{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Свежий взгляд: привлечение трафика на маркетплейс и на маркетплейсе (часть 1)

Доклад Андрея Ефремова и Кирилла Лымаря Optimization 2021

На юбилейной, 20-ой конференции Optimization 2021 Андрей Ефремов и Кирилл Лымарь поделились своим опытом и видением, как можно использовать маркетплейсы и как повышать эффективность интернет-магазина. Андрей рассказал про анализ спроса внутри маркетплейса, а Кирилл про практические лайфхаки.

В этой статье мы осветим первую часть доклада и пройдемся по инструменту аналитики, который предлагает OZON.

Давайте сначала порассуждаем, какие каналы продаж есть у ecommerce сегодня?

Контекстная реклама - старый, понятный канал, многие научились работать с ним эффективно и прогнозировать с него отдачу.

SEO - также развитый устоявшийся рынок, есть данные и понимание, как можно прогнозировать отдачу с разной степенью точности.

И есть маркетплейсы - относительно новый рынок и канал продвижения. Очевидно, что там много данных, но не хватает аналитической базы и инструментария, чтобы отвечать на важные вопросы:

  • На какой стадии развития бизнеса подключать маркетплейсы, как канал продаж? Стоит ли вообще это делать?
  • Какой товар продавать на маркетплейсах, а какой продвигать через другие каналы?
  • Какой товар будет пользоваться спросом на маркетплейсах в ближайший месяц?
  • Как просчитать возврат инвестиций от работы с маркетплейсами

В своем докладе Андрей постарался ответить если не на все, то на некоторые вопросы.

Почему данные по спросу внутри маркетплейсов так важны

Для начала давайте посмотрим на маркетплейсы шире, почему данные по спросу внутри маркетплейсов так важны.

Во-первых, аудитория маркетплейсов просто огромна и постоянно растет. Для сравнения он привел данные ОЗОН, месячная аудитория ОЗОНа вполне сопоставима с месячной аудиторией целой поисковой системы российского Google.

Само собой, у всех маркетплейсов есть внутренний поиск, анализируя который можно понимать, как меняется спрос на товары, какие товары сейчас в тренде и так далее.

Во-вторых, доверия к маркетплейсам больше. За счет накруток поведенческих факторов, которые имеют место быть в Яндексе, и как следствие - искусственному улучшению позиций и данных по спросу, статистика из Яндекс.Вордстата сильно искажена, даже несмотря на то, что Яндекс утверждает обратное.

Поэтому сильно растущие маркетплейсы – это своего рода поставщики более чистых данных.

В-третьих, основная причина прихода людей на маркетплейсы – это покупка товара. Соответственно, все кто так или иначе связан с продажей товаров просто обязаны учитывать статистику внутри маркетплейсов. Как мы видим на одном из примеров, конверсия из поиска в корзину внутри маркетплейса просто космическая по меркам ecom.

Где же брать данные?

К счастью, маркетплейсы тоже понимают важность данных, которые у них есть и стараются ими делиться со своими поставщиками и пользователями. Один из передовиков здесь – ОЗОН. Любой, зарегистрировавшийся на площадке seller.ozon.ru получает доступ к очень полезному инструменту «Что ищут пользователи на OZON».

Вы можете выбрать нужную категорию ОЗОНа и период, вплоть до дня, и получить детальную информацию по каждому поисковому запросу, начиная с популярности (частоты) и заканчивая конверсией и средней стоимостью товара.

Однако, есть некоторые нюансы и ограничения в тех данных, которые сейчас отдает ОЗОН:

● история есть только с ноября 2020 года - скорее всего, у ОЗОНа есть и более поздние данные, но "наружу" показывается история только за ~1 год,

● нельзя выбрать какой-либо регион - при этом во время сбора данных был обнаружен справочник регионов с достаточно подробным делением на города, что дает веру в то, что эта возможность когда-то появится,

● популярность запроса в ОЗОНе – это частотность фразы с точностью до словоформы и порядка слов (аналог «[!WS]» у Яндекс.Вордстата),

● есть некоторые ограничение на объем данных, которые доступны пользователям (1000 строк в каждой категории за выбранный период),

● и стоит учитывать постоянный рост аудитории маркетплейса, что сказывается и на популярности запросов

Что мы можем делать, используя эти данные?

Например, замечать тренды и оценивать их в ретроспективе. Наверное, никого не обошел стороной хайп вокруг поп-итов. ОЗОН точно заметил эту аномалию 😊

Также можно замечать более тонкие изменения в спросе и пытаться в них влиться, закупая нужный товар. Например, тут вы видите запросы, которые сильнее всего выросли в сентябре по сравнению с августом.

Понятно, что большая часть запросов связана с теплой одеждой, но есть несколько необычных запросов.

Также можно на данных ОЗОН строить матрицу сезонности на более коммерческих и менее зашумленных, чем у Яндекса данных. Сезонность внутри ОЗОНа отражает реальную картину спроса на товары в интернете.

Для того, чтобы сравнить спрос внутри ОЗОНа с Яндекс.Вордстатом мы спарсили все запросы, которые нам отдал ОЗОН за сентябрь 2021 с частотностью и сравнили эти данные с Вордстатом. Здесь есть важная оговорка – как Андрей отметил выше, в ОЗОНе только один вид частотности и это суперточная частотность с учетом словоформ и порядка слов. Поэтому сравниваем именно эту частотность, полученную из Яндекс.Вордстата.

Как видим, по некоторым категориям разница в спросе достаточно большая. Поэтому можно выделить несколько категорий, где спрос в ОЗОНе выше, чем по данным Яндекса и здесь можно задуматься над тем, чтобы продавать больше через ОЗОН.

Для удобства использования, эти данные были сведены в единый дашборд в PowerBI, доступ к которому можно получить, оставив заявку по QR-коду на слайде.

С помощью этого дашборда можно исследовать различные категории товаров и оценивать, какие пользуются большим спросом на ОЗОНе. Например, если вы продаете беспроводные наушники, то на ОЗОНе спрос на них в полтора раза выше, чем в Яндексе. Если же вы продаете чай, то чай в пакетиках Андрей рекомендовал бы продавать на ОЗОНе, так как спрос на него сильно выше именно внутри ОЗОНа.

Если попытаться сравнить сервисы анализа спроса от ОЗОНа и от Яндекса, то увидим, что во многом ОЗОН проигрывает – например, нельзя выбрать нужное устройство или регион, но все равно, эти данные очень полезны, потому что они наиболее точно отражают коммерческий спрос.

Как итог – считаться с маркетплейсами нужно, потому что:

● Они собирают огромную лояльную аудиторию,

● Трафик на маркетплейсах вполне поддается анализу и прогнозированию,

● Маркетплейсы сами отлично понимают ценность своих данных , развивают внутреннюю аналитику для селлеров и будут продолжать это делать.

Напомним, что все перечисленные выше данные были сведены в единый дашборд в PowerBI, доступ к которому можно получить, оставив заявку по ссылке.

0
5 комментариев
Dmitry Supruniuk

Кроме Озона сравнить, увы, особо не с кем.

Ответить
Развернуть ветку
SEOWORK
Автор

Скорее всего это вопрос времени, маркетплейсы только рады делиться информацией и этот тренд активно развивается. Надеемся, скоро подтянутся и другие!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Supruniuk

Учитывая, что уровень доверия к МП выше (читай выше конверсия), логистика дешевле - многие продавцы с удовольствием направили бы внешний трафик на МП. Но учитывая время до покупки, без статистики, это затея довольно неоднозначна )

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Nasekin

Выход магазина на маркетплейс как-то сказывается на SEO? Можно что-то использовать для продвижения в органике или история исключительно про увеличение объемов продаж?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Efremov

Вопрос интересный - мне подобные исследования не попадались

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда