где публикую фотографии в голове медведя из разных точек планеты (от Антарктиды и Гренландии до КНДР и Йемена). Совершил кругосветное путешествие, побывал на всех континентах, в год в среднем совершаю 70-80 перелётов, активно путешествую с 2008 года. Кафе mishka.food в Перми.

Долгое время занимаюсь организацией путешествий, главным образом это северные регионы: Исландия, фьорды Норвегии, Шпицберген, Лофотенские острова, горы Киргизии, Непала, Доломиты, а также Япония, Марокко и Северный Кавказ.

Пролистывая ленту Instagram, вы то и дело натыкаетесь на предложения присоединиться к какой-нибудь экспедиции в Португалию посёрфить или в Индию помедитировать. Сейчас нет необходимости в турагентствах, благодаря социальным сетям вы можете найти людей по интересам и присоединиться к любому путешествию: от гастротура по Бретани и Нормандии до покорения гор в Гималаях.

Помните, как-то раз все внезапно стали фотографами, затем блогерами, далее эти же люди стали путешественниками. Естественно, что каждый фрилансер (или бездельник?) решил, что организовывать туры — это простое дело. На сегодня для многих жизнь в таком формате, путешествуя и «ничего не делая», кажется идеальной и желанной.

Я бы хотел рассказать читателям vc.ru о нюансах такого бизнеса, как организация экспедиций. Занимаюсь этим с 2014 года, а первую коммерческую группу собрал ещё в 2010 году.

Как всё началось

В 2010 году через контакт я набрал свою первую группу для путешествия, маршрут был через Вену и Будапешт на полуостров Истрия в Хорватии.

Но тогда я опередил время, поездка была провальная, так как интересы людей не совпадали полностью: мы с утра искали рынок с морепродуктами, а кто-то варил дома борщ из привезённых из России продуктов, мы проводили дегустации гуляша и купались в открытых источниках в Будапеште, а кто-то сидел в отеле и пил пиво весь вечер.

Не было фильтра. Таковым стал впоследствии Instagram, именно формирование лояльной ко мне аудитории со схожим мировоззрением в дальнейшем избавило меня от какой-либо «фильтрации» участников экспедиций. Instagram стал тем самым фильтром.

Что мотивирует людей отправиться в поездку с незнакомыми людьми

  1. Известный блогер. Сейчас каждый блогер, имея большую аудиторию, может сходу собрать людей в любое путешествие. Люди хотят поехать с известной личностью, став частью его «историй» в Instagram, пообщаться с ним вживую.
  2. Интересные и уникальные направления. Есть возможность увидеть крутые локации с проверенными проводниками. Хочешь Японию и Перу? А Исландию и Фарерские острова? На велосипеде по Альпам, по винодельням Тосканы или на каяках в Арктике? Каждый найдёт что-то для себя.
  3. Отсутствие попутчика. Многим сложно найти компаньона для поездки среди своих друзей, всем знакомо, когда вам говорят: «Я бы поехал, но не сейчас, так как нет времени (отпуска, денег)». Здесь же гарантировано соберётся компания единомышленников.
  4. Нежелание планировать маршрут. Часто участники экспедиций говорят, что не хотят (или не любят) заниматься планированием и разработкой путешествий, им проще довериться профессионалам, зная, что они точно ничего не упустят и нигде не заблудятся. Это экономит время и силы.
  5. Желание сэкономить. Это странно, но групповые экспедиции могут сэкономить ваши средства, так как зачастую организатором арендуются большие дома, затраты распределяются на всех, следовательно, себестоимость расходов на человека ниже, чем при поездке в одиночестве (даже с учётом комиссии в туре).
  6. Положительный опыт и сарафанное радио. Многим такой формат отдыха показался по душе, даже те, кто сомневался в этой идее — предпочитают разок попробовать и съездить в составе экспедиции куда-нибудь.
  7. Вынужденное участие. Незнание иностранных языков, отсутствие водительских прав, невозможность добраться до места иным образом и прочее.

Сложности

Трудности в путешествиях будут окружать всегда. Организация экспедиций — высокорискованное дело, обо всех возможных проблемах, с которыми вы можете столкнуться, я постараюсь рассказать ниже.

Нестабильный курс

У меня была ситуация, когда перед кризисом 2014 года мы были вынуждены отменить путешествие по причине того, что курс рубля ослаб почти в два раза. Люди были в панике, сметали прилавки с гречкой и телевизорами, тут было не до путешествий.

Люди ожидаемо запаниковали, стоимость авиабилетов сильно выросла. Тогда ещё не было моды на Грузию (как раз страна выстрелила после 2014 года), рейсов было не так много, лоукостеров, конечно, в эту сторону не было. Я добровольно вернул всем предоплаты. Конечно, через полгода всё стабилизировалось, но набирать группу заново не было желания.

Даже незначительные колебания курса при организации туров за рубежом могут внести существенные коррективы в его прибыльность.

Безопасность

В экспедициях, как и в любом путешествии, может произойти любая внештатная ситуация. От встречи с медведем в национальном парке до грабежей в центре города. Не говоря уже о сложной политической обстановке (как было у нас в Йемене) или попросту криминале (как случалось с многими в благополучной Барселоне).

Меня пытались ограбить на улицах Анкориджа, а в горах Дигории (это высоко в Северной Осетии), где на маршруте полтора пастуха в день, лошади скинули мои сумки, откуда таинственным образом пропал кошелёк с содержимым.

Погода и другие чрезвычайные ситуации

В этом году была нехватка вертолётов в Киргизии, из-за чего они арендовали их у ВМС Казахстана. Туристов не могли несколько дней вывезти из Хан-Тенгри, банально вертолёт не прилетал, не успевая работать на всех направлениях.

Из-за чего часть группы была счастлива, что можно ещё погулять по горам и ледникам, а другая была несчастлива, так как ей казалось, что ситуация вышла из-под контроля и надо срочно звонить в МЧС и Красный Крест. Сюда же можно внести проблемы с частыми отменами или переносами рейсов, потерей багажа и прочим.

Непредвиденные расходы

Высокая вероятность того, что траты на организацию окажутся выше запланированных расходов. Вы можете забыть заложить в стоимость городские таксы и налоги за проживание или аренду белья, что может стоить больше аренды гостевого домика, как это часто бывает в Норвегии.

Или, например, невнимательный китаец припаркует машину рядом с вашей и, открывая дверь, поцарапает ваш арендованный автомобиль. В следующий раз вы уменьшите франшизу до нуля, оплатив страховку, но в неё не входят повреждения колёс и стёкол, а камень так не вовремя прилетит именно в ваше лобовое.

А если ещё вспомнить песчаные бури, которые частенько бывают на юге Исландии и никогда не входят в стандартный вид страхования, только если брать дополнительную опцию. А потом окажется, что полная страховка стоит как половина автомобиля.

Болезни

Зачастую многие ездят в путешествия без медицинской страховки. Это ошибка. Я всегда стараюсь включать медицинскую страховку в стоимость, если это не что-то сильно специфическое, даже если у туристов есть якобы своя страховка «от банка».

Часто люди банально могут простудиться из-за плохо подобранной одежды или кондиционера в машине.

Непрофессионализм гидов и команды — необязательность и плохая организация

Я попадал в ситуацию, когда был туристом на судне, и команда, рискуя нашими жизнями, вывела нас в десятибалльный шторм в проливе Дрейка. А на Шпицбергене принимающая сторона, а точнее их гиды, неверно оценила ледовую обстановку на фьорде, из-за чего параллельная с нами группа ушла со снегоходами под воду.

Старайтесь никогда не иметь посредников в лице туроператоров или локальных гидов. Необходимо создать такие условия, чтобы вы не зависели ни от кого, только рассчитывали на свои силы. Простой пример: те же самые яхтсмены отменили проплаченную мною экспедицию в Гренландию за пару дней до выезда. При этом они все так же возят людей в Антарктиду, пренебрегая техникой безопасности.

Как рассказывают мои подписчики, до сих пор цифровая радиостанция не соединена с GPS — цифровой сигнал о бедствии в случае ЧП уйдёт без координат. Случись что-то на маршруте в горах или на море — за жизнь людей отвечать будете вы.

Есть мнение, что экспедиции в таком формате будут жестко регулироваться после какого-нибудь печального инцидента. Зачастую организацией путешествий занимаются люди без опыта, отчего туристы рискуют попасть в сложную ситуацию. Невозможность решить простые проблемы и неудобства приводят к конфликтам.

Отказ от поездки участников

Часто отказ даже одного человека может привести к тому, что поездка будет не прибыльной. Замену для таких поездок перед вылетом найти крайне сложно. При высокой себестоимости туров (не Азия) это всегда большие риски.

Паспортные и визовые особенности

Я знаю истории людей, которые летели на Бали с одним из организаторов туров, но только в аэропорту узнали о том, что для въезда необходимо, чтобы срок действия загранпаспорта составлял не менее шести месяцев на момент въезда.

Авиакомпания на рейс их не посадила, деньги за тур они не вернули. Нюансов таких немало, например, кто-то покупает билеты в Лиму через Нью-Йорк, не зная, что транзитной зоны в США не существует, а кто-то летит в Рио-де-Жанейро через Мюнхен и Дюссельдорф, не подозревая, что для внутришенгенского рейса нужна виза.

Юридическое оформление и законность бизнеса

Вся эта история с экспедициями подпадает под туроператорскую деятельность со своими сложностями в виде многомиллионных страховых взносов и прочего. Одна из задач организатора — как хитро и грамотно оформить договор. В случае каких-то проблем закон, скорее всего, встанет на сторону туристов. Поэтому большинство работает вовсе без договоров, решая возникшие проблемы по мере поступления путём переговоров.

Конфликты

В экспедициях важен микроклимат и однородность группы. Те, кто набирает разношерстную компанию, как правило, встречаются с тем, что команда начинает делиться на группы по интересам или по возрасту.

Поэтому легко искусственно собрать команду единомышленников через тематические экспедиции (бегуны, йоги, мамочки, любители трекингов и походов, сёрферы, детокс-туры и прочее). Сделать универсальный продукт для всех не получится. И стараться делать этого и не нужно.

Высокая конкуренция

С каждым днём организаторов туров становится всё больше и больше, увы, по моим наблюдениям, большинство пытаются раскрутиться, лишь демпингуя и экономя на издержках (в первую очередь это слабые гиды, плохие условия для проживания, тесные автомобили низкого класса), в результате чего появляются негативные отзывы на всю сферу деятельности.

Многие блогеры решили, что это «лёгкие деньги» — собирать группу, имея аудиторию лояльных подписчиков. В результате появляются в сети громкие разоблачения и скандалы.

Экспедиция в Исландию

Я участвовал в курсе по обучению гидов. По моей статистике, из ста человек через год продолжают заниматься «работой мечты» от силы три-четыре человека. Если вы всё же мечтаете влиться в это движение, то дам пару советов для начинающих организаторов.

  1. Не делать экстремальных вариантов путешествий (на лайках по Аляске или на снегоходах по льду в Арктике).
  2. Всегда заставлять туристов делать страховку. Если она не входит в стоимость, если это горы или море, то с дополнительными возможностями, такими как экстренная эвакуация на вертолёте, спасательные и поисковые работы и так далее.
  3. Не экономьте на мелочах, люди всегда чувствуют это.
  4. Не набирайте группы по 20 человек, оптимальные группы, как правило, 8-12 человек максимум.
  5. Избавляйтесь от посредников.
  6. Уменьшите риски в организации путешествия, связанные, например, с арендой авто.
  7. Выбирайте безопасные страны как в плане криминала, так и болезней (заболеть малярией или жёлтой лихорадкой крайне просто).
  8. Не перегружайте экспедицию переездами. Надо помнить, что для большинства (даже если это активный отдых) это всё же отдых. Если после поездки хочется съездить куда-то отдохнуть, то это явно не лучший показатель.
  9. Создавайте правильную атмосферу. Какие бы крутые локации и места проживания у вас ни были, всё решают межличностные отношения в группе. Путешествие должно закончиться так, как будто закончилась смена в лагере, и всем хочется обменяться зубными щётками и писать друг другу письма.

Психологи утверждают, что эмоции, пережитые в группе, чувствуются и запоминаются намного ярче и острее, чем в одиночку. После одной из первых экспедиций ко мне подошли ребята и говорили, что если бы они посетили все те же самые места, но вдвоём, то не испытали бы таких же эмоций. Более того, даже небольшие негативные инциденты, что случаются, только сплочают (?) коллектив, заставляя преодолевать все трудности вместе.

Что там с деньгами

Опытный и раскрученный организатор при наличии своей лояльной аудитории, проверенного популярного маршрута может зарабатывать за одну поездку до 300-500 тысяч рублей. Эта сумма может быть и выше, может быть и заметно ниже — зависит от принципов и методов работы (привлечения других известных блогеров, расходов на пиар и таргетинг в соцсетях). А можно оказаться в глубоком минусе, если группа не наберётся.

Самые высоко маржинальные поездки: много людей, низкие издержки в недорогой стране, ноль переездов, одна цель (бег, йога, сёрфинг, фотошутинг, ретрит, да хоть бизнес-тренинги) с экспертом (коучем, блогером, фотографом). В основном это недорогие азиатские направления: Бали, Шри-Ланка, Непал. Или экзотика в виде трекинга в Перу или теперь уже классическая и популярная в любое время года Исландия.

Если материал кажется интересным, задавайте вопросы в комментариях — постараюсь ответить.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Эльнар Мансуров", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 16, "likes": 21, "favorites": 35, "is_advertisement": false, "subsite_label": "offline", "id": 50325, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 07 Nov 2018 10:23:22 +0300" }
{ "id": 50325, "author_id": 136630, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/50325\/get","add":"\/comments\/50325\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/50325"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199132 }

16 комментариев 16 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

В целом интересно. Но, когда публикуешь лонгрид на сайте уровня VC, неужели нельзя потратить рублей 500 на корректора, которой просто перечитает всю статью и исправит секстиллион ошибок? Это же не инстаграм, где так писать уже давно стало нормой...

Ответить
0

спасибо!) давно подписан на ваш инстаграм, интересно и познавательно) успехов!

Ответить
1

Сложилось впечатление, что для организации экспедиций надо реально ЛЮБИТЬ все это дело))

Ответить
0

Очень хорошая статья, спасибо! Планирую организовать тур и нашла для себя здесь новые моменты, которые нужно учесть.

Ответить

0

Очень интересно!

Ответить

0

ЕЕЕЕ Эльнар ты супер :-*

Ответить
0

Спасибо за рассказ и instagram, давно подписан.

Ответить
0

Классный текст! Если будет заряд, напиши мануал по тому, как организовать первый тур. Давненько подумываю это сделать, но чую что много подводных камней в этом деле.

Ответить
0

Интересно, спасибо! Я правильно поняла, что ваша целевая аудитория - миллениалы? Как вы поступаете, если группа разношерстаная набирается?

Ответить
0

Все подобные туры можно классифицировать как незаконную туроператорскую деятельность. А большинство организаторов подпадают также под незаконное предпринимательство

Ответить
0

и? всем сидеть по углам и ходить строем на первомайскую демонстрацию?

Ответить
0

отличный текст! Вопрос - ездите ли вы до поездки с туристами сами на изучение маршрута? и еще можете ли вы проконсультировать по скайпу? Спасибо!

Ответить
0

Конечно, с туристами уже надо знать маршрут. Иначе смысл всего затеянного?) По скайпу не знаю, пишите в любые соц сети

Ответить
0

Очень интересная и полезная статья! Сам делаю путешествия и со всем выше написанным согласен!

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }