Как бизнесу выжить в кризис. Наш опыт
Пандемия, импортозамещение, санкции... К сожалению, ситуация на рынке такова, что 99% компаний не готово к изменениям экономических цепочек и могут просто закрыться. Хочу поделиться своими мыслями и нашим опытом выживания.
Если говорить про Lucky Child, то мы к импортозамещению подходили с 2016 года. Наверное, мало кто сейчас помнит, но в то время была напряженная ситуация с Турцией. Тогда нам пришлось очень серьезно менять логистику, потому что мы всегда работали с турецкими партнерами, так как их полотно – самое лучшее на рынке. 100% хлопок высочайшего качества для нас является крайне важной характеристикой, поэтому заменить полотно в 2016 году было очень серьезной задачей, которая была успешно решена в последующие годы.
Сегодня наше производство локализовано больше чем на 90%. Турецкие компании, которые за это время перенесли фабрики в Россию, остаются нашими поставщиками и уже фактически являются поставщиками внутреннего продукта.
Сегодня бизнесу тяжело, он испытывает шоковое состояние, бизнес закрывается. Но для тех компаний, которые выживут, это будет сильным мотиватором переосмыслить структуру бизнеса и то, как он устроен, защититься от риска логистического, от риска комплектующих. Те, кто это сделает, станут лишь сильнее. В этом я 100% уверен.
Мы наблюдали, что не все компании, в том числе наши конкуренты, справились с инфляцией. Некоторые завезли товары уже по высоким ценам, и рынок на это отреагировал негативно. Другие компании не поставили товар и не могут этого сделать, потому что логистика и импорт не работают.
Что касается Lucky Child, из-за того, что мы могли держать цены, у нас был рост еще в январе. История с известными событиями и импортозамещением — это наш внутренний драйвер роста. Почему? Во-первых, у нас есть товар, поскольку мы уже локализованы. Во-вторых, мы обладаем компетенцией управления продажами на маркетплейсах, которые являются нашими основными каналами и частью большого IT. Поэтому компания готовится к активному масштабированию.
Бизнес и государство: меры поддержки
Расскажу, чем сами пользовались и каких инструментов не хватает.
Мне кажется, что самый эффективный инструмент поддержки бизнеса – это доступность заемных средств. Все программы государства, которые связаны с субсидированной ставкой, я считаю рабочими, потому что банки не только оценивают риск предпринимателя, но и стимулируют его на эффективную работу и хорошую отчетность. Ради чего? Чтобы опять же растить капитал и развивать бизнес. Деньги – это все-таки главное топливо для компании, которая понимает, что делает. Ведь никому не интересно просто играть и растягивать время, а когда у вас есть финансирование, компания точно может «бежать быстрее». Кстати, именно поэтому для стартапов, которые привлекают финансирование, одним из ключевых показателей является boiling rate – то, с какой скоростью они «сжигают» деньги.
Мы сами работали с банками, взяли субсидированный кредит по ставке ниже, чем ставка финансирования. Это работает, но, повторюсь, при понятной отчетности и наличии точек роста! Брать деньги на эксперименты – план неудачный, потому что есть риск, что их нечем будет возвращать.
Еще мне кажутся эффективными все программы, связанные с обучением. Наша компания принимала участия в программе «Экспортеры» - совместная программа правительства и бизнес-школы Skolkovo. Очень крутая программа! Потому что экспертиза и видение, которое могут дать профессиональные игроки, сильно расширяют горизонты и укрепляют веру предпринимателя в то, что он может достичь успеха. Также мы участвовали в программе бизнес-английского. Это хорошая возможность именно для практики языка и развития экспорта. Ну, и пока на английском, как мантру, тысячу раз повторяешь рассказ о своей компании, тут хочешь или нет, поверишь в собственный успех.
В пандемию, когда было не до общения, мы брали грант на сохранение персонала, который становился невозвратным при выполнении KPI. Также хорошо работают субсидии, которые можно применить к расходам на логистику, возврату налогов в разных сферах.
Да, то, что мы сейчас видим в сфере IT, пусть не самые лучшие программы, но логика та же. Если компания начинает экономить на налогах или логистике, значит, она становится более эффективной и конкурентной.
Какие инструменты государственной поддержки мне бы хотелось видеть
Мне кажется, что было бы здорово прокачивать навыки масштабирования за счет маркетинга. Например, мало российских компаний могут позволить себе рекламу на ТВ. А между прочим, сейчас в этом плане идеальное время, когда большие медиакорпорации и большие бренды ушли вместе с бюджетами на медиа. Площадки могли бы быть более доступными среднему бизнесу. С помощью субсидии на медиа можно было бы растить узнаваемость бренда, увеличивать охваты и т.д.
Какими мерами поддержки вы пользовались? Какие хотели бы видеть?
Больше о моем предпринимательском и управленческом опыте я рассказываю в своем Telegram-канале. Присоединяйтесь!