Исследование: самые эффективные маркетплейсы по мнению маркетологов
Мы опросили более 230 маркетологов и специалистов из 5 отраслей: e-commerce, медицина, недвижимость, финансы и авторынок. Делимся результатами в нашей публикации.
В 2020-ом году мы опросили маркетологов компаний и выяснили, какова среди них доля тех, кто размещает и продвигает свои предложения в маркетплейсах, и какие маркетплейсы по их мнению эффективнее с точки зрения привлечения клиентов и роста продаж. Мы подвели итоги опроса и делимся с вами его результатами.
Доля присутствия и продвижения игроков в маркетплейсах
Среди опрошенных маркетологов компаний доля тех, кто размещает предложения на маркетплейсах, в среднем составила 60%. Показатель варьируется в зависимости от сегмента, что отображается на шкале ниже.
Среди респондентов из финансовой отрасли только 41% ответили, что присутствуют в маркетплейсах. Доля среди представителей e-commerce, медицины и недвижимости варьируется в пределах 60%-66%, а среди представителей авторынка доля достигает 70%.
Показатели доли присутствия игроков на маркетплейсах косвенно отображают степень конкуренции на площадках между ними. Другим фактором, отражающим степень конкуренции, является доля игроков, которые рекламируют предложения на маркетплейсах, то есть используют рекламные инструменты, которые предоставляют маркетплейсы, или оптимизацию, чтобы простимулировать рост числа просмотров объявлений и заявок.
Среди опрошенных e-commerce и автомобильных маркетологов доля игроков, продвигающих предложения в маркетплейсах, не превышает 35%; среди медицинских и финасовых маркетологов этот показатель составляет около 45%. Наибольшую активность продемонстрировали маркетологи в недвижимости: 58,8% участников опроса ответили, что продвигают предложения внутри маркетплейсов.
Какие площадки наиболее эффективны с точки зрения продаж и привлечения клиентов?
Мы предлагали участникам опроса выбрать из готового списка Топ-3 площадки, которые они считают наиболее эффективными для решения своих бизнес-задач и размещения своих предложений.
Как составляли списки площадок для каждого сегмента?
Например, для e-commerce удалось выделить 9 приоритетных площадок, в медицине – 13. Разница объясняется тем, что представленность маркетплейсов варьируется в зависимости от отрасли. Кроме того, при опросе игроков медицинской отрасли в список вошли не только маркетплейсы, но и сайты-отзовики, которые предоставляют возможность записи к врачу. Списки составляли, ориентируясь на публикации, рейтинги и популярность площадок (посещаемость). Мы также оставляли возможность участникам добавлять собственные варианты.Таким образом, списки мы адаптировали под сегменты:
- для игроков медицинского рынка выбор включал агрегаторы медицинских услуг и сайты-отзовики.
- для игроков рынка недвижимости – классифайды и сайты агентств.
Результаты по выбранным Топ-3 площадкам распределились следующим образом:
классифайд банковских продуктов: Banki.ru (64,7%) Sravni.ru (64,7%), Fins.Money (11,8%)
автомобильные маркетплейсы: Auto.ru (80%), Avito (60%), Drom.ru (55%)
медицинские площадки: ПроДокторов (64,1%), DocDoc (20,5%), Яндекс.Здоровье (20,5%)
маркетплейсы в e-commerce: Яндекс.Маркет (48,4%), Озон (32,8%), Wildberries (25%)
недвижимость: Циан (76,5%), Яндекс.Недвижимость (58,8%), Авито (41,2%)
Обращаем ваше внимание, что мы делали опросы в течение 2020 года. Некоторые проекты за это время перестали существовать. Например, DOC+ или Беру.
Игроки по-разному оценивают эффективность от присутствия в маркетплейсах и агрегаторах:
Среди представителей финансовых сайтов наибольшая доля тех, кто считает маркетплейсы эффективными с точки зрения продаж - 70,6% опрошенных. Среди представителей авторынка данный показатель чуть меньше и составляет 60%, среди представителей рынка медицинских услуг – 46,2%.
На рынке недвижимости картина иная: 76,5% считают, что для привлечения клиентов эффективнее агрегаторы недвижимости, а 15,7% – что сайты агентств.
Среди представителей медицинского рынка мнения распределились следующим образом. 41% опрошенных ответили, что для привлечения клиентов эффективнее агрегаторы медицинских услуг, а 33% считают, что эффективнее сайты-отзовики.
Прогнозы по присутствию маркетплейсов в поисковой выдаче в 2021 году
Лаборатория поисковой аналитики «Ашманов и партнеры» изучает более 600 факторов ранжирования коммерческих сайтов в поисковых системах, а также структуру результатов поиска. Самая главная тенденция в поисковых системах по данным Лаборатории – доминирование крупных игроков в Топ-3 Яндекса и Google. Эта тенденция прослеживается в исследованиях Лаборатории последние несколько лет (исследования доступны по ссылке).
Что это означает для бизнеса? Иными словами, если в сегменте появляются маркетплейсы и агрегаторы, они со временем вытесняют из поиска остальных игроков.
По данным исследования «Факторы ранжирования — 2019» в Топ-3 «Яндекса» сайтов с огромным ассортиментом почти 40%, в топ-30 — почти 20%, в электронной коммерции — больше половины и больше трети соответственно; в сильно монополизированной недвижимости — 86% и 54%.До 2020 года в Топ-3 Яндекса такой фактор как «Огромный ассортимент» показывал быстрый, почти линейный рост. Главная неожиданность прошлого года – с начала 2020-го график повернул вниз.
Так или иначе, использование маркетплейсов и классифайдов для дополнительного продвижения сохраняет актуальность, так как они агрегируют значительную долю поискового трафика и выполняют функцию тематических поисковиков.
Будто бы статья ни о чём, либо я чего-то не понял.
Вениамин, спасибо за комментарий. Расскажите, пожалуйста, подробнее, чего именно не хватило в материале?
Начиная от подачи материала, заканчивая ценностью контента.
Это моё мнение, кому-то, возможно, данный материал покажется интересным.
Меня смутило то, что ЯМ стоит выше Вайлдберриз и Озон. Собственно, в честь чего такие лавры?)
И да, ссылку подправьте, битая.
Вениамин, спасибо за вопрос. В опросе мы не делали уточнение, почему участники выбрали в пользу той или иной площадки. Возможно, в след. раз изучим этот аспект. Постараемся ответить на уровне предположения: возможно, одна из причин в том, что игрокам e-commerce формат Яндекс.Маркета "привычнее", чем торговля через Озон или Вайлдберриз, которые изначально были интернет-магазинами (для кого-то конкурентами). ЯМ же изначально был дополнительным источником трафика в e-commerce. Кроме того, играют роль условия работы с площадками. И т.д. В любом случае спасибо за интересный вопрос. Ссылку поправили, спасибо.
Владимир, исследование проводилось в 2020 году. Ссылка с тех пор перестала существовать.
Комментарий недоступен
Вячеслав, спасибо за комментарий. Кажется, мы с вами смотрим на вопрос с разных сторон. Нам было интересно узнать, какие площадки специалисты (представители компаний, не физ. лица) из указанных отраслей считают наиболее эффективными с точки зрения продаж или привлечения клиентов (сбора заявок).
То, о чём вы написали, звучит довольно интересно и подразумевает более детальный анализ и т.д.
По поводу Банки.ру вы правы, неточность в материале, поправим.