{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Метавселенная — это когда наши ощущения подменяются миром, которого не существует в реальности» Статьи редакции

Глава VR Concept Денис Захаркин — о том, откуда появилось это понятие и почему к нему пока нельзя отнести Zoom.

Денис Захаркин

В конце октября 2021-го Марк Цукерберг переименовал компанию Facebook в Meta и рассказал о планах по развитию метавселенной. Он предложил пользователям подготовиться к появлению виртуального мира из сочетания VR, AR и MR-технологий. Свои метавселенные также хотят развивать Epic Games и Microsoft.

Что такое метавселенная

В 21-м веке сбывается всё, о чем писали фантасты в прошлом и позапрошлом веках. Все технологические решения в VR и связанных индустриях были придуманы и реализованы давно. Первые устройства виртуальной реальности появились более 50 лет назад, но только в 2020-х технология становится массовой.

Первый VR-шлем со встроенным дисплеем Headsight в 1961 году представила корпорация Philco Наука и Техника

Метавселенная — это гипотетическое множество параллельных миров, в которые погружаются, например, читатели фантастических книг. Виртуальные фоны в Zoom и других сервисах не оказывают тот же психологический эффект: мы не перестаём ощущать бегающую рядом кошку или запах цветов на подоконнике.

В новом понимании — это другая вселенная, в которую мы можем попасть через интернет. Zoom и удалённая работа — это ещё не метавселенная, потому что мы общаемся с людьми из этого мира с помощью технологий этого мира. Это, скорее, способ коммуникации, как телефон.

Мы получаем по-настоящему новый опыт, когда наши чувства и ощущения подменяются миром, которого физически не существует. Виртуальный офис может быть метавселенной, только если мы погружаемся в него и концентрируемся на людях в помещении.

Один из возможных вариантов виртуального офиса в сервисе Microsoft Meta vc.ru

Сервис «Google Карты» может быть метавселенной, потому что позволяет увидеть Землю в разных временных периодах. Доступ к таким параллельным мирам в «Картах» и аналогах у нас был давно, но без эффекта погружения, которое даёт виртуальная реальность.

«Google Карты» и Zoom — «кирпичики» в основе развития интернета: в программной и инфраструктурной составляющих. В 2021 году уровень развития технологий и этих сервисов позволяет создать метавселенную.

Зачем нужна виртуальная реальность

Это очень хороший вопрос. Мы получим ответ только когда все там окажемся — через 5-10 лет. Нужно понимать, что, помимо Facebook и Microsoft, в борьбу за рынок VR-гарнитур и будущей метавселенной уже вступили Valve, HTC и HP. Виртуальная реальность станет массовой, когда шлемы и очки заменят нам телефон с компьютером и начнут помещаться в карман.

Так, например, выглядит представленный в 2018 году HTC Vive Pro Голографика

Из-за пандемии виртуальная реальность нужна уже сейчас, а не завтра. Если в России ограничительные меры и локдаун вводят периодически, в других странах это работает совсем не так. Например, в США большинство заведений закрыты достаточно давно и не открываются до сих пор.

Здесь что метавселенная, что виртуальная реальность дают возможность жить обычной жизнью и получать новые ощущения. С помощью VR-шлема можно виртуально встретиться с друзьями, посетить другой город и выйти на улицу, не покидая дом.

В представлении Facebook мы сможем встречаться с друзьями и в дополненной реальности vc.ru

В виртуальной реальности мы можем перемещаться, брать объекты, передавать их собеседнику и жестикулировать. Мы всего лишь одним устройством, VR-шлемом, сильно расширяем наши возможности коммуникации.

Что не так с Zoom и видеосвязью

Активное использование Zoom показало, что он малоэффективен по сравнению с живыми встречами. У пользователей во время дистанционной работы нет ощущения сопричастности. VR-шлемы же позволяют видеть эмоции, находиться в одном помещении и рассматривать какие-то трёхмерные объекты.

Самое главное — в Zoom нельзя сказать «давай конкретно ты выйдешь на сцену и что-то сделаешь», а в виртуальной реальности это как раз возможно.

Человеку привычен объёмный интерфейс. Когда мы начали проводить онлайн-обучение с помощью Minecraft и других игр, заметили, что людям сложно сконцентрировать внимание на плоском мониторе. Виртуальное пространство и использование VR-шлемов эту проблему решает.

Проекты Microsoft и Meta

Представители Meta говорят, что соцсесть Facebook — это и есть метавселенная, где мы можем общаться, перемещаться между сообществами, получать контент, даже работать и учиться.

Meta и Microsoft хотят объединить все сервисы в единую платформу — создать операционную систему для виртуальной реальности. Через неё можно попасть в «комнату», из которой отправиться в магазин, кинотеатр, офис или даже компьютерную игру.

О совместном отдыхе и работе в VR Facebook рассказала на презентации Connect GizChina.it

В будущем компании планируют создать глобальную метавселенную, где люди смогут общаться так, как они привыкли в реальном мире и виртуальном Facebook. Собственно, об этом и был фильм «Первому игроку приготовиться».

ИТ-гигантам нужно больше трафика, а виртуальная реальность и развитый интернет их в этом «подстёгивает», предоставляет больше возможностей для привлечения. После пузырей доткома и других компании хотят повысить капитализацию суперкомпьютеров, серверов и интернета.

Проблемы метавселенной

Работа с виртуальной, дополненной и смешанной реальностями в будущем будет становиться проще. За последние три года вес VR-шлема уменьшился раза в два. В 2021 году многие компании представили прототипы шлема виртуальной реальности именно такого формата.

Например, последние очки HTC Vive Flow со складывающимися дужками. Они весят 200-300 грамм, но в будущем такие устройства станут легче. Уже есть прототипы контактных линз с аналогичной VR-шлемам функциональностью. Здесь вопрос в том, насколько люди увлекутся виртуальной реальностью.

Так выглядит VR-гарнитура HTC Vive Flow 3DNews

Может возникнуть страх оказаться в цифровой коме и жить только в компьютерной вселенной, как в «Матрице». Это присуще людям — бояться чего-то нового и преувеличивать. Человек, конечно, бывает склонен к уходу от реального мира, но чаще всего он выбирает всё-таки свободу — жизнь и ощущение себя в реальности.

Связанные с VR технологии и метавселенная навряд ли заставят человечество полностью переместиться в виртуальное пространство, по крайней мере в ближайшие 100-200 лет. Это станет возможно только тогда, когда мир в компьютере станет более реальным, чем настоящий.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Будущее уже тут. Oculus производят по миллиону Quest 2 в квартал.

Лёгкое носимое устройство с режимом распознавания рук.

А платформа Oculus и есть мета вселенная, где можно играть и работать с друзьями на фейсбук, общаться, менять свои аватары и создавать миры 🤟

Более 50% VR аудитории - обладатели очков Oculus.

Виртуальная реальность давно уже не требует ПК, конечно есть и аналоги, типо hp и др..
Нужны ведь экспонаты для музеев))

Ответить
Развернуть ветку
Д Хб

Держи салфетку, молодец.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кудрявцев

На полном серъёзе тоже участвую в создании метавселенной и слиянии цифрового и физического мира. Мой проект позволяет увидеть оцифрованные предметы искусства и не только в AR и VR будто вживую. Это не заменитель реального, но намного дешевле, быстрее и реальнее особенно сейчас в условиях Covid19. Для кого-то это возможно вообще единственный способ посмотреть ту или иную мировую реликвию. Кому интересно, идея и видео-демонстрация в моём FB https://www.facebook.com/dmitry.kudryavtsev.10/posts/2607091369434756.

Ответить
Развернуть ветку
RK

ЕЕЕЙ, как же я рад что живу в диджитал ультра развивающемся веку.
Скоро можно будит примерять на себя всякие аватары, меня внешность, голос и тд. Прям мечта анонима.
Единственное что вся эта виртуал-вселенная будет мало чего производить кроме эмоций и впечатлений. Все же свзяка с реальным миром (а это уже AR) принесет больше пользы.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Конечно, в Oculus quest поэтому такой режим тоже) главное не сотовые, потомки пейджера))

https://twitter.com/Oculus_Dev/status/1418640708395692033?t=4kObrx-cMWfyGr-C5NXy_g&s=09

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Kotov

А может Денис Захаркин все-таки расскажет откуда появилось это понятие? А то в подзаголовке написали, а в тексте забыли…

Ответить
Развернуть ветку
Илья Склюев
Автор

Тут возможно не совсем аккуратно мысль подали. Суть была в том, что метавселенная, также известная как мультивселенная, это понятие о гипотетическом множестве параллельных миров. Его использовали всяческие философы и физики и для описания воображаемых миров из игр и книг, а теперь применяют, говоря о мире из сочетания VR, AR или MR.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Kotov

«Метавселенная» как понятие и как словосочетание появилось в определенной книжке вполне себе определенного автора, странно в статье с такой подводкой об этом умолчать.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Zakharkin

👍

Ответить
Развернуть ветку
Мдидслсл Шишпшпшпщ

План конечно хорошо но стоит ли труда вкладываться?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Это в первую очередь удобно. Не просто приложения, а платформы для взаимодействия. В нынешнее время особенно актуально.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Kotov

.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда