{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как я запускал центр изготовления печатей и штампов с доставкой в офис

Привет! Меня зовут Владимир Трифонов. Я предприниматель, уже восемь лет занимаюсь изготовлением печатей и штампов. Расскажу, с чего все начиналось, как мы работаем, какие системы используем, сколько зарабатываем и какие планы на будущее.

Как начиналось

В 2010 году работал программистом в русско-норвежской компании. Писали систему для отслеживания нефтяных пятен вокруг нефтяных вышек. К тому моменту основную функциональность написали, дело стояло за продажами, а я лениво отлавливал баги.

В это же время старшие братья работали в бизнес-центре в промзоне, а там вокруг никто не делал печати. Там вокруг вообще ничего не было в радиусе километра. Приходилось ездить, чтобы сделать заказ, а потом еще раз, чтобы забрать. Тут и появилась идея: делать печати и привозить в офис. На тот момент этого не делал никто.

Посмотрел оборудование и начал, не бросая пока работу. Почему я в это ввязался, для меня до сих пор остается загадкой. Работал программистом, может быть, считал себя немного дизайнером, но полез в незнакомую область без каких-то ожиданий, бизнес-планов и расчетов.

Полимеры

Первые печати делал по полимерной технологии. У неё один плюс: можно было сделать до 12 печатей за один цикл. И миллион минусов: грязно, долгая подготовка к изготовлению, много расходных материалов — и в итоге получается неаккуратно, на мой взгляд. Зато дёшево. Не помню точно, но всё, что нужно для старта, купил тысяч за десять.

Как-то мне пришлось уехать в командировку в Норвегию, а в этот момент написал клиент и попросил сделать печать. Пришлось объяснять технологию жене по «скайпу», и у нее, умницы, получилось.

Первые деньги

Хорошо помню, как после трёх или четырёх месяцев работы был оборот в 30 тысяч рублей. Как я тогда радовался. Работал наверняка в минус: много вкладывал в оптимизацию процесса, вытачивал формы для аккуратной отливки печатей, сделал УФ-камеру из микроволновки: можно было легко выставлять время, и печати равномернее засвечивались. Но при этом уже чувствовался поток заказов, и было понятно, что начал вроде не зря.

Лазерный гравер

Через год братья помогли с покупкой лазерного гравера. Сперва хотели купить модель, позволяющую делать еще и надгробные таблички: быстро и красиво гравировать на плитке имена и фотографии. Но была проблема со сбытом: походили по кладбищам, и нам дали понять, что мы там лишние и у них есть свои люди, которым тоже нужна работа. Через интернет продавать так и не рискнули.

В итоге купили гравер для работы в печатях. Рабочее поле 60×40 см, трубка 40 Вт. Тогда он стоил 120 тысяч рублей. Какое-то время потратил на то, чтобы понять, как он работает, настроить программы и разобраться с форматами.

Сперва гравировал на балконе. От резины для печатей шла пыль с дымом, которая была как-то не очень для соседей этажами выше. Пришлось искать офис. Снял 15 квадратных метров в подвальном помещении того самого бизнес-центра в промзоне, а сам сидел в одном кабинете с братьями парой этажей выше.

Из-за нашего станка два раза меняли магистральные вентиляционные фильтры (я вытяжку сунул в общую вентиляцию), но все обошлось.

Почему все это работает

Основу нашего сервиса заложили две книги: «Клиенты на всю жизнь» и «Заппос: доставляя счастье». Они оказались настолько близки мне по духу, что я даже и не придумывал ничего. Первая наша фишка: бесплатная доставка. Чуть позже ввел скидку 30%, если не отвечали на заказ за 5 минут.

Тогда это мало где было, люди завороженно смотрели на таймер на сайте в ожидании звонка. Сейчас автоматические системы соединяют менеджера с клиентом за минуту. Тогда о таком не знали, и я заказал конвертик, который втыкался в USB и мигал, когда приходило письмо:

Картинка с какого-то интернет-магазина

Сейчас мы пошли еще дальше и сделали бесплатную доставку в тот же день.

Вначале я боялся просить отзывы. Попробовал — и ничего страшного не случилось. Сперва к заказу клали визитку с просьбой оставить отзыв. А потом настроил автоматическое письмо на следующий день после доставки заказа. Отзывы оставляют от 10 до 20% заказчиков.

Косяки

Раньше мы обзванивали клиентов после доставки и спрашивали, все ли в порядке. Часто было так, что возникала проблема (например, опечатка или печать плохо ставилась). Люди молчали, затаив обиду. На самом деле мы в таких случаях бесплатно меняем печати. Даже если косяк по вине клиента.

Потом стало много заказов, и мы забили на эту практику. Хочется надеяться, что отловили основную часть багов, но, мне кажется, нужно звонить снова.

Сайт и система управления заказами

Сайт stamps.spb.ru в декабре 2019 года.​

Основа всего, что у нас работает: самописный сайт и система управления заказами. С одной стороны, самописность — большой плюс. Можно сделать, так, как ты этого хочешь, так, как удобно, и на ходу это менять. С другой стороны, получилось так, что кучу старого кода надо переписать, но нет ни времени, ни желания.

Даже сменилась платформа, на которой работаю: сайт и ЦРМ на АСП.НЕТ под виндоусом, а я сейчас под маком и на питоне. И чтобы сделать серьезный апдейт, приходится изворачиваться, запускать винду и вспоминать, как это все работает.

Зато у нас теперь есть система, заточенная на изготовление печатей и штампов, в которой есть все:

Биржа для отрисовки печатей — туда скидываем оттиски печатей, а удаленные отрисовщики берут в работу, отправляют на проверку, а потом получают деньги.

Сборочные листы — собирает недоделанные заказы, можно делать заказы по мере готовности: собрать часть заказа, а когда отрисовщики дорисуют остаток — собрать вторую часть. Печать наклеек и товарных чеков.

Выставление счетов и накладных — сперва пользовались МоимДелом, но было запарно вручную делать счета и накладные: запилил свои. Стало удобно: печатаем в один клик документы на текущий день.

Составление маршрутных листов и расчет оплаты курьерам — можно раскидать заказы между несколькими водителями, рассчитать маршрут, ГСМ на его основе и распечатать маршрутные листы.

Аналитика продаж — базовые вещи типа среднего чека, заказов по дням, неделям, месяцам. Сейчас от этой панели ушли: проще настроить АПИ и отдавать данные в гугло-таблицы, а там уже визуализировать их как захочется.

Финансовый учёт — поступления в кассу, на счёт, дебиторка, отправка сообщений должникам, сверка с банк-клиентом. Сейчас перешли на «Вайнаб».

Складской учет — товарооборот, ABCXYZ-анализ, инвентаризация, прогнозирование закупок.

К счастью, успел довести ее до работоспособного состояния до того, как перегорел. Какие-то части отмерли. Закупки оказалось проще делать на глазок: обороты не те и возможная экономия не так велика (хотя недавно плевался, что не посчитать себестоимость конкретного заказа потому, что не знаю стоимость закупки позиции. Только сумму по месяцу). Но основная масса используется до сих пор.

Несколько раз пробовал использовать готовые решения: битрикс, мегаплан. Там все заточено на общие процессы, а какую-то специфику либо не сделать, либо сделать за большие деньги. А сделать так, как мы привыкли работать практически невозможно.

Карты «Яндекса»

Одна из важных частей нашей системы: составление маршрутных листов для водителей. Там использовали карты «Яндекса» для прокладки маршрута и расчета оплаты для ГСМ водителей. В какой-то момент «Яндекс» эту историю забанил: карты можно использовать только для публичных проектов, а внутренняя система такой не является, и предложил купить API для бизнеса.

Тарифы начинаются от тысячи запросов в сутки, и минимальный годовой платеж: 120 тысяч рублей. Мы делаем два-три запроса в день. Получается около 600 в год, и ну его нафиг. Пока пользуемся API Google.

Налоги

С налогами и финансами у нас не задалось. С одной стороны, я все делаю в белую. При этом сам процесс оплаты налогов, сдачи отчетности и прочего совершенно со мной не вяжется. Поэтому я платил налоги по инкассовым поручениям налоговой. То есть тогда, когда их взыскивали. Пару лет назад даже пришлось продать машину, чтобы расплатиться.

Только в конце прошлого года нашел себе бухгалтера. Почти вышли в ноль по налоговым долгам. Не делайте как я — найдите бухгалтера сразу.

Превращаем в бизнес

​Маленький кусочек нашей базы знаний

Еще одна книга, перевернувшая представление о бизнесе — «Малый бизнес: от иллюзий к успеху». Она о том, что работать самому — тупиковый путь. Я это понял, когда подхватил сальмонеллез и при этом приезжал на работу, принимал заказы, делал печати. И это с температурой под 40 и беготней в туалет. К счастью, возил печати тогда уже курьер.

На момент прочтения книги у меня уже работал менеджер по приему заказов. Но с постоянными вопросами: как это сделать, как то и так далее. В итоге сел и за пару месяцев прописал процессы в компании. Сейчас они немного устарели, но все равно помогают новым сотрудникам быстрее вписаться в компанию.

Сотрудники

У меня всегда было доверие к сотрудникам. Мне везло. Я никогда не смотрел на прошлый опыт работы и навыки, важнее, комфортно ли с человеком общаться и есть ли огонек в глазах. Это банально, но важно в сфере услуг. А работе умный человек и так научится.

По возможности стараюсь не лезть в то, что сотрудники делают. При этом создаю такие условия, в которых очень сложно что-то сделать не так. Все-таки человек стремится сделать как проще. Поэтому ограничения молчаливо направляют в нужную сторону. С другой стороны мотивирует отношение клиентов, которое выражается в теплых словах и отзывах на сайте.

Еще у наших сотрудников полный карт-бланш на удовлетворение клиентов. Они делают все, что сочтут разумным, чтобы решить проблему клиента. Сюда же относится и наша гарантия: заменим заказ или вернём деньги независимо от причины. Сперва было стремно, но не злоупотребляли еще ни разу.

Зарплата у нас делится на три части: оклад, сдельная часть (зависит от количества обработанных заказов и прочего) и бонус в размере 2% прибыли для сотрудников, работающих более года. Не вычитаю, если сотрудник не может прийти на работу, заболел на пару дней или отпросился пораньше.

Доставка

У нас все водители - свои. Втроём работают попеременно. Кто-то выходит два раза в день на доставку заказов, сделанных до 12. Раньше была возможность посмотреть, куда везти заказы на следующее утро. Но это вызывало какие-то непонятные споры. Поэтому сейчас демократии убавилось: приходишь в офис и везешь туда, куда дадут. Это к вопросу ограничений системы. Есть менеджер по доставке: составляет маршрутные листы, следит за выходом водителей на смены и помогает, если нужно.

Водителям оплачиваем доставленную точку и ГСМ. ГСМ состоит из бензина и амортизации. По году выходит около 250 рублей за точку вместе с ГСМ.

Деньги

У нас самые высокие цены на печати в городе, если не в России. При этом не понимаю, как люди зарабатывают деньги на печатях. Точнее, как выживают. Да, у нас включена в стоимость доставка. Да, используем австрийскую оснастку. Но как влезть даже в 800 рублей за автомат, не представляю. У нас печать на автомате стоит 1600 рублей. И при этом мы ничего не зарабатываем с первого заказа клиента. Только с повторного.

Интересно, что отсутствует влияние стоимости на спрос. По крайней мере, пока ни разу не заметили спада в заказах из-за подъема цен.

Чистая прибыль около 15%. Оборот около 800–900 тысяч рублей в месяц. Вот разбивка по категориям за ноябрь:

  • Расходы на товар (отрисовка, доставка, расходники): –227 тысяч рублей.

  • Реклама (контекст, немного SEO): –148 тысяч рублей.

  • Офисные расходы (аренда, обеды, канцелярия): –45 тысяч рублей.
  • Зарплаты офиса: –135 тысяч рублей.

  • Налоги: –34 тысячи рублей.
  • Оборот: +796 тысяч рублей.

Маркетинг

Основные продажи идут с контекстной рекламы. С ней помогает Николай. Когда-то давно нас познакомил друг, и с тех пор работаем вместе. Он нравится тем, что работает в первую очередь за результат: не заявки с сайта, а конкретные заказы, доставленные покупателю.

С контекста приходит около 200 заказов в месяц. Еще столько же от старых клиентов. Около 20 заказов с поиска. С SEO не задалось. Трудно найти специалиста, готового работать за процент с продаж, а не проедать бюджет. С теми, что работали, ничего не наработали. Позиции вроде бы высокие, а переходов — мало.

Основа нашего движения вперед: небольшие тесты на сайте. За все время сменили четыре дизайна сайта (нас даже копировали) и сделали десятки экспериментов. Основная проблема: маленький трафик, требующий большого времени на подтверждение гипотез. В итоге конверсия в доставленный заказ с контекста — 9%.

Пару раз занимались активными продажами, холодными звонками и вот этим вот всем. Работало так себе. Во-первых, средний чек 2000 рублей, с которого не заплатишь процентов. Во-вторых, печати нужны вот прямо сейчас. Вчера были еще не нужны. Завтра будут уже не нужны. Поэтому вероятность позвонить человеку именно в подходящий момент — низкая.

Что дальше?

Была пара лет небольшого застоя. Остыл, работал над другими проектами и так далее. Но решил попинать себя, нашел наставника — и снова толкаю печати вперед. Ноябрь и декабрь посвятил рассылкам и работе с клиентской базой. Сделали доставку через Boxberry по регионам. С января начнём продажи в Москве.

Еще с наставником поставили цель: до конца июля заработать 1 млн рублей. Для меня в этой цели важны два момента. И это не сами деньги. Во-первых, хочется научиться работать с деньгами. В жизни у меня постоянный небольшой поток денег, но я не держал больше 200 тысяч рублей, которые как-то осознанно на что-то отложил. Во-вторых, эта цель недостижима в текущем состоянии и требует развития меня и компании.

Про то, как я иду к ней, пишу в Telegram-канале. Присоединяйтесь: @one_jullion.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Антон Левин

разве это еще "живая" тема? мне казалось, печати все меньше нужны... ЭЦП и прочее. насколько это перспективно в разрезе 2-3 лет хотя бы? 

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

Не знаю как щас, но в древнегреческие времена (лет 10 назад) я тоже херачил полимерные печати, и тогда 90% заказов прилетало с бюджетников - всякие МДОУ, МБДОУ, ХУЕМПОЛБУДОУ и прочая. Тошнит от этих государственных сокращений с тех пор. Ну так вот, учитывая тотальную отсталость бюджетников - подозреваю они до сих пор в массе своей сидят на физических печатях и по сей день.

Да и возникнет технический неполад с ЭЦП какой - что делать? Доставать печатку, скорее всего.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Владимир Трифонов
Автор

Антон, у нас каждый год есть небольшой рост. Печати с 2015 года не обязательны, но примерно половина нашего оборота – штампы, которые используются для упрощения внутреннего документооборота. И сейчас одна из основных задач для меня: расширить это направление.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Роман Морозов

Интересная статья, спасибо. Нравится что про обычных людей, а не про очередных топ-менеджеров с практически неограниченными ресурсами.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Роман, спасибо. Да, отсутствие ресурсов с одной стороны ограничивает, а с другой стороны заставляет думать, что с ними делать. И иногда обманчиво кажется, что лишние пару миллионов решили бы все проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Ева Лист

Уточните, пожалуйста, каким образом ваш доход получается 796000р при условии, что 15% чистой прибыли от оборота даже в 900 000р составляет только лишь 135 000р? Ну и расходы согласно вашим данным составили 589000р. Даже если мы вычитаем расходы с оборота, то доход получается 900000 - 589000=311000р

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Ева, 796 000 — это оборот. А доход как раз и получается около 120 000. Исправил.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Плоскина

Как рассчитываете бонус в размере 2х % для сотрудников? Они знают вашу прибыль, или сколько заплатите?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Наталья, знают. Были какие-то опросы и оказалось, что в закрытых компаниях сотрудники думают, что руководство зарабатывает до 10 раз больше, чем есть на самом деле. Мне кажется, что это недалеко от правды.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
vitaliy neret

Крутая статья, спасибо!

Вы наверное сами всё знаете, но из идей охота предложить:
- если сделать сайт без привязки к Spb, то тогда можно сделать один общий сайт, по Питеру брать заявки себе, а по регионам отдавать заказы партнёрам (брать с них комиссию за оплаченный заказ). Ещё наверное какую-то часть ваших процессов тоже можно делать централизованно (работа дизайнеров например, или обзвон по проверке качества и сбору обратной связи).
- по канцелярке бы тоже предложил кое что и ещё  пару идей, но моя остановка метро.Успехов с 1 млн!)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Виталий, спасибо. Вот по канцелярии было бы интересно услышать. Хожу вокруг да около, но не могу приступить.

Сейчас сделали на сайте доставку в регионы через Боксберри: раз в месяц у нас и так с регионов прилетает по заказу. Так почему бы не помочь. В Москву хотим с Января выйти.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Игорь

позиции высокие и при этом с сео не задалось, противоречие... Переходов мало потому что первые места директ занимает, к этому надо уже привыкнуть что сео не дает такого результата как 5-10 лет назад по многим коммерческим нишам, хотя часто выгоднее и дешевле чем контекст. А про сео продвижение за процент с заказа забудьте, только дурачек на такое пойдет или совсем неопытный, продвигать и вкладывать время и деньги специалист нормальный будет только в свой сайт а не чужой, т.е. ваш. Либо заказчик сразу платит, других вариантов не дано.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Игорь, вы правы. Контекст + карты и уже получается, что первое место в органике на втором экране. Мы, к сожалению, не можем себе позволить сразу платить. Поэтому пока просто забили на это.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Морозов

Владимир, спасибо за отличную статью и что делитесь подробностями!

Вопрос в конверсии 9% с контекста в доставленный заказ. Мне видится это очень хорошим результатом при том что цены у вас не самые низкие. Можете поподробнее рассказать какие именно действия дали результаты? Сколько стоит клиент?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Артур, спасибо. Мы долго к нему шли. Тут и постоянная работа с сайтом: кроме последнего года, мы почти каждые два месяца запускали по 1–2 эксперимента. Данных мало, но это в итоге лучше, чем ничего. И постоянная работа с контекстом. Плюс менеджеры молодцы: с сайта только 4% заявок отваливается. Клиент получается около 700–800 рублей при медианном чеке в 1280.

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Зачем называть статью, как инфоцыганский курс? Чтобы бы дизлайков схапать?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Сергей, исправил. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Анна Спиридонова

Отличная статья! Но 3 водителя в экономику не бьются ( по моим представлениям) . Имели бизнес схожий, но с обороткой ~3млн.мес и все курьеры были строго из логистической компании, правда доставку на сл.день делали.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Анна, спасибо. А что не бьется? Мы платим 150 рублей за точку + 11 рублей за километр. Если точка за городом, то 300 рублей. Тогда, правда, и с клиента берём надбавку. На сегодня, например, у одного водителя на утро 7 точек: 1050 рублей за доставку + 600 за бензин. 235 рублей выходит.

Я бы с удовольствием работал с логистическим, но получается дороже. А главное - курьеры у нас практически лицо компании. Других сотрудников клиенты слышат только по телефону. Поэтому хочется контролировать этот процесс. И иногда приходится чем-то помочь клиенту: переклеить клише и т.п. Курьер со стороны так делать не будет.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Антоха Веселый

Спасибо, было интересно почитать вашу историю.
Сейчас в итоге на самопиской системе учёта работаете?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Антон, да. На самопиской. Хочется переписать, но своих сил, чувствую не хватит. А на чужие силы нет денег.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ева Лист

спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Кабиров

Спасибо за историю )
Познакомите с маркетологом , работающим за процент ? Я не ваш конкурент )))

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Руслан, напишите в телеграмм @vtrifonov

Ответить
Развернуть ветку
Василий Щучкин

Статья хороша, приятно читать.

Тут действительно про бизнес, сервис, клиента и рост. А то уже глаз дергается от IT темы.
Роста и для вас и компании ;)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Василий, спасибо. :-)

Ответить
Развернуть ветку
Василий Брусов

Здравствуйте!
Поделитесь контактом специалиста который ведет контекстную рекламу?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Василий, напишите на @vtrifonov в телеграмм

Ответить
Развернуть ветку
Хороший Человек

Что за наставник, о котором Вы пишите?
Это что то из инфобизнеса?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Нет, просто хороший знакомый, который не дает скучать.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Сообщение удалено

Ответить
Развернуть ветку
Vaclov

Круто, я тоже пытаюсь запустить что-то подобное, но только с гравировкой - https://gravering-glass.no/

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Трифонов
Автор

Ого. И как, получается?

Ответить
Развернуть ветку
тимур казаков

Скажите пожалуйста, как на ваш взгляд? понятен ли сайт для заказов? Очень важно ваше мнение)

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда