{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как купить убыточный завод в 21 год и сделать х10 в капитале

Предприниматель из Санкт-Петербурга расскажет историю антикризисного управления производством, которое приносило убытки в течение трех лет.

Просто и по шагам о том, как вывести производство в 30% рентабельности в условиях турбулентности и постоянных экономических изменений.

Это я и мой завод

Меня зовут Денис, я предприниматель. Сейчас мне 24, на момент покупки завода было 21. Профильного образования не было — бросил универ и ушел в бизнес. Занимался торговлей и рекламой: начиная от светящихся фонариков, горнолыжного оборудования и заканчивая асиками для майнинга.

Долгое время я работал посредником между поставщиками, у которых был товар, магазинами, которые потом его реализовывали и конечными клиентами. Пробовал себя в разных нишах пока не пришел к тому, что вырос из “купипродай”.

💡 Бизнес в сфере “купипродай” — это не серьёзно.

Мама

Я почувствовал в себе стремление к своему собственному предприятию, рабочему коллективу, которым нужно управлять и крупным предпринимательским рискам.

Как известно, любое страстное желание стремится к осуществлению, поэтому я…

Бросил все и пошел работать на завод

Будешь плохо учиться — отправишься на завод

Учителя

Как-то раз мне нужно было найти поставщика на заказ в 100 пластиковых деталей для сноубордов. Я обратился к одному из своих постоянных клиентов, у которого было несколько бизнесов:

— Слушай, не знаешь, где можно достать 100 «таких» деталей?

— Не знаю, где 100, но знаю где достать 10 000…

После этого он предложил мне поехать и посмотреть на производство, где производили резиновые и пластиковые детали. Заводик был маленький, работал давно, но последние 3 года в сильный убыток — 200 000₽ перерасход в месяц.

Предложение было в духе: «Забери и сделай что-нибудь, пока мы не вложили туда кучу денег».

Шанс. Ровно то, чего я ждал. В этот момент я был в отпуске в Индии, поэтому дал предварительное согласие. На самом деле я уже был готов влетать в бизнес с обеих ног. Чуйка кричала, что второго такого момента может и не представится.

Приехал, посмотрел производство. Там работало 5 человек в цеху и 2 в офисе, было 8 станков, а в месяц производили около 100 деталей разного пошиба.

Это я в первые дни на производстве

- 200 000 в месяц, 10 млн убытков за последние 3 года и длинная история завода в 30 лет. Ничего не понятно, но очень интересно.

Первым делом я отправился посмотреть на завод, чтобы оценить насколько все плохо. Работа шла, завод работал с крупными заказчиками, но многие заказы были нерентабельны, станки не загружены, а кассовый разрыв стал нормой.

У меня сформировалась идея о покупке и несколько сценариев развития событий:

  1. Негативный – продать все станки и с трудом выйти в ноль
  2. Оптимистичный – нагрузить текущее производство с текущим рабочим составом, станками и площадью, чтобы извлекать прибыль
  3. Ли Якока – провести мощный кризис-менеджмент: ужаться, переехать в меньшее помещение, продать часть станков и попытаться нагрузить оставшееся на 100%
  4. Ленивый – продать все станки, а все заказы передать на аутсорс и работать в качестве офиса

Как обычно бывает, получилась сборная солянка из всех сценариев, но обо всем по порядку.

Процессы, правила производства и пара неувязок

Начинающий предприниматель все делает сам, а зрелый делегирует

Николай Муравьев

В общем, я все для себя решил, договорился выкупить завод за 800 000₽, занял денег и отправился претворять план своими руками.

Для того, чтобы как-то менять бизнес-процессы и проводить кризис-менеджмент надо знать производство изнутри, поэтому я начал работать на станках, как обычный рабочий.

За 2 недели я влился в процесс, научился делать пластиковые и резиновые детальки. Узнал главное правило производства:

💡 Горячий и холодный металл выглядит одинаково, поэтому трогаем все только в перчатках, иначе есть вероятность, что ничего трогать уже не получится.

Причины всех бед нашлись быстро:

  • Неэффективный процесс закупок. Завышенные цены и неэффективная логистика
  • Низкая маржинальность. Ценообразование на некоторые поставки делали работу производства невыгодной
  • Низкая загрузка производства. 8 станков были загружены не на 100%
  • Неэффективное использование площадей. В помещение было много свободного места
Короткая экскурсия по производству

Этап 1 — оптимизация закупки

Сырье на производство привозили каждые два дня на собственном фургоне грузоподъемностью 500 кг. Каждые два дня сырье кончалось и шофер отправлялся за новым. В остальное время водитель читал газетку.

Я спросил у коллег: «Зачем товар привозится каждые два дня? Можно же привозить его 2 раза в месяц, но по 2 тонны?». После непродолжительной дискуссии мы договорились с поставщиками вызывать Грузовичков.

Коллектив почувствовал перемены, а шофер начал читать газетку в другом месте.

Затем изучив рынок вторичного сырья и получив несколько коммерческих предложений удалось уменьшить закупку с 62 до 50 рублей за кг.

Это сэкономило нам:

  • Зарплату водителя 45.000р
  • Расходы на бензин 10.000р
  • Обслуживание авто 5.000р
  • Смена поставщика 48.000р
  • Газель 2 раза месяц — 10.000р

Итого: 103.000 экономии на процессе закупки!

Вторичный Полипропилен. Это переработанный пластик, который вы сортируете)

Этап 2 — Повышение маржинальности

Знай своего клиента, как друга, но знай его снабженца, как брата. Ты заключаешь сделку не с заводом, а со снабженцем

Уоррен Баффет

Мое вступление в должность директора пришлось в самый разгар пандемии, но вместе со всеми проблемами были и существенные плюсы: общее удорожание продукции и услуг, которое можно объяснять локдауном.

Так, я начал большой путь по увеличению цены на всех сделках завода.

К слову, они не повышались последние 3 года

💡 Главный инсайт, оказался в том, что я заключаю договор поставки не с самим заводом, а с человеком, который там работает, поэтому если не передавить, он спокойно согласится на небольшое повышение цены.

Не буду сильно погружаться, но покажу графики. Тут видно, что средний чек рос с каждым месяцем, при этом денег больше не становилось, а значит дело было не только в марже…

Из графика видно, что средний чек растет, кол-во заказов падает, но выручка остается

Этап 3 — повышаем загрузку станков

Предприниматель, который не знает себестоимости своего продукта — скоро не сможет его продавать

Мой финансовый директор Никита

8 станков были загружены менее, чем на 50%, поэтому я начал копать в юнит экономику. Поверхностный анализ показал, что у нас больше низкомаржинальных и крупносерийных, поэтому даже с большим оборотом мы работаем чуть ли не в минус.

Самые объемные заказы с низкой маржой я решил отдать на аутсорс другим производствам, а небольшие, но прибыльные сохранить у себя.

Освободились мощности и целых 2 станка оказались полностью не нужны. Оптимизация бизнеса позволила продать их и выручить большую сумму.

Эти деньги позволили немного выдохнуть, развязали мне руки для более длительных изменений… как переезд.

Выглядит масштабно

Этап 4 — повышаем доходность на м²

Главная метрика на производстве – это выручка на квадратный метр

Генри Форд

Продав станки, на производстве стало очень просторно и я уже тогда думал о том, чтобы уменьшить расходы за аренду.

Стоимость аренды составляла 108 000₽ в месяц, что было транжирством, когда мы использовали дай боже 40% пространства.

3 месяца искали новое помещение, провели инженерские, замерные работы и поставили дату переезда.

Слева план старового помещения. Справа нового.

Тут не будет никакой забавной или сложной истории, хотя переезжать с места, где завод работает и отлажен, а клиенты привыкли — не самый простой процесс.

В итоге, мы перевезли весь завод в новое место за 45 000₽ в месяц, уменьшили площадь на 140 м² и сохранили 6 из 8 станков.

Переезд сэкономил 63 000₽ в месяц для завода.

Экскурсия из обновленного цеха после переезда. Спасибо маркетологу Ване

Итоги

Зачем изобретать велосипед, когда можно починить мотоцикл?

Альберт Эйнштейн

Оценка моего бизнеса сейчас составляет 8 миллионов рублей из расчета 1,5 года окупаемости + активы.

Работа с убыточным производством оказалась не поиском новых заказов, а реструктуризацией и улучшением старых связей, процессов и цепочек.

Чтобы поднимать капитализацию, надо разбираться в бизнесе и прорабатывать каждый процесс. Каждый процесс, как деталь паззла, важно изучить — для этого нужно время.

1) Если хотите сэкономить время и понять, как исследовать бизнес — подписывайтесь на мой канал, расскажу еще.

2) Если хотите сэкономить время и написать свою яркую историю роста, обращайтесь — @holodenis!

0
75 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Benkendorf

Спасибо за рассказ!

Расскажите пожалуйста какой бекграунд (начиная со средней школы) привёл к тому что к 21 году было спокойствие и уверенность инвестировать 800к в завод, и что появлялись такие возможности в принципе.

Как вы оказались в предпринимательской среде (родители возможно предприниматели) , познакомились с понятиями 'юнит экономики' и прочего и самое главное откуда взялся майндсет и уверенность в себе для оперирования такими суммами и процессами.

Думаю вот как детей так вырастить. :)

Я в 21 уверенно если только носки покупал за 30 рублей а не заводы за 800 000.

Ответить
Развернуть ветку
Товарищ

Но он точно непростой паренёк из бедной семьи, который мечтает о мощном компьютере в 21 год...

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Benkendorf

Это да, но тут вопрос в том 'как своим детям обеспечить такой же уровень мышления'.

Кстати мне сильно больше но покупку мощного компа до сих пор себе не обосновал, так что тоже мечтаю об этом.

Ответить
Развернуть ветку
72 комментария
Раскрывать всегда