Что происходит в акселераторе Сбербанка и 500 Startups накануне демо-дня
Как участники оттачивают навыки презентаций и чем им запомнилась программа.
5 февраля в акселераторе Сбербанка и 500 Startups пройдёт демо-день: участники покажут, каких результатов им удалось добиться за девять недель и презентуют свои стартапы инвесторам и жюри.
Мы поинтересовались у участников, как проходят их будни в акселераторе и подготовка к питчам, а таккже узнали впечатления — о коллегах, менторах и экспертах.
Взгляд назад: зачем Сбербанку акселератор и как проходил отбор
В декабре 2017 года Герман Греф представил новую стратегию развития банка. К 2020 году Сбербанк должен трансформироваться в универсальную ИТ-компанию: создать экосистему продуктов в нефинансовой сфере — электронной коммерции, телемедицины, сервисов для бизнеса и так далее.
Для развития экосистемы был создан специальный отдел SberX, который возглавил вице-президент Сбербанка Марк Завадский. Один из проектов SberX — совместный акселератор с 500 Startups.
Обычно банк покупал компании на поздней стадии, а сейчас впервые пробует искать интересные проекты для экосистемы среди стартапов — с помощью акселератора.
Чтобы попасть в акселератор, стартапам требовалось заполнить анкету на сайте и пройти видеоинтервью с партнёрами и менеджерами 500 Startups — Крисом Брауном, Тристаном Поллоком и Галиной Озгур.
По словам предпринимателей, эксперты смотрели скорее не на трекшн стартапов, а на экспертизу команды, технологически сильный продукт и способность в будущем решить проблемы клиентов.
Всего в акселератор подали 843 заявки. Больше всего заявок (15%) было от стартапов в сфере электронной коммерции. В итоге в акселератор отобрали 30 команд — от проекта по производству «умных» плюшевых игрушек до B2B-маркетплейса для поставок морепродуктов.
Будни акселератора
Проекты из акселератора проходят такую же программу обучения, что и стартапы из 500 Startups в Сан-Франциско. Каждый понедельник к ним приезжают три новых ментора из американской команды.
Они читают полуторачасовые лекции на темы, в которых обладают наибольшей экспертизой: привлечение инвестиций, продажи и так далее.
Всё общение ведётся на английском языке. Поначалу в акселераторе вели синхронный перевод лекций на русский, но предприниматели попросили от него отказаться — чтобы не искажать точный смысл презентаций.
Сложнее всего лекции давались Геннадию Коваленко из проекта по разработке решения для постинсультной реабилитации IBrain. Ему 58 лет, и когда он пришёл в акселератор, то ещё не знал английского — а теперь штудирует учебники и берёт интервью у менторов.
После каждой лекции команды составляют расписание «офисных часов» — встреч с менторами, и вносят его в специальную таблицу. А со вторника по пятницу предприниматели ведут индивидуальную работу с менторами и трекерами.
Основателю платформы для управления картами лояльности Passteam Сергею Козлову пригодился опыт специалистов, которые работали с американскими SaaS-сервисами — у них больше опыта, чем у менторов из других российских акселератов.
Трекеры (или enterpreneurs-in-residence) отличаются от менторов тем, что они закреплены за определёнными проектами и еженедельно следят за их прогрессом, помогают планировать работу в течение акселерационной программы и ставить KPI.
Каждую пятницу проводится общая встреча проектов, где они делятся своими мыслями о поражениях, победах и запросы. Разговор обычно проходит под видео горящего камина.
Общение между проектами помогает им не повторять ошибки друг друга. Например, был случай, когда один из предпринимателей поделился тем, что забыл про оплату одного налога и потерял на этом $10 000.
Помимо него на встрече нашлось ещё несколько забывчивых людей — так они успели разобраться с проблемой до того, как им пришёл штраф.
Но если штраф всё-таки выписали, то нетворкинг может помочь и с этим: основатель юридического сервиса Doczilla Кирилл Буряков консультирует другие проекты по правовым вопросам.
Как эксперты влияют на проекты
«Российские предприниматели жутко талантливые во всём, что связано с технологиями, но при этом не могут продать обогреватели эскимосам», — рассуждает менеджер 500 Startups Крис Браун.
По его мнению, российские предприниматели боятся создавать продукты для глобального рынка и предпочитают концентрироваться на местном.
Однако он уверен, что это поправимо. В качестве примера Браун приводит Эстонию: местные программисты принимали участие в разработке Skype и после успешной продажи сервиса осознали, что умеют создавать конкурентоспособные сервисы для глобального рынка.
Так в Эстонии появились стартапы Transferwise, Monese и Pipedrive, которые оцениваются в миллионы долларов.
Некоторые команды из акселератора уже начинают обращать внимание на зарубежные рынки. Например, ViewApp, которая разрабатывает приложение для защиты от мошенничества с фото и видео.
Трекер стартапа Галина Озгур настояла на том, чтобы проект дополнительно исследовал рынок США, и в результате ViewApp нашла там схожий продукт. Компания поняла, что может предлагать свой сервис не только российским страховым компаниям, но и американским.
Тем не менее, предприниматели из акселератора не во всём полагаются на американских менторов: они не знают российской специфики в некоторых вопросах.
Например, переоценивают число инвесторов на российском рынке и советуют использовать первые пять-десять питчей венчурным фондам и бизнес-ангелам как тренировку.
Это уравновешивается общением с представителями российских корпораций: в акселераторе проводятся лекции топ-менеджмента Сбербанка и «спид-дейтинг» с компаниями-партнёрами программы, на котором стартапы могут договориться с ними о сотрудничестве.
Помимо этого стартапы встретились с Германом Грефом и генеральным директором ПАО «ВымпелКом» Василем Лацаничем.
На встрече с Грефом проекты задали банкиру интересовавшие их вопросы: зачем «Сбербанку» инвестировать в стартапы в разных отраслях, как молодым компаниям конкурировать за кадры с ИТ-гигантами и что делать, чтобы сохранить продуктивность в стрессовых условиях.
Василь Лацанич рассказал о том, когда ждать распространения 5G (к сожалению, нескоро), как «Билайн» развивает проекты в сфере телемедицины, и запитчил компанию, не говоря ни слова про «телеком».
«Мы друг другу не конкуренты»
В акселераторе царит неформальная, почти домашняя атмосфера. Кто-то разгуливает по офису в ярко-жёлтых Crocs, а партнёр 500 Startups Тристан Поллок рассекает между столами на самокате.
На столе у менторов лежат печенье со сгущёнкой и шампанское. А стартапы помогают друг другу составлять письма для инвесторов и ворчат на дизайнеров, срывающих дедлайны, если им поставить больше одной задачи.
Проекты видятся не только в самом акселераторе, но и на неформальных мероприятиях. На старте программы в акселераторе проходил «beer pitch», на котором менторы и стартапы соревновались в питчах продуктов, которые, казалось бы, никому не нужны: например, сдвоенного стакана для пива или очков с одной линзой.
Есть и мероприятия для тех, кто любит более умиротворённый отдых: Александр Наследников из med.me проводит занятия по йоге для других участников программы.
Основатель маркетплейса для поставок морепродуктов Yorso Антон Трантин считает, что жёсткой конкуренции между стартапами не сложилось потому что почти все тридцать проектов, отобранных на программу, работают в разных сферах — и за пределами акселератора они не соревнуются за пользователей.
Демо-день на носу
В последние недели перед демо-днём, на котором команды будут представлять свои стартапы перед топ-менеджерами российских компаний и частными инвесторами, проекты оттачивают свои питчи.
Обычно презентацией занимается в основном CEO проекта, а остальные работают в штатном режиме. После репетиций презентаций с менторами команды собираются и продолжают тренироваться — но уже друг с другом.
Некоторые проекты записывают обратную связь от менторов на диктофон — чтобы потом использовать конкретные формулировки в презентации.
Например, проекту по анализу данных генома для коммерческих решений Zenome менторы предложили использовать в начале презентации неожиданный факт о себе, а не сухой анализ объёмов рынка.
Zenome проводила для Unilever исследования о том, есть ли у людей генетическая предрасположенность любить или ненавидеть «мармайт» — популярную в Великобритании солёную пасту для завтрака. Это и стало первым цепляющим фактом в презентации компании.
График посещения акселератора свободный, но несмотря на это многие стартапы и менторы засиживаются допоздна — почти как студенты «Школы 21» (она в том же помещении, что и акселератор).
Демо-день акселератора пройдёт 5 февраля: по итогам питчей семь стартапов отправятся на месяц в Сан-Франциско — где будут учиться по программе Silicon Valley Exchange Program и смогут найти потенциальных инвесторов.
"Партнёр 500 Startups Тристан Поллок питчит очки с одной линзой"
больше похоже что он тычет девушке вилкой в глаз
"Если я проткну тебе глаз этой вилкой, тебе не понадобится 2-я линза!"
ну примерно так и было))
Я знал! :D
Есть вопросы:
1. Что именно имет ввиду Греф под "экосистема продуктов"? ВТБ вот тоже интересно.
2. Почему Греф так уверен, что за 2 года можно стать Google?
3. Кто в Сбербанке все это будет делать? Студенты, стартаперы, макензойды?
Был я в прошлом году в ИТМО на его презентации для студентов. Он трезво понимает, что Сбербанк без движений в ИТ нежизнеспособен, поэтому они взялись за все сразу. Они понимают дефицит с кадрами и достаточно скудной обстановкой акселераторов, фондов на 140 млн человек в России в сравнении с плотностью их на 300 млн в штатах. Купил я тут книгу Рэя Далио, так Греф и с ним лично знаком. Поэтому Гугл он конечно не построит к 2020 году, но движения определено будут в сторону ИТ и мыслит он широко, без стеснений. Интересно, что будет со сбером если Греф внезапно выйдет из строя по здоровью. Наверно все загнётся.
Так и есть. Не знают, что делать, поэтому делают все подряд. Ну купили они DocDoc, Segmento и чего? Где экосистема? Судя по всему сейчас еще накупят всякой фигни. И все это так и будет лежать, гнить и жрать ресурсы.
В том то и дело, что становться ли "IT-компанией", это большой вопрос. Вон, Cisco или IBM - отличные IT-компании. А толку то? Сейчас технологий на рынке уже достаточно. Задача не разрабатывать их, а применять. Т.е. становиться сервисной компанией, а не IT.
Комментарий недоступен
Хороший вопрос, это тот, на который уже знаешь ответ.
Пока не встречал никого из Сбербанка, кто мог бы ответить, что и как они собираются делать.
Ну, всё стандартно: макбуки у последней уборщицы, самокаты и прочие весёлые игрушки в офисе, весёлые митапы с коллективными коуч-сессиями! Годно! ЗачОтные стартаперы!
Про смузи забыли
И вэйп :-))
На самом деле это хорошо, чем иметь один ФРИИ, который работает не пойми как. Пусть конкурируют. Плачевно в России с этим. Везде так и лезет желание украсть идеи, собрать данные для разведки и сделать самими, а не вырастить. Про трекшэн в точку! Если кто-то из ФРИИ читает, перечитайте это 1000 раз! И перестаньте пудрить мозги на всяких своих мероприятиях под разным соусом.
Согласен, хоть какая-то конкуренция. ФРИИ не доказал свою состоятельность. Странно, что туда продолжают вливать госденьги. Да, и штат там низкопробный и омерзительный. Собственно, как все от ВШЭ.
Акселераторы, как и любая система, выполняют только заложенные в них функции. Когда Сбербанк сам не знает чего хочет, это конечно будет просто тусовка. Кого-то возьмут на работу, а кого-то даже может и купят. Ведь очень хочется что-то купить и назвать это экосистемой.
Сбербанку нужны цифровые лидеры, а не дядьки из доткомов. Тогда с такими ресурсами и амбициями Грефа, действительно все может получиться.
"При этом постоянный приток средств даёт телекомуникационным компаниям возможность запускать новые продукты в других сферах — чем сейчас и занимается «Билайн»"
Просравший деньги, например, на VEON.
Посыл правильный, но что-то как-то не видно "прорывных" продуктов от телекомов - интересно, почему?
Не возьмусь судить про все упомянутые проекты, но нафига стартапить электронный кошелек, которых уже на рынке до хрена - в упор не пойму, разве что в идет просто очередное освоение бюджета.
Просто собрали лучшее, что нашли в России
Интересно, как конкретно (помимо теоретической подготовки) прокачались стартапы, какие метрики смогли улучшить
Думаю, что сильно прокачались в плане фокуса на главном и игноре ненужных активностей
Сегодня был питч-день от Сбербанка.
Технически Сбербанк облажался. Трансляция дергалась, звук пропадал, оператор не мог попасть на слайды, картинка размыта, микрофон трещал. Для компании, которая claim, что она станет цифровым лидером, это выглядит комично. Так и не удалось досмотреть до конца, т.к. трансляцию сразу же удалили из интернет.
Сами питчи на уровне (успел посмотреть только первые). Американский формат. Отполированные, четкие, интересные, амбициозные, с позитивчиком. Очень круто. Можно использовать, как пособие. 500 Startups по этой теме отлично отработали.
Призы чума. Участникам оплачивали все время акселерации с полным обеспечением, раздали по 5М рублей, отправляют учиться в Америку. ШИК!
Сами проекты странные. Некоторые из них уже достаточно популярные, типа Windy, у некоторых отлаженное производство и крупные заказчики . Цель всего этого мероприятия была найти проекты, которые потенциально будут интегрированы в экосистему банка. Проект с датчиками в строительных касках очень клевый, но при чем тут Сбербанк?
Отличное шоу вышло.
"Например, проекту по анализу данных генома для коммерческих решений Zenome менторы предложили использовать в начале презентации неожиданный факт о себе, а не сухой анализ объёмов рынка".
Времена идут - советы не меняются. Хорошо быть стартап-ментором, усвоил одну "фишку" и талдычишь n лет подряд. ;)
Это называется - МЕТОДИКА
Как один из со-основателей прооекта, который прошел этот акселератор могу сказать, что денег никому не дали...