Нейросети, пейзажи и крутые повороты: как мы запускали Сбербанк Онлайн 10.0
Обновление — у вас в смартфоне, а история его создания — в этой статье.
Представьте, вы готовите большое обновление приложения, которым пользуются десятки миллионов человек. Что в него войдёт? Наш ответ: много пользы и кое-что «для души». Рассказываем, как работали над июльским запуском Сбербанк Онлайн, почему он получился именно таким и какие сложные решения нам пришлось принимать в процессе.
Зачем нам большие обновления мобильного приложения
Несколько лет назад приложение Сбербанк Онлайн обновлялось 2-3 раза в год. Каждый такой релиз был событием и для клиентов, и для команды. Со временем приложением стали пользоваться десятки миллионов человек, которые хотели больше новых фич и как можно скорее. Да и банку было важно максимально быстро выводить сервисы в «цифру». Поэтому постепенно мы стали выпускать обновления всё чаще — и сейчас релизы на iPhone и на Android выходят раз в 3 недели. В каждом обновлении есть разное количество заметных и не очень изменений, над которыми работают команды по всему банку.
Такой релизный ритм хорош тем, что команды могут быстро выкатывать новые сервисы, не боясь опоздать к очередному запуску. Но когда фичей и релизов слишком много, привлечь внимание к ним становится сложно. Мы не рассчитываем, что пользователи будут отслеживать каждое обновление, но и совсем пропадать с радара клиентов нам не хочется. Поэтому мы решили время от времени делать большие обновления Сбербанк Онлайн: несколько ярких функций и заметных улучшений собираем в один релиз и сопровождаем его мощным продвижением. Такой запуск помогает сделать акцент на самых важных изменениях, определяющих будущее Сбербанк Онлайн.
Подготовка большого релиза идёт параллельно с улучшением базовых функций по комментариям наших клиентов — здесь у нас ещё много работы, она никогда не останавливается.
В прошлом октябре мы сделали первое большое обновление с Открытками, Сторис, новыми штрафами и историей операций. Результаты нам понравились. Следующий запланировали на середину 2019-го.
18 июля обновлённый Сбербанк Онлайн появился в магазинах приложений.
Делай раз: персонализация
Главной темой запуска мы сделали персонализацию. Мы уже копали в этом направлении, когда перерабатывали поиск, но это было только начало. Пришло время взяться за главный экран. По традиции банковских приложений он представляет собой разрастающийся список секций — от карт и вкладов до валют и инвестиций. Его стандартное строение отражает скорее линейку продуктов банка, а не интересы конкретного клиента.
В то же время каждому человеку нужны конкретные функции — от переводов до оплаты компьютерных игр. Логично было бы сделать так, чтобы каждый клиент видел на главном экране только нужные ему фичи. Мы сделали первый шаг в этом направлении. В «шапке» появились Действия — персонализированные карточки, которые подбираются специальными алгоритмами. Примеры карточек — «Перевести маме», «Оплатить интернет».
В плане персонализации ближайшим ориентиром из других индустрий для нас был e-commerce. Многие интернет-магазины предлагают релевантные товары на основе профиля человека. В Действиях мы начали делать что-то подобное: алгоритмы подбирают операции, которые сейчас могут быть актуальны клиенту.
Ещё мы поработали с, казалось бы, банальной вещью — списком банковских карт. У большинства наших клиентов открыты всего одна-две карты. Но у остальных (а это миллионы людей) три карты и больше. Список карт в таком случае занимает целый экран, вклады и другие разделы опускаются ещё ниже. Поэтому мы, во-первых, сделали так, чтобы в начале списка были карты, к которым клиент обращается чаще всего. Во-вторых, если у вас есть запасные неиспользуемые карты, приложение теперь их просто скрывает.
Делай два: больше эмоций
Второй блок изменений связан с эмоциями.
Первая эмоциональная фишка появилась в Сбербанк Онлайн в 2015-м. Это было «Приветствие» — короткая заставка, когда приложение здоровается по имени и показывает анимацию в зависимости от времени суток. Эта, на первый взгляд, простая штука всем быстро полюбилась и разошлась на мемасы.
Мы не раз собирались изменить дизайн заставки, но всё откладывали, и со временем она стала выглядеть совсем «олдскульно». И вот наконец всё сложилось: заметные изменения в функциях мы органично дополнили новым приветствием. После проигрывания заставка становится подложкой главного экрана. Анимация перетекает на главный экран, продолжая проигрываться там. Приложение окрашивается в цвет неба — алый на закате, глубокий синий ночью и так далее. Такой фон выглядит суперсвежим, необычным, динамичным — на контрасте со стандартным зелёным, который был у нас всегда. Вот правда, это изменение для нас большая дизайнерская смелость, и результат нам самим очень нравится.
Бонус: мы добавили к приветствию персонализацию. Сделали специальные заставки для Москвы, Питера, Алтая и других мест, список постепенно пополняется. В планах не только географические темы, но и другие — праздничные, например.
Плюс к эмоциям: мы добавили в iPhone-приложение звуки и вибрации. Хотели, чтобы клиентам было проще различать события — например, когда оплата прошла успешно и когда её надо подтвердить. Что может быть логичнее звона монеток, когда на карту приходят деньги? Проверили на себе: с таким звуком улыбка от зачисления зарплаты становится ещё шире.
А еще здорово, что звуки пригодились и незрячим пользователям: для них с помощью звуковых акцентов работа со Сбербанк Онлайн стала ещё немного проще.
Добавим драмы
Подготовка к обновлению была безумным периодом для всей команды. Хотите драмы? Сейчас будет. Вот, например: до запуска нам пришлось дважды кардинально поменять подход к клиентскому опыту.
Крутой поворот №1. Сначала мы хотели сделать карточки Действий горизонтальными и разместить их в верхней части главного экрана. Истории в таком случае сдвигались в отдельную ленту под картами клиента. Однако в какой-то момент мы осознали, что и Действия, и Истории — это персонализированные сущности, которые стали занимать два пространства на главном экране, хотя по своей сути близки. А ещё на небольших смартфонах Истории были так низко, что без скролла их почти не было видно. Нам не хотелось убирать их далеко от клиента.
В результате решили объединить два этих раздела. Клиент первым делом увидит именно ту вкладку, которую сам выбрал, — с Действиями, Историями или Финансами.
Вывод: дискуссии команд с разными точками зрения иногда помогают найти подход, который несёт добро пользователям.
Крутой поворот №2. Изначально мы планировали сделать так: после входа появляется заставка, которая затем продолжает проигрываться в верхней части главного экрана. В это время загружаются карточки с Действиями, и за счёт анимации прогрузка главного экрана не напрягает.
Однако в реальной сборке всё выглядело не так, как мы рассчитывали. Хотя элементы загружались с прежней скоростью, анимация и условное «пустое пространство» создавали впечатление, что всё происходит очень долго.
Мы стали быстро менять подход. Теперь, как только вы видите главный экран, на нем сразу есть карточки действий «по умолчанию» и Истории, которые через пару мгновений отъезжают, сменяясь персональными действиями. Ощущение пустоты и долгой загрузки ушло.
Простой вывод отсюда: иногда восприятие важнее объективной метрики и нужно ориентироваться именно на него.
Что получилось
В первую неделю после запуска уже больше 60% наших пользователей заходили в Сбербанк Онлайн с новой версии. Конечно, некоторые нас критиковали, но большинству обновление понравилось: средняя оценка в App Store и в Google Play установилась в районе 4,8+ звезд. Это очень позитивный результат, особенно с учётом того, что часто после ярких изменений дизайна рейтинг скачет, пока пользователи привыкают к новому интерфейсу. Мы же обошлись без падения оценки, да ещё и немного её увеличили, ура!
И ещё пару цифр, которыми готовы поделиться сейчас.
За неделю карточками действий воспользовалось более миллиона клиентов. Это хороший старт и повод продолжить работать над алгоритмами и над фичей в целом.
Заодно у нас получилось привлечь внимание к «старым» фичам. Например, баланс «Спасибо» теперь располагается в «шапке» (вкладка «Финансы»). Людям стало удобнее заходить туда — число пользователей раздела выросло в 2,9 раз.
В этом релизе мы зашли на новую для себя территорию, и пользователи позитивно восприняли эти изменения, несмотря на то, что нам ещё далеко до идеала. Для нас оценка клиентов — самый главный сигнал, что стоит продолжать в том же духе.
Приложение неплохое, но в чате с банком получаю ответы, что карту мы вам не можем выслать в город где вы находитесь возвращайтесь в то отделение где вы числитесь. Это несколько печалит. В красивой обертке но тот же набор услуг.
Комментарий недоступен
так и есть, но перестала действовать старая карта другая, которую если бы просто было можно было мне отправить, мне бы не пришлось менять реквизиты в куче мест.
Комментарий недоступен
Как раз номер карты, не менялся.
Комментарий недоступен
3 раза по сроку действия заканчивалась карта, новая когда приходит со старым номером, если ты сам инициируешь перевыпуск тогда да новый номер.
Комментарий недоступен