Как работать с заказчиком, если он — государство
Государство в России стало крупным заказчиком ИТ-услуг и продуктов. Работа с ним часто кажется сложной или просто слишком специфичной. Однако это не совсем так.
Мы работаем с госзаказчиками уже пять лет и по веб-разработке, и по созданию ИТ-продуктов, развиваем дизайн-систему России. Накопили опыт и хотим поделиться им.
Кто такой госзаказчик
Это не только госинституты, но и некоммерческие структуры, которые заняты цифровизацией процессов внутри госмашины, между ней и обществом.
Заказывают те, кто работают с населением, то есть исполнительные органы власти: федеральные и региональные. Иногда это законодательные органы власти. Но их доля невелика.
Как правило с нами работает министерство цифровизации региона или то подразделение при администрации, которое занимается ИТ-инфраструктурой.
Возможные варианты, сразу разделим их на типы:
Бывает двух видов:
- в подразделении есть "айтишники старой школы”, как правило это эникейщики-администраторы. Это наихудший вариант. Они стараются сделать попроще, но для себя, а не пользователя. Избегают любых рисков, связанных в том числе с изменениями. Их запрос: “Если делать, то делать поменьше, а лучше ничего не делать”. Портрет: 50 лет, компетенции в современном ИТ небольшие. Администрирование сервера, настройка сети, обслуживание техники, телефония, принтеры;
в подразделении есть специалист, который имеет представление о современном диджитале. Это неплохой вариант, с таким хорошо работать. Те же мужчины, но помоложе. То же избегание рисков, но менее радикальное.
Они думают про юзера, но не способны вникать в технические подробности. Думают о подаче информации больше, чем о бэкенде. Портрет: женщина, работает в PR-службе, 28-35 лет. Сфокусирована на освещении деятельности, все задачи ставит через призму этого. Ей нужен инструмент с удобной админкой, поддержка, консультации в чате или по телефону. Обычно это небольшие ведомства и небольшие проекты.
Запрос — сделать несложно и понятно для пользователя, система управления/админпанель должна быть простой.
Эти АНО имеют команды с собственными разработчиками или без них. Есть PM-ы. Есть менеджеры, ответственные за UX и общие вопросы. Такие заказчики думают над тем, как оказывать услуги онлайн. Важно: они умеют донести до высшего руководства суть решений и отстоять их. В отличие от первых двух, с ними возможна работа с сервис-дизайном и цифровизацией, а не просто разработка сайтов. Все масштабные проекты заказывают и ведут со стороны заказчика только такие профильные подразделения.
Их запрос — сделать хорошо и учесть всё: требования ГИС (государственная информационная система), законов и нормативов, наличие лицензий и сертификатов.
Руководитель — ответственный за развитие сервиса, у него есть прямой доступ к ЛПР.
Как они подходят к выбору исполнителя и как запускают проекты
Госзаказчик — это всегда тендер. Но выбор происходит зачастую до торгов. Клиент оценивает насколько вы ему подходите по критериям:
- Релевантный опыт и количество контрактов по нему;
- Квалификация. Сюда входит наличие специалистов, положение в рейтингах, сертификаты и лицензии, профильные награды;
- Репутация. Вас проверят по отзывам, искам и судам.
Эти критерии универсальны для всех трёх типов, разнится только требовательность в отборе и проверке
Типам 1 и 2 достаточно рекомендаций. Далее важно уложиться в бюджет который им уже согласовали. Обычно это небольшие проекты с соответствующими бюджетами и увеличить их у заказчика ресурсов нет.
Они ищут исполнителя по ссылкам на сайт исполнителя внизу сайта-референса — правительства региона например. Либо спрашивают у министерства цифровизации, и те выдают рекомендации.
Тип 3. Здесь есть два подхода:
- Дать небольшую работу для старта. Обычно это дизайн или проектирование. Может быть и дизайн-концепция сайта или продукта. Они смотрят на то, как идет взаимодействие, каков результат работы, сроки, гарантии. Далее принимают решение о дальнейшей работе и переходят к организации тендера;
- Самые продвинутые проводят закрытые тендеры. Это происходит через АНО. В такие тендеры зовут от 3-6 уже выбранных ранее компаний. Они уже провели отбор и в равной степени готовы работать со всеми исполнителями из списка. Однако из него легко вылететь. У таких заказчиков обычно всё хорошо с деньгами, они не сильно сбивают цену. Начинают работу они тоже с бесплатной дизайн-концепции или другой работы, дающей представление о профильном опыте и уровне.
Что нужно, чтобы попасть в этот пул?
Профильное портфолио;
Подход — нужно думать о том, как ИТ инструмент решит задачу, устроит ли заказчика решение, которое мы придумали и внятно демонстрировать это;
Если в вашем арсенале есть готовые решения, которые экономят время и деньги, то это будет плюсом. В нашем случае это портал для публикации официальных документов. Госсектор ориентирован на использование готовых решений, это очень сильный аргумент, мы видим это на практике;
Крепкая креативная концепция авансом. В этом бизнес и госсектор как заказчики очень схожи.
3 тип подбирает исполнителей по рейтингам, по ссылкам на сайтах-референсах, а также по публикациям.
Как происходит сделка
На старте госзаказчик выбирает от одной до трёх компаний, которые консультируют по составу проекта и его стоимости. Так госы определяют среднюю стоимость на рынке, проверяют, позволит ли бюджет текущего года сделать проект.
Как правило эта средняя цена становится максимальной ценой по контракту. Далее следуют торги: конкурсы или аукционы.В нашей практике торги всегда идут через конкурс. Он учитывает неценовые критерии. Обычно 70% — это как раз неценовые критерии и только 30% — цена.
После согласования цена теряет значимость для госов. Им важно, чтобы подрядчик не подставил их с проектом.
Определив победителя, заказчик переходит к реализации проекта. Разработка идет по стандартной методологии. Здесь государство от частно сектора не отличается.
Различия есть только на этапе сдачи. Сайт или продукт нужно передать в определенном порядке.
Эксплуатационные испытания. Их порядок и условия прописываются в ТЗ на старте. Это стандартные тесты, но их порядок четко прописан — какие разделы поверить, какие ссылки прокликать;
Публичная презентация проекта перед комиссией. В нее входят сотрудники заинтересованных департаментов и служб. Например при сдаче сайта правительства в комиссии обязательно будет пресс-служба или департамент отработки обращений граждан. Однако обычно все заинтересованные структуры уже все проверили заранее, и комиссия играет демонстрационную роль.
Проект поэтапно выглядит так:
Старт. Вас отобрали в тройку/четверку/пятерку лидеров. Начинаются бесплатные консультации клиента. Может возникнуть необходимость помочь с составлением бесплатного ТЗ для тендера;
Тендер в форме конкурса. Заключение контракт;
Подготовка частного ТЗ, проектирование программной архитектуры;
- Дизайн;
Реализация — разработка;
Сдача и ввод в эксплуатацию. Одно следует за другим;
Бесплатное гарантийное обслуживание от 6 до 12 месяцев. В нашей практике исключений не было, даже если оно не обсуждалось, то появлялось в контракте.
Особенности
Все, даже самые незначительные изменения нужно своевременно фиксировать в дополнительных соглашениях к контракту;
Люди на стороне государства работают в системе. Им важно отсекать эмоции и личные отношения. Поэтому договор и ТЗ - прежде всего. При работе с госами нельзя по ходу поменять половину ТЗ, не зафиксировав это. Это попросту опасно, потому что через пару лет года прокуратура проведет проверку, и все неточности и отклонения превратятся в конкретные правонарушения;
Раньше госсайты делали для галочки, и они были ужасны. Теперь надо делать хорошо. Госсервисами пользуются очень много людей, через них реализовано очень много услуг. Поэтому надежность и сервис-дизайн теперь на первом месте. Красота должна быть функциональна. Дизайн ради дизайна не катит;
У госов сразу есть требования к нагрузке. Так как в случае с госсервисами риски репутационные, а органы власти к ним крайне чувствительны;
Госсервисы должны быть универсальны. ЦА таких сервисов и продуктов разношерстная, а сами органы, управляющие такими продуктами чувствительны к мнению населения или других акторов внутри госаппарата. Многие лидеры мнений, имеющие влияние скрыты. В отличие от последствий критики. В дизайне и брендинге надо иметь представление о геральдике и контексте: историческом, политическом и культурном на территории, для которой создается продукт.
Риски и сложности
Сложностей, которые отличаются от обычных коммерческих заказчиков немного и их можно сгруппировать так:
Контекст
Чтобы работать эффективно нужно знать матчасть госов: политику внутрикорпоративную и внешнюю. Тренды внутри госаппарата. Нужно знать управленческий контекст и экспертно разбираться и в диджитале, и законодательстве.
Со стороны заказчика начинают “любить мозги” только когда появляются сомнения в твоей компетентности. Так что если это произошло, ошибка была допущена ранее. Однако если на вашей стороне экспертиза, то все будет идти штатно.
Документооборот и бизнес-процессы
Всё через тендеры, а они стоят денег: нужны специалисты, процессы и прочее. Строжайшее соблюдение сроков. Акты приемки специфичны, куча бумажной работы: мы однажды, сдав проект для дочерней структуры Роскосмоса, готовили отчет по форме российских вузов — писали код на бумажные листы А4, подписывали их, ставили печати и сдавали так вместе с актами. Так как заказчик — НИИ сдать проект нужно было в форме научного отчета. Чем больше сумма, тем больше должно быть листов в отчете, как в дипломной работе, например.
А вот рисков чуть больше:
Часто надо работать без аванса;
Вложиться в пресейл и не выиграть с госами играет новыми красками — пресейл длинный и дорогой, может окончиться невыходом на тендер. А выход на тендер — проигрышем;
В частном секторе если ты все делать хорошо, и нравиться, заказчик остается. В случае с госами все может идти хорошо, могут быть успешные проекты и долгие годы работы, но проигранный тендер выбрасывает вас на обочину;
- Формальный подход;
“Если это написано, то обязательно надо сделать”. Придумали сомнительную фичу, или просто ошиблись, и это нужно будет во что бы то ни стало реализовать;
Крючкотворство. Да, будут придираться к бумажкам.
Однако всё это поддается управлению и в целом государство — неплохой заказчик, хоть и весьма требовательный.
Комментарий недоступен
Да ну нахер! Не ну ты это видел!?
Зачем вообще работать с государством ?
Это реальный способ сделать что-то лучше и удобнее вместо того, чтобы пессимистично сетовать. Живое воплощение принципа "Критикуешь — предлагай, предлагаешь — действуй".
Госсервисами пользуются миллионы людей каждый день. И если сервисы эти будут удобными и стабильными, то жизнь этих людей станет лучше.
Ну, или если переложить в сугубо экономическую плоскость, то хорошая онлайн-инфраструктура снижает транзакционные издержки. Разве это не аргумент в пользу того, чтобы заняться этой работой?
Но вы же не инициаторы проектов, причём тут критикуешь предлагай? Вы скорее делаете работу, по примеру всякий списков ркн, вот я и спрашиваю зачем работать с государством , но даже если делаете что-то полезное, вопрос остаётся открытым
нет, у нас не про списки РКН (рекомендуем бегло все же глянуть статью), а про сайты и сервисы, которыми пользуется население
ну например портал гражданских инициатив для Ямала
чиновники предлагают глобальные темы, пользователи предлагают идеи для каждой из них. После отобранные идеи проходят этапы обсуждения и голосования, в которых участвуют жители региона:
https://makeagency.ru/cases/portal-grazhdanskih-initsiativ-zhivem-na-severe
Много прошло, много реализовали? Или работает как дэг?
У нашего государства по-определению больше денег чем у всех остальных заказчиков вместе взятых. Государство в IT вваливает дохуилиарды ежегодно. Если хотите роста на местном рынке рано или поздно придется работать с государством
Есть ли риск выйти за пределы окупаемости при таком длинном гарантийном сроке? Что он вообще включает? Полгода-год бесплатной работы звучит как-то сомнительно
Легко. Считайте хорошенько прежде чем подписываться. Соскочить не дадут.
Смириться с рисками:
1. Сесть в тюрьму
2. Сесть на бутылку
3. Сесть на стульчик с грустным лицом, не получив денег в принципе
4. Сесть от удивления, что у заказчика сменился куратор проекта и о нем забыли (об оплате тоже)
5. Лечь в гроб (если полезли в ВПК или работаете в регионах)
Какой прекрасный набор стереотипов
Обоснованных вполне :)
Из 4 попыток поработать с государством (будучи в разных ролях - дважды сотрудник подрядчика, один раз сам подрядчик, один раз консультант) как подрядчик, 1 раз был распильно откатный, два раза с оплатой киданули (один раз сменилось руководство, второй раз «чот не нравится результат»). Спасибо что не первые два пункта в итоге.
Это как так? у вас контракт с руководством был что ли? Или не было контракта? На каком основании расторгнули? Или вы субподрядчиком были? Тогда это совсем другая история и кинул вас генподрядчик.
«чот не нравится результат»Это и с коммерческим заказчиком легко получить, если плохо с клиентом работать. Только коммерсы могут кинуть гораздо проще чем госзаказчик, и без последствий для себя
Работал много лет с госами как сотрудник интегратора, на достаточно высокой позиции. Это конечно сложно и нудно, но основной опыт очень простой - нормально делай и нормально будет. Знай клиента лично. И прикрывай жопу бумагами. В общем как и в любом бизнесе.
Не было договора, точнее, он был на согласовании. А работа была нужна срочно. Доверялись «репутации» ведомства. Знаю, знаю. Но если с коммерческой компании можно выбить, то с этой оказалось нереально вообще.
Это уж как повезет.
Доверялись «репутации» ведомства. Знаю, знаю.Сочувствую. Сам пару раз влетал на бесплатные работы, пока понял как что работает. У нас это в последствии шло забюджетированными расходами на пресейл. Естественно, ограниченными. Как правило, хочешь жирный контракт, придется сначала потратиться на всякие демки, пилоты и прочие подпрыгивания. Взять этот риск на себя.
Что то мне подсказывает что тут дело не в везении, мы тоже уже несколько лет работаем с госсектором, через тендеры и без где можно и ни разу ни кинули. Речь идет о нескольких десятках контрактов.
Про "нормально делай и нормально будет" - в точку. В статье там выше указал про это тоже. Просто в работе с госами это накладывается на общую масштабность системы. Бывает так, что впрямую и сразу нет исчерпывающей обратной связи, так как все у госов должно согласовываться. И тогда как раз важно следить за тем, куда ветер дует
Ухо в остро, короче и максимум внимания
в сухом остатке госы это просто как очень крупный и очень требовательный коммерческий клиент. Тут недоработки со стороны исполнителя вскрываются со 100% вероятностью
Абсолютно в точку. Тем более коммерческий Энтерпрайз тоже давным давно закупки на конкурсной основе делает.
Тут недоработки со стороны исполнителя вскрываются со 100% вероятностьюВот тут пожалуй не соглашусь. Техническое качество больших заказных проектных энтерпрайз-решений довольно низкое. Госы набиты полумертвыми глючными IT-системами, когда-то создававшимися на госзаказ.
Авторы, честно желаю вам успехов с госами, рынок жирный, всем хватит места. Но возьмите наконец в команду кого-нибудь с многолетним опытом продаж в крупных интеграторах. Потому как судя по тексту вы пока и половины особенностей работы с ГОСами не прочувствовали.
Например:
Госзаказчик — это всегда тендерНе всегда. Обычно есть некоторый лимит, который можно потратить без тендера, обычно не более 500К. Мелочь, но пресейл можно окупить.
Часто надо работать без аванса;Чаще еще и обеспечительный платеж внести. Или банковскую гарантию. И это тянет на целую отдельную историю
Все, даже самые незначительные изменения нужно своевременно фиксировать в дополнительных соглашениях к контракту;Угу. Попробуйте протащить существенный допник по 44-ФЗ. Поседеете.
Обычно 70% — это как раз неценовые критерииНадеюсь вы задумывались и понимаете откуда эти критерии берутся. И откуда берется ТЗ. В котором наверное частенько встречали какую-то дичь, не имеющую отношения к делу...
Тем не менее, желаю удачи в этом деле! Дорогу осилит идущий. У крупных прикормленных интеграторов должны быть молодые, голодные и злые конкуренты, а то они совсем там расслабились ))
Александр, спасибо за комменты)
Приятно встретить того, что разбирается в теме. В статье правда далеко не все указано. Что-то упустили, что-то не поставили, чтобы не раздувать объём.
Насчет тендеров - нечасто бывает озвученный вами вариант. Но таки бывает, тут все верно
Банковская гарантия - да, этим придется озаботиться совершенно точно.
да что там: по всем пунктам с вами согласны. Есть, что пообсуждать
Обращайтесь ))
Айтишники старой школы навались, посмотрим сколько нас тут олдов, ёмана
скинул статью в одноклассники через айсикью. Скоро начнется клёв
Не совсем понятна история по закрытый тендер на уровне АНО - это как?
Без выхода на ЕИС?
Серьезно? Прям таки стало? Простите сарказм, но государство последние лет 20 - крупнейший заказчик IT-услуг и продуктов.
в статье упущен важный момент, что если несогласованно вылезешь за рамки сроков исполнения, да и вообще при любом более-менее крупном косяке-отхождении от условий договора, то Заказчик обязан(!) наказать тебя - штрафом, либо, что самое печальное, включением в РНП - реестр недобросовестных поставщиков, что подразумевает собой запрет на участие в гостендерах на 2 года.
Во втором пункте параграфа "Особенности" как раз про это. Видимо недостаточно акцентировали.
Да, вы правы. Именно поэтому любое изменение, любое, даже самое незначительное, любое дополнение нужно обязательно фиксировать в допниках.
Вообще всё должно быть на бумаге, подписано, опечатано и подшито
Может стать тайной и вы не сможете путешевствовать
Комментарий недоступен
.