Частные вертолёты в России: кто продаёт, сколько стоит содержать и где купить Статьи редакции
Популярные модели, цены, учебные центры и брокеры.
Кратко
- Вертолёты классифицируют по весу: лёгкие, средние, тяжёлые. И по назначению: военные и гражданские. Последние делятся на пассажирские, транспортные, поисково-спасательные, многоцелевые и другие. Для частных перелётов, как правило, используют лёгкие пассажирские или многоцелевые.
В России зарегистрировано более 700 иностранных лёгких вертолётов (данные АОПА-Россия).
Самые популярные — Robinson Helicopter, на их долю рынка приходится 55,2%.
- Новый вертолёт стоит от $421 тысячи, ресурсный — от 5,5 млн рублей.
- Содержание вертолёта в среднем обходится в 1,4 млн рублей в год без каско и налогов.
- Курсы пилотирования стоят от 1,4 млн рублей.
Кто покупает вертолёты
Кто продаёт вертолёты
В России три официальных дилера Robinson Helicopters: «Хелико Групп» (Краснодар), уральская вертолётная компания Uralhelicom (Екатеринбург) и Heliport (Москва).
Вертолёт Bell можно купить в Jet Transfer (официальный представитель) и «Хелико Групп» (прямой поставщик).
Вертолёт Airbus — также в «Хелико Групп» (прямой поставщик), Uralhelicom и Heliatica.
Рынок невелик, но сейчас этого достаточно, чтобы удовлетворить спрос. Эксперты компаний сходятся во мнении, что в последние годы уровень продаж снизился. Глава «Хелико Групп» Елена Занина отмечает, что сейчас прибыль компании на 35–40% ниже, чем пять лет назад. Основной причиной спада Елена считает сложную экономическую ситуацию в стране.
С ней согласен генеральный директор Jet Transfer Александр Евдокимов: «Экономическая обстановка заставляет потенциальных покупателей дополнительно проявлять осторожность». Клиент может приглядываться и сравнивать модели долгие месяцы и даже годы, прежде чем решится на сделку.
Менеджер по продажам уральской вертолётной компании Uralhelicom Дмитрий Пономарёв утверждает, что новые вертолёты стали покупать меньше, потому что рынок насыщен ресурсными. «У покупателя всё чаще возникает желание приобрести ресурсную технику, поскольку это позволяет существенно сэкономить», — говорит Александр Евдокимов.
Компании делают ставку на техническое обслуживание. В интервью изданию «Деловая Газета. Юг» Елена Занина рассказывает: «Если продажи вертолётов хорошие, то наша прибыль строится примерно таким образом: 75–80% — это доход от продаж, а 20–25% — от технического обслуживания. Если наступает кризис, то картина меняется в точности до наоборот. Мы начинаем жить за счёт сбыта запчастей, дополнительного оборудования, техобслуживания, ремонта, услуг, связанных с поддержанием лётной годности».
Главные рекламные каналы рынка — сарафанное радио и профессиональные выставки, участие в которых обходится дорого. Чтобы экспонировать вертолёт на ежегодной выставке HeliRussia понадобится 11,4 млн рублей. Столько стоит минимальная площадь в 54 м². Самый простой стенд без вертолёта обойдётся в 208 тысяч рублей. За статус спонсора выставки нужно заплатить от 600 тысяч до 15 млн рублей.
Директор по маркетингу Heliatica Сергей Игонтов говорит, что компания каждый год участвует во всех выставках в России, Европе и США. А также активно вкладывает в digital-маркетинг и производство видеоконтента. «Маркетинг — это, пожалуй, одна из наибольших статей расходов компании», — отмечает Сергей.
Что производят в России
Холдинг «Вертолёты России» — единственный производитель в стране. Он был основан в 2007 году вместе с госкорпорацией «Ростех». В его состав вошли пять заводов, два конструкторских бюро, предприятия по производству комплектующих. Самому старому из предприятий — Арсеньевской Авиационной Компании «Прогресс» — исполнится 82 года.
За всю свою историю заводы «Вертолётов России» выпустили 22% мирового парка военных вертолётов, 49% тяжёлых и 65% средних гражданских вертолётов. Последние предназначены для грузоперевозок, сельскохозяйственных, спасательных, противопожарных, строительных и других работ.
Холдинг производит Ми-8/17 — самый популярный в мире вертолёт за всю историю отрасли; и Ми-26 (Т) — самый грузоподъёмный в мире вертолёт.
В конце 2018 года «Вертолёты России» получили заявки на поставку 70 вертолётов Ми-171А2 и «Ансат» в страны Восточной Азии на сумму более полумиллиарда долларов, сообщает Минпромторг. Покупатели — государственные и коммерческие организации. По словам генерального директора холдинга Андрея Богинского, в ближайшие десять лет спрос в странах Юго-Восточной Азии может составить до 420 вертолётов.
Холдинг также поставит 200 вертолётов Ка-226Т в Индию. А сделка с Филиппинами сорвалась из-за антироссийских санкций США, сообщает РБК.
Согласно отчёту холдинга, 36% выручки (4,4 млрд рублей) за девять месяцев 2018 года пришлось на экспорт.
Первый лёгкий российский вертолёт VRT500 пока не поступил в продажу. На сайте холдинга заявлено, что его ожидаемая крейсерская скорость — 225 километров в час, а дальность полёта — 860 километров. Вертолёт будет рассчитан на пять человек. По словам генерального директора холдинга Андрея Богинского, к 2035 году VRT500 займёт 15% мирового рынка гражданских вертолётов.
Какие вертолёты популярны в России
Где учиться и сколько это стоит
Есть два учебных направления — подготовка с нуля и переподготовка с одной модели на другую. Выбирать программу лучше после покупки вертолёта, потому что для каждой модели она разная: для Robinson R44, Robinson R66, Airbus AS350, «Ансат» и других. На своём вертолёте учиться выгоднее — из стоимости курса исключают эксплуатационные расходы, говорит Елена Занина.
По словам Владимира Тюрина, президента и председателя правления АОПА-Россия (Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан — владельцев воздушных судов), в стране существует всего три центра, которые имеют сертификат Росавиации на первоначальную подготовку (с нуля) частных пилотов вертолётов: «Русские вертолётные системы», Heliport и «S7 Airlines», но последний временно не набирает курсантов. Список сертифицированных центров можно проверить на сайте Росавиации.
При этом практически каждый центр продаж предлагает покупателям курсы пилотирования. Перед тем как начать обучение, необходимо проверить сертификат учебного центра и приложение к нему. В приложении должна быть указана программа подготовки пилотов на вертолёте нужной марки.
В среднем базовый курс стоит от 1,2 млн рублей, переподготовка — от 480 тысяч рублей.
В конце курса учебный центр выдаёт комплект документов, который нужно передать в Росавиацию, чтобы получить лицензию частного пилота (или PPL — private pilot license). Также понадобится пройти врачебную лётно-экспертную комиссию (ВЛЭК) и оплатить госпошлину — 1300 рублей.
Лицензия частного пилота позволяет управлять вертолётом только днём и запрещает брать оплату за перевозку пассажиров или грузов. Чтобы снять эти ограничения, нужно пройти дополнительные курсы.
Как содержать вертолёт
Ангар
Можно построить его на своём загородном участке или арендовать место у дилера. В Heliport Moscow, например, оно стоит 792 тысячи рублей в год.
Топливо
Литр авиационного бензина стоит от 65 рублей. Robinson R44 Raven II, о котором мы писали выше, расходует 60 литров в час. По данным Heliport Moscow, в среднем владелец воздушного судна летает около 100 часов в год. Итого — 390 тысяч рублей в год.
Техническое обслуживание
ТО нужно проходить по календарю (например, каждые четыре месяца) или по количеству часов в эксплуатации (каждые 50 часов). Стоимость зависит от типа вертолёта (лёгкий, средний), количества двигателей, технического состояния, интенсивности эксплуатации.
Heliport Moscow оценивает годовое обслуживание в 150 тысяч рублей.
Страховка
Без страхового полиса гражданской ответственности подниматься в воздух запрещено. Согласно 131 статье Российского воздушного кодекса, страховая сумма равна двум МРОТ (минимальный размер оплаты труда) за каждый килограмм максимальной взлётной массы вертолёта.
Ставка МРОТ для платежей по гражданско-правовым обязательствам — 100 рублей. Максимальный взлётный вес у каждой модели вертолёта свой, минимум — 1000 килограмм. Получается, что полис гражданской ответственности будет стоить минимум 200 тысяч рублей в год.
Полис каско получать необязательно. Тарифы зависят от марки вертолёта и количества рисков (гибель; гибель и повреждения; гибель и повреждения, и пропажа). Для вертолётов Robinson минимальная ставка — 1,3% от стоимости судна, для Airbus — 0,8%.
Налоги
Ставка транспортного налога на воздушное судно зависит от региона, где вы базируете вертолёт. В Москве, например, 250 рублей за лошадиную силу, а в Екатеринбурге — 82,4 рубля. Точную сумму можно рассчитать на сайте ФНС. Для вертолёта Robinson R44 Raven II с двигателем мощностью 205 лошадиных сил, который стоит на аэродроме в Москве, транспортный налог составит 51 250 рублей в год.
Вертолёт считается недвижимым имуществом (ГК РФ Статья 130), а значит, для юридических лиц также облагается налогом на имущество — до 2,2% от среднегодовой стоимости.
Итого: от 1,5 млн рублей без каско и налогов.
Зачем арендовать вертолёт
Если тратиться на покупку и содержание не хочется, вертолёт можно арендовать в авиакомпании или у брокера.
Управляющий директор Diamond Aero Group Дмитрий Толстенёв утверждает, что второй вариант надёжнее и удобнее. У брокеров есть доступ к авиакомпаниям по всему миру, и все хлопоты по организации перелёта — вплоть до питания на борту — брокер берёт на себя. По запросу клиента он подбирает несколько вариантов воздушных судов разных компаний и предлагает выбрать подходящий по цене, классу комфорта и другим параметрам.
Бывает и так — владелец вертолёта летает нечасто. Он передаёт судно брокеру, чтобы у него оно «поработало» и окупило часть затрат на своё содержание.
Летать на самолёте гораздо дороже. Лётный час небольшого самолёта Boeing Business Jet — от 225 тысяч рублей (€3000). Рейс из Москвы в Париж и обратно обойдётся примерно в 1,5 млн рублей, а если самолёт «ночует» в Париже — ещё дороже.
В месяц Diamond Aero Group организует 10–20 рейсов на самолёте и один — на вертолёте. В основном транспорт арендуют для бизнес-перелётов, отмечает Дмитрий Толстенёв.
Следующая статья: как содержать яхту
А потом статья про десятиметровые заборы под напряжением.
про сравнение стоимости летного часа на Робинсоне и BBJ с выводом, что BBJ значительно дороже было смешно)) "Небольшой" BBJ - это Боинг 737 c MTOW (макс взлетной массой)66-85 тонн))) Сравнили с Робинсоном, который пустой весит меньше 700 кг!
Для R44 стоимость л/ч корректно сравнивать с легким самолетом с поршневым двигателем (ВС 4 класса по официальной классификации) - например, Cessna 172 / Piper PA28 и подобными, в т.ч. с двумя двигателями. И R66 в принципе туда же.
Беллы, Еврокоптеры и другие, "взрослые" вертолеты, корректно сравнить с турбовинтовыми одно- и двухмоторными самолетами.
И вот тут вертолеты проигрывают по себестоимости л/ч практически вчистую. Выигрывая, впрочем, в возможности посадки вне аэродрома.
Полностью поддерживаю.
Могу написать про Яхты такую же статью , надо народ?
да, про яхты интереснее
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Полезная статья. Как раз собирался пересесть со своего дряхлого Bombardier на вертолёт. Это же так понтово, летишь такой, а он шумит, все смотрят, приятно.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Это когда ты не привык покупать Б.У., но $450 000 все же не по карману, но очень хочется.
Автожиры вроде силтно дешевле
Мотопараплан еще дешевле, как надувная лодка дешевле яхты.
Если деньги из ушей лезут, почему бы и нет, все лучше чем золотой унитаз.
Пару раз летал на таких подмосковье в качестве пассажира) Довольно забавно, я слышал они довольно популярны в Европе в качестве альтернативного воздушного транспорта.
Комментарий недоступен
Интересно, а полеты как согласуются? Сколько это стоит и как долго ждать согласования. Может знает кто?
Ютуб
Сохраняю, вдруг пригодится. Чем Бог только не шутит
В Москве понятно, но где в городах России найти вертолётную площадку, максимум 1-2 штуки на город миллионник.
Комментарий недоступен
Учиться лучше в США, чтобы не иметь заморочек с нашей росавиацией, ВЛЭКами и прочим
Если не хватает на свой вертолет-самолет, то хороший способ водить его - стать пилотом и получать за это деньги.
обучение в США (или Европе) избавляет от заморочек с перечисленными инстанциями только в случае полетов вне РФ
Иначе - добро пожаловать, валидация, ВЛЭК, вот это все.
А потом еще раз платить за сертификацию в России.
Комментарий удален модератором
каско на вертолет? оптимистично
Кто со мной в небеса?
Когда то работал в heliclub.ru
Учеников было много, на Робинсонах R44, бочонок с хвостиком))
А мне внешне очень нравилась Agusta AW109. Красивая!
Вы бы хотя бы когда пишете хотя бы хоть какой то минимальный фактчекинг делали бы. ебаный стыд же.
Лётный час небольшого самолёта Boeing Business Jet — от 225 тысяч рублей (€3000).забудьте про вертолёты и чиновничьи склады-уклады:)
учитесь телепортироваться*
перемещаться скрытно в подпространстве*
очень полезная вещь - отметим)
так можно быстро в Штаты сгонять и обратно - и вертолёт не нужен, и пограничный контроль не нужен. быстро к девам-сок сгонял-отдохнул-вкусил и обратно:)
очень полезная вещь в современном мире.
очень помогает.
ну а коротко, о пограничном контроле, если уж речь зашла. дак это, самое - это вообщем то не их дело. ну если человек умеет - пожалуйста.
в нормах всё не отразишь не закрепишь, и потом кто написал эти нормы:) да ещё и без разрешения:) не посоветовавшись:)
учитесь телепортироваться - кстати это возможно)
успехов
А как обстоят дела с этими Робинсонами и запчастями на них в свете санкций?