{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как сделать парк точкой притяжения жителей и туристов: кейс INEX в Калининграде

Победители конкурса управленцев «Лидеры России» отправились в экспедицию в Калининград. Нужно было помочь команде Губернатора сделать парковые зоны привлекательными и комфортными для жителей города. INEX обучали Лидеров России и команду Губернатора сервис-дизайну, чтобы понять потребности жителей и найти решения, которые устроят всех.

Перед участниками экспедиции поставили непростую задачу: создать концептуальный подход для современного развития ландшафтных парков на основе запросов жителей. Для исследования члены экспедиции взяли две зоны: парк им. Гагарина и парк им. Макса Ашманна.

Главным отличием этой экспедиции от других регионов стало сильное погружение в тему проекта: участники провели исследования и интервью еще до приезда в Калининград. Это помогло выявить базовые боли и потребности, а во время очного этапа перейти к более глубоким инсайтам и идеям.

«На трехдневном обучении, прямо перед поездкой в Калининград мы отправились в московские парки: провели наблюдение, взяли интервью у посетителей, администрации и сотрудников ВДНХ. Это помогло участникам освоить метод сервис-дизайна, сделать первые гипотезы и прототипы, подготовиться к следующим этапам. В итоге участники распределили ответственных, прописали дальнейшие шаги по проекту, а затем начали удаленное исследование», — рассказала сервис-дизайнер INEX Александра Михайлова.

Исследование: шашлыки и «заброшки»

Сначала участники экспедиции работали удаленно: провели 20 интервью с посетителями парков им. Гагарина и парка Ашманна, 12 интервью с администрацией парков, лидерами сообществ, урбанистами, экологами. Участники изучили лучшие мировые практики и кейсы, предыдущие исследования и начали первичный анализ — он позволил обнаружить боли и потребности опрошенных, создать CJM-карты пользователя и первые прототипы.

После этого участники экспедиции отправились в Калининград, чтобы работать над проектом очно. В парках установили палатки со столами и стульями: так жителям было комфортнее отвечать на вопросы. Команда распечатала карты парков и первый прототип: это помогло сразу обсудить сценарии посещения и внести коррективы.

Участники провели 155 интервью с детьми и взрослыми, пенсионерами и экспертами, чиновниками и сотрудниками парка. Отдельно помогло восприятие команды, которая проживала свой опыт в парках.

«Участники ходили по теплотрассам и замечали, что у них в прямом смысле горели ноги. Гуляли по заброшенным постройкам и обнаруживали процесс закладки наркотиков, “отмечали” день ВМФ с жителями на их любимых гриль-местах. Этап личного проживания опыта крайне важен – только так можно погрузиться в контекст задачи», — отметила Александра Михайлова.

Решение: парк Гагарина

Московский район, где находится парк, считается неблагополучным. Для жителей парк — единственное доступное место природного отдыха, собственный лес у дома. Сейчас парк представляет собой «большой двор» из советского прошлого. С одной стороны, родители отпускают детей гулять одних, но, с другой, боятся ходить дальше площадки: в глубине леса страшно, а еще гуляют люди с большими собаками.

«Главный конфликт парка, который обнаружила команда, звучит так: мне не хватает современного и комфортного места отдыха в шаговой доступности от дома, но я не хочу терять зелень и лес. Другая проблема в том, что парк не оправдывает своего “космического” названия: только бюст Гагарина напоминает, что мы в парке им. Юрия Гагарина», — рассказала Александра Михайлова.

Самыми частыми посетителями парка были три типа людей:

  1. Дети с большим творческим потенциалом, который направлен на создание неприличных картин на детских площадках, хождение по теплотрассе и лазание по заброшенной стройке.
  2. Любители тихого отдыха: прогулок и посиделок с шашлыками у пруда.
  3. Собачники: люди со всего города приезжают в оборудованную парковую площадку для дрессировки собак.

«Команда предложила воплотить в парке концепцию “Вверх”. Суть в том, что мы предлагаем двигаться вверх вместе с районом: отдавая должное прошлому, мы идем в будущее, влияем на район и внедряем активности иного уровня. Тему космоса команда тоже затронула: предложила обыграть в названии “Космолес” и добавить инфраструктурных объектов — например, арт-луну на болоте», — поделилась Александра Михайлова.

Члены команды рекомендовали проложить экотропы, чтобы сохранить ощущение леса и нейтрализовать влияние теплотрассы. Ключевой стала идея «выхода в город и район», чтобы информация о парке охватила как можно больше людей:

  • космический квест по району,
  • космический стрит-арт по району,
  • скамейки в районе в едином стиле с парком,
  • навигация, дорожки для велосипедов и самокатов, которые ведут в парк,
  • инфостенды о событиях в парке по району.

Решение: парк Ашманна

Опрошенные хотели разного: жители района — тихий парк, жители Калининграда — новые сценарии использования, туристы — уникальное место. Но им всем мешал пустынный парк, деградация инфраструктуры, низкая культура использования.

  • «Здесь нет ни одного фонаря, здесь страшно идти…в дождливую погоду грязно, сыро и темно».
  • «В выходные дни бывает не совсем адекватный контингент».

Люди мечтали о спокойном отдыхе: сидеть на солнышке, смотреть на лебедей, пить чай, гулять с детьми, заниматься спортом, кататься на велосипеде и даже жарить шашлыки. В итоге команда предложила обустроить парк в соответствии с потребностями людей:

  • проложить маршруты с нативной и подробной навигацией,
  • добавить базовую инфраструктуру вроде урн, туалетов, парковок и мест отдыха,
  • сделать пространство безопаснее: добавить освещение, видеонаблюдение и тревожные кнопки,
  • предложить больше активностей: детские площадки у входа в парк, спортивная площадка, место для йоги и медитаций,
  • построить точки притяжения: прогулочную набережную, оранжерею, коворкинг, гриль-зону,
  • сохранять и восстанавливать исторические объекты, чтобы у парка была просветительская функция,
  • провести зонирование парка на основе эмоциональных состояний пользователя: радость, умиротворение, удивление,
  • внедрить инклюзивный подход: сделать дорожки, оснащенные туалеты и другую инфраструктуру для людей с инвалидностью,
  • сохранить парк как природное место без активного внедрения в природу: создать экотропы, тихие места, локации для наблюдения за птицами.

Решение: как создать концепции других парков

Кроме того, члены экспедиции сделали алгоритм, который поможет преобразить другие парки. Для этого они выделили пять критериев, которые нужно учитывать при создании прототипов — ими в дальнейшем будет пользоваться команда губернатора Калининградской области:

  • Понимание культурного кода Калининграда.
  • Понимание особенностей района, где расположен парк.
  • Исследование жителей района и их особенностей.
  • Создание прототипа парка: важно использовать карты района и карточки для совместного проектирования, учитывать архитектурную и экоповестки.
  • Создание дорожной карты и сметы расходов.

«Следует учитывать элементы навигации, которые следует расположить на каждом уровне: от объекта до города и даже страны. Навигация приводит посетителя сначала в город, затем в парк, на маршрут, и, наконец, к объекту», — заключила Александра Михайлова.

Развитие парков: тренды и перспективы

Сейчас парковые пространства стали самостоятельным объектом архитектуры и дизайна с собственным характером. Они продолжают идею жилого, офисного или торгового комплекса. Парковые пространства — обязательный элемент, который позволяет выделить локацию из ряда других, привлечь к ней внимание и, главное, сделать это с пользой. Неудивительно, что в стране появляется все больше уникальных парковых зон.

«Любой новый ЖК имеет собственную компактную парковую зону с детскими и спортивными площадками, ориентированными на жителей города. В некоторых случаях застройщик идет еще дальше, создавая места районного значения, — например, парк “Тюфелева роща” и набережная Марка Шагала в “Зиларт”.

Уровень организации и дизайна Парка Горького или Музеона — уже некий стандарт для обновляемой или создающейся парковой инфраструктуры. И разговор не только про ландшафтный дизайн и малые архитектурные формы, но и про удачный синтез маршрутов для разных категорий посетителей. В парках легко найти разнообразие локаций, развлечений, точек общепита — причем с понятной навигацией.

Зарядье — отличная концепция, созданная на месте пустыря, — неожиданно сформировало новую точку зрения на центр и его пейзажи. Хотя восприятие парка сильно усложняется перенасыщенным трафиком, особенно в выходные дни. И это только первые примеры, которые приходят в голову», — отметил креативный директор и партнер брендингового агентства Plenum.cx Егор Мызник.

Тренд на активное осмысление парковых пространств уже задан. Запрос расширяется за пределы общих парковых зон и доходит до решений в жилых комплексах. Люди перестали воспринимать «свое место» ограниченным входной дверью квартиры: они хотят красивый подъезд, функциональный двор и доступные рекреационные зоны.

Справка: Победители конкурса управленцев «Лидеры России» создали сообщество «Эльбрус», которое организовало проект «Обучающая экспедиция». В рамках проекта лидеры путешествуют по регионам страны и внедряют изменения вместе с первыми лицами региона. В этом году прошел второй сезон проекта: участники ездили в четыре региона, среди которых был и Калининград.

0
1 комментарий
Boris Maler

так фото проекта будут?

"базовую инфраструктуру вроде урн, туалетов, парковок и мест отдыха, детские площадки, гриль" - это можно любому парку сделать

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда