{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Кейс: потерял $400 000 из-за того, что не хотел поднимать цены

Рассказываю, как тупое упрямство и вера в знание рынка привели к закрытию в Дубае, а отказ от ценовых ограничений — к нормальным результатам.

Полгода назад я публиковал восторженную статью, как мы в Дубае классно развиваем Big Smile Coffee — франшизу кофеен самообслуживания. На тот момент у нас было 10 точек, $300 000 вбуханных инвестиций и абсолютная уверенность, что бизнес-модель рабочая.

Так все и было. Ровно до тех пор, пока на масштабе не сломалась юнит-экономика — уже к концу года расходы превышали доходы в 5 раз.

Ниже рассказываю, где мы облажались, как исправляли ситуацию, и что помогло приобрести уверенность после краха.

Глава I. Твердолобые всезнайки поехали учить арабов кофе пить

Развивать кофейни в Дубае мы начали ровно год назад. В апреле провели исследования, в мае зарегистрировали бизнес, в июне открыли первые точки. В то время мы активно искали домашний рынок, и после не самых удачных тестовых запусков в Польше и Сингапуре ОАЭ казались нам раем.

Прошлым летом казалось, что мы уже все знаем — какой кофе продавать, по какой цене, на каких локациях.

Идея подкупала своей правильностью — мы предлагали покупать нормальный кофе за 5-10 дирхамов (100-200 рублей), а не непонятно что за 2 дирхама (40 рублей) из вендинга.

Растущие продажи — 20, 35, 50 стаканов в день — только укрепляли веру в то, что стойку можно воткнуть куда угодно, и она начнет приносить деньги. Поэтому мы соглашались чуть ли не на любые предложения по аренде, лишь бы поскорее отучить дубайцев пить кофе из вендинга и перевести их на Big Smile Coffee.

Закономерный итог ⬇⬇⬇

Глава II. Твердолобые всезнайки получают от судьбы по щщам

Открыли четвертую, пятую, шестую точку — все отлично.

На десятой сеть стала генерировать минус.

В ноябре месячный убыток превысил $50 000 и вообще не планировал снижаться. 15 декабря мы открыли отчеты, посчитали, что наша модель в динамике никогда не выйдет в плюс, и решили все закрыть.

И тут важный момент. Если ты закрываешь собственную точку, то можно просто зафиксировать убытки, напиться с горя и убрать кофейню с локации.

У нас были отягчающие обстоятельства — стоявшие на локациях кофейни были не только нашими, но и инвесторов.

Я был готов вернуть все деньги, но появилось другое решение — мы предложили инвесторам перевести точки в Грузию, где у нас уже был результат (и сейчас тоже все прекрасно, я рассказывал в статье). Меняли 2 точки в Дубае на 3 точки в Грузии, а кофейни в ОАЭ я выкупал. Ни один из инвесторов не ушел, за что им огромная благодарность.

В итоге Новый год я встретил с общим минусом в $400 000, 14 кофейнями в Дубае, которые показывают рентабельность на уровне банковского вклада, и новыми антидепрессантами.

Глава III. Неправильную ценовую гипотезу низводят с пьедестала

Есть 14 точек — с ними что-то надо было делать. Договорились в команде, что режем под ноль операционные расходы и отказываемся от прямых инвестиций, пока заново не выстроим юнит-экономику.

Чтобы не сливать деньги, мы на три месяца передали точки и выручку с них компании, которая обслуживала наши кофейни (ооо, про сервис есть замечательная история в главе VII). Мы сознательно отказались от выручки, было важнее не нести убытков. Но данные по продажам у нас все были! По факту мы заново собрали экономику руками подрядчика и не потратили на это ни одного дирхама.

С гипотезами осознание пришло быстро, потому что главные факапы были очевидны.

Мы вбили себе в голову, что наш кофе не может стоить дороже 10 дирхамов. Почему? Потому что нашим главным конкурентом был вендинг. Ну-у-у, мы так думали. Поэтому, работая в дешевом сегменте, мы решили продавать кофе вкуснее и дороже, но в пределах 10 дирхамов — где бы ни стояла стойка, какая бы доля себестоимости в расходах ни была. Как следствие — низкий процент рентабельности из-за высоких сопутствующих расходов.

Фудкост (процент себестоимости) крутился вокруг 40%. Чтобы выходить в нормальный плюс, нужно было железно продавать по 25 стаканов. На каждой локации. Каждый день. Любая просадка ломала модель.

В принципе, 25 стаканов в день — вполне нормальные продажи. Еще в сентябре кофейня в клинике Aster пробила рекорд — 50 стаканов. Но это была топ-локация, а сделать топовой каждую локацию мы на тот момент не могли. Почему? Потому что неправильно 1) отбирали локации, 2) договаривались, 3) торговались, 4) размещались внутри помещения и 5) вообще не думали про другие сегменты.

Глава IV. Восстанавливаем собственную веру в продукт

Проблему мы нашли. И даже было понятно, как ее решить — снять корону с головы и отказаться от собственного всезнайства, сделать цены гибче и тщательнее отбирать локации.

Но было препятствие другого характера: нам было важно удостовериться, что мы не упираемся опять в какие-то свои представления и продукт действительно подходит для Дубая.

Нам помог Леонид Довбенко, который развивает сервис по доставке продуктов в Дубае Yalla Market. А еще он сооснователь дубайского сервиса YallaHub, который помогает брендам (например, ВкусВиллу) выходить на e-com рынок ОАЭ, поэтому лучшей кандидатуры на роль эдвайзера у нас просто и быть не могло.

С конца прошлого года мы работаем в команде. Он подтвердил, что у нас есть все, что нужно для покорения рынка, подтвердил востребованность продукта. И подкрепил свое мнение деньгами — Лео станет одним из первых больших инвесторов Big Smile Coffee.

Глава V. Из хрущевки — в апартаменты, из местного Дикси — в Азбуку вкуса

Главный совет, который дал нам Лео — не ссать. Поэтому мы перестали обращать внимание на бенчмарки по поиску локаций и соглашались только на те, которые подходят под 10/10 критериев. Самые важные из них — трафик, наличие конкурентов и платежеспособность.

Стали перекидывать точки на другие локации и проверять разные сегменты по цене.

  • Продаем кофе за 5-10 дирхамов (100-200 рублей) в сервисе регистрации автомобильных знаков;
  • За 10-15 дирхамов (200-300 рублей) — в жилом комплексе премиум-класса;
  • За 15-20 дирхамов (300-400 рублей) — на Bluewaters Island.

Нащупали золотую жилу — жилые и бизнес-резиденции. Да, вот так дерзко мы заехали в Elite Residence в Марине. ЖК находится так, что рядом вообще негде выпить кофе в шаговой доступности — нужно либо переходить дорогу, либо ехать на машине. Да, мы экспресс-кофе за 250 рублей, а не элитная обжарка за 40 дирхамов, но мы прямо в твоем доме — вот наша концепция.

Точку открыли в начале марта, и в первый же день получили 21 продажу.

Глава VI, в которой должно было быть все хорошо, но нет

На второй день у нас закончились стаканы, а кто-то залил всю стойку кофе. То есть мы сразу же нехило подмочили репутацию.

Особенно больно было от того, что к вечеру наш конкурент был в тех краях и записал для нас видео грязной кофейни.

В общем, стало понятно, что нужно менять подход не только к цене и выбору локаций, но и к сервису. Теперь сервисмены обслуживают кофейни каждый день (раньше раз в 2-3 дня). Благо, за счет повышения цены мы перестали быть зависимы от коста за сервис. А набитые шишки за предыдущий год работы помогли найти хорошего подрядчика за те же деньги.

Глава VII. Результаты и планы

В начале марта мы перезапустили 6 точек. Вот как теперь выглядит юнит-экономика кофейни:

Вообще похоже на какое-то волшебство, но так и есть. Подняли цены —> фудкост упал. Изменили подход к выбору локаций —> снизили ренткост (процент расходов на аренду)

Сейчас все выглядит хорошо, но на одной точке. Показатели точно изменятся — чем больше точек будет, тем больше расходов на операционку и управляющую компанию. Но! Раньше рентабельность точки кое-как добиралась до 10%, а сейчас она 40%.

А всего-то стоило выкинуть из головы предубеждения по цене.

В итоге мы снова готовы распаковываться и продавать кофейни. 14 кофеен я оставляю себе, но на покрытие новых локаций и быстрое масштабирование нам нужны инвесторы. Резиденции просят заезжать не по одной точке, а валом, а у меня банально не хватает денег на это. Инвестирую сколько могу сам, но остальные открываем по модели управленческой франшизы.

Уже запустили местное производство стоек, и сейчас к установке есть 5 кофеен и готовые топовые локации. Для читателей vc.ru дарю скидку — $12 500 вместо $15 000, если интересно — пишите в личку или посмотрите подробности на сайте. Ну и следите за нашим развитием в канале — там еще больше интересных историй.

А с какими предубеждениями вам приходилось бороться в бизнесе? Как ломали юнит-экономику? От чего приходили мысли в духе «Блин, ну почему мы раньше так не делали?». Давайте обсудим в комментариях!

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Федор Кузнецов

Какие токсичные комментаторы собрались. Кирилл молодец! Вроде банально, но даже такие прокаченные люди порой упираются в своё виденье и веру.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Petrov

А как планируете летом работать? Не думаю что в такую жару горячие напитки будут так же популярны

Ответить
Развернуть ветку
Родитель номер один

Да ему насрать, будут популярны или нет, главное взять 15000 долларов за кофе-автомат.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Мария Головкова

летом обычно продают айс кофе, в чем проблема

Ответить
Развернуть ветку
Антон Щербак

Да, вот про лето хочется понять. Понятно, что будут продажи какие-то все равно, но, будет ли 20 в день?

Ответить
Развернуть ветку
Азар

Как успехи с построением франшиз лазерной эпиляции Laser.pro и франшизы студии дизайн-интерьеров Izidizi? До сих пор ведь гремят на всю Россию. И через сколько месяцев будет продан этот бизнес, чтобы открыть вместо него новый?

P.S. Можно погуглить реальные отзывы на все эти франшизы автора статьи и сделать выводы.

Ответить
Развернуть ветку
Рома Абрамов

У вас прям какая-то особенная любовь к автору. Большинство комментариев именно к его статьям. Купили у него франшизу и вас обманули, или были сотрудником и уволили? Поделитесь, очень интересно откуда такие персональные фанаты появляются)

Ответить
Развернуть ветку
Родитель номер один

Предлагаю забанить автора за скам. Надоел.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Дидук

Нужны огромные яйца, что бы говорить о провалах! Респект 🔥
Только вперед!)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Пусть все получится

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Колесников

Кирилл вы крутые! слежу за вами с самого начала развития проекта, вера в продукт и стремление очень важны!

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Zhirnova

Интересный опыт, спасибо, что делитесь 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Родитель номер один

Бот

Ответить
Развернуть ветку
Никита Семиларский

Отличный опыт ребята, продолжайте делиться! Это очень ценно!

Ответить
Развернуть ветку
Родитель номер один

Вы бот

Ответить
Развернуть ветку
Olga Galkina

На одном дыхании. Приятно видеть опыт людей, кто признает ошибки как часть пути, учится на них и фигачит дальше

Ответить
Развернуть ветку
Родитель номер один

Бот

Ответить
Развернуть ветку
Артем Комаров

Никогда не понимал, как можно выбрать вместо кофе в кофейне, какой то кофе из кофе автомата. Кто вообще его покупает?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Головкова

в кафе кофе часто из точно такого же автомата)) точнее кофемашины. Кофеавтомат - это все-таки что-то про порошковый кофе и легкий аромат горелой кукурузы

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Новиков

Если не хочешь стоять в очереди, например, или такое место, где нет кофейни.

Ответить
Развернуть ветку
Аида Фаизова

Прикольно! Как вышли на Леонида?)

Ответить
Развернуть ветку
Nasha Rasha

Ну конечно, кто же не хочет потерять 400 000 из-за своей упрямости и веры в свою всезнайство? Молодец, что не поднял цены, лучше просто обанкротиться и потерять все! Это же такой классный опыт для будущих бизнес-проектов.

Ответить
Развернуть ветку
Otto Blotto

Самый вкусный кофе из вендинга йакобс в
Леруа Мерлин, рядом с твоим домом, реально вкусный

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда