Боты атакуют! Странная накрутка ПФ на сайты
Предисловие
Еще с марта 2020 года многие SEO-специалисты начали отмечать случаи массовых накруток поведенческих факторов на свои сайты.
С конца лета вебмастеры начали получать уведомления в панели Вебмастера о том, что на сайт были наложены санкции в связи с накруткой ПФ.
Казалось бы, Яндекс взялся за дело – пошли «показательные порки». Но появились и опасения в том, что можно будет подвергнуться негативной накрутке на свой проект со стороны конкурента – от которой, по сути, трудно защититься.
Боты атакуют!
Расскажу про странную аномалию, которую заметил на одном из проектов. Начиная с ноября постепенно на сайт начали непонятно откуда залетать посетители. В начале декабря - явный тренд.
Далее все цифровые данные - усредненные.
1) Прямые заходы
Время на сайте – 24 секунды;
- Глубина просмотра – 1,12;
- Процент отказов - 13,8 %;
Казалось бы, это можно было бы объяснить какой-то наружной рекламой – но её просто не было.
2) Переходы из социальный сетей, а именно из Facebook, ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, Twitter, Мой Мир, Livejournal:
- Время на сайте – 19 секунд;
- Глубина просмотра – 1,16;
- Процент отказов - 12,2 %;
Опять же, в соц. сетях компании нет, переходы есть.
3) Переходы по ссылкам на сайтах:
Время на сайте – 32 секунды;
Глубина просмотра – 1,41;
- Процент отказов - 11,3 %;
Набор сайтов абсолютно рандомный – естественно, никаких ссылок на проект на них не было.
4) Переходы из рекомендательных систем, а именно Яндекс Дзен:
Время на сайте – 18 секунд;
- Глубина просмотра – 1,11;
- Процент отказов - 13,8 %;
Что интересно, 95% переходов идут на одну страницу.
Диаграмма «Роботы» без явных «трендов»:
Не ожидая вменяемого нестандартного ответа, все же обратился к Платону Щукину по поводу этого наблюдения.
Получил стандартный ответ.
Последствия
Позиции, которые были до этого в ТОП-10 выпали из сотни.
С подобной ситуацией столкнулись и другие оптимизаторы – результат схожий, позиции ушли у кого-то к 50-60 местам, у кого-то за сотню. У малого числа ничего не изменилось...пока что.
Не исключаю того, что все это одно большое совпадение и в ранжировании поведение стороннего трафика учитывается в меньшей степени, если вообще учитывается.
Что делать?
Непонятно.
Казалось бы, если есть схожий IP у разных сессий, можно было бы заблокировать таких ботов. Проблема в том, что они все разные.
По гео-параметрам таким же образом не отфильтруешь – все из России, преимущественно из целевых регионов.
Возможно, получится через Cloudflare отсечь реферальный трафик.
Еще одна мысль – просто убрать счетчик с страницы на которой гонится трафик и понаблюдать, что будет.
По сути, все это предположения и вполне возможно – бездействие тоже выход.
Еще одно предположение - боты накручивают историю посещений, чтобы потом использоваться для накрутки ПФ уже для конкретных проектов.
Были ли подобные случаи у Вас и какие действия в этой ситуации приемлемы?
Интересные статьи по схожей теме:
P.S. Еще замечен резкий рост внешних ссылок в вебмастере (не на всех проектах, на примерно в это время)
Но может кто-то какой-то выход нашел?
Посмотрите комментарий Сергея Черняева - я думаю это самое безопасное. Можно банить сетки IP, но есть вероятность забанить реальных посетителей.
Лично я смекнул так - мне нужно, чтобы метрика не видела ботов вообще, так как они идут у меня на одну страницу (это разводящая страница услуг, поискового трафа туда я не ожиданию, поскольку под общий запрос оптимизирована главная страница, то есть мало чем рискую) поэтому просто удалил код метрики на конкретной странице вчера. Результат - 0 заходов ботов, буду наблюдать, смогут ли они адаптироваться и начать переходить на другую страницу-жертву. Ну и буду наблюдать позиции - судя по комментарию все того Сергея - могут начать возвращаться уже через 2 недели.
У меня все заходы на главную, могу ли я с главной брать метрику? Или отразится на позициях? И еще вопрос если могу - то как это правильно сделать?
Думаю, что с главной лучше не убирать код метрики. Сам по себе счетчик никак не влияет на позиции, это инструмент аналитики просто. Но в данном случае у Вас, конечно, очень неудачно гонится трафик. Вы точно уверены, что именно на главную? Отчеты -Содержание -Страницы Входа, ставите сегмент "Последний значимый тип источника" и выбираете нужный. После этого смотрите страницы.
Да однозначно на главную (
Алиса, как решили вопрос? У меня тоже на главную гонят с месяцок, потом делают перерыв. Через месяцок снова повторяется.