Как выйти на IPO и не пожалеть? Алексей Басов и Екатерина Захарова о залоге успеха на бирже
Ранее мы беседовали с CEO двух инвестиционных платформ о грядущем буме IPO в 2024, в этот раз спросили о нюансах выхода на IPO управляющего партнера инвестбанка BSF Алексея Басова и партнера и руководителя венчурной практики ASB Consulting Group Екатерину Захарову.
С выходом на биржу у компании появляются новые акционеры с правом голоса, а доля прежних владельцев сокращается – кажется, такая ситуация может быть предпосылкой конфликтов между новыми инвесторами и мажоритарными. Как бы вы рекомендовали страховаться от этих рисков?
В большинстве случае никаких конфликтов между действующими инвесторами и миноритариями не наблюдается, поскольку объем выпускаемых в свободное обращение акций незначителен. Поэтому я бы концентрировался, скорее, на обратной задаче: создании условий для качественной работы с миноритариями. Именно они, по факту, определяют биржевую стоимость бизнеса, и учет их интересов – ключ к успеху на публичной стадии развития компании.
Привлечение нового раунда всегда очень чувствительный процесс. Довольно часто о порядке действий и верхнеуровневых условиях акционеры договариваются заранее. Профессиональные инвесторы – фонды, различные инвестиционные структуры – при входе в проект обычно заранее предусматривают привлечение новых инвестиционных раундов по пониженной оценке и закрывают такие проблемы установлением стандартных anti-dilution provisions в акционерном соглашении. Аналогично решаются вопросы с особым порядком голосования, правами вето и прочим. Конечно нужно иметь ввиду, что такие вопросы требуют очень деликатной настройки в зависимости от проекта и реальных потребностей.
Какие критерии успешного IPO вы можете выделить?
Для успешного IPO требуется сбалансировать целый ряд факторов. Некоторые из них очевидны: качество управления, высокие темпы роста, привлекательный рынок, лидирующие позиции в своем сегменте. Другие – не столь заметны. Например, понятность продукта и опыт взаимодействия с ним у широких слоев инвесторов способны создать определенную премию к оценке и расширить число участников размещения. Сегодня инвестор подходит к участию в IPO вдумчиво: читает значительное число аналитических материалов, обращает внимание на риски и дефекты бизнеса, которые становится все сложнее заслонить классическим маркетингом размещения. Поэтому на первую роль будет выходить объективные параметры IPO, позволяющие инвестору заработать в кратко- и среднесрочной перспективе – именно в тех горизонтах, которыми мыслит розничный инвестор. Игнорирование интересов розницы, лишение инвесторов апсайда размещения, может не только создать сложности для отдельных IPO, но и снизить репутацию данного инструмента в целом.
Успешным на мой взгляд является IPO если акции после размещения не рухнули на краткосрочной и среднесрочной перспективе при отсутствии реальных внешних предпосылок для этого.
Алексей Басов и Екатерина Захарова обсудят краудинвестинг и pre-IPO – тему, актуальную как для стартапов, так и для инвесторов, в рамках дискуссии на конференции eXit.