(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(91589263, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(91589263, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://t.me/+4uNLbN07_ocwYjcy', text: 'Интервью, кейсы и анализ диджитал-рынка', button: 'Посмотреть', color: '#FFFFFF', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Что такое дизайн в цифровой среде и как оценивать дизайн-агентства

Рассказываем про результаты работы экспертной группы рейтинга «Дизайн для цифровой среды» и его методику: что такое дизайн, как определить специализацию агентства на дизайне и как оценивать такие компании.

Эксперты

В 2023 году мы привлекли к работе не только представителей агентств, а ещё заказчиков и независимых специалистов. Чтобы сбалансировать, так сказать, и услышать всех — прямо заинтересованных и просто переживающих за дизайн.

Всем огромное спасибо. Было видно, насколько это важно каждому.

Представители заказчиков

Тимур Расулов
Дизайн-директор BetBoom
Евгений Безрук
Руководитель отдела рекламных коммуникаций ДИКСИ

Мы постарались сделать методику максимально понятной для участников, а рейтинг — удобным для заказчиков. Немало времени ушло на обсуждение подхода, чтобы небольшие агентства смогли конкурировать с лидерами рынка. Большое внимание уделили тому, чтобы агентства смогли подтвердить квалификацию в конкретной отрасли. Уверен, что наш рейтинг станет удобным инструментом поиска подрядчика, а для самих агентств он будет показателем работы, которым можно гордиться. Я был удивлён, насколько крутые специалисты есть на нашем рынке. Люди по-настоящему переживают за результат и честность оценки.

Анна Иоспа
Экс пиар-директор СДЭК, ТОП-100 директоров по общественным и корпоративным связям 2022

Очень круто, что в группе были эксперты с разных сторон. У каждого свой опыт и видение. Методика получается 360°. П.С. Даже никто не поссорился :)

Независимые эксперты

Максим Десятых
Основатель Duo Sapiens, эксперт по дизайну. Ранее: сооснователь и креативный директор red_mad_robot, дизайнер и арт-директор в Depot WPF и Дизайн Депо
Павел Колодяжный
Независимый дизайнер и дизайн-директор, pavel.live. Ранее: руководитель продуктового дизайна Альфа-Банка, 12 лет управления своим дизайн-бюро «make», арт-директор в RedKeds
Дмитрий Марисон
Независимый дизайн-директор, наставник. Ранее: Дизайн-директор в red_mad_robot и Pinkman. Клиенты: Яндекс, Сбер, Газпром, ВТБ, Альфастрахование, МТС, ВК

Представители агентств

Миша Пименова
CEO Mish Product Lab. Клиенты: Газпромнефть, PanClub, Московская Биржа, NRJ, Kaspersky, РЕХАУ

Дизайн — это по любви.

Дарья Егорова
Дизайн-директор Mish Product Lab. Клиенты: МТС, ТМК, Сбер, НЛМК

Никогда не сдавайтесь, идите к своей цели! А если будет сложно — сдавайтесь.

Оксана Макарова
Руководитель отдела коммуникационного дизайна Mish Product Lab. Клиенты: МТС, ВК, Яндекс, Альфа-Банк

Нууу, шо-нибудь придумкаем

Влад Савин
Вольный художник, известный по работе в дизайн-студии MAX и KOTELOV. Клиенты: S7 Airlines, Microsoft, Буше, SchneiderElectric, Винлаб, Ароматный мир

Туник мне сказал: «Давай, делов на 20 минут…». Прошло 10 месяцев…

Виктория Рындина
Сооснователь студии B2B-дизайна VisualMethod. Клиенты: Татнефть, Naumen, Астра, Почта России, SFI, MD Medical, Полюс

Несмотря на большой опыт и доверие крупных клиентов, я понимаю, сколько нам ещё предстоит работать, чтобы занять высокое место в этом рейтинге. Методика учитывает клиентскую логику выбора подрядчика: контракты, победы в конкурсах, попадание в нишу. Мне такой подход кажется объективным. Агентство должно соответствовать интересам клиента, а параметры — быть планом развития для агентств.

У меня был опыт подготовки компаний для побед в конкурсах и опыт участия в жюри. Каждый раз думала о критериях оценки. Теперь, понимая логику разработки критериев, могу ответить на главный вопрос, который волнует всех участников — про объективность. Рейтинг основан на экспертизе участников рынка, а она, конечно, субъективна. Но! Когда полученный от участников фактаж раскладывается по направлениям, валидируется стандартами отрасли, моделируются ситуации и всё это проверяется видением клиентов, то получается объективная модель. Во всяком случае в рейтинге РР».

Макс Фёдоров
Сооснователь и PR-директор брендингового агентства ENDY. Клиенты: Х5 Retail Group, Positive Technologies, OZON, Kellogg’s, Банк Санкт-Петербург, Агро-Альянс

PR — это искусство профессионально дружить. Собственно, этим мы все тут и занимаемся.

Никита Заславский
Исполнительный директор Магвай. Клиенты: Omron, Medtronic, Газпром, Клиника Фомина, Деловые Линии, Epson, КСК ГРУПП

Я горжусь нашей индустрией, ведь это не просто люди, а профессионалы, которым не всё равно. Столько топовых экспертов приняли участие в обсуждении и формировании методики рейтинга! Я рад быть частью этого»

Наталья Устименко
Управляющий партнёр JetStyle. Клиенты: Yandex, Ozon, Ural Airlines, Servier, Sanofi, Haier, Дом.ру

По-моему это самый здоровый подход к составлению рейтинга — собрать представителей агентств, заказчиков, инфраструктурных игроков и заставить договориться о терминах, методике и критериях попадания в рейтинг. Всё это через кучу созвонов, общих документов, обсуждение в чате и даже индивидуальные интервью. Оно того стоило. Уверена, что сейчас заказчику, смотрящему в рейтинг, будет легко найти себе подходящего партнёра.

Евгений Кровяков
Директор Pitcher. Клиенты: Русгидро, Самарагорэнергосбыт, Красноярскэнергосбыт, Torex, Knauf, Fujida
Максим Павлов
Креативный директор и партнёр агентства Notamedia. Клиенты: Роскосмос, AURUS, СИБУР, НЛМК, Capital Group, ВДНХ, Jaguar/Land Rover
Александр Ковальский
Дизайн-директор CreativePeople. Клиенты: Билайн, МТС, Башня Федерация, Альфа-Банк, Эльдорадо, Canon

Что такое дизайн для цифровой среды, и почему мы начали с определений

Вы знаете, что такое дизайн? Попробуйте дать своё определение перед тем, как читать дальше.

Есть такое когнитивное искажение: если слово используется долго и часто, людям кажется, что все понимают его одинаково, и у него простое и непротиворечивое определение.

Мы тоже так думали, когда начали работу. На первых двух совещаниях выяснилось, что буквально все эксперты дают разные определения дизайну. Настолько разные, что было жарко.

В дискуссиях было два главных противоречия:

  1. Визуал против идеи. Многие не готовы называть картинки дизайном.
  2. Дизайн интерфейсов против дизайна в целом. Дескать, где брендинг, там и дизайн интерьеров, бумажных книг и одежды.

Именно тогда, кстати, нам пришла идея Неочпопа — проекта, где специалисты дают короткие определения «очевидным» понятиям. Первый выпуск сняли именно про дизайн (всего их одиннадцать).

Стало понятно, что нужно договариваться до упора, иначе ни к чему не придём.

Если упростить, есть две точки зрения на то, что такое дизайн:

  1. Популярное: это картинка, то есть то, как объект выглядит.
  2. Глубокое: то, как объект устроен, работает, воспринимается и взаимодействует с человеком.

Сторонники второй точки зрения считают, что просто иллюстрация или 3D-моделька дизайном не являются.

Тут уместно привести слова одного из наших экспертов, Павла Колодяжного:

Кажется, самым сложным вопросом для экспертов рейтинга стало определение термина «дизайн».

Для англоговорящего человека проблемы не существует. Слово design переводится как глаголы «проектировать», «чертить», «задумывать», «конструировать», а также как «проект», «план», «рисунок». А производная деятельность — конструирование, проектирование. Совокупность того, как нечто выглядит и работает.

Но в русскоговорящей среде возникло разделение. По какой-то исторической причине «конструирование и проектирование» сохранили свои термины за инженерами. А слово «дизайн» в широком кругу используется как «оформление», «декорирование», «внешний вид».

Одно слово. Множество значений. Профессионалы индустрии используют термин в его англоязычном понимании, а в головах широкой публики, в том числе многих клиентов, понимание другое.

Без чёткой рамки, что мы называем дизайном, невозможно выводить критерии рейтинга.

Что-то похожее говорит Максим Павлов, креативный директор Notamedia:

Диджитал–дизайн — это не просто создание красивых картинок и сайтов. Это способ передачи идеи, донесения информации, создания пользовательского опыта и решения проблем и задач бизнеса. Профессиональный диджитал-дизайн объединяет эстетику, функциональность и понимание пользовательских потребностей. В целом это комбинация искусства, науки и технологий, которая имеет огромный потенциал для создания превосходных продуктов и улучшения пользовательского опыта в любой сфере бизнеса.

Понятная точка зрения, но нам нужно исходить из «объективной реальности, данной нам в ощущениях» и целей рейтинга — помочь заказчику подобрать подходящего подрядчика.

Заказчики часто ищут агентство, которое будет что-то «рисовать» — рекламные баннеры, фирменную продукцию, иллюстрации, картинки в соцсети и т.д. И многие агентства эти услуги оказывают, даже если пишут, что они «продуктовые», у них «исследования, UX» и так далее. Это не значит, что они тупо рисуют, не включая голову, но задача у них именно такая — что-то нарисовать.

Чтобы отличить дизайн как услугу от просто рисования, нужно ввести важное ограничение: дизайнер должен решить задачу заказчика.

И ещё важный момент — наша специализация. Мы пока не готовы выходить за пределы диджитала — например, в архитектуру, дизайн интерьеров или книг.

В итоге мы пришли к тому, что делаем рейтинг компаний с экспертизой в дизайне для цифровой среды, и дали ему следующее определение:

Дизайн для цифровой среды — это решение задачи заказчика через создание формы [визуализация объекта, интерфейса, коммуникации] и описание логики его [решения] работы для цифрового носителя [компьютера, телефона, телевизора, терминала и т.п.].

Услуга может — а многие считают, что должна, — включать анализ, исследование и проектирование, но без визуализации мы не готовы называть результат работы агентства дизайном.

Например, вот это в нашем понимании ещё не дизайн:

Это идея, прототип.

А вот та самая визуализация, после которой мы говорим, что создан дизайн:

В рейтинге мы будем учитывать только проекты, где есть визуализация.

Кого мы решили пустить в рейтинг и почему

Мы решили пустить в рейтинги только агентства, специализирующиеся на дизайне.

Критерии специализации:

  1. Дизайн является одной из основных услуг в загруженных проектах. Определяться это будет через долю показателя «выручка за дизайн» от общего показателя «выручка». Она должна быть ≥20% в основном срезе и ≥10% в дополнительных срезах.
  2. У агентства ≥10 заказчиков за последние 3 года (6 за два года, если агентству всего два года) и минимум 3 заказчика за последний год, соответствующих следующему требованию: продолжительность оказания дизайн-услуг должна занимать в заказчике не меньше 25% всего времени работы с ним.

Почему так? В разных рейтингах 2023 года есть компании, у которых показатель доли находится на уровне 1% или меньше. Очевидно, что для них услуги, которые мы учитываем в рейтинге, дополнительные. Нелогично советовать заказчикам компании, которые делают дизайн по остаточному принципу: для агентства это нецелевой лид, а заказчик, скорее всего, получит посредственный сервис и результат.

Обсуждался третий критерий специализации — доля дизайнеров в команде, но мы пока не научились оценивать команды, поэтому отложили его на 2025 год.

Какие услуги будут учитываться в рейтинге

В рейтинге в этом году будут учитываться проекты со следующими услугами (полный справочник услуг):

  1. Сайты и веб-сервисы: Веб-дизайн
  2. Мобильные приложения: Дизайн интерфейсов мобильного приложения
  3. CRM: Дизайн интерфейсов CRM
  4. ПО: Дизайн интерфейсов ПО
  5. Корпоративные решения: Дизайн интерфейсов корпоративного решения
  6. Игры: Дизайн для игр: интерфейсы, графика, анимация, etc.
  7. Дизайн: 2D-графика и анимация, 3D-графика и анимация
  8. Брендинг: Дизайн фирменной продукции, Дизайн упаковки, Фирменный стиль, логотип
  9. VR/AR: Контент для приложений виртуальной реальности (VR), Контент для приложений дополненной реальности (AR)
  10. UX: UX-стратегия, UX-проектирование, UX-исследование/анализ, Консалтинг по UX (только в комплекте с визуализацией)

Для проекта будет экспериментально установлена минимальная продолжительность в 7 дней. Это время, за которое можно нарисовать, например, дизайн-концепцию или логотип.

! Важный комментарий для вноса проектов в личном кабинете: если вы сделали сайт, приложение, корпоративное решение, игру или CRM «под ключ» и хотите, чтобы этот проект был учтён в рейтинге «Дизайн», отдельно добавьте в этом же проекте дизайн-услугу со своими сроками.

Критерии оценки участников

Чтобы определить критерии оценки, мы попросили наших экспертов оценить наш список и добавить новые, если мы что-то забыли.

Часть критериев пришлось отложить на следующий год, потому что мы пока не знаем, как их корректно считать и проверять.

Получилось так:

Очень важно (высокий вес)

Будет учитываться в 2024 году:

  1. Выручка за дизайн-услуги.
  2. Награды за проекты: за клиентские проекты — 100%, за свои проекты — 30% (см. формулу ниже). Список конкурсов и номинаций будет опубликован в ближайшие две недели.
  3. Число крупнейших компаний среди клиентов.
  4. Средний срок работы с клиентом.

Отложено или под сомнением:

  1. Число дизайнеров в команде.
  2. Уровень дизайнеров в команде.
  3. Мнение клиентов с оценкой характеристик: качество, срок, коммуникация, ответственность и т.п.

Важно (средний вес)

Будет учитываться в 2024 году:

  1. Число клиентов, которым оказаны дизайн-услуги.
  2. Разнообразие опыта в разных сферах: чем больше, тем лучше (везде, кроме срезов по сфере, где важнее специализация).
  3. Разнообразие носителей: не только интерфейсы, но и 3D, презентации, etc (везде, кроме срезов по носителям, где важнее специализация).

Отложено или под сомнением:

  1. Выступления на крутых мероприятиях: Prosmotr, Дизайн-выходные и т.п.
  2. Членство в жюри конкурсов и фестивалей дизайна.

Можно (низкий вес)

Отложено или под сомнением:

  1. Есть программа повышения квалификации дизайнеров.
  2. Преподают в школах/ВУЗах/курсах.
  3. Своя школа дизайна.
  4. Отношение числа «дизайнеров» в команде к числу проектов/клиентов в работе.
  5. Стабильность числа «дизайнеров»: колебание год к году.
  6. Рост числа «дизайнеров»: на сколько растёт год к году.
  7. Текучка в команде (%).
  8. Социальная значимость проектов, с которыми работает агентство.

По этим спискам можно понять, в какую сторону мы смотрим с точки зрения новых критериев оценки и подбора.

Формула расчёта рейтингового балла

Она получается такой:

Балл = (α/A + ϱ/Р + 0,1*ϐ/B + 0,75*ω/Ω)/2,85*t*s*d*g*l*(1 + (α/Σ)*(ϱ/Ω))*k*100

α — число клиентов, для которых выполнен хотя бы один проект, удовлетворяющий условиям среза.

A — число клиентов всех участников среза, для которых выполнен хотя бы один проект, удовлетворяющий условиям среза.

ϱ — выручка, которая получается умножением процента оборота, относящегося к дизайн-услугам (с учётом курса валюты по отношению к рублю, если юр. лицо не российское), на общий оборот и на два коэффициента:

— годовой: для выручки за 2021 год — 1, за 2022 год — 1.25, за 2023 год — 1.5;

— долевой: соотношение времени, затраченного агентством на проекты, учтённые в срезе, и общего времени, затраченного на проекты с дизайн-услугами.

Р — сумма ϱ всех участников среза.

ϐ — число крупнейших клиентов, входящих в рейтинги Эксперт и Forbes, для которых выполнен хотя бы один проект, удовлетворяющий условиям среза.

B — число крупнейших клиентов, входящих в рейтинги Эксперт и Forbes, всех участников среза, для которых выполнен хотя бы один проект, удовлетворяющий условиям среза.

ω — баллы за награды в конкурсах: список конкурсов и наград с весами.

Ω — баллы за награды всех участников среза: список конкурсов и наград с весами.

t — если средняя продолжительность работы с клиентами (без учёта клиентов, с которыми агентство начало работать в октябре-декабре 2023 года) меньше средней для всех участников среза (T), коэффициент равен 1; если больше, коэффициент рассчитывается по формуле: t = 1 + t / T / 5.

Σ — общее число клиентов по всем категориям услуг.

Ω — выручка по всем услугам агентства.

s — для всех срезов, кроме среза по сфере: если среднее разнообразие опыта в разных сферах меньше среднего для всех участников среза (S), коэффициент равен 1; если больше, коэффициент рассчитывается по формуле: s = 1 + s / S / 100.

d — для всех срезов, кроме среза по виду дизайна: если среднее разнообразие опыта в разных видах дизайна меньше среднего для всех участников среза (D), коэффициент равен 1; если больше, коэффициент рассчитывается по формуле: t = 1 + d / D / 100.

l — для всех срезов, кроме среза по услуге: если среднее разнообразие услуг, оказанных одному клиенту, меньше среднего для всех участников среза (L), коэффициент равен 1; если больше, коэффициент рассчитывается по формуле: t = 1 + l / L / 100.

g — если прирост выручки меньше среднего для всех участников среза (G), коэффициент равен 1; если больше, коэффициент рассчитывается по формуле: g = 1 + g / G / 100.

k — коэффициент специализации на аудитории: k = ∑ (х) / Х; берём общее число клиентов агентства, соответствующих требованиям среза (Х) и считаем коэффициент аудитории для каждого клиента (х):

1 — если в проектах этого клиента одна аудитория;

0,8 — если в проектах этого клиента две аудитории;

0,6 — если в проектах этого клиента три аудитории;

0,4 — если в проектах этого клиента четыре аудитории;

0,2 — если в проектах этого клиента все пять аудиторий.

Срезы

Срезом мы называем страницу, соответствующую выбранному фильтру (пример):

Список срезов на 2024 год:

  • Носитель: сайт, веб-сервис, мобильное приложение, корпоративное решение/ПО, игра, фирменная продукция: мерч, визитки и т.п., информационный: презентация, инфографика и т.п., маркетинговый: посты, баннеры и т.п.
  • Отрасль
  • Стоимость: часовая ставка
  • Откуда агентство: страна/город
  • Страна клиента
  • Размер бизнеса клиента
  • Работа на субподряде/напрямую

План развития рейтинга на следующий год

Главное — это ввести дополнительные критерии оценки и подбора: команда, экспертиза, отзывы заказчиков.

Например, научиться оценивать команды и экспертизу (всего-то, ага).

Если у вас есть предложения или критика, пожалуйста, напишите их в комментариях или Александру Тунику — в Телеграм или на почту [email protected].

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://t.me/+4uNLbN07_ocwYjcy', text: 'Интервью, кейсы и анализ диджитал-рынка', button: 'Посмотреть', color: '#FFFFFF', textColor: '', img: '4d01402a-a742-567b-a3e3-b52c73669cd0', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
6 комментариев
Написать комментарий...
Visualmethod Ru

Пора начинать :)

Ответить
Развернуть ветку
Pitcher

Мы все обожаем делиться данными с Рейтингом Рунета. Ребята, добавьте поле со стоимостью дизайна в рамках проектов в ЛК и мы начнем её заполнять :)

Ответить
Развернуть ветку
Рейтинг Рунета
Автор

Мы принципиально не спрашиваем суммы проектов. Это очень уж конфиденциальная информация.

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Ryndina

Старт в апреле?

Ответить
Развернуть ветку
Рейтинг Рунета
Автор

Проекты уже можно загружать. Рейтинг опубликуем 22 мая.

Ответить
Развернуть ветку
Rus Lan

нужен гайд, как пользоваться формулой

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда