{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Такую прибыль не принесёт ни один бизнес»: почему франшиза выгоднее собственного бизнеса

Сегодня в блоге «Франшиза на 5» знакомим вас с Олегом Тендитом, владельцем двух магазинов «Пятёрочка» по франшизе. В интервью Олег поделился, почему между собственным бизнесом и франшизой выбрал второе, почему главное в ритейле — это коммуникации и зачем надо заранее договариваться о вывозе мусора из торговых точек.

Как давно вы работаете с брендом «Пятёрочка»?

В январе 2021 года мы подписали контракт. Сейчас у меня два объекта.

Чем вы занимались до сотрудничества с брендом? В какой сфере работали?

В 2013–2015 годах я работал с продуктами, но этот бизнес сильно отличался от нынешнего. Моя работа заключалась в поиске региональных поставщиков хорошей продукции для её дальнейшей реализации в небольших продуктовых фургончиках. Весь процесс лежал на мне: я сам искал поставщиков, сам привозил и, соответственно, сам продавал.

Почему вы решили работать именно с «Пятёрочкой»?

Сейчас продуктовых франшиз не так много, в основном это маленькие магазинчики, что тоже здорово, но не тот масштаб. Всё-таки «Пятёрочка» — это федеральная сеть, это абсолютно другие цифры, другой подход, другое отношение покупателей. Вообще впервые я узнал о франшизе бренда на выставке франшиз. И получилось, как если перефразировать известное выражение — «Пришёл, увидел, полюбил». Пришёл на выставку, пообщался с представителями, понравилось. С тех пор началось моё сотрудничество с брендом.

Окупились ли ваши стартовые вложения, и если да, то за какой срок?

Предполагаемая окупаемость составляла три года, по моим расчетам, но на практике прогнозы превзошли все ожидания. Согласно текущей оценке, мой первый магазин окупится за два года, до этого осталось всего несколько месяцев. Второй магазин также окупится за два года. В случае с первым магазином получилась прямая сезонность, а в случае со вторым — обратная.

Вы получили от «Пятёрочки» прогноз окупаемости на старте? Насколько он оправдался?

У меня был примерный расчёт выручки магазина в месяц. И он был вполне реальным: не завышенный и не заниженный, потому что в пределах этой суммы оба моих магазина и зарабатывают. Эту сумму я заложил в свои расходы, рассчитал ежемесячную прибыль и окупаемость: бренд не мог знать, сколько денег я потрачу на ремонт, какое оборудование куплю.

Вы знали до работы с «Пятёрочкой» об обратном франчайзинге?

Я знал, что он существует, но не представлял, как работает на практике. Представители бренда всё подробно объяснили. Модель я определённо считаю преимуществом, ведь формат, когда всё поставляют, а выручка перечисляется в форме агентского вознаграждения, — это интересно и необычно. Такого на рынке я ещё не видел.

Сколько времени занял поиск подходящей локации и ремонт помещения?

Первую локацию я нашёл ещё на этапе строительства. Поиск занял примерно месяц. Вторую локацию искал чуть дольше: месяца три-четыре ждал, когда подвернётся хороший объект.

Что касается ремонта, то бренд даёт очень подробное техническое задание по тому, как должно быть отремонтировано и оборудовано помещение магазина. После изучения задания начинается ремонт. Раза два в неделю приезжает менеджер-инженер со стороны бренда, чтобы проверить соблюдение всех правил.

Первый магазин я отремонтировал за 2,5 месяца. Со вторым всё пошло куда быстрее. Конечно, если поднапрячься, то можно и за месяц сделать ремонт, но надо учитывать время на закупку и поставку оборудования.

Сложно ли было собрать пакет документов? Сколько времени на это ушло?

Подготовка пакета документов, включающего в себя основной и агентский договор с «Пятёрочкой» и их регистрацию, заняла около двух месяцев. Но надо понимать, что все процессы, связанные с документами и ремонтом, идут параллельно. Главное — это документы с собственником помещения, ведь может получиться так, что он договор не подпишет или документы не будут готовы в срок. После подписания договора с ним можно переходить к параллельному процессу заключения договоров с «Пятёрочкой» и заниматься документами по ремонтным работам.

Итого на поиск локации, сбор документов, ремонт и установку торгового оборудования у меня в двух случаях ушло примерно полгода. В январе я подписал договор и примерно в конце мая уже открыл первый магазин.

Почему вы решили купить франшизу, а не продолжать своё дело? Сожалеете ли о таком выборе?

Тут всё просто: по сути, вам дают готовый бизнес, не надо мучиться и заново изобретать велосипед. Его уже придумали, и он отлично едет. Плюс «Пятёрочка» — самый посещаемый магазин среди населения, его знают и любят, поэтому никогда не возникает вопроса, придут ли к вам покупатели. Да, придут, и много.

И нет, совсем не жалею, что выбрал франшизу. Помимо всех остальных «плюшек», окупаемость составила всего два года. Такую прибыль в принципе не принесёт ни один бизнес, мне кажется.

Какую конкретно помощь оказывает «Пятёрочка» в вашем случае?

Уже на этапе ремонта «Пятёрочка» дала базу поставщиков оборудования. Также приезжал менеджер-инженер, который подсказывал, как качественнее провести ремонтные работы. Ещё не могу не отметить работу юридической службы. Они подготовили все документы и договоры, в том числе договоры поставок.

Перед открытием приезжали супервайзеры с директорским кластером. Они помогали, давали советы, как правильно подготовиться к открытию. Плюс очень помогает служба IT. Они присылают отчёты по нашим запросам незамедлительно. Я в данном случае имею в виду выгрузки и отчётности по работе технической системы.

Предоставляла ли вам «Пятёрочка» финансовые преференции при открытии второго магазина?

Паушальный взнос нам разделили на три платежа. Все условия, по которым мы работали, были лояльными и удобными, их без проблем можно соблюдать.

Как вы считаете, можно ли начать и успешно вести бизнес предпринимателю без опыта?

Можно, но будет сложно. Нужен будет управляющий с опытом в данной сфере, доверенное лицо, которое будет подсказывать и рассказывать, как всё работает. Например, у меня есть деньги, я хочу их куда-то вложить и открыть магазин по франшизе. Но, допустим, я ничего не понимаю в этой сфере. Тогда я начинаю черпать информацию из общения с другими людьми, у которых есть опыт.

Ваш опыт в ритейле помог вам в работе с «Пятёрочкой»?

Мой опыт в ритейле был полезен, но всё же мне помогли люди. «Пятёрочка» очень грамотно подошла к этому вопросу, бренд предлагает хороший уровень поддержки франчайзи. Я обращался к знающим специалистам, которые меня консультировали. Но, конечно, лучше всего помогает желание работать и зарабатывать деньги.

Какая, на ваш взгляд, ключевая особенность у ритейла как бизнеса?

Для меня главная особенность — это стабильность. Ну и сотрудничество с крупной компанией, которая в трудные времена всегда помогает и идёт навстречу, подсказывает, как сделать лучше. Партнёрские отношения очень важны в этом взаимодействии, и у «Пятёрочки» с этим полный порядок. Поэтому у меня уже два магазина и я планирую открывать ещё.

С чем вы столкнулись, начав работу в ритейле?

С большим количеством личных контактов. В этом бизнесе на тебя сваливается множество вопросов, и на себе всё это не потянешь. Например, та же бухгалтерия или управление персоналом. Всё это — большая структура, которой управляют разные люди, а ты со всеми находишься в личном контакте.

Также этот бизнес полон нюансов, с которыми я столкнулся за два года. Но «Пятёрочка» со всем помогает: с юридическими вопросами, с ведением бизнеса, с поставками. О многих вещах не приходилось беспокоиться.

Какие знания на старте существенно облегчили бы вам первые месяцы сотрудничества с брендом?

Мне очень повезло, что до покупки франшизы я уже имел опыт в продуктовом ритейле. Я знал, как правильно выстраивать коммуникацию с сотрудниками, а это на самом деле очень важный навык, ценность которого молодые предприниматели могут не до конца осознавать. Сколько бы денег у тебя ни было, коммуникация с сотрудниками — это ключевой фактор для удачного выстраивания рабочей системы, ведь именно кассиры, мерчендайзеры, фасовщики и работники торгового зала непосредственно помогают строить бизнес. Как минимум кассиры и работники торгового зала — это именно те люди, которые встречают и напрямую общаются с покупателями.

А вот о чём я не знал: при открытии первого магазина я столкнулся с проблемой, что договор по вывозу мусора мне готовили на протяжении двух месяцев. При открытии второго магазина я уже знал, что это нужно делать заранее.

Хотелось бы от себя добавить, что мне очень нравится поддержка «Пятёрочки» в процессе открытия. Все вопросы, от юридической помощи до поставки продуктов, бренд берёт на себя. Будущим франчайзи хочу дать совет: не бойтесь задавать вопросы на этапе переговоров, обсуждайте всё сразу. Лучше заранее всё узнать, почему, как и что, чем спрашивать что-то уже после заключения договора.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда