{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как работать с заказчиком, если он — государство

Государство в России стало крупным заказчиком ИТ-услуг и продуктов. Работа с ним часто кажется сложной или просто слишком специфичной. Однако это не совсем так.

Мы работаем с госзаказчиками уже пять лет и по веб-разработке, и по созданию ИТ-продуктов, развиваем дизайн-систему России. Накопили опыт и хотим поделиться им.

Кто такой госзаказчик

Это не только госинституты, но и некоммерческие структуры, которые заняты цифровизацией процессов внутри госмашины, между ней и обществом.

Заказывают те, кто работают с населением, то есть исполнительные органы власти: федеральные и региональные. Иногда это законодательные органы власти. Но их доля невелика.

Как правило с нами работает министерство цифровизации региона или то подразделение при администрации, которое занимается ИТ-инфраструктурой.

Возможные варианты, сразу разделим их на типы:

Тип 1. ИТ-департамент при администрации, правительстве, министерстве, службе

Бывает двух видов:

  • в подразделении есть "айтишники старой школы”, как правило это эникейщики-администраторы. Это наихудший вариант. Они стараются сделать попроще, но для себя, а не пользователя. Избегают любых рисков, связанных в том числе с изменениями. Их запрос: “Если делать, то делать поменьше, а лучше ничего не делать”. Портрет: 50 лет, компетенции в современном ИТ небольшие. Администрирование сервера, настройка сети, обслуживание техники, телефония, принтеры;
  • в подразделении есть специалист, который имеет представление о современном диджитале. Это неплохой вариант, с таким хорошо работать. Те же мужчины, но помоложе. То же избегание рисков, но менее радикальное.

Тип 2. В администрации нет профильного ИТ-специалиста. Это бывает там, где на стороне заказчика не ИТ-департамент, а например пресс-служба или отдел по работе с гражданами

Они думают про юзера, но не способны вникать в технические подробности. Думают о подаче информации больше, чем о бэкенде. Портрет: женщина, работает в PR-службе, 28-35 лет. Сфокусирована на освещении деятельности, все задачи ставит через призму этого. Ей нужен инструмент с удобной админкой, поддержка, консультации в чате или по телефону. Обычно это небольшие ведомства и небольшие проекты.

Запрос — сделать несложно и понятно для пользователя, система управления/админпанель должна быть простой.

Тип 3. Специальный институт развития ИТ-инфраструктуры. Часто это АНО Цифрового развития N-ской области. Или министерство цифрового развития

Эти АНО имеют команды с собственными разработчиками или без них. Есть PM-ы. Есть менеджеры, ответственные за UX и общие вопросы. Такие заказчики думают над тем, как оказывать услуги онлайн. Важно: они умеют донести до высшего руководства суть решений и отстоять их. В отличие от первых двух, с ними возможна работа с сервис-дизайном и цифровизацией, а не просто разработка сайтов. Все масштабные проекты заказывают и ведут со стороны заказчика только такие профильные подразделения.

Их запрос — сделать хорошо и учесть всё: требования ГИС (государственная информационная система), законов и нормативов, наличие лицензий и сертификатов.

Руководитель — ответственный за развитие сервиса, у него есть прямой доступ к ЛПР.

Важно вкладываться в пресейл и делать максимально понятные заказчику презентации. Это — бесплатная видеоверсия дизайн-концепции для правительства Ямало-Ненецкого АО

Как они подходят к выбору исполнителя и как запускают проекты

Госзаказчик — это всегда тендер. Но выбор происходит зачастую до торгов. Клиент оценивает насколько вы ему подходите по критериям:

  • Релевантный опыт и количество контрактов по нему;
  • Квалификация. Сюда входит наличие специалистов, положение в рейтингах, сертификаты и лицензии, профильные награды;
  • Репутация. Вас проверят по отзывам, искам и судам.

Эти критерии универсальны для всех трёх типов, разнится только требовательность в отборе и проверке

Типам 1 и 2 достаточно рекомендаций. Далее важно уложиться в бюджет который им уже согласовали. Обычно это небольшие проекты с соответствующими бюджетами и увеличить их у заказчика ресурсов нет.

Они ищут исполнителя по ссылкам на сайт исполнителя внизу сайта-референса — правительства региона например. Либо спрашивают у министерства цифровизации, и те выдают рекомендации.

Тип 3. Здесь есть два подхода:

  • Дать небольшую работу для старта. Обычно это дизайн или проектирование. Может быть и дизайн-концепция сайта или продукта. Они смотрят на то, как идет взаимодействие, каков результат работы, сроки, гарантии. Далее принимают решение о дальнейшей работе и переходят к организации тендера;
  • Самые продвинутые проводят закрытые тендеры. Это происходит через АНО. В такие тендеры зовут от 3-6 уже выбранных ранее компаний. Они уже провели отбор и в равной степени готовы работать со всеми исполнителями из списка. Однако из него легко вылететь. У таких заказчиков обычно всё хорошо с деньгами, они не сильно сбивают цену. Начинают работу они тоже с бесплатной дизайн-концепции или другой работы, дающей представление о профильном опыте и уровне.

Что нужно, чтобы попасть в этот пул?

  • Профильное портфолио;

  • Подход — нужно думать о том, как ИТ инструмент решит задачу, устроит ли заказчика решение, которое мы придумали и внятно демонстрировать это;

  • Если в вашем арсенале есть готовые решения, которые экономят время и деньги, то это будет плюсом. В нашем случае это портал для публикации официальных документов. Госсектор ориентирован на использование готовых решений, это очень сильный аргумент, мы видим это на практике;

  • Крепкая креативная концепция авансом. В этом бизнес и госсектор как заказчики очень схожи.

3 тип подбирает исполнителей по рейтингам, по ссылкам на сайтах-референсах, а также по публикациям.

Как происходит сделка

На старте госзаказчик выбирает от одной до трёх компаний, которые консультируют по составу проекта и его стоимости. Так госы определяют среднюю стоимость на рынке, проверяют, позволит ли бюджет текущего года сделать проект.

Как правило эта средняя цена становится максимальной ценой по контракту. Далее следуют торги: конкурсы или аукционы.В нашей практике торги всегда идут через конкурс. Он учитывает неценовые критерии. Обычно 70% — это как раз неценовые критерии и только 30% — цена.

После согласования цена теряет значимость для госов. Им важно, чтобы подрядчик не подставил их с проектом.

Определив победителя, заказчик переходит к реализации проекта. Разработка идет по стандартной методологии. Здесь государство от частно сектора не отличается.

Различия есть только на этапе сдачи. Сайт или продукт нужно передать в определенном порядке.

  • Эксплуатационные испытания. Их порядок и условия прописываются в ТЗ на старте. Это стандартные тесты, но их порядок четко прописан — какие разделы поверить, какие ссылки прокликать;

  • Публичная презентация проекта перед комиссией. В нее входят сотрудники заинтересованных департаментов и служб. Например при сдаче сайта правительства в комиссии обязательно будет пресс-служба или департамент отработки обращений граждан. Однако обычно все заинтересованные структуры уже все проверили заранее, и комиссия играет демонстрационную роль.

Проект поэтапно выглядит так:

  • Старт. Вас отобрали в тройку/четверку/пятерку лидеров. Начинаются бесплатные консультации клиента. Может возникнуть необходимость помочь с составлением бесплатного ТЗ для тендера;

  • Тендер в форме конкурса. Заключение контракт;

  • Подготовка частного ТЗ, проектирование программной архитектуры;

  • Дизайн;
  • Реализация — разработка;

  • Сдача и ввод в эксплуатацию. Одно следует за другим;

  • Бесплатное гарантийное обслуживание от 6 до 12 месяцев. В нашей практике исключений не было, даже если оно не обсуждалось, то появлялось в контракте.


Сейчас госцифровизация — это важно и масштабно, поэтому и требования, и риски высоки. Нужно учитывать это вообще и перед каждым проектом в частности

Концепция сервиса государственных и муниципальных услуг Правительства ЯНАО

Особенности

  • Все, даже самые незначительные изменения нужно своевременно фиксировать в дополнительных соглашениях к контракту;

  • Люди на стороне государства работают в системе. Им важно отсекать эмоции и личные отношения. Поэтому договор и ТЗ - прежде всего. При работе с госами нельзя по ходу поменять половину ТЗ, не зафиксировав это. Это попросту опасно, потому что через пару лет года прокуратура проведет проверку, и все неточности и отклонения превратятся в конкретные правонарушения;

  • Раньше госсайты делали для галочки, и они были ужасны. Теперь надо делать хорошо. Госсервисами пользуются очень много людей, через них реализовано очень много услуг. Поэтому надежность и сервис-дизайн теперь на первом месте. Красота должна быть функциональна. Дизайн ради дизайна не катит;

  • У госов сразу есть требования к нагрузке. Так как в случае с госсервисами риски репутационные, а органы власти к ним крайне чувствительны;

  • Госсервисы должны быть универсальны. ЦА таких сервисов и продуктов разношерстная, а сами органы, управляющие такими продуктами чувствительны к мнению населения или других акторов внутри госаппарата. Многие лидеры мнений, имеющие влияние скрыты. В отличие от последствий критики. В дизайне и брендинге надо иметь представление о геральдике и контексте: историческом, политическом и культурном на территории, для которой создается продукт.

Риски и сложности

Сложностей, которые отличаются от обычных коммерческих заказчиков немного и их можно сгруппировать так:

Контекст

Чтобы работать эффективно нужно знать матчасть госов: политику внутрикорпоративную и внешнюю. Тренды внутри госаппарата. Нужно знать управленческий контекст и экспертно разбираться и в диджитале, и законодательстве.

Со стороны заказчика начинают “любить мозги” только когда появляются сомнения в твоей компетентности. Так что если это произошло, ошибка была допущена ранее. Однако если на вашей стороне экспертиза, то все будет идти штатно.

Документооборот и бизнес-процессы

Всё через тендеры, а они стоят денег: нужны специалисты, процессы и прочее. Строжайшее соблюдение сроков. Акты приемки специфичны, куча бумажной работы: мы однажды, сдав проект для дочерней структуры Роскосмоса, готовили отчет по форме российских вузов — писали код на бумажные листы А4, подписывали их, ставили печати и сдавали так вместе с актами. Так как заказчик — НИИ сдать проект нужно было в форме научного отчета. Чем больше сумма, тем больше должно быть листов в отчете, как в дипломной работе, например.

А вот рисков чуть больше:

  • Часто надо работать без аванса;

  • Вложиться в пресейл и не выиграть с госами играет новыми красками — пресейл длинный и дорогой, может окончиться невыходом на тендер. А выход на тендер — проигрышем;

  • В частном секторе если ты все делать хорошо, и нравиться, заказчик остается. В случае с госами все может идти хорошо, могут быть успешные проекты и долгие годы работы, но проигранный тендер выбрасывает вас на обочину;

  • Формальный подход;
  • “Если это написано, то обязательно надо сделать”. Придумали сомнительную фичу, или просто ошиблись, и это нужно будет во что бы то ни стало реализовать;

  • Крючкотворство. Да, будут придираться к бумажкам.

Работа с госсервисами и институтами это как работа с крупными коммерческими структурами на максималках, но по специфическим правилам и с оригинальными рисками

Однако всё это поддается управлению и в целом государство — неплохой заказчик, хоть и весьма требовательный.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон

Да ну нахер! Не ну ты это видел!?

Ответить
Развернуть ветку
John Smith

Зачем вообще работать с государством ?

Ответить
Развернуть ветку
Агентство МЭЙК
Автор

Это реальный способ сделать что-то лучше и удобнее вместо того, чтобы пессимистично сетовать. Живое воплощение принципа "Критикуешь — предлагай, предлагаешь — действуй".
Госсервисами пользуются миллионы людей каждый день. И если сервисы эти будут удобными и стабильными, то жизнь этих людей станет лучше.
Ну, или если переложить в сугубо экономическую плоскость, то хорошая онлайн-инфраструктура снижает транзакционные издержки. Разве это не аргумент в пользу того, чтобы заняться этой работой?

Ответить
Развернуть ветку
John Smith

Но вы же не инициаторы проектов, причём тут критикуешь предлагай? Вы скорее делаете работу, по примеру всякий списков ркн, вот я и спрашиваю зачем работать с государством , но даже если делаете что-то полезное, вопрос остаётся открытым

Ответить
Развернуть ветку
Агентство МЭЙК
Автор

нет, у нас не про списки РКН (рекомендуем бегло все же глянуть статью), а про сайты и сервисы, которыми пользуется население
ну например портал гражданских инициатив для Ямала
чиновники предлагают глобальные темы, пользователи предлагают идеи для каждой из них. После отобранные идеи проходят этапы обсуждения и голосования, в которых участвуют жители региона:

https://makeagency.ru/cases/portal-grazhdanskih-initsiativ-zhivem-na-severe

Ответить
Развернуть ветку
John Smith

Много прошло, много реализовали? Или работает как дэг?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

У нашего государства по-определению больше денег чем у всех остальных заказчиков вместе взятых. Государство в IT вваливает дохуилиарды ежегодно. Если хотите роста на местном рынке рано или поздно придется работать с государством

Ответить
Развернуть ветку
Илья Васильев

Есть ли риск выйти за пределы окупаемости при таком длинном гарантийном сроке? Что он вообще включает? Полгода-год бесплатной работы звучит как-то сомнительно

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Есть ли риск выйти за пределы окупаемости

Легко. Считайте хорошенько прежде чем подписываться. Соскочить не дадут.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов
Как работать с заказчиком, если он — государство

Смириться с рисками:
1. Сесть в тюрьму
2. Сесть на бутылку
3. Сесть на стульчик с грустным лицом, не получив денег в принципе
4. Сесть от удивления, что у заказчика сменился куратор проекта и о нем забыли (об оплате тоже)
5. Лечь в гроб (если полезли в ВПК или работаете в регионах)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Какой прекрасный набор стереотипов

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Обоснованных вполне :)
Из 4 попыток поработать с государством (будучи в разных ролях - дважды сотрудник подрядчика, один раз сам подрядчик, один раз консультант) как подрядчик, 1 раз был распильно откатный, два раза с оплатой киданули (один раз сменилось руководство, второй раз «чот не нравится результат»). Спасибо что не первые два пункта в итоге.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
два раза с оплатой киданули (один раз сменилось руководство

Это как так? у вас контракт с руководством был что ли? Или не было контракта? На каком основании расторгнули? Или вы субподрядчиком были? Тогда это совсем другая история и кинул вас генподрядчик.

«чот не нравится результат»

Это и с коммерческим заказчиком легко получить, если плохо с клиентом работать. Только коммерсы могут кинуть гораздо проще чем госзаказчик, и без последствий для себя

Работал много лет с госами как сотрудник интегратора, на достаточно высокой позиции. Это конечно сложно и нудно, но основной опыт очень простой - нормально делай и нормально будет. Знай клиента лично. И прикрывай жопу бумагами. В общем как и в любом бизнесе.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Не было договора, точнее, он был на согласовании. А работа была нужна срочно. Доверялись «репутации» ведомства. Знаю, знаю. Но если с коммерческой компании можно выбить, то с этой оказалось нереально вообще.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Но если с коммерческой компании можно выбить

Это уж как повезет.

Доверялись «репутации» ведомства. Знаю, знаю.

Сочувствую. Сам пару раз влетал на бесплатные работы, пока понял как что работает. У нас это в последствии шло забюджетированными расходами на пресейл. Естественно, ограниченными. Как правило, хочешь жирный контракт, придется сначала потратиться на всякие демки, пилоты и прочие подпрыгивания. Взять этот риск на себя.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Что то мне подсказывает что тут дело не в везении, мы тоже уже несколько лет работаем с госсектором, через тендеры и без где можно и ни разу ни кинули. Речь идет о нескольких десятках контрактов.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Тельтевский

Про "нормально делай и нормально будет" - в точку. В статье там выше указал про это тоже. Просто в работе с госами это накладывается на общую масштабность системы. Бывает так, что впрямую и сразу нет исчерпывающей обратной связи, так как все у госов должно согласовываться. И тогда как раз важно следить за тем, куда ветер дует
Ухо в остро, короче и максимум внимания
в сухом остатке госы это просто как очень крупный и очень требовательный коммерческий клиент. Тут недоработки со стороны исполнителя вскрываются со 100% вероятностью

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
в сухом остатке госы это просто как очень крупный и очень требовательный коммерческий клиент

Абсолютно в точку. Тем более коммерческий Энтерпрайз тоже давным давно закупки на конкурсной основе делает.

Тут недоработки со стороны исполнителя вскрываются со 100% вероятностью

Вот тут пожалуй не соглашусь. Техническое качество больших заказных проектных энтерпрайз-решений довольно низкое. Госы набиты полумертвыми глючными IT-системами, когда-то создававшимися на госзаказ.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Авторы, честно желаю вам успехов с госами, рынок жирный, всем хватит места. Но возьмите наконец в команду кого-нибудь с многолетним опытом продаж в крупных интеграторах. Потому как судя по тексту вы пока и половины особенностей работы с ГОСами не прочувствовали.

Например:

Госзаказчик — это всегда тендер

Не всегда. Обычно есть некоторый лимит, который можно потратить без тендера, обычно не более 500К. Мелочь, но пресейл можно окупить.

Часто надо работать без аванса;

Чаще еще и обеспечительный платеж внести. Или банковскую гарантию. И это тянет на целую отдельную историю

Все, даже самые незначительные изменения нужно своевременно фиксировать в дополнительных соглашениях к контракту;

Угу. Попробуйте протащить существенный допник по 44-ФЗ. Поседеете.

Обычно 70% — это как раз неценовые критерии

Надеюсь вы задумывались и понимаете откуда эти критерии берутся. И откуда берется ТЗ. В котором наверное частенько встречали какую-то дичь, не имеющую отношения к делу...

Тем не менее, желаю удачи в этом деле! Дорогу осилит идущий. У крупных прикормленных интеграторов должны быть молодые, голодные и злые конкуренты, а то они совсем там расслабились ))

Ответить
Развернуть ветку
Агентство МЭЙК
Автор

Александр, спасибо за комменты)
Приятно встретить того, что разбирается в теме. В статье правда далеко не все указано. Что-то упустили, что-то не поставили, чтобы не раздувать объём.

Насчет тендеров - нечасто бывает озвученный вами вариант. Но таки бывает, тут все верно

Банковская гарантия - да, этим придется озаботиться совершенно точно.

да что там: по всем пунктам с вами согласны. Есть, что пообсуждать

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Есть, что пообсуждать

Обращайтесь ))

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Дехнич

Айтишники старой школы навались, посмотрим сколько нас тут олдов, ёмана

Ответить
Развернуть ветку
Иван Тельтевский

скинул статью в одноклассники через айсикью. Скоро начнется клёв

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лукьянчиков

Не совсем понятна история по закрытый тендер на уровне АНО - это как?
Без выхода на ЕИС?

Ответить
Развернуть ветку
Slava Itprofi
Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Государство в России стало крупным заказчиком ИТ-услуг и продуктов

Серьезно? Прям таки стало? Простите сарказм, но государство последние лет 20 - крупнейший заказчик IT-услуг и продуктов.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Долгов

в статье упущен важный момент, что если несогласованно вылезешь за рамки сроков исполнения, да и вообще при любом более-менее крупном косяке-отхождении от условий договора, то Заказчик обязан(!) наказать тебя - штрафом, либо, что самое печальное, включением в РНП - реестр недобросовестных поставщиков, что подразумевает собой запрет на участие в гостендерах на 2 года.

Ответить
Развернуть ветку
Агентство МЭЙК
Автор

Во втором пункте параграфа "Особенности" как раз про это. Видимо недостаточно акцентировали.

Да, вы правы. Именно поэтому любое изменение, любое, даже самое незначительное, любое дополнение нужно обязательно фиксировать в допниках.
Вообще всё должно быть на бумаге, подписано, опечатано и подшито

Ответить
Развернуть ветку
Ол Сен

Может стать тайной и вы не сможете путешевствовать

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

.

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда