{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как бизнесу пройти через кризис и извлечь выгоду — опыт CarPrice

Меня зовут Татьяна Максикова, и я — директор по персоналу CarPrice. Мы помогаем людям продавать подержанные машины, а автодилерам и частным профессиональным игрокам — их покупать.

На каждом аукционе за машину борются от 40 до 100 активных дилеров. Весь процесс продажи занимает несколько часов вместе с оценкой, а деньги можно получить моментальным переводом. Все происходит онлайн, автомобиль привозят покупателю в любое удобное место.

В этом году, как и многие бизнесы, мы столкнулись с кризисом, последствия которого ощущаем до сих пор. С февраля прошло достаточно времени, чтобы подвести первые итоги и поделиться выводами.

В чем особенности нынешнего кризиса

Он оказался поворотным для автомобильного рынка. Долгое время это был «рынок продавца»: был дефицит машин, все хотели их купить, а начиная с пандемии цены только росли.

Сейчас это «рынок покупателя». Цена формируется в зависимости от того, сколько покупатель готов предложить. У покупателя стало гораздо больше власти, чем у продавца, в вопросе ценообразования.

Многие наши покупатели вложились в машины на пике цен. После этого цены пошли вниз. И те, кто закупился по высоким ценам, не смогли с прибылью избавиться от машин. И очень долго не могли это принять, чтобы освободить снова деньги — им нужно было продать в минус то, что они купили по мартовским ценам.

В мае рынок новых автомобилей упал на 82%, а сейчас восстанавливается до уровня -60% по сравнению с прошлым годом. Рынок подержанных авто оказался более устойчивым. В апреле он упал до -36%, а сейчас тоже восстанавливается до уровня -20% к прошлому году.

CarPrice важны оба рынка: новые автомобили — это источник пополнения парка подержанных авто, которые мы покупаем. А падение рынка подержанных авто для нас значило, что сделок стало меньше, а затраты остались теми же. Эти условия могли стать для компании практически смертельными.

Как нам помогла ставка на технологии

Ключевое отличие этого года — резкая остановка рынка. Все впали в анабиоз и не знали, что делать. После первой волны паники мы столкнулись с тем, что продаж через нас не хватает для финансирования работы компании.

При этом мы оказались в очень выигрышной позиции. Хотя у нас много локаций, большая часть нашего бизнеса проходит онлайн. Мы очень «light-asset» — у нас мало замороженных в капитале денег: в основном мы работаем за счет технологий.

Если традиционный автодилер — это огромные склады, огромный сток, тысячный персонал, то у нас этой нагрузки нет: есть точки, куда можно привезти машину на оценку, но покупка и продажа происходит онлайн.

Внутри мы — большой технологичный продукт. У нас много процессов, которые позволяют обрабатывать продажи в рекордные сроки — для клиента весь цикл занимает не больше двух часов.

Мы уверены, что онлайн-продажи авто — это будущее, к которому так или иначе придут все игроки. Именно благодаря тому, что у нас в основе технология и легкая инфраструктура, мы в неспокойные времена оказались устойчивее других игроков.

Что делали мы

Признали, что мы в кризисе. Главное, что помогло нам и что стоит сделать в любой подобной ситуации — как можно раньше осознать, что ты в сложной ситуации. А затем сразу начать действовать.

То есть понять, что в ближайшее время будет спад в продажах и покупках и к нему стоит быть готовым уже сейчас. Благодаря этому мы смогли быстро заморозиться и так же быстро развернуться, когда все прошло.

Радикально снизили расходы. Мы выработали целый комплекс мер: в первую очередь определили список локаций, которые можно законсервировать. Остановили работу этих точек на пару месяцев, перераспределили поток клиентов на те локации, которые остались.

Попросили скидки у арендодателей и площадок, где закупали рекламу. Не везде удалось получить по максимуму, но все партнеры были готовы их давать, потому что все более-менее в одной ситуации оказались. Мы благодарны партнерам, которые пошли навстречу. Где-то удалось снизить аренду до минимума, где-то мы договорились на арендные каникулы.

Главный вызов для нас был в том, чтобы найти тот уровень, при котором мы можем не уходить в минус и быстро развернуться, когда рынок вернется. И мы его нашли.

Изменили бонусную систему для всех сотрудников. Мы поменяли и количество смен, и систему вознаграждений. Все, кто мог, взяли отпуска. Затем мы перешли на график 4/3 — попросили сотрудников брать на один день в неделю отпуск за свой счет. Это коснулось не отдельных сотрудников, а всей организации. На все всех уровнях — от колл-центра до генерального директора. И все согласились.

Были максимально открытыми с сотрудниками. Все управленческие решения, которые мы принимали, сообщали сразу всем и объясняли, что и почему.

Сотрудники знали, что происходит, какие у нас риски, какие варианты развития событий, что мы делаем в этом случае, в том случае. Например, так было с переходом на другой график.

Мы объяснили, что если сейчас не уходим на график 4/3, то будем работать в минус. А работа в минус приводит к концу бизнеса. Поэтому у нас два варианта: «А» — мы уходим на 4/3 и выживаем, но это длится какое-то время, либо сценарий «Б» — рынок восстанавливается и мы возвращаемся на 5/2.

Начали прислушиваться к каждому голосу в компании. Это непросто — создать атмосферу, при которой каждый мог бы высказаться. И нам это помогло: многие решения приходили не из сферы ответственности конкретного сотрудника.

У нас еще в период пандемии установилась практика ежедневных созвонов для обмена информацией. Казалось, что от этого можно отказаться, но нет — происходящее показывает, что это полезная практика. Это позволяет быстро реагировать на то, что происходит снаружи.

Жестко урезали маркетинг. От многих каналов отказались, перешли исключительно на каналы, которые можно быстро включать и выключать. Внедрили понедельное подтверждение планов.

Например, радио обычно подтверждают на целый месяц вперед. Но в нестандартной ситуации можно делать понедельное подтверждение, включать и выключать этот канал.

Сильно сократили адресную программу в наружной рекламе. Оставили лишь необходимый минимум. Сами собой отвалились все мероприятия и конференции.

Поменяли подход к работе с клиентами. Мы начали развивать образовательный контент — рассказывать, как лучше вести себя в текущей ситуации.

Начали помогать клиентам работать с их стоками. Профессиональным покупателям может быть где-то не хватает профессионализма — мы смотрели, что у них есть, давали рекомендации. Помогали построить аналитику. Просили обновить объявления, изменить цену, перефотографировать.

Откатили все меры при первой возможности. Нужно внимательно следить за рынком: ежедневные переборы могут быть не для всех актуальны, но при первых признаках восстановления нужно откатывать кризисные меры. В первую очередь чтобы извлечь больше выгоды на восстанавливающемся рынке.

Чем все пока закончилось

В середине года эксперты давали прогнозы, что рынок восстановится не раньше 2023 года. У нас нет причин им не верить. Пока наблюдаем как раз такую картину, что ситуация с рынком подержанных авто более-менее стабильная, несмотря на встряску сентября.

Мы пожинаем плоды того, что смогли быстро развернуться обратно. Мы восстанавливаем инвестиции. Мы сохранили всех сотрудников, вернулись к росту, несмотря ни на что. Наращиваем долю рынка. Уже давно открыли обратно все замороженные точки и расширяем возможности нашего продукта.

От графика 4/3 отказались, как только смогли. Мы отработали 4/3 сначала один месяц. Вынуждены были продлить эту меру на второй. Но так как результаты были хорошими, откатили назад. И вернули сотрудникам все, что они потеряли за счет этого нашего решения.

Рецепт прохождения через кризис — 7 шагов

  • Признайте, что вы в кризисной ситуации — чем раньше это сделаете, тем больше шансов выжить;
  • Снизьте расходы — пользуйтесь преимуществами «легкой инфраструктуры» и как можно быстрее снижайте затраты до уровня, когда компания остается прибыльной и который позволил бы быстро развернуться снова;
  • Сохраните персонал и инфраструктуру — предложить сотрудникам временно снизить зарплату и перейти на другой режим работы, обратиться за скидками к арендодателям и рекламодателям;
  • Будьте максимально открыты с сотрудниками — сообщайте обо всех своих действиях быстро, четко, с объяснением причин и последствий. Благодаря этому у нас люди согласились уходить в отпуск, хоть и не планировали, поэтому согласились работать 4/3 и потерять на какое-то время часть дохода — каждый понимал, что происходит;
  • Меняйте маркетинг — проведите ревизию каналов, отключите лишние, перейдите на понедельное планирование;
  • Работайте с клиентами напрямую — направляйте и рассказывайте, что лучше делать прямо сейчас;
  • Откатите все как можно раньше — это позволит быстрее перейти к получению выгоды от антикризисных мер.
0
66 комментариев
Написать комментарий...
Иоанн

Обалдеть! Прям удивительное рядом! Вы ещё на плаву?? Никогда не забуду посещение вашей компании. Не думал, что столько протянете с таким тупым разводом.
Давным-давно приехал к вам и мою машину оценили в 590 тыс. Прямо здесь и сейчас. Я прям ох*ел. Так как рыночная цена была 830 где-то. Продал в течение недели за 815. Но я был один из первых ваших "клиентов" и тогда ещё было не принято держать людей по несколько часов, чтобы стали более сговорчивые. Всего 1.5 часа моей жизни забрали.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Hmelevsky

Так собственно на этом и (был) построен бизнес. Предлагать купить на 30% ниже рынка "но прям сразу", затем продавать по рыночной, и на разницу жить. Странно читать, что вы про это не знали.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Zloy Marketolog

Ну а как вы хотели, они же перекупы, причем не конечные перекупы, а только лишь промежуточные во всей цепочке, а заработать ведь должна вся цепочка перекупов)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
6 комментариев
Алексей Бобр

к сожалению на плаву - оценили мою машину в -30% от рынка, хотя я уже почитал про них и только поприкалывался с этих разводил и поржал им в морды))

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Сергей Леопольдович

Я директор по персоналу. Но как персоналить некого и мне стало скучно, напишу пару статей про бизнес. Может так стану директором по маркетингу.
)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мардюков

Бизнес в России это почти всегда постоянный кризис, потому что хз, что станет завтра, короче, некоторая закалка.
ну а шаги логичные и нужные

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Лопатин

это почти также как батя учит водить на жигулях, со словами "если на жигулях научишься, то на любой машине сможешь ездить", так и с бизнесом в России. Если сможешь вести бизнес в России, то везде сможешь)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Леонид Цветков

Видимо судьба России такова, чтобы в ней были построенные экономические и политические потрясения.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Aleksei P

Карпрайс — бизнес, построенный на чужом горе. Карпрайс готов оказать услугу людям, купить машину сразу, но за пол цены. Обычно на это готовы люди, которым нужны деньги вот прямо сейчас, точнее ещё вчера. А такие ситуации сопряжены, в основном, с горем.

Безусловно, всем хочется есть, но Карпрайс — падальщики в сфере бизнеса, а не новаторы

Ответить
Развернуть ветку
Иоанн

Кстати да, "падальщики" хорошо им подходит. Чего там новаторского - хз.
1 этап - развести человека на цену как в ломбарде
2 этап - закинуть это предложение в чат с перекупами. И кто больше заплатит, тот и заберет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Брюм

Ха. Пишут тут про скидку в 30 процентов от рынка. При 30 я бы мб и продал в своё время. У меня скидон был 50-60. Волосы встали дыбом.

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Кто их услугами еще пользуется?

Ответить
Развернуть ветку
Jonas Kotovsky

думаю что единицы

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

Ну раз еще не развалились, значит кто то пользовался, хотя кто эти люди фиг знает

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

лол, обычно все мечтают о 4/3, а тут часть кризисных мер, норм)
у знакомого в тот период вообще жопа была, их автосалон просто закрыл все продажи новых а/м, а половину байеров просто выгнали)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Родитель 1

Очень классное оформление фасадов. У кого заказывали разработку дизайна?

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Максикова
Автор

Наш отдел маркетинга самостоятельно разрабатывает все дизайны.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alex B

Вы точно директор по персоналу!?) Может по развитию директор, или кризисный менеджер))

Ответить
Развернуть ветку
EduardC

Бизнес с такой отрицательной кармой в целом не должен существовать как явление. Живете за счет дурачков, у которых последнюю копейку высасываете. Устойчивая бизнес-модель)

Ответить
Развернуть ветку
ViktoRus

Это ж обычные перекупы, с высокой степенью оуевшести. У нас тоже две шараги подобные, их псы ещё и мозги людям выносят. А ещё лютое дерьмо продают под своими красивыми вывесками. Лох не мамонт

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коновалов
в первую очередь определили список локаций, которые можно законсервировать. Остановили работу этих точек на пару месяцев, перераспределили поток клиентов на те локации, которые остались.

Если прямо, то сокращение числа сотрудников?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Федоров

А как вы кавычки для цитирования делаете? Нигде не нашел... :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Татьяна Максикова
Автор

Нет, сотрудники остались в штате)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Федор Завитухин

видимо у вас очень хороший коллектив собрался раз все согласились с новыми условиями работы

Ответить
Развернуть ветку
Brno

Никогда не понимал зачем в такие времена вообще оставлять/сокращать маркетинг, надо просто отказываться от этой ветки развития и всё, ну будто не до этого сейчас, и компании и людям. С другой стороны, если всё получилось и сработало – значит все же имеет смысл.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

практика показывает, что в кризис затраты на маркетинг нужно увеличивать

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Спиридонов

Дать каждому возможность высказаться и не утонуть в потоке информации? Интересно, благодаря чему это удалось?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Сивилов

Круто)

Ответить
Развернуть ветку
n.shmelev

Блин такая неопределенность тогда была, капец. Правда она никуда и не делась, но морально стало, будто немного полегче. Нас вообще отправляли в не оплачиваемые отпуска на 2-3 недели, мол, посидите, подождите, без денег правда, но что поделать, лучшего вам всё равно никто не предложит, многие просто сразу же увольнялись, другие оставались до талого.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Власов

вспомнила бабка как девкой была)) возможно раньше такое и было, но лично мой опыт был ок, в августе в Питере у них цешку продал, правда сначала я еще в салон прокатился где как раз на 30% меньше рынка мне хотели дать, так что хз может от состояния машины тоже многое зависить

Ответить
Развернуть ветку
Ivan S.

Как то однажды я хотел продать своё ведро-logan. При рыночной средней цене в 130к в карпрайсе предложили за нее 60к. Я, разумеется, отказался. Потом перезвонили и предложили уже 100к. Я снова отказался от продажи своего ведерка. В итоге на auto.ru вывесил обьявку с фразой "цена по реальной оценке карпрайса - 130 к". Сразу посыпались звонки и в итоге продал авто за 120к, чем был вполне доволен:) Спасибо тебе CarPrice :)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Сергеевич

кмк не было ни одного сегмента рынка который бы не заколбасило в этом году, респект что вырулили. интрересно, пишите что сократили наружку - сейчас стало понятно что и без нее ок? или это временная мера

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Максикова
Автор

Это была временная мера! Уже используем снова

Ответить
Развернуть ветку
Никита Сигов

Слышал что в рольфе людей на мороз выгоняли, тут решение 4/3 выглядит достойным

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда