{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Трафик в 7,5 раз выше, CPC в 3 раза ниже: как мы продвинули B2B интернет-магазин в сегменте HoReCa

Работая над проектом «PRO-Бизнес», мы с самого начала взяли высокий темп: постоянно генерируем гипотезы, проводим тесты, без пауз загружаем команду потоком задач. Когда иссякают идеи у постоянных участников команды, подключается Tech lead. Клиент — продвинутый и вовлеченный в проект — тоже не дает нам заскучать: у него всегда есть новые задачи, вопросы, идеи. Меньше чем за два года работы мы подняли поисковый трафик в 7,5 раз, а выручку с переходов из поисковых систем — в 8,3 раза. Рассказываем, как нам это удалось.

Задачи

Интернет-магазин «PRO-Бизнес» работает в сегменте HoReCa, то есть ориентирован на гостинично-ресторанный бизнес, продает профессиональное оборудование ресторанам, барам, кафе, пекарням, кондитерским.

Наше сотрудничество началось в декабре 2021 года. Вместе с клиентом мы сформулировали основные задачи и KPI проекта:

● Увеличение целевого трафика в 5 раз.

● Вывод в топ-10 большей части запросов из семантического ядра.

● Проработка сайта под запросы из семантического ядра. Оптимизация всех страниц под привлечение трафика.

Чтобы поднять не только посещаемость, но и продажи, мы должны были вникнуть в специфику бизнеса, понять особенности проекта и учесть их в работе.

Над сайтом pro-biznes.ru работает целая команда, как и над каждым проектом в нашем агентстве. Это минимум 9 специалистов разных направлений, включая менеджера, который общается с клиентом, ведущего SEO-специалиста и Tech lead, который подключается к работе, когда, например, перед командой стоит сложная задача, а идеи иссякли.

Мониторинг и аналитику мы ведем в модуле ведения проектов Пиксель Тулс — комплексном сервисе, который отслеживает динамику по десяткам параметров. В кейсе использованы скрины из SEO-модуля.

Продуктовый подход

Мы используем и пропагандируем продуктовый подход к ведению проекта. Он помогает выбрать эффективную стратегию, не распыляться на бесперспективные действия и сконцентрироваться на самом важном.

В чем суть продуктового подхода:

1. Фокус на бизнес-целях, мышление системой KPI (ключевых показателей эффективности). Любые изменения на сайте мы оцениваем с точки зрения ценности для бизнеса. Нет смысла внедрять то, что не приносит профит.

2. Прогнозирование результатов. Измерение результата, промежуточной динамики, сравнение с прогнозом.

Например, так выглядит график соотношения прогноза трафика и фактических показателей сайта pro-biznes.ru в 2023 году. Синий график отображает прогноз трафика, желтый — фактическую посещаемость на сайте. Красная кривая — прогноз трафика поисковых систем без SEO.

3. Формирование списка гипотез и их тестирование. Если гипотеза не подтверждается, мы отказываемся от нее, если срабатывает — масштабируем. В работе с pro-biznes.ru мы постоянно ищем и тестируем новые гипотезы. Когда чувствуем дефицит свежих идей, проводим мозговые штурмы для генерации гипотез по привлечению нового трафика на сайт. У клиента есть запрос на увеличение и наращивание объемов задач по проекту. Он максимально вовлечен в процесс, заинтересован в росте, наращивании объемов задач по проекту и тоже выдает много ценных идей. Когда к работе над проектом подключился Tech Lead со свежими гипотезами, основанными на анализе проведенной работы, трафик резко пошел вверх. Совместными усилиями мы находим нестандартные и неочевидные решения.

4. Приоритизация Backlog'ов (списков задач) на основе потенциальной ценности для бизнеса. Единых приоритетов и очереди задач должна придерживаться вся команда. Приоритет задачи выставляется на основе следующих параметров:

  • критичность задачи;
  • ожидаемый рост трафика, %;
  • ожидаемый рост конверсии, %;
  • трудозатраты в часах.

Приоритизировать SEO-задачи нам помогает простой шаблон.

Скачать шаблон можно по ссылке: https://bit.ly/seo-v-3

5. MVP (Minimum Viable Product — минимально функциональный продукт, бета-версия для тестирования спроса и эффективности). Например, нет смысла внедрять сложные дорогостоящие доработки сразу на весь сайт. Для начала достаточно протестировать их на одном разделе. Если доработки оказались полезными для бизнеса, их нужно масштабировать.

6. Гибкие методологии: Agile, Scrum, Kanban и другие. Они нужны, чтобы работа была оптимизирована и структурирована, и чтобы все участники команды понимали, что происходит с проектом, в какой точке он находится и кто над какими задачами работает.

7. Наличие плана и долгосрочное планирование.

Мы построили план роста трафика сайта pro-biznes.ru с учетом сезонности. Каждый месяц мы фиксируем результаты — показатель видимости, число визитов, прирост SEO-трафика в процентах от первоначального трафика и в процентах от плана.

Данные заносятся в таблицу на основе разработанного нами шаблоне План/факт.

Скачать шаблон можно по ссылке: https://bit.ly/plan-fact-seo.

1 этап

Работая над любым проектом, мы проводим аудиты, строим прогнозы, анализируем фактические показатели, тестируем гипотезы.

Работа начинается с комплексного аудита. Но даже если проект давно в работе, мы продолжаем регулярно (раз в квартал или в полгода) проводить технический аудит, аудит адаптивной версии сайта, аудит коммерческих факторов и другие. Также мы отслеживаем конкурентов, сравниваем показатели лидеров ниши с показателями продвигаемого проекта. Регулярно, минимум каждый месяц мы сканируем сайт на ошибки, анализируем панели вебмастеров и оцениваем индексацию сайта.

По итогам аудитов мы проводим оптимизацию и запускаем важные для достижения KPI доработки.

На первом этапе работы над сайтом pro-biznes.ru мы занимались поиском и исправлением ошибок, сбором семантики, оптимизацией контента, метатегов, созданием новых страниц.

Исправление ошибок

На первом этапе мы получили основной рост трафика за счет исправления технических ошибок и корректировки исходного кода.

Мы обнаружили в коде неотображаемые элементы, например, дубли меню. Пользователи не замечают эти лишние элементы, но их «видят» поисковые роботы при сканировании сайта. Это может привести к тому, что поисковые системы воспринимают страницу с дублями как переспамленную или малоценную, понижают ее в выдаче или выбрасывают из индекса. Поэтому код нужно чистить от дублей.

Работа с кодом и «техничкой» качественно улучшила оптимизацию всех страниц сайта и помогла поднять трафик.

Сбор семантики

Мы тщательно собрали и проанализировали целевые коммерческие запросы для семантического ядра. Сложность здесь в том, что нужно собрать запросы b2b сегмента и отсеять запросы пользователей, которые ищут технику для личного пользования. Мы исходили из того, что нужные ключевые слова содержат следующие вхождения:

  • «для ресторана/общепита/кафе»;
  • «профессиональный/промышленный», например [профессиональная кофемашина], [промышленная морозилка];
  • наименования брендов товаров, которые производят товары только для HoReCa, например, Cambro, Apach;
  • название оборудования, которое используется только в коммерческом сегменте, например, «витрина», «подовая печь».

Но есть и неочевидные запросы. Например, под запросом [слайсер] может подразумеваться как профессиональное оборудование, так и прибор для нарезки продуктов на домашней кухне. Чтобы определить сегмент таких запросов, мы провели глубокий анализ топ-10 и исключили фразы, по которым в выдаче выводится более 70% агрегаторов и интернет-магазинов бытовой техники для массовых покупателей.

После сбора ядра мы провели глобальную проверку распределения запросов по страницам. Нужно было добиться, чтобы на сайте была охвачена вся коммерческая семантика, а все слова из запросов внедрены на страницах сайта.

Началась регулярная точечная проработка страниц: корректировка тегов и мета-информации, принятие решения о написании текстов или создании новых документов.

Сейчас в проекте более 8 000 целевых запросов.

Оптимизация контента

На первом этапе для улучшения позиций мы не писали контент для листингов, а наоборот — удаляли существующий, потому что клиент изначально пришел к нам с фильтрами Яндекса за переспам на части страниц — за избыточное использование ключевых слов.

И уже позже, анализируя семантическое ядро, мы принимали решение об оптимизации и написании текстового контента для листингов товаров.

Например, страница листинга «Барное оборудование и инвентарь» https://pro-biznes.ru/catalog/2963-barnoe-oborudovanie/ оптимизирована под группу ключевых слов: [барное оборудование], [оборудование для бара], [оборудование для паба], [барное оборудование купить], [барное оборудование цена] и другие.

Мы добавили короткое оптимизированное текстовое описание, скорректировали метатеги и H1.

Title страницы: «Оборудование для бара и паба — купить профессиональное барное оборудование в магазине, цены в Москве»

Description: «Продажа профессионального барного оборудования от Про-Бизнес. 🚚 Доставка по Москве и России. ✔ Широкий ассортимент и гарантия качества! Узнайте, сколько стоит оборудование для бара в интернет-магазине по ссылке».

После того как мы добавили текстовые описания на группу страниц, видимость и процент запросов в топ-10 в этой группе выросли.

Эту работу мы продолжаем до сих пор, постепенно прорабатывая все приоритетные с точки зрения бизнеса категории товаров. Мы регулярно сообщаем клиенту, какие подкатегории, теговые страницы или страницы брендов необходимо внедрить на сайте для охвата поискового коммерческого спроса, согласовываем и выполняем технические задания.

Пример новой страницы листинга — «Расстоечные шкафы 220 В». Она создана под низкочастотную группу запросов, на ней выводятся 107 товаров.

Настройка шаблонов метатегов

Мы настроили шаблоны Title и Description для типовых страниц сайта: категорий, карточек товара, теговых страниц, страниц брендов. Такие шаблоны позволяют автоматически оптимизировать страницы под ключевые слова. При этом метатеги уникальны, потому что содержат переменные.

Пример шаблона для категорий товаров:

{=this.Name} — переменная (название товара, H1);

Title: {=this.Name} — купить в Москве с доставкой по России, цены в интернет-магазине оборудования Про-Бизнес

Description: {=this.Name} в каталоге интернет-магазина Pro-Biznes.ru. ✅ Подробные характеристики, фото и стоимость в Москве на профессиональное оборудование с гарантией. 🚚 Доставка по России. ✅ Большой ассортимент товаров в наличии.

Шаблон некоторых карточек товара включает цену.

Переменные: {=this.Name} — название товара, {price} — цена

Title: {=this.Name} — купить в Москве с доставкой по России | Интернет-магазин Про-Бизнес

Description: Приобрести профессиональное оборудование в Москве — {=this.Name} по цене {price} ✅ Контроль качества и помощь в подборе. ✅ Кредит и лизинг. ✅ Сервисное обслуживание и гарантия. 🚚 Доставка по России.

Здесь у клиента возникли сомнения: правильно ли указывать цену в Description, ведь цены часто меняются, и если поисковики не успевают обновить сниппет, он будет вводить покупателя в заблуждение.

Мы дали аргументированный ответ, который удовлетворил клиента:

«Мета-тег Description иногда используется поисковыми системами в качестве сниппета, но далеко не всегда. У большинства сайтов с наибольшей видимостью по продвигаемому семантическому ядру цена участвует в тегах и метатегах карточек товаров, это важный коммерческий фактор, поэтому было принято решение внедрить цену в шаблон карточек товаров».

Создание страниц по брендам

Мы автоматизировали создание страниц по брендам и вывод ссылок на эти страницы в виде тегов. Если товары какого-то бренда убираются из продажи, страницы и ссылки автоматически удалятся.

Такие страницы формируются в случае, если в ассортименте 4 и больше товаров бренда. Брендовые страницы имеют человекопонятный URL, оптимизированные шаблонные метатеги, автоматически попадают в xml-карту сайта.

Эти страницы привлекли дополнительный поисковый трафик: многие покупатели ищут через поисковики оборудование конкретного бренда. Посещаемость таких страниц продолжает расти.

Скриншот из Яндекс.Метрики

Ссылки на брендовые страницы формируются автоматически в виде плитки тегов на страницах родительских категорий.

Открытие страниц для индексации

Мы обнаружили, что некоторые теговые страницы категорий испытывают проблемы с индексацией в поисковой системе Google. При этом проблем с индексацией в Яндексе нет.

Скриншот из поисковой системы Google

Эти страницы востребованы и могли бы привлекать поисковый трафик из поисковой системы Google.

Мы предположили, что в коде есть тег, закрывающий страницу от индексации. Стали искать его, но стандартная проверка исходного кода его не показывала.

Закрывающий тег был обнаружен в исходном коде с помощью инструмента https://search.google.com/test/mobile-friendly при сканировании роботом Googlebot для смартфонов.

Скриншот из инструмента https://search.google.com/test/mobile-friendly

Мы удалили этот тег со страниц, которым был задан человекопонятный URL и где была настроена оптимизация, но сохранили его для неоптимизированных страниц фильтрации. В результате оптимизированные страницы появились в индексе и выдаче Google.

Региональная привязка

Региональная привязка нужна сайтам, ориентированным на рынок конкретного региона. Привязка помогает поисковым системам правильно ранжировать сайт по геозависимым запросам, а также по запросам с упоминанием региона.

Для сайта pro-biznes.ru мы установили региональную привязку «Москва» в Яндекс Бизнес.

Было:

Скриншот из Яндекс.Вебмастер

Стало:

Скриншот из Яндекс.Вебмастер

Корректировка карты сайта

XML-карта помогает поисковым роботам ориентироваться в документах сайта и вовремя их индексировать.

В карту сайта не должны попадать:

  • закрытые от индексации страницы (например, «Корзина», «Избранное», «Сравнение товаров», «Личный кабинет»);
  • неканонические страницы (например, с GET-параметрами);
  • страницы с отличным от 200 кодом ответа сервера.

Оптимально, если карта генерируется автоматически (через установленные промежутки времени), выгружая все активные элементы из базы данных и формируя из них список URL адресов.

Мы обнаружили, что не все теговые страницы и страницы брендов попадают в XML-карту. Чтобы ускорить обход и индексацию страниц, мы скорректировали файлы карты сайта https://pro-biznes.ru/sitemap.xml. В файл добавлены недостающие URL, новые страницы попадают в карту автоматически. При добавлении более 50 000 страниц, либо если размер файла превышает 50 МБ, карта разбивается на несколько файлов с использованием индекса Sitemap.

Удаление текстов-дублей

Раньше на страницы фильтрации дублировался текст с родительского раздела.

Например, на странице фильтрации с профессиональными грилями для общепита, отфильтрованными по материалу рабочей поверхности (камень), дублировался текст со страницы категории «Профессиональные грили».

В результате пользователи и поисковые роботы видели текст, который не уникален относительно других документов сайта и не релевантен странице — в нем ничего не сказано о рабочей поверхности из камня.

Но так как страницы фильтрации закрыты от индексации, у клиента возник закономерный вопрос: зачем удалять этот текст, если поисковые роботы все равно его не увидят, а пользователям он может быть полезен.

Мы дали аргументированный ответ, который удовлетворил клиента:

«Удаляя дублирующий текст со страниц фильтрации, мы перестраховываемся от возможных негативных сценариев. Закрытие страниц от индексации может быть проигнорировано роботами поисковых систем. Директивы в файле robots.txt имеют рекомендательный характер, а указание канонической страницы не запрещает индексирование той страницы, на которой находится пользователь / робот ПС. Кроме того, всегда могут произойти какие-то технические сбои и meta-тег robots может пропасть со страниц фильтрации».

2 этап

Начиная с января 2023 года, мы выполнили несколько важных доработок, которые повысили KPI проекта.

Микроразметка и рейтинг товаров в каталоге

На страницы каталога товаров мы добавили микроразметку schema.org. Микроразметка облегчает поисковым системам извлечение и обработку информации, улучшает представление страницы в результатах поиска. В сниппете выводятся важные параметры товара, например, название, производитель, цена. Также в сниппете благодаря микроразметке может отображаться рейтинг товара, если он не нулевой.

Скриншот из поисковой системы Яндекс

Высокий рейтинг повышает доверие пользователей и кликабельность сниппета. В результате растет трафик и конверсия

Оптимизация страниц пагинации

Пагинация — это разделение массива данных на отдельные страницы для удобства пользователей.

Например, в каталоге pro-biznes.ru 276 моделей пароконвектоматов. Если вывести их на одной странице, она получится очень длинной, и на ней будет сложно ориентироваться. Поэтому она делится на несколько пагинационных страниц — по 12, 24, 36 и т.д. моделей, по выбору пользователя.

Сначала пагинационные страницы были закрыты от индексации для роботов поисковых систем через robots.txt. В результате из индекса Яндекса было исключено около 1100 страниц, в том числе карточек товаров.

Чтобы вернуть страницы в индекс и больше не испытывать проблем с индексацией и распределением статического веса на карточки товаров, было решено открыть для индексации страницы пагинации.

Вообще открывать или не открывать для индексации пагинационные страницы — дискуссионный вопрос. Эти страницы имеют похожее содержание, поэтому некоторые SEO-специалисты считают, что Яндекс может посчитать их дублями. Вот что сказал по этому поводу наш клиент:

«В нашем случае, если оптимизация будет только добавлением номера страницы, не посчитаются ли страницы дублем? Не будут ли они конкурировать друг с другом в выдаче поисковиков (меняясь и теряя позиции)?»

Мы дали аргументированный ответ, который удовлетворил клиента:

«Основная цель сейчас — открыть страницы пагинации, чтобы исключить проблемы с индексированием карточек товара и исправить распределение веса на страницах сайта. Также есть официальный ответ Яндекса на подобный вопрос: он не рекомендует использовать полные запреты на индексирование страниц пагинации».

Скриншот ответа технической поддержки Яндекс

Канонический адрес страниц пагинации мы настроили на родительскую категорию. Несуществующие страницы пагинации перенаправляются на основной раздел без GET-параметров или выдают код ответа сервера 404, такие страницы мы перенаправили на основной раздел 301 редиректом.

В результате карточки товаров, которые выпали из индекса, вернулись в поиск.

Вывод расширенных характеристик товаров

Мы регулярно анализируем сайты топовых конкурентов, находим SEO-приемы и идеи, которые стоит протестировать. Например, мы обнаружили, что конкуренты выводят дополнительные характеристики в карточки плит, печей и других тепловых товаров:

  • вес;
  • тип подключения;
  • панель управления;
  • расстояние между направляющими;
  • тип нагрева;
  • материал рабочей поверхности;
  • тип поверхности;
  • комплектация.

Мы реализовали вывод уникальных дополнительных характеристик на миниатюры карточек товаров в листингах категории «Тепловое оборудование». Характеристики выводятся только в случае, если они заполнены в карточках товара.

Эти доработки подняли видимость карточек товаров в поисковых системах. Вот, например, статистика по количеству запросов в топ-10 на странице https://pro-biznes.ru/catalog/2976-teplovoe-oborudovanie/:

Корректировка блоков перелинковки

Мы заметили несколько проблем с внутренними ссылками на сайте:

  • В карточках товаров проставлены ссылки на услуги и информационные статьи. При этом в статьях и на страницах услуг нет открытых для индексации ссылок на товары. Получается, что приоритетный каталог получает меньше ссылочного веса, чем второстепенный по значимости раздел «Блог».
  • На страницах услуг товары выводятся беспорядочно, без фильтрации и сортировки, сплошным полотном, это неэстетично и неудобно.

Карта скроллинга подтверждает, что пользователи изучают первый экран с описанием услуги и игнорируют список товаров.

  • Список товаров выводится, даже если статья логически не связана ни с одним разделом каталога.

Мы проверили релевантность вывода ссылок и внедрили несколько корректировок:

  • В статьях ссылки на товары выводятся в формате заметного блока с категориями и карточками товаров.
  • При создании новых статей блога администратор выбирает до 10 категорий товаров, которые связаны со статьей по смыслу. Товары из этих категорий выводятся в блоке перелинковки.
  • Если статью нельзя логически связать с определенной категорией товаров, блок с товарами не выводится.

После внедрения доработок ссылки на товары стали заметными, выглядят логично, кликабельность блоков перелинковки повысилась.

Доработка фильтра

Задача фильтра − сузить поиск и помочь пользователю быстрее найти релевантный товар. Чтобы пользоваться им было удобнее, мы добавили строку быстрого поиска в параметры фильтрации.

Например, в разделе «Холодильное оборудование» в фильтре задано более 50 температурных режимов и столько же брендов.

Чтобы найти нужный бренд поиска, приходится пролистать длинный список. После внедрения быстрого поиска бренд находится за пару кликов.

В результате выросло количество посетителей из поиска, которые использовали фильтры.

Скриншот из Яндекс.Метрики

Вывод шаблонных текстов на теговых страницах

На теговых страницах категорий по брендам мы разместили шаблонные тексты. Это универсальные тексты, в которые нужно вставить нужные переменные, например, наименование категории, бренд, цену, количество товаров.

Пример реализации:

Шаблоны помогают быстро оптимизировать страницу под требования поисковых систем, повысить ее релевантность, вставить коммерческие ключевые слова и словосочетания.

Результаты

За почти два года работы (с декабря 2021 года по октябрь 2023 года) трафик из поисковых систем вырос более чем в 7,5 раз — на 655% без брендовых запросов.

Скриншот из Яндекс.Метрики

Основной трафик — переходы из поисковых систем. Доля трафика из поиска составляет 85,75%. Трафик с платных источников рекламы в таблице не указан, это конфиденциальная информация.

Доля поискового трафика по брендовым запросам (включающим название компании) составляет всего 1,8%. Поисковый трафик по общим тематическим запросам — 98,2%.

Стоимость привлечения посетителя без учета поискового трафика по брендовым запросам снизилась на 71%.

Проект занимает топ-10 Яндекса и Google по целевым запросам в тематике «Оборудование для HoReCa», часть из них представлена ниже:

Стоимость обращения (целевого действия) при переходе из поисковых систем сократилась на 40%.

Выручка проекта с переходов из поисковых систем выросла на 734%.

За относительно короткий период нашей команде удалось заметно улучшить основные KPI проекта: поисковый трафик, позиции по ключевым запросам, выручку при переходе из поиска, стоимость привлечения посетителя, стоимость целевого действия при переходе из ПС. У сайта и ниши большой потенциал, работа продолжается.

Несколько промежуточных выводов по проекту. Работая над проектом, мы еще раз убедились, что:

  • К нам идут лучшие клиенты — заинтересованные, вовлеченные и креативные. Они за активность и движ, и мы с ними на одной волне.
  • Для наших разработчиков нет ничего невозможного на Битриксе: они быстро и четко реализуют даже самые сложные доработки.
  • Каждый проект уникален, универсальных SEO-рецептов не существует. Чтобы получить по-настоящему мощный результат в конкурентной тематике, надо тестировать новые гипотезы, искать и реализовывать свежие идеи.

Над проектом работали:

Татьяна Борисова, заместитель руководителя / Отдел SEO-производства;

Данил Бобрышев, ведущий менеджер проекта;

Ярослав Головачев, старший контент-редактор.

0
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда