{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Это нишевая история, но у нее есть будущее, или почему рано хоронить Clubhouse

Всего за несколько месяцев Clubhouse прошел путь от самого обсуждаемого приложения до полузабытой сенсации. Эффект новизны быстро сошел на нет, Telegram запустил аналогичную функцию, Twitter планирует сделать то же самое в апреле. И вот Clubhouse уже пророчат скорую гибель. Екатерина Пикерсгиль, генеральный директор коммуникационного агентства Win2Win Communications рассуждает о том, почему рано ставить крест на социальной сети и чем Clubhouse еще может удивить.

Екатерина Пикерсгиль, генеральный директор коммуникационного агентства Win2Win Communications

Взлет к успеху

Пандемия затянулась гораздо сильнее, чем мы надеялись. Хотя жизнь начала постепенно приходить в норму, некоторые ограничения остались, и от режима удаленки отказались далеко не все. А в конце 2020 года по нам ударила вторая волна, и мечты о дне, когда общение станет таким, как прежде, начали казаться несбыточными. Мы искали новые способы коммуникации и хотели снова почувствовать себя частью сообщества. Текстовые посты в Twitter или тщательно спродюсированные видео на YouTube не давали того ощущения причастности, которого все так жаждали.

И тут появляется Clubhouse – приложение, в котором можно общаться только голосовыми сообщениями. Подобное взаимодействие кажется более спонтанным и человечным даже при прописанном сценарии. Это и стало одной из причин интереса публики к Clubhouse.

Вторая, не менее важная причина, крылась в том, что создавать контент в формате аудиочатов гораздо проще, чем, к примеру, снимать видео. Совершенно не обязательно иметь хорошее оборудование, выстраивать кадр и преодолевать неловкость перед камерой. Достаточно смартфона и голоса.

Не стоит забывать и про ощущение элитарности. Попасть в Clubhouse можно только по приглашению, поэтому получив доступ к контенту, чувствуешь себя частью круга избранных.

Болевые точки

После стремительного старта Clubhouse довольно быстро столкнулся с проблемой, которая несколько лет назад погубила Meerkat. Не помните, что это? В том-то и дело. Meerkat был предшественником Periscope, запущенного командой Twitter. С помощью приложения пользователи вели прямые эфиры из своей жизни или с каких-то мероприятий. И чем больше становилось пользователей, тем сложнее было найти качественный контент.

Clubhouse работает по тому же принципу: дискуссии проходят в прямом эфире, и их записи не сохраняются. Важно успеть «поймать» интересный разговор здесь и сейчас. Но на это могут уйти часы (на что в принципе готовы очень немногие), и к тому моменту, когда пользователь доберется до чего-то стоящего, прямой эфир уже будет подходить к концу.

Алгоритмы в этой ситуации мало помогают, поскольку у системы нет времени собрать данные о контенте и определить, что вам понравится. В целом, эта проблема решаема: разработать систему рекомендаций, которая будет мгновенно анализировать контент в прямом эфире, реально, хотя задача не из простых. Для того чтобы с ней справиться, Clubhouse необходимо начать в режиме реального времени преобразовывать аудио в текст, находить в нем ключевые слова и на основе контента, которым пользователь раньше интересовался, составлять список рекомендаций. Сложность заключается еще в том, что в приложении нельзя никак «пометить» понравившийся контент: нет ни лайков, ни закладок. Следовательно система может ориентироваться только на то, сколько времени пользователь провел за прослушиванием прямых эфиров на определенную тему и как выглядит история его запросов. Метод не самый надежный, но даже он сделал бы навигацию по приложению намного удобнее.

Есть и другая сложность. Число пользователей растет не так быстро, как могло бы. Во-первых, просто потому, что кто угодно не может попасть в Clubhouse. А если вам удалось получить приглашение, необходимо быть счастливым обладателем продукции Apple, чтобы им воспользоваться. Во-вторых, контентом в Clubhouse не так просто делиться, и, если хочется обсудить услышанное со знакомыми, лучше заранее пригласить их присоединиться к эфиру.

Clubhouse vs Telegram

Clubhouse уже столкнулся с внутренним кризисом, когда его место на рынке еще больше пошатнули конкуренты. В марте в Telegram появилась функция создания голосовых чатов в канале. По сути, это мини-версия Clubhouse внутри другого приложения, но, как говорят многие пользователи, еще лучше и удобнее.

Доступ к прямому эфиру в Telegram может получить неограниченное количество человек, в то время как вместимость «комнат» Clubhouse имеет пределы. У администратора чата есть возможность сохранить запись после эфира, поэтому пользователи могут спокойно ее прослушать в любое удобное время, промотав, если нужно, все неинтересные моменты.

Наконец, Telegram доступен всем желающим, не привязан к определенной операционной системе и хорошо знаком пользователям. Гораздо проще открыть приложение, которое давно установлено на смартфоне и где настроены подписки, чем скачивать что-то новое, регистрироваться, разбираться во всех особенностях работы. В то же время каждый барьер на пути к вступлению в ряды пользователей Clubhouse как бы «просеивает» аудиторию, и в итоге остаются только те, кто действительно заинтересован в развитии сообщества. Поэтому публика Clubhouse может быть не такой массовой, как в Telegram, но качество в данном случае не менее важно.

Почему это еще не конец

Многие сейчас говорят, что последние дни Clubhouse не за горами. Но не стоит быть настолько категоричными.

Часть проблем приложения уже решается. Так, в первой половине 2021 года разработчики обещали запустить долгожданную версию Clubhouse для Android. Да, очков элитарности от этого поубавится, но у приложения уже сформирован четкий образ, который в любом случае привлечет только определенную категорию людей. Поэтому число пользователей увеличится, но это будет качественный рост.

Именно нишевость может стать ключевым фактором успеха приложения в будущем, если Clubhouse правильно разыграет свои карты. Сегодня главное, что он может предложить, –это доступ к экспертизе профессионалов из различных областей. Особенной популярностью сейчас пользуются дискуссии на тему науки, политики, экономики, бизнеса и технологий, социологии и психологии. То есть для активной, думающей аудитории, на которую и ориентируется в основном Clubhouse, приложение стало своего рода edutainment-платформой.

Одним словом, Clubhouse не стоит гнаться за охватами. Эффект элитарности и эксклюзивности контента, даже пресловутый FOMO способны сыграть значимую роль в развитии приложения. Потенциально выигрышным может стать радиоформат вещания с постоянной сеткой эфиров и разовыми неформальными мероприятиями. И если в радиоэфире важны хороший ведущий и интересный гость, в Clubhouse эти функции могут выполнять модератор и приглашенные эксперты-спикеры. В условиях ограничений на личные взаимодействия приложение становится отличным пространством для дискуссии между людьми с общими интересами. А сам формат прямых эфиров без записи помогает создать эффект театра: слушатели, как зрители в зале, наблюдают за действием здесь и сейчас, ощущая себя частью происходящего.

Будущее бизнеса в Clubhouse

Формат «комнат» по интересам во многом определяет ценность Clubhouse для бизнеса. Профессиональные сообщества с помощью приложения могут проводить дискуссии, обсуждать состояние и тренды рынка, вместе работать над решением общих проблем. Да, Telegram позволяет сохранить запись эфира, но, с другой стороны, многим легче выражать свое мнение, зная, что запись не ведется. Делиться информацией можно в том числе в формате интервью, во время которого модератор-журналист общается со специалистом-спикером в прямом эфире.

В целом Clubhouse с точки зрения b2b-коммуникации можно воспринимать не столько как социальную сеть, сколько как инструмент. Можно организовать деловое мероприятие офлайн, можно провести дискуссию в Zoom или на специальной платформе для онлайн-мероприятий, а можно собрать аудиторию в Clubhouse, все зависит от конкретных задач.

Для общения с потребителями Clubhouse тоже подходит, но, возможно, не в том формате, к которому привыкли бренды. Здесь можно предложить аудитории нечто очень ценное – пропуск за кулисы. Кто не хочет узнать, как проходит работа крупного бренда, или даже услышать инсайты лично от руководителя бизнеса? Опять же, срабатывает эффект эксклюзивности: такая информация не доступна для широкой аудитории. К тому же, это дополнительная возможность наладить контакт с потребителями на более личном, человечном уровне. Бренды, заинтересованные в нишевой аудитории, также могут предложить слушателям Clubhouse полезный контент, интересных экспертов, выступить партнером «комнаты» или клуба, таким образом увеличивая лояльность потенциальных клиентов.

В общем, рано хоронить Clubhouse. Это нишевая история, но у нее определенно есть будущее, если не применять к данному каналу критерии массовости и охвата.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда