{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

SEO-подрядчик. Как его контролировать и ставить задачи

Очередной материал на избитую тему? Да, спорить не стану. Но тут есть нечто новое.

Статья основана на не совсем стандартной консультации, которую я провел пару месяцев назад.

Коротко о себе: В SEO больше 10 лет. Сейчас у нас с братом собственное рекламное агентство РА «Ковалёвы». Прошел длинный путь от «РаботаюЗаЕду» до «Ты, ты и ты – сделайте клиенту красиво».

Возвращаемся к теме. Запрос поступил из нашей группы в FB по поиску подрядчиков.

На первый взгляд, клиенту необходима была консультация по SEO и составление плана работ по сайту. В итоге запросил доступы к аналитике и вебмастерам, задал уточняющие вопросы, и мы с командой приступили к работе.

На выходе клиент получил полноценный аудит сайта, где мы по пунктам разобрали «узкие места» ресурса. В представленном заказчику документе мы указали

  • ошибки сайта;

  • что надо сделать;

  • кто должен составить ТЗ на исправления;
  • кто должен реализовать поставленную задачу.

Пример:

Дополнительно сделал такую схему для пущей наглядности, чтобы сориентироваться в последовательности необходимых работ:

И… всё не то

После предоставления готовых материалов получаю от клиента ответ, из которого понимаю, что задача немного не в том была. Оказывается, заказчик хотел получить консультацию по правильной постановке задач и разработке плана работ по SEO и дальнейшему контролю. Далее прямая речь от клиента:

Как технический аудит, документ очень информативный, отдельно благодарю за анализ возможной «серой» оптимизации, которая действительно может объяснить странное поведение трафика. Возможно, я не совсем точно выразила то, что необходимо получить от запрашиваемого плана задач.

В первую очередь хотелось получить общие шаги задач для менеджера, а потом уже детализацию в конкретные задачи. Потому что по общим задачам есть вопросы, требующие согласования.

Клиент, Директор по маркетингу

Аааа, ну тогда все просто (нет)

Письмо от клиента было длинное, с вопросами по многим пунктам из аудита. Я сначала присел на диван, дрожащей рукой отвинтил краник бочонка с валерьянкой, хряпнул и написал:

Мне кажется, вы просите научить вас как стать руководителем отдела SEO.

Большая часть вопросов предполагает глубокое знание предмета, то есть вы хотите ставить задачи SEO-подрядчику. Для этого надо очень четко понимать, для чего делается тот или иной вид работ, на что он влияет, с какой скоростью и на какие поисковые системы.

Такому надо учить несколько лет, на примере множества сайтов.

Роман Ковалёв, Руководитель отдела SEO и разработки

А почему бы и да?

Потом я сел писать ответы на каждый вопрос: подробно, с чувством, толком, расстановкой.

Когда в бочке с успокоительным зельем осталось как у Шурыгиной, на донышке, ответ был готов. Мы потом еще обменялись серией писем с уточнениями. В итоге же по завершению работ я получил отличный отзыв и деньги)

Сейчас по пунктам представлю Вам выжимку из нашей переписки, только самый сок и самая глубина мыслей

Как правильно формулировать задачи по SEO?

Вы ставите перед исполнителем цель, которую необходимо достигнуть. Чаще всего это увеличение целевого трафика и, соответственно, рост продаж.

Важно помнить: повышение продаж должно быть хоть немного пропорционально росту поискового трафика. Если трафик растет, а продажи нет, значит — идет рост ненужного трафика.

Еще более важно: не SEO-шники отвечают за уровень конверсии на сайте. Поэтому при наличии таких проблем в первую очередь трясите аналитиков.

Вы так же можете ставить и более мелкие задачи, например: нужно наполнять раздел блог и писать информационные тексты, чтобы была возможность делать репосты в соцсети; я буду присылать вам новые товары, разместите их на сайте и оптимизируйте. Или: у нас новый раздел на сайте надо сделать, будем продавать новый товар.

Решение подобных задач должно входить в круг обязанностей SEO специалиста или агентства по продвижению. Если подобное не делается или делается за отдельные деньги — это, мягко говоря, странно.

Задачи более сложного содержания, например:

  • проанализируйте товарную матрицу конкурентов, выработайте предложения по изменению структуры нашего сайта.

Или:

  • соберите информационные запросы в нашей тематике, разделите на две группы: простые (те, ответы на которые дает поисковик) и сложные (те, для которых нужно готовить экспертный материал). Сложные запросы сгруппируйте и подготовьте план публикаций для блога. Так же напишите ТЗ программистам для изменений страниц блога, чтобы можно было вставлять карусель из подходящих товаров сайта для повышения поведенческих показателей и вероятности продажи товара.

Подобные задачи может поставить руководитель отдела SEO, SEO-специалист уровня senior или же фрилансер сам себе (никогда такого не встречал:)

Такие задачи не сможет поставить человек, который ранее не продвигал десятки сайтов и не наработал большого опыта в разных тематиках. Я встречал только одного такого владельца бизнеса, но он в прошлом был SEO-шником, что делает его исключением из общего правила.

Вопрос: Если SEO-специалист или компания не проявляет подобного рода инициативы, значит ли это, что надо менять подрядчика?

Ответ: Это один из сигналов, чтобы задуматься над результативностью работы SEO специалистов. Но это не означает, что такие задачи должны сыпаться в месяц по десяткам штук. Аудит конкурентов достаточно делать раз в год, а пересобирать семантику — раз в два-три года, и то исключительно в случаях, когда ниша подвержена серьезным изменениям спроса.

Подобного рода задачи — не самоцель. То есть, не работа — ради работы, а работа — ради результата. Если у вас растет трафик и позиции, а подрядчик не сделал за полгода аудит конкурентов — это значит, что он эффективно применяет свои знания и без данного аудита.

Промежуточный итог: вы даете векторы развития, а SEO-специалист или студия, используя экспертный опыт, выполняет свою работу.

Как составить план работ по SEO?

Человек, который не занимался SEO-продвижением сайта, не сможет составить качественный и эффективный план работ. Для этого нужны знания и опыт. План работ составляет исполнитель (фрилансер или сотрудники нанятого агентства) на основе аудита сайта и ваших пожеланий по приоритетности.

Что же нужно учесть при составлении плана работ?

Внутренняя оптимизация – работы с содержимым ресурса в соответствии с правилами и требованиями поисковых систем (подготовка текстов, оптимизация метатегов, ТЗ программистам и пр.).

Внешняя оптимизация – всё, что не зависит от сайта напрямую. Главным примером является работа по созданию ссылочной массы.

Коммерческие факторы – специалист берет чек-лист и определяет «слабые места» сайта. На основании проведенного анализа SEO-шник формирует предложения для реализации.

Пример: отсутствуют ссылки на социальные сети, не указана цена товара, нет фильтров товара и т.п.

Адаптивная верстка. Доля мобильного трафика в поиске стабильно растёт. Google индексирует теперь с приоритетом мобильного контента. Поэтому рейтинг страниц зависит главным образом от их мобильной (адаптивной) версии.

Поведенческий фактор. Зависит от дизайна (в данном случае UX-дизайнер в помощь) до внутренней перелинковки и текстов (за решение этих задач уже несёт ответственность SEO- специалист).

Разработка дополнительных посадочных страниц. Такую задачу можно поставить только после сбора и кластеризации семантического ядра. Инициатива её реализации может исходить от обеих сторон. От заказчика — если у вас есть потребность в расширении ассортимента, либо же от SEO-специалиста — если есть спрос, и можно собрать дополнительный трафик на отдельные страницы.

При сборе СЯ SEO-специалист ориентируется на структуру и товарную матрицу клиента. В процессе подготовки семантического ядра могут появиться ключевые слова, которые не вписываются в текущую структуру, но подходят клиенту. Такие ключи собирают отдельно и группируют. После этого на их основе формируют предложения по изменению структуры и созданию дополнительных страниц.

Данная задача может быть актуальна на этапе, когда основные работы по SEO уже проведены и надо расширять присутствие в новых ключевых словах. Лучше всего это делать в процессе сбора семантики.

Опять семантическое ядро. Что это?

Говоря самыми простыми словами, семантическое ядро (СЯ) — это список ключевых слов, по которым ваш сайт могут найти в поисковых системах.

А что такое кластеризация?

Это разделение на группы по страницам вашего сайта собранных ключевых слов.

Понятно, а дальше?

Дальше нужно:

  1. Собрать максимально полное семантическое ядро (включая околотематику, для статей в блог, например.)

  2. Разбить СЯ на кластеры
  3. Прописать запросы на имеющихся страницах. Если же они отсутствуют, тогда разделить по приоритетности и создать новые страницы
  4. Запустить работу, исходя из сформированного плана

У вас есть текущая структура сайта с категориями и товарами? Отлично!

Обычно SEO-специалист собирает семантику, исходя из уже существующей структуры, предполагая, что все ваши товары и услуги отображены на сайте. В процессе сбора ключей могут попадаться запросы, которые не вписываются в текущую структуру. Соответственно их надо собрать и группировать.

Покажу на свежем примере:

Собирали семантику для зимних удочек. У клиента было разбитие по видам удочек. В процессе сбора семантики накопилось много ключей формата «балалайка на окуня» «зимняя удочка на леща» и пр.

На основании этого мы порекомендовали дополнить структуру и реализовали продуктовые теги. Важно то, что это эти «фильтры» дают нам отдельную статичную страницу с ЧПУ, текстом, заголовком и мететагами, которые можно оптимизировать.

Важно то, что это эти «фильтры» дают нам отдельную статичную страницу с ЧПУ, текстом, заголовком и мететагами, которые можно оптимизировать.

Бывает обратные ситуации, когда для SEO продвижения сайт абсолютно не готов. В данном случае для начала собирается семантическое ядро, формируется структура и под нее полностью переделывается сайт. Такой же подход используется, и когда сайта нет вообще.

И что же потом делать с этим ядром?

Если семантическое ядро собрано и кластеризировано, то ставьте задачи на:

  1. Генерацию на основе СЯ метатегов для страниц сайта

  2. Создание ТЗ на рерайт и копирайт на основе СЯ
  3. Разработку технического задания на изменение структуры сайта, исходя из СЯ. Обращаем внимание, что первые два пункта чаще всего входят в готовое ТЗ.

В целом, адекватный SEO-специалист знает, что дальше делать с собранным семантическим ядром и самостоятельно справляется со всеми необходимыми работами

Контроль

Менеджеру сложно контролировать реализацию задач по SEO, поскольку это очень специфическая сфера, где обыватель сразу теряется. Более того, часто бывает, что какое-то конкурентное агентство делает аудит (конечно же, бесплатно, но чтобы по итогу забрать проект себе) и находит на сайте 100500 ошибок.

Что же делать?

Варианты такие:

  • Независимый аудит. Берите платный. Сразу скажите исполнителю, что не планируете менять подрядчика, а нужен лишь контроль. В таком случае не будет воды и необоснованной, критики с и посылом «а вот мы такие классные и шапочки у нас с плюмажом».

    К заказу аудита прилагайте отчеты текущего подрядчика. Вам подскажут: надувают вас или нет. Таким образом, вы получите не ангажированный отчет. Его можно использовать для корректировки работы подрядчика. Иногда у специалиста банально может глаз «замылиться» от постоянной работы над проектом. Поэтому ему будет очень полезно почитать аудит со стороны;

  • Независимый SEO-специалист, с которым можно в любой момент посоветоваться по необходимому вопросу. Это своего рода формат платных консультаций (или бесплатных, как договоритесь).
  • Уточнять неясные моменты в тематических сообществах в социальных сетях.

Что писать в договоре?

Как лучше поступать, если независимый аудит показал, что подрядчик ничего не делает? Ведь даже при наличии договора, там обычно не прописаны абсолютно никакие риски клиента? И как можно закрепить ответственность подрядчика в договоре, если объём работ определяется только после всех аудитов и кластеризации ядра? А это часто не один месяц работы… В итоге ни один специалист/агентство не захочет вносить подобные пункты в договор.

Что можно посоветовать в данном случае с точки зрения адекватной защиты интересов клиента?

Увы, но я не могу ответить на такой вопрос и дать 100% рабочий рецепт. Ведь я работаю со стороны рекламного агентства. Поэтому я просто опишу принципы нашей работы и расскажу, как защищены мы и какие гарантии получает клиент. Уже на основании предоставленной информации делайте выводы сами.

Итак, сижу я у камина за компом, приходит ко мне клиент на SEO продвижение и молвит человеческим голосом: «На тебе денег, сделай все красиво».

Я спрашиваю ссылку на сайт, доступы в вебмастер яндекса, в search console и аналитику. Изучаю. Делаю бесплатный аудит, подготавливаю примерный список работ, при возможности даю прогноз по трафику, указываю стоимость работ. Проблема этой схемы — отсутствие возможности работать массово с десятками-сотнями потенциальных клиентов в месяц. С другой стороны заказчики видят, что КП подготовлено не мокрым пальцем об асфальт, а на основе текущей ситуации по сайту и предполагаемых объемов работ.

Договор договору вор

Далее мы подписываем договор, где я обязуюсь представлять отчет о выполненных работах, текущих показателях и запланированных работах на следующий месяц. Тут зашита гарантия того, что клиент еще в текущем месяце будет представлять, чем мы будем заниматься в следующем. Соответственно, он получает возможность заранее скорректировать работу по своему желанию.

В договоре описываю перечень типовых услуг. Их не так много в SEO. Объемы указываю ТОЛЬКО для написания текстов. SEO нерегулярно, не системно. Поэтому нельзя каждый месяц выполнять одинаковые работы в стандартном объеме. Плюс ко всему трудно предсказать какие работы вдруг неожиданно могут появиться.

Поэтому и мне, и клиенту надо четко понимать: SEO студия делает всё для достижения конечной цели, которой является повышение трафика на сайте и выполняет те работы, которые реально необходимы в конкретный момент.

Чтобы получить правовую защиту, клиенту нужно выбирать подрядчика, который согласен вписать в договор KPI, то есть достижение позиций в поисковых системах либо определенных показателей трафика. Но надо понимать, что обе эти характеристики легко накручивается. В результате с легкостью можно выполнить KPI без каких-либо усилий.

Самое сильное средство защиты для клиента — постоплата. Прошел месяц, проанализировали отчет, оплатили. Или не оплатили, если в отчете «вода», что подтверждает независимый аудит. Если подрядчик бунтует и угрожает судом, вооружаетесь независимым аудитом и настойчиво доказываете свою правоту!

К слову, мы работаем исключительно по предоплате. Просто мы честные и нам можно доверять :)

Альтернативный вариант: прописать в договоре часы работы SEO специалиста. После отчета смотреть: реально ли на согласованные виды работ было потрачено столько-то времени.

А текстов на сайт сколько писать?

С точки зрения менеджмента – все просто. Спрашиваете SEO-специалиста: сколько нам надо текстов отрерайтить, сколько новых написать, исходя из подготовленного семантического ядра. Кроме этого уточняете: нужно ли нам сейчас писать тексты с информационными ключами (если да, то сколько, если нет, то когда этим надо будет заняться).

Не клиент принимает решение о необходимом количестве текстов. Число текстов — не постоянная величина. Вы вполне можете выполнить весь объем копирайта для сайта за 3 месяца. После этого Вам остается писать только для новых страниц/товаров, а также статьи в блог для охвата информационных ключевых запросов.

А ссылок сколько купить?

Если сайт дырявый, то ссылки вам не помогут. Залатайте бреши внутренней оптимизации и потом пытайте спросите SEO-специалиста какой нужен бюджет на внешнее ссылочное продвижение

Конверсия. Юзабилити. Флоу.

Эти понятия находятся на границе между аналитикой и SEO. Далеко не каждый специалист по SEO сможет сделать юзабилити-аудит сайта. В свою очередь каждый аналитик справится с такой задачей. Аналитик — это человек, который занимается системами аналитики трафика на сайте. А еще UX-дизайнер, но я бы больше доверял аналитику.

SEO-специалистов интересует дизайн только с точки зрения влияния на поведенческие показатели сайта - % отказов, число просмотренных страниц и проведенное время на сайте.

Конверсия трафика может быть ответственностью SEO-шника исключительно в том случае, когда конверсия из поиска сильно ниже других видов трафика на сайте. То есть, специалист по SEO берет на себя ответственность за КАЧЕСТВО поискового трафика. Традиционно у SEO эти показатели выше.

Важно знать, что конверсия в целевое действие — это прерогатива дизайнеров, аналитиков, мерчендайзеров и директора в том числе.

Вместо вывода

Фуф. Многабукв.

Дочитали? Молодцы!

Уверен, вы теперь знаете чуть больше.

Кстати вот отзыв о той консультации, которая послужила основой для написания статьи:

Роман, здравствуйте. Очень информативный документ получился, мне стало гораздо понятнее и там, где были сомнения, вы их развеяли. Спасибо.

Мне очень понравился ваш подход и терпение )) Я просто пытаюсь понять как перестать прыгать на граблях... и поняла, что если глубже не обучаться в специфике - ничего не выйдет

Клиент

Всем желаю доброго здравия, логики и хороших исполнителей.

0
64 комментария
Написать комментарий...
Роман Ковалёв
Автор

Тема ЧПУ всколыхнула некоторых людей, теперь знаю о чем писать следующую статью)

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Cloud

Всколыхнула, потому что вы пишете бред о важности замены слова contacts на kontakty, и утверждаете что люди на это смотрят в выдаче. Забыв о том что в выдаче это все можно заменить русскоязычным словом "Контакты", при помощи микроразметки (о чем вам уже написали, и вы успешно проигнорировали). И также забыв, что страница Контакты в большинстве случаев показывается пользователю только тогда, когда он совершает витальный запрос, по названию компании. А в этом случае, ему все равно, будет там contacts или kontakty. Ну и articles... Уважаемый, речь идет о коммерческом сайте? Если бы там была рекомендация о замене url в разделе catalog (когда они не ЧПУ), я бы еще понял, но articles и contacts??? Вот поэтому и бомбит.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Ковалёв
Автор

Наверно надо объяснить почему там в том числе дана рекомендация по странице контакты , ну потому что если мы даём рекомендацию по всему сайту, пишем о необходимости все урлы делать ЧПУ, то почему бы не сделать его весь таким?)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Роман, и это всё к тому, что статью нужно хорошо продумывать ). Тезисы доказывать. Сомнительные формулировки исключать. Гипотезы обозначать как таковые.
Тогда и вопросы уточняющие не придётся задавать. 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Ковалёв
Автор

100% комментариев про скриншот из аудита, который просто иллюстрировал форму подачи материала)
Доказать что делать ЧПУ надо именно так - я не могу.
Как и мои обожаемые комментаторы не могут доказать что так делать НЕЛЬЗЯ, или доказать что в конкретном случае этого делать НЕ НУЖНО.

Все кричат об общей практике, показывая пальцем на конкретную ситуацию.
Они экстраполируют единичный случай на все случаи.

Можно так делать? Я думаю нет

По статье никто слова не сказал, не читали видимо)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Болдышев

Хотя бы потому урл, для тех же статей будет слишком длинный. Людям которые знают подраздел будет не набрать этот урл вручную. 
Вообще, основное, это наверное то, что примеры страниц прямо скажем не очень. 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Ковалёв
Автор

Пожалуй соглашусь что примеры не очень)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Можно принять или не принять то, что вам пытаются сказать. Попробовать понять.
Не всегда можно объяснить, что не так, а диссонанс есть. Отсюда негативная эмоциональная реакция.  У кого-то нет времени и желания учить.
Люди приходят на ресурс не только потренировать сарказм. Но ожидать, что вам будут доказывать - нуу, как бы наоборот, этого ждут от автора.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Ковалёв
Автор

Я и не ждал что мне будут доказывать. 
Тут не происходит ничего необычного, люди тренируются в словоблудии

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда