{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

«Сложно назвать импортозамещением поиск поставщиков»: типографии — об отсутствии в России замены расходников для печати Статьи редакции

Главное из материала РБК.

  • Большинство расходников для типографских нужд — включая бумагу, упаковочные материалы, оборудование для переплётов и печати — попали в пакет санкций, который ЕС принял 8 апреля 2022 года. 19 апреля Минпромторг включил некоторые категории, например, краски, в список разрешённых к параллельному импорту товаров.
  • Спустя полтора года после введения санкций российские типографии и поставщики материалов сообщили о невозможности импортозамещения в отрасли.
  • В частности, об этом заявили представители Первой образцовой типографии и «Парето-Принта» (входят в топ-20 крупнейших полиграфических предприятий России). Также на проблему обращала внимание Лариса Данилова, руководитель отдела маркетинга OktoPrint Service — одного из крупнейших поставщиков расходных материалов для полиграфии (сотрудничает с Первой образцовой типографией, Ярославским полиграфическим комбинатом и типографией «Курьер»).

Азиатские поставщики вместо европейских

  • Представители отрасли предупреждали, что зависимость отрасли от импортных поставок может привести к дефициту расходников и оборудования, росту цен и остановке работы предприятий. Параллельный импорт тоже оказался затруднён: например, у каждой печатной машины есть свой серийный номер, и комплектующие для них уникальны. Из-за этого производитель может понять, что деталь отправится в Россию, и запретить поставку. Решить проблему можно только при наращивании собственного производства или совместного с азиатскими партнёрами.
  • Уже в конце мая 2023 года крупнейшие российские издательства объявили о повышении цен на бумажные книги. Они объясняли это как раз ростом расходов на полиграфию и материалы.
  • Как объясняет Данилова, в России полностью отсутствует производство офсетных красок и офсетных резиново-тканевых полотен. Первые закупают в Китае и Южной Корее, вторые — в Индии. Есть производство лаков, но оно зависит от импортных концентрата и сырья. А необходимый растворитель D60 не удовлетворяет по качеству запросы типографий.
  • Об отсутствии красок российского производства сообщил и директор «Парето-Принта» Павел Арсеньев. Их компания также покупает в Южной Корее. За рубежом заказывают и другой нужный для книгопечатания расходник — нитки. У российских «недостаточно высокое качество»: они тянутся и «слишком абразивны» (абразивные материалы используют для шлифовки — vc.ru), поэтому портят машины. А у проволоки для сшивания брошюр недостаточное хромирование — со временем она ржавеет.
  • «Сложно назвать импортозамещением процесс поиска новых поставщиков вместо европейских», — сообщили в Первой образцовой типографии. В компании заявили, что в России сейчас «нет достойных образцов красок, пластин и клея», подходящих для работы на установленном оборудовании.
  • При этом российские предприятия «попросту не заинтересованы» в производстве расходников, говорит Арсеньев. «Парето-Принт» пыталось привлечь несколько производств мебельных клеев, которые близки к полиграфическим, но у них «никакого интереса это не вызвало.
  • Переход с европейских расходников на азиатские отразился на стоимости производства книжной продукции: она увеличилась на 15-20%, рассказал Арсеньев. В Первой образцовой типографии сообщили о негативном влиянии курса: отрасль зависима от импорта, а цены у азиатских производителей номинированы в валюте.

Во-первых, сказывается усложнение логистики. Во-вторых, увеличились сроки поставки. В-третьих, наши партнёры из Азии не считают нужным давать привлекательные цены, понимая, что особых вариантов у нас нет. Кроме того, в моменте сказались и колебания курсов валют.

директор «Парето-Принта» Павел Арсеньев
  • Типографиям приходится брать часть издержек на себя, чтобы они не влияли на конечную стоимость книг, утверждает Арсеньев. Чтобы «отвечать покупательной способности россиян», предприятия «вынуждены заниматься демпингом», из-за чего снижается рентабельность бизнеса.
  • Несмотря на это, гендиректор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин предполагает, что до конца 2023 года рост цен на бумажные книги всё же произойдёт, причём именно из-за «непрерывного удорожания себестоимости производства».

Что говорят власти

  • В Минпромторге признают, что единственный российский производитель офсетных красок, выпускающий их «в небольших объёмах на базе бывшего Торжокского завода», — ООО «Полиграфические краски». Техника, установленная на крупных предприятиях, требует опредёленного состава краски, и печатать книги с использованием продукции этого завода невозможно, уточняет собеседник РБК на полиграфическом рынке.
  • «Основная потребность» рынка в расходниках действительно закрывается за счёт поставок из стран Азии и параллельного импорта, говорят в ведомстве. Отвечая на вопрос, как процесс перехода с европейских расходников на российские и азиатские отразился на стоимости, в Минпромторге отметили, что эта сфера «подвержена текущему валютному курсу», но «информацией о конкретных ценах» ведомство не располагает.
0
321 комментарий
Написать комментарий...
Иван

Вот ключевое

При этом российские предприятия «попросту не заинтересованы» в производстве расходников, говорит Арсеньев. «Парето-Принт» пыталось привлечь несколько производств мебельных клеев, которые близки к полиграфическим, но у них «никакого интереса это не вызвало.

Послушать бы производителей клеев, а то звучит как бизнес-план. Есть спрос, а предложения нет.

Ответить
Развернуть ветку
Santiago

Скорее всего российский рынок слишком мал, чтобы производителям клеев было выгодно разворачивать производство. Оборудование то всегда можно купить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
true iBegginer

В каком пакете санкций находится запрет на экспорт полиграфического клея?

Ответить
Развернуть ветку
Фоксик

А он там нужен?
Что бы влезть на рынок новый клей должен быть или качественнее (за ту же цену), или сильно дешевле. И не факт, что влезете. Привычки тоже не стоит отбрасывать

Ответить
Развернуть ветку
true iBegginer

Я за конкуренцию.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Фоксик

Конечно, конечно. Правда денег на этих рынках нет

Ответить
Развернуть ветку
true iBegginer

Похвально! Тоже разделяю эти тезисы.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов

так строй клеевой завод для типографий, а не пиздобольством занимайся в коментах

Ответить
Развернуть ветку
true iBegginer

Я конкурент в своей нише

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов

в пиздобольстве?

Ответить
Развернуть ветку
true iBegginer

Нет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
true iBegginer

И где в этом замкнутый рынок?

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Хотелось бы информации без «скорее всего» :)

Если будет аналог, то можно гнать на рынки которые чувствительные к цене

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зима

И какие рынки сейчас смогут принять наши клеи? Китай и Индия? Так у них и так все свое есть. Или бедные африканские?

Ответить
Развернуть ветку
Иван

индия, латам, юва, Ближний Восток

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зима

У Индии много своих производственных мощностей, а чего нет они могут купить уже проверенное временем, Ближний Восток-Как там у них со спросом и платежеспособностью? А эти 2 крупнейшие мировые экономики в середине я даже не знаю где на карте насположены

Ответить
Развернуть ветку
Иван
я даже не знаю где на карте насположены

Это к лучшему

Ответить
Развернуть ветку
318 комментариев
Раскрывать всегда