«Место McDonald's никто не займёт»: основатель «Теремка» объяснил, что закрытие ресторанов не поможет местному бизнесу Статьи редакции

Для развития аналогичной сети в России «нет технологий и достаточной поддержки правительства».

Основатель «Теремка» Михаил Гончаров в своём Telegram-канале написал, что сеть как McDonald's невозможно создать даже за 2-3 года, потому что «всё это появляется за счёт десятилетий тяжелого труда сотен тысяч руководителей, маркетологов и инженеров» и стимулирующих развитие мер правительства, с которыми он «не столкнулся ни разу за 32 года».

Пишу жёстко, но честно. За последнюю неделю в СМИ и соцсетях много раз упоминали и «Теремок» и моё имя в связи с уходом McDonald's из России. Кто-то даже писал, что сбылась, якобы, моя мечта. Конечно же такой мечты никогда у меня не было. Я говорил лишь о том, что конкуренция должна быть справедливая. Когда годами McDonald's получал преференции перед российскими компаниями, будучи и так могущественной компанией и мировым лидером, мне это, конечно же, не нравилось, и я об этом открыто говорил. Люди, которые не смогли понять такой примитивной мысли, решили, что я борюсь с McDonald's и хочу его ухода или даже закрытия. Тем, кто не знает об этих преференциях для «Мака», и считает что я вру — доказывать ничего не буду, не всё можно говорить даже сейчас.

Место McDonald's в России конечно же никто не займет, так как аналогичного по сложности и системе бизнеса в России ни у кого сейчас просто нет. Не займет еще и по той простой причине, что средний чек и цена блюд в «Маке» всегда были экстремально низкие. Но тут важно пояснить две вещи:

1. McDonald's изначально спроектирован технологически как бизнес для работы по экстремально низким ценам, это своего рода дискаунтер. Вы же не ждете цен на продукты в «Азбуке Вкуса» таких же, как в «Магните»? Заметьте, что McDonald's именно спроектирован и именно технологически. Это не ситуация умных и не жадных руководителей, как пытаются представить «эксперты».

2. «Теремок» и другие представители российского бизнеса не создавались как конкуренты McDonald's, просто потому что мы ТАК как они делать не умеем. Ни технологически, ни с точки зрения менеджмента и маркетинга. Можно нас за это ругать, но давайте тогда уже ругать и наших ученых за то, что они не лауреаты Нобелевских премий, и наших инженеров, за что, что они не создали iPhone в России и за многое другое. Особенно впечатлительным, чтобы не мучиться от нашей отсталости, предлагаю сразу головой об стену биться. Только невежды считают, что всё это можно вот так сесть и создать за 2-3 месяца или за 2-3 года. И еще большие невежды считают, что если НЕ ЖАДНИЧАТЬ и не воровать, то и цены в «Теремке» будут низкие и айфоны в стране появятся.

Я вас разочарую — всё это появляется за счет десятилетий тяжелого труда сотен тысяч руководителей, маркетологов и инженеров, да еще и с помощью стимулирующих развитие (!) мер правительства. Пока у нас этих мер нет от слова вообще. Даже наоборот — те меры и режимы работы, что есть, стимулируют деградацию и загнивание любого крупного бизнеса. За все 32 года в бизнесе я не видел НИ ЕДИНОЙ попытки нашего государства помочь и стимулировать развитие бизнеса. Возможно в других отраслях это и было, но за 32 года я с такими мерами не столкнулся. Уж извините, пишу как есть.

Нас спрашивают — будем ли мы занимать место «Макдоналдса»? Ответ простой — мы давно ждем мер поддержки, отмены НДС для компаний с оборотом свыше 2 млрд рублей, снижения налога ЕСН до 15-20% для компаний с оборотом свыше 2 млрд рублей, поддержки в продлении кредитов и получении инвестиционных денег для развития. Ведь вы же не думаете всерьез, что можно взять кредит под 25% годовых, вложить миллиарды рублей в развитие, платить НДС 20% и ЕСН 30% и быть прибыльным? Ведь это стыд и позор, что приходя в ведущий банк страны на 23-ий год работы компании, открыв 300+ ресторанов и дав работу 4 500 сотрудникам, мы не можем получить кредит даже под 20% годовых. О каком развитии можно говорить?

Михаил Гончаров, основатель сети «Теремок»
Дополнено 16 марта. Михаил Гончаров написал, что начались предметные консультации на уровне правительства России и Москвы. «Будем развивать отечественные сети быстрого питания», — добавил он.
0
568 комментариев
Написать комментарий...
Наталия Туйгунова

В чем прав автор? В том, что Мак - это не просто щелчок пальцами и дешевые бургеры. Мак - это КУЛЬТУРНЫЙ КОД. Да, он не наш, но на нем воспитались в России уже несколько поколений людей.

И что бы эти люди пошли в условную блинную или вареничную, нужно сделать из них такой же культурный код. А это огромная работа маркетологов, аналитиков, пиарщиков, проверка гипотез. И начинать влюблять в такой бренд надо с малых ногтей - у Мака был "Хеппи мил" - посмотрите, он с детства приучает человека к себе. То есть надо быть готовым к тому, что признание придет даже не через 2-3 года, а лет через 5-8-10.

Есть ли в России бренд общепита, который можно было бы назвать культурным кодом? Дайте-ка подумать...

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов

я не очень понимаю ваш восторг от этого "культурного кода". Нет, с точки зрения маркетинга это прекрасно, но мне как потребителю нафиг не надо чтобы меня с детства приучали к какому-то бренду как собачку Павлова

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Туйгунова

это не восторг, а констатация факта. Очень многое из того, что мы "выбираем" построено на этих самых культурных кодах. Это не хорошо, и не плохо. Просто так есть. Одни бренды прививают нам с детства "чувство свободы", другие "чувство праздника", третьи "чувство, что я забочусь о здоровье".

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов
Это не хорошо, и не плохо

это плохо. Разумному человеку лучше сопротивляться манипуляциям. Тогда он сможет делать то что нужно именно ему, а не ребятам-манипуляторам

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Туйгунова

ок, я соглашусь с вами, приведите примеры, пожалуйста, примеры, когда вы выбрали что-то сами, без угоды "ребятам-манипуляторам"

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов

я так понял какую бы покупку я не привёл в пример вы скажете что продавец в любом случае что-то делал чтобы её продать и именно на это я и повёлся

ну вот нет. Я покупаю какие-то сигареты не потому что у них реклама хорошая, потому что перепробовал кучу других и понравились именно эти. Плюс выбирать можно по отзывам-рейтингам. Не только маркетинг влияет на мой выбор

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Ага! Курите! Вы жертва рекламы сигарет.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанофф

так мы все жертвы брендов в той или иной степени

Ответить
Развернуть ветку
565 комментариев
Раскрывать всегда