{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Тайное влияние «Яндекса» на рунет через «колдунщиков»

Может ли «Яндекс» использовать своё лидирующее положение на рынке интернет-поиска, чтобы продвигать собственные сервисы? Готова ли такая корпорация задвигать на задние ряды сайты с поведенческими показателями лучше, чем у собственных сервисов?

И может ли Яндекс вводить в заблуждение пользователей, используя «колдунщиков»? Если это так, то другие игроки лишаются заметной доли прибыли, а это сковывает развитие новых сервисов и в целом отрасли. Давайте разбираться.

Определимся с терминами. Сниппет – небольшой фрагмент текста, который показывается пользователю в результатах поиска. Цель его – дать пользователю возможность выбрать на какой сайт перейти. Чем больше пользователей увидели ваш сниппет в выдаче – тем больше шанс, что они попадут к вам на сайт.

CTR (Click to Rate) – параметр сниппета – процент перехода людей из выдачи по отношению к общему количеству людей искавших что-то в поисковике по этой фразе.

Согласно исследованиям (ссылки в конце статьи) – чем ниже находится сниппет в поисковой выдаче, тем меньший процент людей переходит по нему. Т.е. CTR сниппета уменьшается, если сайт показывается ниже в результатах поиска.

CTR зависит от поискового запроса, от тематики, от внешнего вида самого сниппета и т.д. Не так важно конкретное значение, далее для простоты возьмем значение CTR=20% для первого места в органической выдаче. Сниппет второго места при этом будет примерно 15%, на третьем месте 10-12% и т.д. снижается с увеличением места.

Если вы лучший сайт в отрасли и занимаете первые места по соответствующим запросам, то вы могли рассчитывать на 20% трафика (CTR=20%). Обычно на первых местах в органической выдаче Яндекс показывает сайты, подтвердившую хорошую удовлетворенность пользователей. У каждого поисковика есть система метрик, оценивающих не только релевантность поисковой выдачи (т.е. насколько сайты из выдачи соответствуют запросу пользователя), но и насколько пользователи, перешедшие на каждый конкретный сайт, удовлетворены найденными сайтами – это основа современного поиска.

Что происходит, когда между контекстной рекламой (Яндекс.Директ) и органической выдачей появляется блок высотой с 2-3 сниппета. А в этом блоке один из сервисов Яндекса? Правильно – CTR первых мест в органической выдаче снижается. Хотя бы потому, что вместо первого-второго экрана сниппет «уезжает» на второй-третий экран (для экранов смартфонов этот эффект выражен еще сильнее).

Вместо прежних 20% трафика, теперь лидер отрасли получает 10-12%. Те же кто ранее получал 10% теперь будут получать 5% и т.д.Пусть на сайте 100 тысяч посетителей в сутки. Далее, простой расчёт: если интернет-компания получает половину трафика с SEO (50 тыс.), а половину от него составляет Яндекс (25 тыс.) – то после появления блока с сервисом Яндекса (так называемые колдунщики) от этих 25 тыс. останется лишь 12 тыс. Возможно это покажется незначительным, но что такое 12 от 100? Это 12% трафика и значит 12% доходов. Здесь можно долго считать копейки, рассуждать про постоянные и переменные расходы, про особенности того или иного бизнеса. Суть не в этом. Приведённый пример расчёта сделан на опыте реального бизнеса, на основе реальных показателей, цифры сильно приближены к настоящим. Такова жизнь сейчас.

Представьте, что маржинальность вашего бизнеса была 10%-15% и у вас «испаряется» 12% прибыли? Сколько ресурсов вы теперь сможете тратить на исследования аудитории, апробацию новых технологий, на развитие собственно продукта?Не было бы причины волноваться, если бы сервисы Яндекса ранжировались в общем порядке и все участники рынка могли участвовать на равных – показывать такие же яркие и привлекательные супер-сниппеты с картинками, таблицами и пр. Такая возможность «как бы» была на протяжении короткого времени – технология, презентованная еще Ильей Сегаловичем – Яндекс.Острова (по сути – «колдунщики»). Однако, не выйдя из бета-тестирования, она была свернута. Официальная причина – Острова вебмастеров хуже по качеству, чем собственные Острова Яндекса.

Сейчас «колдунщики» доступны только аффилированным с Яндексом онлайн-сервисам. Вот еще несколько примеров колдунщиков, согласитесь, такой сниппет не пропустишь, пройти мимо сложно:

Или так:

Ещё:

Хотя даже в этом случае никто никогда, кроме разработчиков Яндекса, не узнает какой повышающий коэффициент (или иной механизм искусственного увеличения релевантности) применяется Яндексом к собственным сервисам, чтобы получить больше трафика.

Сейчас Яндекс – уже не просто поисковик. Это IT-компания, которая строит свою империю. Но делает ли она это честно, или же за счёт других игроков, и вводит ли она в заблуждение пользователей, подтасовывая результаты органической выдачи? Замедляется ли развитие отрасли из-за манипуляций, и что мы получим через 3-5-10 лет?

Выходит, что мегакорпорация «кормит» пользователей только своими собственными продуктами, потому что другие компании «не выдержали конкуренции»? А ведь отсутствие конкуренции приводит к тому, что страдают конечные пользователи.

Интересное по теме:

  • Обзор про разным исследованиям CTR сниппетов.
  • Статья от Яндекса (старенькая, но суть не меняется).
  • Исследование с использованием технологии EyeTracking (на этот раз про Google).
0
89 комментариев
Написать комментарий...
Arif Emirbekov

Считаю важным законодательное ограничение кол-ва собственного контента в поисковиках. Яндекс уже давно не поиск, а витрина продуктов яндекса и прочих аффилированных структур. Путь в некуда товарищи.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
86 комментариев
Раскрывать всегда