Кластеризация запросов для поиска точек роста
В данной статье мы рассмотрим поиск точек роста для сайтов с помощью анализа данных кластеризации запросов.
Для тех, кто только входит в эту тему, пара слов для пояснения:
Автоматическая кластеризация позволяет сгруппировать запросы по группам в зависимости от пересечения в результатах выдачи одинаковых сайтов.
Ещё проще. Если по запросу «купить сотовый телефон» и «купить смартфон», у вас разные посадочные в выдаче, то эти запросы мы будем продвигать на разных страницах.
По общей теме всё понятно — у нас есть топ выдачи и совпадения по запросам.
Руками проверять это в ситуации, когда речь идёт о большом семантическом ядре, задача слишком затратная по времени и, в условиях наличия автоматических сервисов, в целом, бессмысленная.
Ранее семантика группировалась по семантическому родству и смыслу. Но данный способ исключал данные непосредственно из поисковых систем, поэтому между сформированными кластерами и алгоритмами поисковых систем часто было несоответствие. Тем самым работа над частью собранной семантики теряла смысл.
Сегодня существует общий алгоритм работы, который часто применяется для продвижения сайтов в органической выдаче.
Какие вопросы могут возникнуть?
Несмотря на то, что методика логична и даёт полное понимание того, как можно сформировать запросы под каждую страницу, на практике возникает несколько зон, которые оказываются под вопросом.
1 Разность результатов
2 Жёсткость кластеризации
Разность результатов заметна особенно при обработке больших данных и большой конкуренции. Алгоритм сбора информации не может не учитывать изменения в топ выдаче, появление новых сайтов и изменение интента. Поэтому, через какое-то время, совершенно нормально, если вы получите несколько иной результат по одному и тому же семантическому ядру.
Также стоит учитывать этап логической доработки структуры после машинного анализа. Это даёт возможность объединить, при желании, запросы с одинаковым интентом пользователей.
Жёсткость кластеризации
Этот порог определяет количество совпадений. Соответственно, существует несколько подходов, при которых запросы могут быть на одной странице и на разных.
На практике это выглядит так: к примеру, три запроса определены кластеризатором, в зависимости от жёсткости, как на одной, так и на разных страницах.
Как нам пояснила поддержка подобных инструментов, жёсткая кластеризация в первую очередь направлена на высококонкурентные ниши, где оптимальной стратегией может являться максимальная раскластеризация.
Есть несколько подходов решения.
Первый
Выбор жёсткого порога кластеризации (на примере сервиса Just Magic это группы grp-3-4). При данном подходе, мы создаём структуру от наиболее жёсткого расформирования запросов и объединяем только по мере невозможности представления запросов на разных страницах. Так мы сразу охватываем создание всех страниц, с которых мы сможем собирать трафик, и далее сосредоточится на следующем этапе работы с сайтом, не возвращаясь к вопросам структуры. Это подходит для высококонкурентных тематик и для мультиинтентных запросов и используется редко.
Второй
1. Выбирается начальная группа (пример: совпадение по 3 из 10 сайтов) и на её основе строится структура сайта.
2. Если один из запросов, состоящий в начальном кластере не выходит в топ после проведения оптимизации — проверяем переходит ли он в другой кластер при более жёстких условиях совпадения (пример: 6 из 10 сайтов). Если да, то при отсутствии прямого дублирования интента создаётся отдельная страница для продвижения данного запроса, по которому отдельно собираются данные по конкурентам, плотности вхождению, анкоры, активные элементы и данные по другим зонам страницы.
3. После этого формируются более узконаправленные страницы: дополнительные услуги, тегирование и другие страницы, сегментирующие услугу или раздел каталога.
Третий
Данный способ наиболее распространён и лучше всего подходит при работе, к примеру, с небольшим разделом услуг, когда стоит задача собрать на него максимальный трафик, как можно быстрее.
После кластеризации мы объединяем вручную два или несколько кластеров, если у одного из них слишком малая частотность и мало запросов. Т.е. мы исходим из того, насколько целесообразно тратить ресурсы на создание контента для отдельной страницы. Если потенциальный трафик слишком мал, то проще объединить данные запросы с уже сформированным близким по значению кластером.
Заключение
Кластеризация даёт возможность распределить по страницам большой объём данных и обработать семантику, включающую десятки тысяч запросов в короткий срок. Тем не менее, какой бы способ жёсткости кластеризации вы не использовали, дальнейшая работа должна соответствовать логике структуры вашего сайта и интенту пользователя.
Тоже долго думали зачем эти группы по жёсткости, пока работаем примерно, как в 3 написано.
Только когда выдача накручена, что сейчас и происходит в большинстве конкурентных тематик, такой подход не прокатит.