Как управлять командой, дата-центрами и бухгалтерией во время массового заражения или как мы переключаемся на удаленку
В ближайший понедельник, 23 марта команда RUVDS выходит на карантин и начинает работать из дома.
Мы попытались сократить статью, оставить только интересное и избежать советов, какая пижамка лучше настроит на рабочий лад.
Еще в статье есть важное предупреждение для руководителей, почему COVID19 дает легальное право всем контрагентам вас подвести.
Предупреждение: контрагенты могут вас кинуть и им за это ничего не будет
Десятого марта Правительство России признало распространение коронавирусной инфекции форс-мажорным обстоятельством при выполнении госзакупок.
Чтобы не подставиться, мы советуем:
- составить чек-лист контрагентов
- отметить свои уязвимые места: чей отказ работать может остановить ваши бизнес-процессы
- подстелить соломку, где это возможно: сделать у себя запас материалов, оборудования и комплектующих или найти вариант Б, если заранее запастись нельзя
Что мы сделали сами: провели ревизию всех ремкомплектов во всех ЦОДах и доукомплектовали запас на случай того, что нас подведут поставщики железа.
А теперь можно к самой статье.
Как мы будем сохранять бизнес-процессы в условиях пандемии
Работа команды: как сохранить связь и обычный темп закрытия задач
Сначала мы сделали очевидное: установили общие правила для всей команды и распорядок дня.
Ввели правила, общие для всех:
- время, в которое все сотрудники должны быть онлайн в Slack
- установили, что считается за прогул, а именно недоступность по телефону пару часов или более
- договорились о стендапах в начале и конце дня: на первых устанавливаются задачи, на последнем нужно написать краткий отчет, что получилось сделать, а что нет
Дальше разбирались с каждым отделом и что ему нужно, чтобы эффективно работать из дома. У нас их 4: техподдержка, сисадмины, отдел маркетинга и разработка.
Отделы маркетинга, разработки и руководство всегда могли работать удаленно. Для этого им достаточно ноутбуков, Slack для чатов и Zoom для конференций.
Для нас важен вопрос безопасности информации при удаленной работе, а именно возможной кражи переписок с клиентами. У всех внутренних сервисов RUVDS реализованы:
- двухфакторная аутентификация по сертификату
- логин/пароль к чувствительным ресурсам
- руководство может моментально лишить доступа конкретного сотрудника
Все это очень кстати в удаленной работе.
Как сохранить работу круглосуточной техподдержки
Здесь все оказалось просто.
Мы сохраняем старое расписание и нормативы — руководитель поддержки просматривает тикеты и проверяет время ответа точно так же, как и в офисе.
Технически обеспечить работу поддержки еще проще: достаточно настроить переадресацию звонков прямо на мобильные сотрудников. Мы пользуемся телефонией UIS, в которой звонки автоматически распределяются между свободными сотрудниками.
Бухгалтерия и документооборот
Значительная часть наших клиентов — юридические лица, а значит им нужна стабильно работающая бухгалтерия.
Большая часть документооборота у нас автоматизирована: в личном кабинете можно скачать договор, акты и акты сверок с печатью.
Некоторым клиентам все же требуются оригиналы и мы придумали как исправно их предоставлять: бухгалтер будет распечатывать и подписывать документы дома и отправлять почтой или курьером.
Как быть с входящей бумажной корреспонденцией
Мы договорились с охраной офиса и нашими постоянными курьерами. Охрана будет собирать корреспонденцию, эти документы раз в день отправляют курьерской службой, затем принимают обратно в офис.
Бесперебойная работа серверов: как управлять дата-центрами и инфраструктурой в офисе
Оборудование никогда не находилось в офисе
Серверы и информационная инфраструктура RUVDS никогда не были привязаны к офису, а работа системных администраторов не зависела от физического доступа с оборудованию: у всех серверов есть особенный удаленный интерфейс управления, гораздо более функциональный, чем классический KVM.
Это позволяет работать с сервером хоть из Антарктиды: у нас был кейс, когда сисадмин, находящейся на станции Беллинсгаузен, расположенной на острове Кинг-Джордж, управлял нашими vds и все было в порядке. Так что сисдамин, сидящий в квартире с хорошим интернетом в пределах Москвы и МО — нестрашный для нас челлендж.
Из железа в офисе есть только управляющий сервер, но он дублируется в двух дата-центрах — в случае проблем дубликаты сразу начнут работу.
Физический доступ к железу тем не менее будет всегда, даже в условиях зомби-апокалипсиса
Наши дата-центры в московском регионе находятся в нескольких точках:
- Дата-центр в Королеве на территории бывшего советского бункера
- Дата-центр в М9 — это один из ключевых узлов связи в Москве и стратегически важный объект информационной инфраструктуры России. Через него мы связаны со всем миром, если упадет М9 — с большой вероятностью в Москве кончится весь интернет.
Доступ к таким объектам для инженеров не закрывают, даже если корпорация Umbrella десантируется в Москве и запускает зомби-апокалипсис или мэрия Москвы объявляет комендантский час из-за пандемии.
Значит выхода из строя оборудования без доступа наших инженеров не будет.
Все ключевые элементы зарезервированы, дизельного топлива хватит на неделю
Еще до появления Коронавируса, наши дата-центры были готовы к тому, чтобы продолжать работу в случае поломки оборудования. Все ключевые узлы зарезервированы по схеме N+1 в соответствии со стандартами не ниже TIER III.
Это значит, что каждый элемент оборудования имеет «дублера», который в случае сбоя автоматически принимает работу на себя и система продолжает работать.
Дублируется и телекоммуникационное оборудование и энергоснабжение. На случай массового отключения электричества (если дадут сбой сразу две электростанции — основная и дублер), к серверам автоматически подключается дизельный генератор.
Мы провели внеочередные учения по переключению питания на дизель, а договоры на поставку топлива позволит флагманскому ЦОДу rucloud штатно работать в течение недели апокалипсиса.
Как и обычно, в дата-центрах круглосуточно дежурят наши инженеры.
Уважаемый ТС!
Наверное, ещё рано делать окончательные выводы, но буду рад узнать Ваше мнение сейчас, когда все на удалёнке - а нужен ли был (и будет) офис? Если (надеюсь), ваши ЦОДы переживут кризис (финансово, за ваше железо я спокоен ))) - собирается ли ваша компания сократить метраж?
Кстати, если собираетесь - можно сделать это сейчас, попробовав избежать санкций - форс-мажор же... Конечно, аморально, но в кризис каждый сам за себя ((
Здравствуйте!
Пока таких планов нет. Мы надеемся хорошо пережить кризис, потому что потребление некоторых онлайн-сервисов наоборот взлетело из-за карантина (тот же Netflix, множество платформ онлайн-обучения и развлечения, видеоконференций и так далее).
Когда офисы переходят на удаленную работу им приходится брать виртуальные серверы для 1С. Так что мы даже ожидаем прироста клиентов.
Комментарий удален модератором