Презентация
серверов от Acer
До начала осталось:
Смотреть
{"id":2972,"title":"\u0412\u0435\u0431\u0438\u043d\u0430\u0440 \u043f\u043e \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044e \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0430 \u043e\u0442 Microsoft","url":"\/redirect?component=advertising&id=2972&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/231217&hash=2af4649e2f1fb9d084608dab3d710d3891bb2460260cc7224d84dec68fae15c3"}

Почему стартапы в России не генерят идеи для промпредприятий

Автор статьи: основатель «ЕКТА Менеджмент», советник руководителя УК технопарка «Успенский», автор телеграм-канала «Технопарки Москвы» Екатерина Наумова.

К большому сожалению, компании из традиционных промышленных отраслей редко компетентны в инновациях. Значительная доля компаний опирается на технологии и мощности, созданные еще в советские времена, это уже и морально, и физически устаревшие активы. Средний возраст мощностей в нефтепереработке составляет 19 лет, в металлургии – 17 лет, в химическом производстве – 14 лет. Помочь с обновлением отрасли могли бы стартапы. Новые технологии и идеи в крупной промышленности могут оптимизировать процессы, ускорить производство, улучшить характеристики продукции, снизить износ производственных мощностей, и так далее.

Каждая инновация – для крупных производств это потенциальная возможность сэкономить миллионы или миллиарды рублей, а то и долларов. Но сейчас коммуникации между промышленностью и стартапами находятся на крайне низком уровне. Почему так происходит?

Потому что мало кто понимает что такое инновации и зачем они нужны

Консалтинговая компания КПМГ и Агентство стратегических инициатив спросили у представителей 148 российских предприятий, зачем им нужны инновации.

  • Для 31% респондентов цель в работе с инновациями – защита текущего положения на рынке.
  • 24% прибегают к инновациям ради выполнения требований законов и регуляторов.
  • 20% повышают операционную эффективность.
  • 14% нацелены исключительно на пиар.
  • Лишь 2% опрошенных заняты инновациями с целью выпуска новых продуктов, и ищут с их помощью выходы на новые рынки.

Статистика открыто говорит о том, что большинство опрошенных компаний не представляют, зачем инновации нужны предприятиям. Ситуацию планировалось исправить при помощи «Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года» (была утверждена в декабре 2011). Она предусматривала в том числе целевую программу «увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40–50% к 2020 году». В минувшем году были подведены итоги, и выяснилось, что этот показатель не превышает и 10%. Очевидно, что представителям промышленности внедрение инноваций в производство по-прежнему не очень интересно.

Потому что инновации редко помогают выигрывать тендеры

Все мы знаем, что для крупных промышленных предприятий львиную долю контрактов составляют госзаказы. Эти контракты получают через тендеры, в условиях их обычно решающий фактор – это самая низкая цена, а вовсе не количество и особенности внедренных инноваций, некоторые из них оправдают себя экономически лишь спустя годы или десятки лет – как в случае с технологиями, снижающими износ оборудования, например. Соответственно, у предприятий мало мотивации заниматься инновациями, ведь это попросту не влияет на получение крупных контрактов.

Потому что промышленность долго принимает решения

Скорость принятия решений – это огромная проблема во взаимодействий промышленных предприятий со стартапами. Если стартапы готовы (и должны) разворачиваться буквально за 1-2 месяца, то обычному российскому предприятию нужно не менее полугода только на то, чтобы проанализировать свои потребности, согласовать внедрение инновации в производственный процесс, и запустить тендер. Это период, который стартап в ожидании заказа может попросту не пережить. Сроки затягиваются, возникают непредвиденные расходы. Отношения между сторонами резко ухудшаются, а совместный продукт в итоге в лучшем случае замораживается. В такой ситуации стартапу проще даже не ввязываться в этот процесс.

Потому что стартапам не интересна отечественная промышленность

В советский период при помощи огромного количества книг и фильмов, популяризирующих рабочие профессии, сформировался образ крупного промышленного предприятия: рабочие ребята и девчата, огромные доменные печи, пятилетка за три года. Этот образ постепенно меняется, но избавиться от него окончательно получится только спустя несколько поколений. Логично, что идейные предприниматели, молодые стартаперы скорей захотят ассоциировать себя с Кремниевой долиной, нежели с Магнитогорским Металлургическим Комбинатом. В итоге проектов, заточенных под индустриальную сферу, в разы, а то и в десятки раз меньше тех же ИТ-стартапов.

Исключение составляют те инноваторы, что изначально вышли из промышленной среды. Например, я знаю кейс стартапа «Магнитогорский завод химических реагентов». Это молодая компания из Магнитогорска, которая сначала разработала инновационные химреагенты для нужд ММК, а после продукт предложили другим предприятиям со схожей спецификой производства. Как итог – у инновационной разработки оказался достаточно большой пул заказчиков. Но, как я уже говорила, этот случай – скорее исключение из правил.

Потому что акселерационные программы работают только на узкий круг «своих»

Недавно я посетила технопарк ММК. Его резиденты – это в основном небольшие компании, создающие новые технологии для металлургии. Меня удивил тот факт, что резиденты технопарка практически не пользуются льготами и субсидиями, положенными им из бюджета. Зато они надеются на гранты самого ММК, которые комбинат готов направлять на новые технологии для производства. Это существенные суммы, которые могут помогать стартапам генерить новые идеи и проверять гипотезы. Однако, вне Магнитогорска и узкой среды о грантовой программе ММК практически никто не знает.

Акселерационные программы для крупных предприятий – уже привычная мировая практика. Однако внутри страны их мало кто ищет, интерес стартаперов привлекают скорей западные бренды. Так, в сравнении с ММК гораздо больше людей знают, что недавно компания PepsiCo при поддержке корпоративного акселератора GenerationS запустила онлайн-платформу TechLab, где представители различных подразделений PepsiCo смогут формулировать запрос на интересные решения, а профильные стартапы – предлагать свои продукты и получать (в случае успешного рассмотрения) пробные заказы. Подобный ход, проявляющийся в виде корпоративных акселераторов и хакатонов, казалось бы, не нов, но в России развивается очень медленно. А ведь он позволяет инновациям появляться вне жесткой бюрократии крупных компаний, но в тесной связи с конкретной и заявленной их потребностью, что соответствует интересам двух сторон.

Европейский опыт: проблему помогут решить технопарки

Ситуация медленно, но меняется. Промышленные стартапы начинают получать немногочисленные, но конкретные запросы от корпораций. И все же им по-прежнему не хватает институтов поддержки и условий, в которых они могли бы вырасти, без страха обанкротиться в ожидании тендера. Я проанализировала деятельность крупных немецких технопарков на примере берлинского «Адлерсхоф» и Технологического центра Дортмунда. Один из важных факторов в коммуникациях обоих технопарков – тесный контакт не только с научными кластерами, но также с крупными промышленными предприятиями и корпорациями, заинтересованными в развитии инноваций для собственных нужд.

В нашем случае реальность пока такова, что и резиденты, и управляющие компании воспринимают технопарки пока чаще всего как бизнес-центры, или промышленные площадки, где можно разместить свой бизнес. Причем продумать его надо самостоятельно, все просчитать и найти рынки сбыта. Если же технопарки соединить с профильными предприятиями, то придумывать и контролировать собственные акселерационные программы последним возможно и не надо. Я вижу развитие в том, чтобы налаживать и укреплять коммуникации между стартапами и промышленностью. Возможно, это стоит закрепить и на законодательном уровне, обязав управляющие компании технопарков заниматься построением связей между стартапами и промпредприятиями.

{ "author_name": "Екатерина Наумова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 19, "likes": 17, "favorites": 28, "is_advertisement": false, "subsite_label": "opinions", "id": 230622, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 07 Apr 2021 09:32:49 +0300", "is_special": false }
0
19 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

Интересное мнение, спасибо!
Инновации востребованы тогда, когда жизненно важны для организации (инновации или смерть) или дают необходимое преимущество в борьбе с конкурентами. Когда же конкуренция отсутствует, игра в инновации превращается в досужее развлечение.

Ответить
0

Увы, в этом вы правы. 

Ответить
4

Буду краток - политика.
Все инновации это игра в долгую. При текущей политике в стране и отсутствии законов никто в здравом уме не будет ни во что вкладываться. 

Ответить
0

Все верно, как вкладывать деньги, если завтра у тебя сырье подорожает в два раза из-за роста доллара от очередной игры дедушки в войнушку

Ответить
0

Волатильностью ещё хоть как-то можно управлять. Страшнее, что придут, отберут и посадят. В лучшем случае просто разорят, если не получится отжать. 

Ответить
3

По мне так генерят - и немало.
Знаю и про OCR проекты и про использование ИИ

Другое дело, что они  гораздо менее известны , чем B2c
Они вкладывают деньги, грубо, не в массовый PR а в участие в конференциях и прямую работу с клиентами.

Ответить
3

 Почему стартапы в России не генерят идеи для промпредприятий

Потому что "бабки, бабки, сука, бабки".

Инновации для промпредприятий - это инновации в реальный сектор, в что-то, что существует физически, реально. Придёте со своей инновацией на предприятие и там будет суровый дядя инженер, которому нельзя будет нассать в уши, а который будет вашу "инновацию" со всех сторон изучать и смотреть на реальную пользу. В общем это долго, дорого, не факт что окупится, да ещё риски и ответственность + требует наличие реальных спецов.

А вот "инновации" в НЕреальный сектор - это просто золотое дно! Напиздел с  три короба, промо-материалов в фотошопе наделал, красивый лендос, правильные слова "бизнес-акселератор", "инновации", "лидеры" и т.п. маркетинговая шиза. А если ещё есть "единомышленник" в каком-нибудь фонде, который за откат пролоббирует проектик... В общем затрат минимум, никакого дяди инженера, который с лупой будет изучать вашу "инновацию" нет, ответственности никакой, риски минимальные. И всегда можно сказать потом что "эксперимент оказался неудачным". Красота!

Ответить
0

В точку. Металлурги ещё и насадят не на какую-нибудь бутылку, а на стопор-моноблок.

Ответить
2

Хороший анализ. Плюсую! +++

Ответить
2

Почему стартапы в России не генерят идеи для Игоря Иваныча

Ответить
0

Почему стартапы в России не генерят идеи для промпредприятий

Потому что большинство т.н.  "промпредприятий" - это нефть и газ, где эти инновации никому, за редким исключением, не сдались? Если бы во главе этих организаций стояли настоящие промышленники или хотя бы бизнесмены, ситуация была бы иной. Но новой "аристократии" и отставным силовикам инновации не нужны. У них есть "земля", и они с неё кормятся.

Утрирую, конечно, но те, кто работал с подобными организациями (или в них), меня поймут

Ответить
2

Работал и работаю. Не совсем понимаю. Статья и ваш коммент больше похожи на плач Ярославны. Крупняк уже давно в открытые инновации играется. Из того что сразу вспомнил:

https://www.sibur.ru/obr/
https://innovations.severstal.com
https://rusal.ru/innovation/
https://lab.nlmk.com/ru/
https://ilim.generation-startup.ru

Ответить
1

Рад, что ваш опыт отличается от моего. Без сарказма, это всё действительно радует

Ответить
1

Интересная постановка проблемы. 

Ответить
0

правда? что вам показалось интересным в "постановке"?

Ответить
1

нельзя законодательно запретить тупить
а хотелось бы, да.

Ответить
1

Теория диффузии инноваций в действии. Не хотят люди менять привычки, зарплату же им за это не поднимут, и так все работает, так зачем стрессовать

Ответить
0

Почему так происходит? Потому что не каждому пром-гиганту это надо, инновации.
Внедрил новую технологию (вложился), получил больше прибыли - отдашь больше налогов.
А если наоборот, показываешь большие затраты - т.е. "распиливаешь" - остаешься при деньгах в своём кармане.

примерно так у нас это работает

Ответить

Комментарии

null