{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Карма, пиар и тёплые чувства — ещё не все причины благотворительности

Спросили малых предпринимателей о том, зачем они жертвуют в пользу других. Поспорить с ними (или согласиться) можно в комментариях.

Агентство онлайн-исследований Tiburon Research в 2022 году обнаружило, что 58% опрошенных россиян не доверяют некоммерческим организациям. А как к ним относится бизнес, особенно малый?

Мы спросили предпринимателей, зачем они отдают часть заработка фондам и какую выгоду от этого получают.

Василий Овчинников
Владелец российского магазина INNORTO
  • Чем занимается компания: производит и продаёт ортопедические стельки, супинаторы и подушечки для обуви, фиксаторы для суставов. На рынке два года.

  • Кому и как помогает: отчисляет 1% от оборота в пользу «Фонда борьбы с лейкемией».
  • Мотивация: «Когда у человека закрыты базовые потребности, то появляются новые — помогать другим. Это естественный этап развития».

Я занимаюсь спортивным ориентированием на местности, темой здоровья всегда интересовался. Поэтому и бизнес такой начал.

Благотворительность для меня — непростой вопрос. Оказалось, грустное это дело — фонды проверять. Например, я сталкивался с тем, что некоторые клиники завышают цены на реабилитацию детей. А когда хотел пожертвовать в фонд, который борется с травлей в школах, заметил в их отчётности, что только на ведение бухгалтерии они тратят 90 тысяч рублей. Хотя это очень маленький фонд, их там буквально три человека было. Для сравнения: я в то время на бухгалтерию тратил 7 тысяч в месяц. Спросил, зачем им столько, но мне просто не ответили.

Когда я вышел на Ozon, сразу стал изучать способы выделиться среди конкурентов и обнаружил нерядовую опцию: можно получить метку «Ozon Забота» на товары, которые участвуют в благотворительной программе маркетплейса. Мне это откликнулось, подал заявку. На странице программы маркетплейс разместил 15 фондов, заранее проверенных. Я перепроверять их не стал, просто посоветовался с сотрудниками, какой выбрать. Решили жертвовать в пользу «Фонда борьбы с лейкемией», потому что это страшная болезнь.

Мы отдаём 1% от ежемесячного оборота, или примерно 5% от прибыли.

Представьте, что вы отдаёте 5% от зарплаты: можете назвать эту сумму ощутимой? Она не огромная, но и не ноль. Компании, да и просто состоятельные люди вполне могут сделать благотворительность привычкой.

Покерный игрок Feruell как-то сказал, что ему заработать деньги легче, чем потратить их с удовольствием. Для меня эта фраза — как раз про отношение к благотворительности.

За участие маркетплейс прислал нам красивую картину. Сотрудников она подбодрила, да и кандидаты её рассматривают, когда на собеседование приходят. Тоже эффект для компании, хоть и косвенный.

Валерия Трифонова в рамках проекта Ozon Ballon

В России подход к благотворительности строится вокруг эмоций или случайных денег: когда, например, футболисты, хоккеисты или большая компания отправляют крупную сумму денег единоразово. А тут, на мой взгляд, важна система.

Мне хотелось бы, чтобы фонд, который мы поддерживаем, написал письмо или позвонил. Понимаю, что у них хватает проблем, но хочется, чтобы они с нами тоже отношения выстраивали. Фонды будут получать больше постоянных платежей, если начнут плотнее работать с предпринимателями. Например, организовывать ежегодные встречи, чтобы рассказать, что фонд сделал за год, кому помог. Жертвователи тоже могли бы познакомиться, вместе проникнуться чувством, что делают важное дело, — может, помогали бы ещё охотнее.

Благотворительные фонды работают за счёт пожертвований, при этом они, как правило, не могут предсказать, когда и сколько получат средств. А без понимания бюджета сложно планировать работу. Поэтому в программе «Ozon Забота» наши партнёры — селлеры маркетплейса — подписывают договор с фондом и отчисляют ему пожертвования на протяжении указанного в документе срока. При таком подходе селлеры уверены, что помогают проверенной организации, а фонды, в свою очередь, могут рассчитывать на регулярные денежные поступления. Так бизнес делает добрые дела осознаннее, а благотворительность в целом становится устойчивее.

Елена Чернина, руководитель социальных проектов Ozon
Михаил Гумилёв
Соучредитель Petgeek
  • Чем занимается компания: продаёт товары для животных (миски, интерактивные игрушки) на маркетплейсах, на рынке два года.
  • Кому и как помогает: отчисляет 1% с продажи избранных товаров в пользу фонда помощи животным «Буду рядом».
  • Мотивация: «Мы просто любим животных».

У нас небольшой семейный бизнес, занимаемся им вместе с женой Кариной. Она работала ветеринарным врачом, так что успела насмотреться на несчастных животных и давно старается им помогать. К добрым делам приобщила и меня: помогаем и финансово, и делом — например, пристраиваем кошек и собак.

Фонды мы выбираем интуитивно.

В 2022 году Ozon предложил нам поучаствовать в благотворительной программе «Ozon Забота». Из предложенного списка мы выбрали фонд помощи бездомным животным «Буду рядом». Сперва мы съездили к ним, поиграли с собачками — увидели, как сотрудники заботятся о животных. Нам важно было увидеть, как там всё устроено, и после сомнений не осталось.

1% с продаж — сумма, которая в масштабах бизнеса не сильно заметна. Переводы уходят автоматически, отслеживать их можно через кабинет продавца. Это удобно.

Мы смотрим на это скорее как на способ привлечь людей к благотворительности, чем на стимулятор продаж.

Свою помощь напоказ не выставляем, но в нашем магазине на Ozon товары, которые участвуют в акции, отмечены специальной меткой. Так покупатели узнают, что часть денег с продажи пойдёт в фонд помощи животным.

Кристина Осадчая
Руководитель отдела PR в Vertcomm
  • Чем занимается компания: разрабатывает и производит мерч, на рынке 16 лет.
  • Кому и как помогает: жертвует вещи фондам, делает для них мерч.
  • Мотивация: «Работа с фондами может быть полезна и для бизнеса».

Когда мы разрабатываем концепцию мерча, то учитываем бизнес-задачи клиента: придумываем, как компания может заявить о себе с его помощью или вокруг какой идеи можно объединить сотрудников. Тот же подход используем, когда помогаем фондам.

В год у нас — 2–3 совместных проекта с фондами. Деньги на них мы выделяем из своего маркетингового бюджета, когда ставим задачи на квартал. Благотворительный тираж составляет примерно 30–40% от стандартного коммерческого заказа.

Мы отдаём фондам вещи, которые остались на наших складах, или бесплатно делаем для них мерч. В первом случае фонды пишут нам о том, чего им не хватает, а мы, разобрав склады, смотрим, что есть в наличии: неиспользованные футболки, посуда, канцтовары, тестовые экземпляры. Обычно отдаём это всё в «Лавку радостей» (она распределяет вещи нуждающимся). Неликвид сдаём для переработки «Второму дыханию».

Во втором случае — бесплатно выпускаем партии мерча для благотворительных организаций. Несколько раз делали коллаборации с «Синдромом любви» (помогают людям с синдромом Дауна), последнюю — на Новый год. Это были блокноты и ручки с иллюстрациями и фразами подопечных фонда, сотрудники дарили их своим партнёрам. А на десятилетие «Лавки радостей» мы выпустили по 50 футболок и шоперов, 100 наборов стикеров. Средства с продажи пошли в пользу фонда. Теперь планируем сделать кепки для волонтёров, на которых будет и логотип нашей компании в том числе — такое вот взаимовыгодное сотрудничество.

Работа с фондами — это, может, и не лидогенерация, но для бизнеса всё равно полезно. Она воодушевляет сотрудников, наращивает аудиторию в соцсетях, отражает позитивный имидж компании.

Важный показатель — когда к нам возвращаются. Например, сначала мы помогли с мерчем «Синдрому любви», а спустя некоторое время фонд обратился к нам с заказом — им понравилось с нами работать.

Обычно все благотворительные проекты курирует наш отдел PR. Выбираем организации, чьи ценности созвучны нашим, — например, которые тоже говорят о значимости заботы друг о друге, стремятся строить комьюнити и ищут способы сближать людей. Обращаем внимание на то, как с нами коммуницируют, смотрим, действительно ли у фонда есть потребность, которую мы можем помочь закрыть. Нам хочется посетить фонд лично, познакомиться с людьми, понять, как и что они делают. Возможно, поэтому у нас негативного опыта с благотворительностью не было.

Анастасия Агапова
Руководитель проекта «Живи200»
  • Чем занимается компания: продаёт пророщенные ростки пшеницы, на рынке десять лет.
  • Кому и как помогает: отчисляет по 100 рублей с каждой проданной банки в пользу благотворительных фондов. Открыла филиал фонда «Пища жизни» в Волгограде, который кормит нуждающихся.
  • Мотивация: «Помогать — кармически правильно. А ещё здорово дарить другим надежду на лучшее».

Бизнес у нас семейный, его начал мой папа Дмитрий Агапов. Он увлекается астрологией и нумерологией, духовными практиками. Уже много лет он верит, что нужно помогать другим людям, потому что это полезно для развития мира. Я поддерживаю его позицию.

Несколько лет назад мы поняли, что можем помогать системно: заключать договоры с фондами и регулярно перечислять деньги. Для нас это важно.

Постоянные платежи позволяют фондам оставаться на плаву и планировать крупные расходы.

С «Движением вверх» (помогают детям с инвалидностью) сотрудничаем по благотворительной программе «Ozon Забота»: 100 рублей с каждой проданной на маркетплейсе банки отправляется фонду. У нас на странице магазина есть специальная метка, что мы занимаемся благотворительностью, а фонды разместили информацию на своих ресурсах о том, что мы их поддерживаем.

Ещё в прошлом году отец открыл в Волгограде представительство международного проекта «Пища жизни», который кормит нуждающихся. Для них мы собираем деньги и продукты, договариваемся с площадками, где можем устроить раздачу горячей еды, ищем волонтёров. Сам проект зародился в Индии, а сейчас работает в 65 странах.

Благотворительность — это отношение к миру. Помощь не обязательно привязывать к специфике бизнеса. Для меня важна вера в то, что люди, которым ты помог, получат надежду. А ещё, думаю, здорово, если кто-то увидит наш пример и тоже захочет помогать другим.

А вы верите в карму?
Да
Точно нет — я материалист
В мире всё возможно
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
Дина Нуркаева
Директор по маркетингу IXcellerate
  • Чем занимается компания: предоставляет ИТ-компаниям и банкам серверы в дата-центрах для хранения и обработки данных, на рынке больше десяти лет.
  • Кому и как помогает: оплачивает обучение детям из малообеспеченных семей и студентам; покупает продукцию фондов.
  • Мотивация: «Благотворительность сплачивает команду. А ещё партнёры видят, что мы вкладываем деньги в добрые дела».

Мы немаленькая компания: в штате 150+ человек. Активно заниматься благотворительностью начали несколько лет назад. В основном помогаем получать образование.

Мы сотрудничаем с фондом «Созидание», у которого есть стипендиальная программа «Пять с плюсом». Устроена она так: дети из малообеспеченных семей — из разных российских регионов — отправляют в фонд заявки. В них они пишут, чему хотят научиться, почему именно этому и что для этого им нужно. А мы вместе с фондом выбираем тех, кому сможем помочь. Это всегда адресная помощь. Например, мальчик из села Нижние Моркваши в Татарстане написал, что хочет изучать ИТ, потому что эти знания помогут ему изменить мир в лучшую сторону, но для учёбы ему нужен планшет, — мы проспонсировали эту покупку. Позже мальчик написал нам, что во время пандемии поступил в «Яндекс Лицей» по курсу программирования на Python. А ребёнку из Калмыкии, который мечтал стать океанологом, мы оплатили тихоокеанский лагерь под Владивостоком.

Также мы сотрудничаем с бизнес-школами и университетами, в которых изучают новые сервисы и цифровую экономику: проводим экскурсии, лекции, встречи с учениками.

Когда делаем подарки партнёрам, тоже обращаемся к благотворительным организациям. Например, в прошлом году заказали сладости у проекта «Малый Турыш», где благодаря производству мёда, варенья и травяных чаёв жители превратили умирающую деревню в место с развитой инфраструктурой. А упаковали подарок в шоперы, сшитые слабовидящими людьми в «Артели Блаженных». Выбираем в зависимости от историй, которые стоят за проектами, — чтобы они откликались нам. Да и здорово будет, если компании, которым мы эти подарки дарим, тоже станут благотворителями.

Мотивации у нас две: у нас есть возможность помогать другим, и мы ею пользуемся; а ещё хотим, чтобы сотрудники чувствовали сопричастность к добрым делам, это объединяет команду. Но есть и имиджевый эффект: фонды про нас в своих соцсетях рассказывают, а партнёры понимают, что мы вкладываем деньги не только в свою компанию.

А вы жертвуете в пользу благотворительных фондов? Расскажите про свой опыт в комментариях.

Если тоже хочется стать благотворителем, но непонятно как, — можно начать помогать с программой «Ozon Забота». Так предприниматель сможет донатить системно, в том числе небольшими суммами. Достаточно выбрать организацию, которой хочется помогать, и настроить платёж в фонд, проверенный Ozon

0
104 комментария
Написать комментарий...
Роман Босиков

А можно ваш нетоксичный маркетплейс наконец-то ответит на вопросы по заказу №02847140-0070? В частности, нормально ли брать деньги за два товара, а привезти один и считать что всё ок?

Ответить
Развернуть ветку
Ozon
Автор

Роман, здравствуйте. Простите, что доставили не все товары. Конечно, для нас такое не норма. Насколько видим, коллеги помогли вам довольно оперативно, за пару часов провели детальную проверку на складе, разобрали ситуацию, чтобы исключить её повторение и отправили деньги на вашу карту.
Срок зачисления зависит от банка, но обычно не занимает более 1-3 дней. Увидеть начисление можете во вкладке "Баланс средств".

Ответить
Развернуть ветку
101 комментарий
Раскрывать всегда