{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Заработать на обучении: анализируем бизнес-проект компании по разработке учебных курсов для корпоративных Заказчиков

Постоянно меняющийся мир привел к новой реальности — к образованию «не на всю жизнь, а в течение всей жизни». Как результат: появилось новое бизнес-направление — индустрия образования для взрослых. В этой индустрии готовы зарабатывать все.

Перспективы развития корпоративного рынка образования

Разработка учебных программ для взрослых еще 20-30 лет назад не была сферой, в которую мог прийти любой. Это была локальная, узкоспециализированная ниша для специалистов по профессиональному обучению взрослых. За последние десятилетия ситуация изменилась.

Такие тенденции, как цифровизация, развитие технологий постоянно создают разрыв в навыках работников — расстояние между фактическими навыками работников и навыками, которые требуются работодателям, растет. Схема, при которой работник получал некоторую «базу знаний« (достаточную для профессии) и мог «прожить» с этой »базой знаний» всю жизнь, больше не работает. Чтобы поддерживать актуальность навыков необходимо непрерывное обучение (англ. ongoing learning — «непрерывное обучение», англ. life-long learning — «обучение на протяжении всей жизни»).

Чтобы быть конкурентным на рынке труда, необходимо непрерывное обучение. Иначе не видать удачи.

Так, например, согласно анализу, проведенному консалтинговой компанией McKinsey & Company, около 30,5 миллионов британских рабочих (94% сегодняшней рабочей силы) «не имеют полного набора навыков, которые потребуются им в 2030 году для хорошего выполнения своей работы». Можно сделать допущение, что ситуация в других странах, в том числе в России, не многим лучше.

Очевидно, что потребность в дополнительном профессиональном образовании на рынке есть. 90% компаний говорят, что в ближайшие годы у их работников будет значительный дефицит навыков (исследование McKinsey & Company). И этот дефицит навыков формирует целую бизнес-нишу — рынок профессионального образования.

Анализ бизнес-проекта в индустрии EdTech выполнен Бестужевой Юлией в рамках дипломного проекта на курсе по Бизнес-аналитике "Нетологии".

Каков мировой объем этого рынка? В целом общие глобальные расходы правительств, компаний и потребителей на обучении в 2020 году составляли 5,4 трлн долларов. В январе 2021 года эксперты считали, что рынок образования будет расти средним темпом (CAGR) 3,9% и вырастет к 2025 году до 7,3 трлн долларов.

Изменилось ли мнение экспертов в оценке перспектив развития мирового рынка образования с учетом влияния событий 2022 годов и нарастающего мирового экономического кризиса? Согласно одному из последних исследований оценки неоднозначны, но имеют тенденцию к некоторому оптимизму. Применительно к секторам корпоративного обучения и «обучения на протяжении всей жизни» ожидается умеренное улучшение или сохранение существующих условий. Падения не ожидается! Связано это с тем, что и со стороны правительств, и со стороны промышленности сохраняется повышенный интерес к повышению квалификации и переподготовке кадров.

Даже несмотря на кризис, со стороны промышленности сохраняется повышенный интерес к повышению квалификации персонала, поэтому этот сектор образования падать не будет.

В России объем рынка корпоративного обучения составляет более 73 млрд руб (исследование 2020 года консалтинговой компании TalentCode). После февраля 2022 года объем рынка явно уменьшился, об этом свидетельствуют опросы. Так, например, 46% крупных предприятий уже снизили затраты на обучение персонала. Учитывая санкции, наложенные на страну, можно предположить, что экономический кризис в России будет тяжелее и продолжительнее мирового кризиса. В связи с этим восстановление объема корпоративного рынка обучения на прежний уровень или его рост вряд ли произойдет в ближайшие несколько лет. Таким же долгим было восстановление рынка в России после финансового кризиса 2014 года. В 2014 году объем затрат компаний на корпоративное обучение также стал резко снижаться на 10-20%. И к 2016 году, т. е. через 3 года после кризиса, ни в одной из рассматриваемых ключевых отраслей промышленности масштабы обучения не были восстановлены до уровня докризисного 2013 года. Это результаты исследования НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования».

Снижение и последующее восстановление объема рынка корпоративного обучения в России будет более длительным и более тяжелым, чем в целом по миру. Это плохо.

Есть ли куда расти рынку?

Несмотря на значительные объемы расходов, уже достигнутые на рынке корпоративного обучения в мире, и в России, в том числе, до насыщения рынка еще очень далеко. У рынка имеется существенный потенциал для роста. В чем заключается этот потенциал?

Посмотрим на статистику. Выяснилось, что 43% работников малых и средних предприятий работодатели вообще не обучают. Это половина штата компаний! Более того, в самой низкой социально-экономической группе не проходят никакой подготовки после окончания средней школы 49% персонала. Это статистика по предприятиям Великобритании.

Данные показывают, что ситуация в России тоже не лучше английской. В среднем по всем компаниям обучение охватывает 57% сотрудников. При этом крупные компании охватывают обучением больший процент сотрудников, чем компании среднего размера или малый бизнес (83%, 59%, 46% сотрудников соответственно).

Следует еще учитывать тот факт, что в некоторых компаниях обучение персонала ограничивается обязательным обучением — например, охраной труда, нормами техники безопасности или обучением продуктам. Именно эти виды обучения и улучшают показатели компаний, демонстрируя, казалось бы, не плохие цифры охвата работников обучением.

Но о чем говорят эти цифры статистики? Эта статистика показывает резервы для роста рынка. Рынок может расти за счет вовлечения в обучение тех компаний, которые а) проводят обучение не для всего своего персонала, б) организуют только обязательное обучение или в) вообще не организуют обучение.

Рынку есть куда расти! Источники расширения рынка корпоративного обучения — вовлечение тех компаний, которые проводят обучение не для всего своего персонала, организуют только обязательное обучение или вообще не организуют обучение.

«Портрет» российского корпоративного Заказчика

Можно выделить 3 основных способа, которыми компании решают проблему повышения навыков своих сотрудников:

  • организация корпоративного обучения собственными силами (1);
  • организация корпоративного обучения с привлечением внешних подрядчиков (2);
  • стимулирование работников самостоятельно проходить дополнительное профессиональное обучение (3).

В настоящем исследовании нас интересует, прежде всего, тот сектор корпоративного рынка, который работает с внешними подрядчиками (b2b-сектор).

В b2b-секторе внешним подрядчикам-разработчикам и продавцам контента основную долю денег приносят корпорации, хотя доля крупных компаний в России составляет всего 0,7% (данные 2020 года). Доля доходов от клиентов из малого и среднего бизнеса заметно меньше. Средних ЮЛ в России — 1%, малых — 7%. Все остальные — а это 91,3% — «микромалыши», которые вряд ли могут себе позволить финансово привлечение подрядчиков для организации обучения своих работников. В совокупности крупные и средние компании составляют в России примерно 30 930 компаний (данные 2020 года). И это и есть потенциальные клиенты для ниши разработки корпоративных курсов. Казалось бы, не мало, но...

По среднесписочной численности сотрудников предприятия делятся на четыре категории: больше 250 человек- крупное предприятие, 101-250 человек – среднее предприятие, 15-100 – малое предприятие, до 15 – микропредприятие.

статья 4, 209-ФЗ

Для анализа рынка корпоративного обучения также важно знать, что значительное число предприятий в России входит в состав корпораций. В корпорации функция организации обучения может быть возложена как на материнскую компанию, так и на дочерние компании. От этого распределения функций зависит количество самостоятельных игроков/клиентов на рынке. Если корпоративное обучение организует материнская компания, то дочерние компании, к сожалению, уже не являются потенциальными клиентами для провайдеров-разработчиков курсов.

Поскольку в состав корпорации может входить разное количество ЮЛ (и 2, и 5, и 150 и др.), точно количество самостоятельных игроков/клиентов на рынке обучения определить сложно. В связи с этим сделаем допущение: применим коэффициент 0,5. То есть будем считать, что каждая вторая компания в России является частью корпорации и самостоятельно не управляет функцией обучения. Тогда у нас остается 15 465 потенциальных клиентов на рынке.

Фиксируем: 15 465 компаний — это потенциальные клиенты, которым внешние подрядчики могут оказывать услуги по разработке корпоративного обучения.

Существует еще один очень значимый для рынка фактор. Этот фактор — самая настоящая боль для внешних подрядчиков.

Примерно у 30% организаций существует своя учебная инфраструктура. В частности, у 13% компаний есть свой учебный центр, а 17% — разрабатывают свои внутренние учебные курсы. Из этих 17% компаний, которые разрабатывают свои корпоративные курсы, 70% делают это своими штатными силами. В основном внутренние курсы, которые компани разрабатывают сами, касаются продуктов компании и развития soft skills у линейных сотрудников. При обучении сотрудников среднего звена и выше, как правило, либо привлекаются к разработке курсов внешние подрядчики, либо обучение передается провайдерам.

Значительная доля компаний (т. е. почти 70%) вообще самостоятельно не разрабатывает своих обучающих программ. Они либо не обучают сотрудников, либо обращаются к внешним подрядчикам. Так, например, обучение сотрудников у провайдеров услуг дополнительного профессионального образования (ДПО) финансировали 40% российских компаний, а еще в общей сложности 30% пользуются услугами государственных провайдеров (вузов, учреждений среднего профессионального образования, центров повышения квалификации).

Лишь 17% компаний принимают решение разрабатывать собственные обучающие курсы для своих работников. Но они предпочитают это делать самостоятельно.

Как видите, существующий в данный момент объем рынка разработки курсов на заказ, сравнительно не большой, и это не радует.

И все же, я думаю, этот рынок обладает огромным потенциалом для развития. Потенциал развития заключается в вовлечении в сферу обучения тех компаний, которые в настоящий момент не разрабатывают собственные обучающие программы. Таких компаний на рынке больше половины. То есть, есть куда расти. Без развития объема этой ниши корпоративного обучения компаниям, оказывающим услуги по разработке курсов, придется жестко конкурировать за клиентов в относительно маленькой нише.

Развитие рынка разработки корпоративных курсов возможно за счет вовлечение в сферу обучения тех компаний, которые в настоящий момент не разрабатывают собственные обучающие программы.

Чтобы быть корректными в цифрах, скорректируем количество компаний/ потенциальных клиентов на разработку курсов. Их остается уже не 15 465 ед, а 3 093 ед. (15 465* 0,2 (17% компаний разрабатывают курсы сами) = 3 093 компаний).

3 093 компании — это частные коммерческие предприятия. Но наш потенциальный рынок услуг может быть большим по размеру за счет компаний государственного сектора, некоммерческих организаций, разного рода образовательных учреждений и др. Работа с этой долей рынка имеет свои особенности и ограничения, поэтому еще на этапе формирования концепции бизнес-проекта необходимо решить, будет ли компания работать с этой категорией клиентов.

Бизнес-модель компании, построенной на взаимодействии с частным бизнесом (b2b), отличается от бизнес-модели компании, в которой заказчиком выступает государство (b2g) Почитать об особенностях сотрудничества с организациями государственного сектора можно, например, тут.

И, наконец, отмечу еще одну особенность рынка EdTech в России. Ощутимым трендом последних лет становится усиление роли государственного регулирования рынка образования. Сейчас государство "разбирается" с сектором школьного и дошкольного образования. Но необходимо быть готовыми к повышению требований к верификации образования и в сегменте обучения взрослых.

Рынок консолидируется вокруг государства — это неизбежный сценарий. К этому процессу важно успеть адаптировать деятельность компании, а также уже сейчас искать диалог и компромисс с регулятором.… Вся эта работа нужна для того, чтобы как минимум просто продолжить развитие своей компании на российском рынке.

Валентина Куренкова, GR-директор Нетологии

Создание обучающего контента на заказ как продукт

Компании, специализирующиеся на создании и поставке обучающего контента, как правило, предлагают два вида услуг:

  • разработку курсов «с нуля»;
  • продажу готовых курсов («коробочные» решения).

Когда говорят о бизнесе по созданию обучающих курсов на заказ, то в первую очередь подразумевают разработку курсов в онлайн-формате. Для целей анализа нашего бизнес-проекта можно взять как базовое это ограничение в выборе формата обучения. Но следует иметь ввиду, что обучение исключительно в онлайн-формате — это ограничивающее разработчика требование. И если компания планирует строить свой личный бренд как разработчик курсов с высокой доказанной эффективностью она не может ориентироваться в обучении исключительно на онлайн-форматы.

Если стоит цель — разработка курса с высокой обучающей эффективностью — нельзя ориентироваться исключительно на онлайн-форматы обучения. Зачастую без оффлайн-форматов не обойтись.

Услуга по разработке курсов включает в себя следующие опции:

  • разработка концепции и сценария курса;
  • оформление/сборка курса (графика, видео, иллюстрации, тексты и др.);
  • диагностика результатов обучения (может не входить в услугу);
  • обновление и актуализация курса (может не входить в услугу).

На рынке существуют как компании, которые разрабатывают курсы, обучающие большому набору навыков, так и компании, которые специализируются на обучении определенному перечню навыков.

Например,

  • компания IspingAcademy - адаптация персонала, продажи, ассортимент и стандарты работы;
  • компания КонтурШкола - вопросы финансов, кадров, бухгалтерии;
  • компания Метрафор, — обширная группа навыков.

Штат компаний-разработчиков включает в себя персонал, выполняющий следующие функции:

  • куратор/менеджер проекта;
  • методолог;
  • редактор/автор текстов;
  • педагогический дизайнер/дизайнер;
  • разработчик ПО;
  • видеограф.

В зависимости от объема работы эти функции могут выполнять один или несколько человек либо сразу несколько функций могут быть закреплены за одним работником, если проект маленький.

Разработчики курсов работают с контентом, предоставляемым Заказчиком курсов, либо привлекают для создания контента работников Заказчика (их принято называть внутренними экспертами) или внешних экспертов с рынка.

Фактически такая бизнес-модель оказания услуги идентична подразделению по обучению персонала в крупной корпорации, но выведенному на аутсорсинг. Именно как услугу аутсорсинга (со всеми его преимуществами) ее и позиционируют при продаже клиентам.

Аутсорсинг — это соглашение, в соответствии с которым одна компания нанимает другую компанию для выполнения запланированной или существующей деятельности, которая осуществляется или может осуществляться внутри компании.

Википедия

Другой источник доходов компаний-разработчиков — это продажа готовых курсов, так называемых «пакетных» решений.

К сожалению, на рынке отсутствуют данные о том, какие доли в доходах компаний приходятся на разработку курсов и на продажу готовых курсов. Известно только, что почти все компании, разрабатывающие контент на заказ, зарабатывают также и на продаже готовой линейки курсов.

Такие продукты разрабатывают IspringAcademy, Teachbase, Skillbox, Левел и др.

Безусловно, с точки зрения экономики, компаниям-разработчикам продавать готовые продукты выгодно. Но считается, что готовый контент как отдельно взятый продукт менее востребован на рынке. Как отмечает Евгений Сандомирский из компании Competentum: «Большинство компаний, которые приобретают услуги и продукты, связанные с образованием персонала, хотят кастомизировать их под себя, поэтому готовые контентные решения, хотя и пользуются спросом, часто требуют дополнительных усилий по адаптации».

Больше продавать готовых курсов - это мечта и цель любой компании в сфере EdTech. Но как заставить заказчиков "захотеть" покупать готовые "пакетные" решения? Для EdTech бизнеса - это актуальная проблема. У меня есть некоторые идеи на эту тему, и если вам интересно об этом поговорить, приходите читать мою следующую статью.

Организация работы бизнеса: регистрация открытия компании

Бизнес по разработке курсов на заказ можно осуществлять:

  • как индивидуальный предприниматель (ИП) - хороший вариант;
  • как юридическое лицо (ЮЛ), открыв ООО - хороший вариант;
  • как физическое лицо, зарегистрировавшись в ФНС как самозанятый (НПД - налог на профессиональную деятельность) - не очень хороший вариант, потому что самозанятый не имеет права нанимать работников. Кроме того, считается, что корпоративные заказчики предпочитают работать с ЮЛ или ИП.

Сколько стоит регистрация статуса в ФНС?

  • Затраты на регистрацию ИП — нулевые, в случае онлайн-регистрации госпошлину оплачивать не нужно. Услугу по регистрации ИП бесплатно оказывают сервисы банков — Тинькофф, Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк и др.
  • Затраты на регистрацию ООО — нулевые, в случае онлайн-регистрации госпошлину оплачивать не нужно. Услугу по регистрации ИП бесплатно оказывают сервисы банков — Тинькофф, Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк и др.
  • Затраты на регистрацию в качестве самозанятого — нулевые, достаточно подать заявку онлайн на сайте ФНС. Регистрация мгновенная, почти сразу же приходит смс с подтверждением присвоенного статуса.

Регистрация бизнеса бесплатна, если проводить ее онлайн через сервисы уполномоченных банков.

Советы о том, какую форму ведения бизнеса выбрать — ИП или ООО — можно прочитать тут. Принимая решение о выборе формы ведения бизнеса, следует помнить, что преобразовать в последствии ИП в ООО нельзя. Для перехода из одной организационно-правовой формы в другую сначала придется закрыть ИП, затем открыть ООО. Впрочем, по всей видимости, это не очень большая проблема, если компания будет развивать свою торговую марку/личный бренд. Торговая марка/личный бренд будет оставаться неизменной, а организационно-правовые формы бизнеса можно менять.

И, наконец, при открытии компании нужно выбрать коды ОКВЭД. О том, как правильно выбрать коды ОКВЭД для бизнеса в сфере образования, какие есть ограничения и что будет, если вести деятельность не по своим кодам — рассказано, например, здесь.

Организация работы бизнеса: договор с компанией-заказчиком

Юридически отношения между компанией-заказчиком и компанией-исполнителем оформляются путем заключения договора подряда, который относится к договорам гражданско-правового характера и регулируется нормами ГК РФ (часть 1 ст. 702 ГК РФ).

Предметом договора подряда, который используется в гражданском обороте при оказании услуг по разработке курсов, является результат выполненных работ (результат = разработанный курс), а не выполнение исполнителем определенных действий (действия = процесс разработки курса). Тут важно понимать, что в случае заключенного договора подряда заказчик оплачивает исполнителю не действия по разработке курса, а результат этих действий (т.е. разработанный курс).

К сведению: а) если хотят продать свои услуги без относительно результата - заключают договор оказания услуг; б) если хотят продать результат - заключают договор подряда. Важно понимать эту разницу.

Я не готова в этой статье дать ссылку на шаблон договора подряда между компанией-исполнителем и компанией-заказчиком на разработку курсов. Хороших шаблонов в открытом доступе в интернете я не нашла, а плохой шаблон договора - это потенциальные проблемы в будущем. Следует со всей серьезностью отнестись к разработке проекта такого шаблона. Вряд ли здесь стоит экономить на услугах профессионального юриста, оказывающего услуги по юридическому сопровождению бизнеса, связанного с разработкой контента или ИТ-продуктов. К услугам юристов-"многостаночников" (т.е. тех, кто не специализируется узко на одной сфере деятельности) я не советую обращаться.

Зачастую крупные компании-заказчики работают только в своих корпоративных шаблонах договоров. Эти правила игры подрядчикам приходится принимать. Но и в этом случае, когда проект договора составлен заказчиком, следует обязательно его проработать со своим юристом. Наверное, лучше не получить заказ, чем выполнить заказ, понести затраты на его выполнение и не получить оплату за работу, или получить её не в полном объеме.

Организация работы бизнеса: персонал

Разработка курсов - это довольно трудозатратная работа, требующая самых разных навыков. Поэтому для выполнения заказа нанимают персонал.

Важно знать, что:

а) Индивидуальный предприниматель (ИП) и ЮЛ могут нанимать работников;

б) Физическое лицо-исполнитель в статусе самозанятого, даже если он является ИП, не может привлекать к работе других работников. Он обязан выполнять работы собственными силами.

В структуре расходов компании, которая занимается разработкой курсов, затраты на оплату труда составляют основную статью расходов. Ориентировочно доля расходов на персонал с учетом налоговой нагрузки может составлять 70% и даже больше %, если компания работает удаленно, без аренды офиса.

Какими способами можно оформить взаимоотношения с работниками? Существует, по сути, два способа:

1) оформление в штат компании по трудовому договору:

Затраты:

  • заработная плата;
  • НДФЛ — 13% (15%) (оплачивается из дохода работника) ;
  • взносы на социальное страхование — 30%;
  • затраты на выплату отпускных, оплата периодов временной нетрудоспособности и др.

2) заключение договора ГПХ на оказание услуг или договора подряда:

Затраты:

  • оплата услуг по договору;
  • а) если работник имеет статус самозанятого: НПД — 6% (оплачивает работник самостоятельно) или б) если работник не имеет статуса самозанятого: НДФЛ — 13% (15%) (оплачивается из дохода работника) .

Совершенно очевидно, что привлекать работников по договору ГПХ (второй способ) экономически выгоднее, но юридически рискованнее.

Дело в том, что законом четко обозначены основания, по которым с работником может быть заключен договор ГПХ вместо трудового договора. При необоснованном заключении договора ГПХ такой договор может быть переквалифицирован в трудовой договор со всеми вытекающими отсюда доначислениями налогов, пенями и штрафами. Причем жалобу на работодателя о неправомерном заключении договора ГПХ может подать не только работник, но и ГИТ (государственная инспекция труда) или ФНС. Контролирующие органы так обосновывают переквалификацию договоров: регулярная работа, схожая с видами деятельности ИП/ЮЛ — это признак не разовых, а постоянных задач. Постоянные задачи считаются задачами, которые работники выполняют при трудовых отношениях. Следовательно, работников необходимо нанимать в штат и заключать с ними трудовой договор.

Справедливости ради, следует заметить, что несмотря на явные трудовые и налоговые риски, на рынке по-прежнему распространены договоры ГПХ вместо трудовых договоров.

Рассчитать затраты компании на оплату труда можно опираясь на исследование рынка заработных плат в сфере онлайн-обучения, проведенное «Нетологией». В зависимости от профессионального уровня специалистов их заработная плата может быть от 30 до 100 (а иногда и выше) тысяч руб.

Организация работы бизнеса: затраты на программное обеспечение, орг. технику и др.

Бизнес, связанный с разработкой курсов, предполагает использование, а, значит, и покупку значительного количества лицензий на различные решения и сервисы для разработки цифрового контента.

Основные типы продуктов такого класса:

  • мультимедиа-редакторы (конвертеры форматов контента, аудио- и видеоредакторы);
  • ПО для разработки онлайн-тренажеров и тестирования результатов;
  • софт для геймификации контента, создания анимации и интерактивных элементов;
  • инструменты для создания мобильных версий обучающих приложений.

Чтобы сориентироваться, сколько необходимо будет потратить денег на покупку лицензий, посмотрим примерную их стоимость:

  • конструктор онлайн-курсов Ispring - подписка на 1 год за 1 пользователя — 47 000 руб;
  • конструктор онлайн-курсов и платформа Антитренинги - подписка на 1 год за 1 пользователя — 82 800 руб;
  • конструктор онлайн-курсов и платформа Skill Cup — подписка на 1 год на 50 пользователей — 150 000 руб;
  • площадка для совещаний Webinar - подписка на 1 год за 1 пользователя — 11 988 руб;
  • Microsoft 365 бизнес базовый — на 1 год за 1 пользователя — около 6 тыс. руб. (официальная лицензия не доступна в России) ;
  • облачное хранилище Яндекс 360 — тариф Премиум — на 1 год на 1 пользователя — 2 200 руб.

В целом, затраты на покупку лицензий составят весьма внушительную сумму — от 200 тысяч рублей.

Затраты на покупку орг. техники (мониторы, ноутбуки, стационарные компьютеры и др) - это 300 тысяч рублей и выше, в зависимости от ваших потребностей.

При определенных системах налогообложения (ОСНО и УСН 15%) затраты на приобретение лицензий и техники можно будет списать на расходы. На сумму этих расходов будет уменьшена налогооблагаемая база. Как результат - налог на прибыль будет меньше.

Расходы на оплату лицензий списывают по факту внесения лицензионных платежей. А расходы на технику списывают или как амортизационные платежи, или как единовременные расходы в том периоде, когда эти расходы были понесены. Способ списания зависит от стоимости орг. техники. Если стоимость выше 40 тыс рублей - ее стоимость списывают через амортизацию в течение 2-3 лет. Если стоимость меньше 40 тыс рублей - стоимость техники можно списывать в расходы единовременно по факту оплаты покупки.

Организация работы бизнеса: другие расходы

Преимуществом бизнеса по разработке курсов на заказ является то, что этот бизнес можно вести полностью удаленно. Работа персонала может быть организована из дома. Отсутствие необходимости в аренде офиса значительно сокращает затраты на ведение бизнеса.

Исключаются также затраты на коммунальные платежи, на проведение ремонта в помещении и укомплектование офиса мебелью.

Безусловно, на первоначальном этапе бизнеса предпочтительнее выбрать вариант работы без офиса.

Бизнес по разработке курсов можно вести в дистанционном формате, без офиса. Это значительно снижает затраты на ведение бизнеса.

Несмотря на возможность работать вне офиса, необходимо все же заложить затраты на аренду коворкинга для встреч с клиентами (в случае необходимости), представительские и транспортные расходы. К клиентам или экспертам иногда нужно будет ездить, дарить им свою брендированную сувенирную продукцию, чтобы выстраивать нетворкинг. Изначально это может быть 5% от стоимости проекта, а впоследствии эти затраты можно планировать исходя из фактически понесенных затрат в предыдущие периоды.

Плюс дополнительно необходимо заложить еще 5% — на другие управленческие затраты (канцелярские расходы, оплата услуг связи и др) .

Организация работы бизнеса: выбор схемы налогообложения

Оптимальная схема налогообложения для нашей бизнес-модели — это упрощенная система налогообложения (УСН) «Доходы» 6%. В этом случае налогом будет облагаться вся выручка по ставке 6%.

Почему целесообразно выбрать эту схему налогообложения? Это наиболее экономная и удобная система. Считается, что если в бизнесе занято сравнительно немного работников, и бизнес высокомаржинальный, а расходы, соответственно, менее 60%, – то лучше применять УСН 6%.

Есть еще преимущества у этой системы налогообложения. Налоговых рисков при работе на УСН 6% практически нет, расходы бизнеса в этом случае не будут интересовать налоговую инспекцию. "Можно действительно спать спокойно и не беспокоиться о том, что при налоговой проверке могут снять расходы, доначислить налог, штрафы и пени". Кроме того, при УСН 6% трудозатраты компании на бухгалтерский учет минимальны, поэтому и расходы на бухгалтерское обслуживание будут обходиться бизнесу дешевле.

При выборе системы налогообложения необходимо произвести расчеты с учетом всех имеющихся вариантов налоговых схем и остановиться на той схеме, которая окажется наиболее выгодной для бизнеса. Вполне возможно, что это будет совсем не рекомендуемая здесь УСН 6%.

Организация работы бизнеса: маркетинг/продвижение

Расходы на маркетинг зависят от того, какими способами компания собирается продвигать свои услуги. Безусловно, должны быть заложены расходы на создание сайта и его поддержание. Но этого не достаточно. Сектор В2В плохо продвигается посредством прямой рекламы в интернете. Компании-разработчики продвигают свои услуги двумя путями: 1) выстраивают нетворкинг с потенциальными клиентами и 2) формируют личный бренд. Второй способ долгий и требует ни столько вложений средств, сколько длительной целенаправленной работы.

Давайте заложим на маркетинг ориентировочно 10% от суммы проекта.

Сколько в среднем стоит разработка одного курса?

Конечно же, цена разработки курса для клиента зависит от многих факторов: от объёма курса, его сложности, необходимости привлекать с рынка внешних экспертов и др. Но мы попытаемся всё-таки измерить «среднюю температуру по больнице».

520 000 рублей за курс — так в среднем оценивает стоимость разработки одного курса компания Level. Калькуляцию затрат можно посмотреть тут. Здесь ещё один вариант расчета стоимости курса.

По моим расчетам получается примерно такая же сумма — 550 тысяч руб. В расчет стоимости я закладывала норму прибыли в размере 20%.Примерный расчет ниже:

Как рассчитать норму прибыли для бизнес-модели?

Во-первых, что такое норма прибыли? Норма прибыли - это то, сколько мы можем заработать на проекте.

Применительно к бизнес-модели по созданию обучающего контента формула расчета нормы прибыли такая:

Формула для расчёта: (количество проданных заказчику часов * стоимость часа для клиента) — (количество проданных заказчику часов * себестоимость часа для исполнителя).

Естественно, что чем больше разница между ценой часа работы, которую мы продали заказчику, и себестоимостью часа работы для нас - тем выше может быть наша норма прибыли.

Норма прибыли зависит от того, 1) как дорого исполнитель сможет продать свой час работы заказчику и 2) насколько точно исполнитель уложится в плановое количество часов, выделенное для выполнения проекта.

Сколько зарабатывают компании на разработке курсов?

Это выручка за 2021 год компаний, которые зарабатывают, в том числе, на разработке курсов на заказ:

Данные о выручке компаний за 2021 год

К сожалению, данные о выручке компаний — это только косвенные данные. Они не позволяют точно определить, какова доля в выручке доходов именно от разработки, потому что помимо разработки обучающего контента все эти компании зарабатывают и на других видах деятельности.

Лидерами рынка разработки курсов считаются компании: Competentum (в 2019 году компанию купила Epam Systems), eLearning Сеnter и «Лабмедиа» (в таблице они выделены цветом).

Бухгалтерской отчетности за 2022 год еще нет, поэтому пока мы не можем судить о том, как игроки рынка разработки контента для обучения пережили кризис 2022 года. Появились лишь предварительные данные по отдельным компаниям, которые довольно не радостны. Они показывают значительное снижение доходов компаний. В отдельных случаях выручка упала на 60%. Но, конечно же, целой картины по состоянию рынка в 2022 году пока нет. Так что ждём, когда компании опубликуют свою бухгалтерскую отчетность за 2022 год.

А пока посмотрим динамику выручки за несколько лет у некоторых игроков рынка разработки (без указания наименования компаний, данные отсюда). При этом помним, что в представленных данных консолидирована выручка компании от всех видов деятельности, а не только от разработки контента на заказ.

Данные о динамике выручки и прибыли компании N1.
Данные о динамике выручки и прибыли компании N2.
Данные о динамике выручки и прибыли компании N3.

Данные бухгалтерской отчетности показывают: положительной динамики на рынке нет и тренд к росту рынка сейчас явно не просматривается. Как представляется, связанно это, прежде всего, с экономической нестабильностью в стране. Судя по всему, рынок замер в ожидании развития событий в экономике. Правительство РФ прогнозирует в ближайшие несколько лет около 3%-ный рост и ВВП в целом, и промышленности. Возможно, этот ожидаемый рост сможет как-то оздоровить ситуацию и на рынке корпоративного обучения.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года

Данные по выручке компаний-разработчиков показывают — по состоянию на "сейчас" роста рынка нет. Рынок не умер, но «замер» в ожидании развития событий.

Резюмируем

  • Что будет толкать рынок корпоративного обучения к росту? Движение рынка вверх возможно за счет усиления запроса со стороны бизнеса на обучение сотрудников. Это мировой тренд. Скорее всего, этот тренд будет проявлять себя и в России.
  • Что мешает компаниям работать на рынке разработки курсов на заказ? Основной фактор, который является тормозом развитии бизнеса в этой сфере, — это то, что весь бизнес строится волей-неволей на "связях", на умении "проникнуть" в корпоративную среду. Договоришься с корпоративным заказчиком — будут продажи, не договоришься — не будут.
  • ! В чем заключается одна из основных проблем компаний-разработчиков контента? Согласно исследованию, только 4% опрошенных компаний испытывали сложности с созданием собственных программ обучения. Следовательно, основной задачей, которую необходимо решить компаниям-разработчикам курсов для продвижения своих услуг - это найти такую бизнес-модель, при которой заказчику захотелось бы платить другим за то, что они сейчас либо делают сами, либо вообще не делают.
  • Насколько высока конкуренция на российском рынке разработки корпоративного обучения? В российском В2В сегменте, судя по всему, еще не сформировались игроки такого уровня, чтобы их сложно было потеснить. Поэтому войти в рынок на этом этапе развития рынка проще.
  • Нужно ли заходить на рынок в период его стагнации? Да, рынок разработки контента для корпоративного обучения находится сейчас в стадии стагнации. В связи с этим в настоящее время в этой нише не будет большого количества игроков, желающих на этом рынке зарабатывать. И в этом, с моей точки зрения, заключается возможность для новых игроков выйти на рынок и не затеряться среди конкурентов.
  • Что делать, если нет больших денег для первоначальных инвестиций в организацию бизнеса? Оптимальный способ - это начать работать в одиночку или в небольшом составе в качестве фрилансеров, привлекая дополнительный штат тогда, когда появляются заказы. В случае успеха бизнес можно масштабировать.
  • !! И, наконец, самый главный (с моей точки зрения) вопрос, который нужно задать себе при входе в рынок. Каким должно быть то конкурентное преимущество, которое позволит оторваться от конкурентов? Ответ, как мне кажется, лежит на поверхности... на поверхности самих продуктов. Все продукты для обучения, которые создаются сейчас на рынке, создаются как под копирку по одним и тем же шаблонам. Их сложно различить. Примерно одно и тоже может создать любая компания на рынке. Это то уязвимое место конкурентов, под которое, по всей видимости, и можно копать, чтобы добиться успеха в этой нише и оторваться от конкурентов на рынке образования. Вот об этом и предлагаю поговорить в следующей статье.
0
1 комментарий
rina borisova

Хотела бы добавить с несколько другого угла зрения. Проблема корпоративного обучения сотрудников например иностранным языкам помимо прочего в нарушении первого принципа андрогогики - непрерывности. Обычно формируется бюджет, согласуется с отделом закупок итд и закупается курс на уровень. Далее участники сдают тест и наступает перерыв в занятиях. Для уровня Elementary и Pre-Intermediate например этот перерыв до следующего запуска может быть критичным. Вторая проблема: поскольку обучение иностранным языкам организуется в рамках Well-being программ, часто уделяется внимание больше внешним аспектам (платформа, автоматизация итд), в то время как личность эксперта-преподавателя, его профессиональные навыки и знания - всегда ключевое в обучении. Часто те кто может предложить платформу, не могут предложить качество преподавания. Технический аспект это самое простое, что можно организовать, электронные интерактивные учебники были уже в начале 2000 в каждом британском издательстве (это те же платформы). Баланс технологичности и качества контента зачастую не соблюдается.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда