{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Откуда столько хейта: ошибка коммуникаций «ВкусВилл»

Давайте об ошибках в PR «ВкусВилла» поговорим? Посмотрите, что сделал бренд, и не делайте то, от чего я предостерегаю. Иначе от аудитории будут прилетать не деньги, а тумаки. И прилетать заслуженно.

Было допущено две фундаментальных ошибки в коммуникации.

Первая – бренд небрежно отнёсся к выбору целевой аудитории. ЦА это не только пол/возраст/локация, но ещё и базовые убеждения. У разных ЦА ценности могут быть противоположными, поэтому, чтобы хорошо продавать, бизнес сегодня вынужден выбирать сторону.

Хочешь работать с гомофобами – делай ролики «папа, мама, я – счастливая семья» и топи за традиционные ценности. Хочешь продавать прогрессивным – обрабатывай запрос на бодипозитив и гей-френдли повестку. Хочешь стать любимым брендом радикальных православных – заяви о божественных явлениях в отделе с молочкой и стриги купоны.

Всем сразу и одинаково много продавать не получится. Желая работать со всеми, «ВкусВилл» столкнулся с патовой ситуацией «и обосрались, и потратились».

В результате те, кто боится ЛГБТ-темы, покупать не пойдёт после ролика. Те, кто ЛГБТ поддерживает, не станет покупать после извинений. Те, кому ценности безразличны, безразличны и ролики с извинениями. Эти клиенты покупают, пока удобно, и перестают, когда появляется другой магазин возле дома.

Вторая ошибка – топ-менеджмент струсил. Трусость вызывает брезгливость, а оправдашки показывают, что сказанному нельзя доверять. Кстати, оправдашки – это нарушение границ, поэтому агрессия из-за них растёт, а не уменьшается (вопреки ожиданиям).

Если хотите, чтобы вас (или ваш бренд) уважали, никогда (никогда-никогда-никогда) не извиняйтесь за свои убеждения. За ошибки извиняться можно и нужно, за убеждения – никогда. Извиняясь за часть себя, вы падаете так низко, что конкурентам можно вообще ничего не делать. Убогие сами себя уничтожают.

И ещё. Бренд слил своих. После попыток спихнуть вину на «отдельных сотрудников» мерзость коммуникации "ВкусВилл" долгое время будет сказываться не только на продажах, но и на HR-бренде.

Работать в компанию пойдут не самые притязательные кадры, а звёзды индустрии будут за три версты обходить организацию, руководство которой не имеет стержня. Потому что никто не хочет работать со слабаками. Особенно в России, где до сих пор в чести пароксизм маскулинности.

P.S. Вот, кстати, рекламный ролик сети гипермаркетов в Германии. Откручивается прямо сейчас. И знаете, какую реакцию он вызывает у общественности? Никакой – просто очередной рекламный ролик, ничего сверхъестественного. В России за такое, наверное, расстреляли бы.

Автор: Анна Мирочник.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
bzzztomas77

на мой взгляд ошибка крайне простая - не нужно было вообще лезть в "ценности". это магазин продуктов, а не платная психиатрия.
ps. это не только вкусвил касается, ест-но. 

Ответить
Развернуть ветку
Hanna Mirochnik
Автор

Это очень интересное мнение, спасибо))) Отчасти могу согласиться. Но у них имиджевая стратегия шокинг изначально очень хорошо отработала: могли хорошо заработать.

Ответить
Развернуть ветку
bzzztomas77

о продуктах надо было думать, их качестве, ассортименте, доступности и удобстве процесса покупки. а они "шокировать гомофобов" ?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Igorevich

Включать заднию это ужастно... 
Не иметь своей позиции ещё хуже, как неваляшка качается в любую сторону.

Ответить
Развернуть ветку
Hanna Mirochnik
Автор

Да, нужно иметь смелость отвечать за свои слова

Ответить
Развернуть ветку
Igor Igorevich

Если позиция индентична с твоими убеждениями а не ради Хайпа и новой аудитории то, ответить за свои слова не составит проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Stan 1

Мне кажется - неправильный заголовок заметки. Более правильный был бы такой: "Столько хейта - блестящий успех коммуникации ВкусВилл". 

Ответить
Развернуть ветку
Hanna Mirochnik
Автор

Ну то есть "всё PR, что не некролог"? Ну и ну))

Ответить
Развернуть ветку
Stan 1

Ну так это же принцип успеха с 19 века :)

"Мне плевать, что вы обо мне говорите, но только произносите мое имя без ошибок!“ — Финеас Тейлор Барнум (годы жизни 1810 - 1891)

Ответить
Развернуть ветку
Hanna Mirochnik
Автор

так это ведь не единственный принцип) зачем искусственно себя ограничивать. Тем более, если потери налицо 

Ответить
Развернуть ветку
Damir K.

Ну как потери, раньше узнаваемость бренда была маленькая, а сейчас у всех на слуху, ЛГБТ как всегда зашла в тему, те кто обиделся также будут приходить за кефиром, так как покупать то больше и негде. Профит!

Ответить
Развернуть ветку
Damir K.

А вы не подумали, что это хорошо спланированная PR компания? А кролики как вы съели и поддерживают ее?))

Ответить
Развернуть ветку
Hanna Mirochnik
Автор

Расскажите, чем Вам этот скандальчик напомнил "хорошо спланированную PR компанию"?))

Ответить
Развернуть ветку
Damir K.

Мне он ничего не напомнил? Где вы это увидели в тексте?

Ответить
Развернуть ветку
Hanna Mirochnik
Автор

Вы ведь только что сами написали. Перечитайте свой комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
Damir K.

Я не вижу в тексте, что мне что-то напомнило, может вы хотели написать показалось?

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

"Хочешь продавать прогрессивным – обрабатывай запрос на бодипозитив и гей-френдли повестку"
Хм... То есть вы сейчас определили границу прогрессивности?

Ответить
Развернуть ветку
Hanna Mirochnik
Автор

Вам померещилось

Ответить
Развернуть ветку
russur

Мне тоже померещилось противопоставление "гомофобы - прогрессивные". Плюс ещё "боится-поддерживает", и "не самые притязательные - звёзды".

А как насчёт "нормальные - с отклонениями", не сдвигая окно Овертона?
Хочешь продавать нормальным людям - показывай в рекламе нормальных. Хочешь продавать людям с отклонениями - показывай в рекламе таких.
По мне так звучит гораздо прогрессивнее.

Но в целом идеи поста поддерживаю.

Ответить
Развернуть ветку
Hanna Mirochnik
Автор

Ну то есть гомосексуализм это с отклонениями? Вы серьёзно???

Ответить
Развернуть ветку
russur

Конечно серьёзно. Это отклонение от нормы.
Сейчас к этим отклонениям относятся терпимее, но они от этого нормой не становятся.

Ответить
Развернуть ветку
Hanna Mirochnik
Автор

Руслан, если вам не нравятся геи, просто не спите с ними.

Ответить
Развернуть ветку
russur

Не пробивайте дно чтоли. Не совершайте ту же ошибку, о которой так правильно написали.

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

Уж сколько раз твердили миру, что "окно овертона" существует только в эротических снах наших седояйцых привителей. 

Ответить
Развернуть ветку
russur

Забыли слово "влажных".

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Это цитата из вашего текста. Если это сарказм, то он не считывается. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitri Estrin

Блестящая аналитика! Указаны аспекты,  о которых спонтанно даже не подумаешь.

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда