{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сделать редизайн сайта – пошаговая инструкция и регламент проведения

На сегодняшний день интерфейсы – самый эффективный способ коммуникации с потребителем. С помощью веб-интерфейсов и интерфейсов приложений компании и бренды транслируют своим клиентам ценности, выгоды и пытаются выиграть в гонке за конверсии, траффик и лояльность для своих сервисов.

Сейчас окружающая нас обстановка стремительно меняется, но люди не перестают смотреть и выбирать. Это стимулирует бизнес всех размеров и форм к обновлению своих интерфейсов. Проводить редизайны в среднесрочной перспективе и работать над юзабилити на постоянной основе.

Как понять с чего начать редизайн?

Определите причины, цели и основную мотивацию, побудившую вас на редизайн. Задайте себе простые вопросы, и, если вы Заказчик, формализируйте их.

Опросник по причинам:

  • Сайт устарел?
  • Сайт обладает всем необходимым функционалом?
  • Сайт выглядит лучше конкурентов?
  • Посетители сайта становятся клиентами?

Почему необходимо провести редизайн?

  • Сайт не отображает качеств и ценностей бизнеса.
  • Сайт уступает позиции конкурентам.
  • Показатели конверсии ниже средних в нише и уступают конкурентам.

Цель редизайна:

Обновить сайт и опередить ближайшего конкурента по трафику и позициям.

*Ваша цель может быть в абстрактной формулировке. Например, «обновить сайт, сделать его быстрее и удобнее» или «обновить сайт и опередить конкурентов по позициям и трафику». Но не забывайте расшифровывать свои цели и фиксировать их. Что значит быстрее, удобнее, больше трафика – всё это можно выразить в понятных цифрах, которые станут вашими KPI для проекта.

Определите и запланируйте ux-исследование

Данный этап проведения редизайна, фактически, единственный, который будет напрямую зависеть от «силы» бренда компании и желания компании создать «базу» для предстоящих работ.

Какие виды исследований можно запланировать:

  • Опросы текущих клиентов;
  • Создание персон и тестирование гипотез на персонах;
  • Интервью со своей командой разработки;
  • Интервью с целевой аудиторией;
  • Анализ данных веб-аналитики;
  • Составление Customer Journey Map;
  • Конкурентный юзабилити аудит;
  • Юзабилити тестирование интерфейса целевой аудиторией;
  • Анализ технических показателей;
  • Анализ функциональных элементов.

Нужно отдавать себе отчёт, что состав работ редизайна для крупных компаний с сильным брендом будет значительно отличаться. Крупный бизнес располагает временем и бюджетами на проведение исследований в несколько итераций. Малый и средний бизнес заинтересован в проведении исследовательских работ в короткий срок. Выделить главное помогут простые исследования: Опрос клиентов и Конкурентный юзабилити аудит.

Изучите текущую аналитику и сравните с конкурентами

Пришло время вспомнить, что мы в сеошном треде. Встаём на место исполнителя редизайна проекта. Первое, что мы делаем «отсекаем» текущую ситуацию по проекту:

  • Изучаем и фиксируем семантику сайта;
  • Изучаем и фиксируем позиции сайта;
  • Фиксируем весь перечень страниц и страниц входа на сайт;
  • Фиксируем доп.KPI (лиды, процент конверсий, отказы).

После фиксации текущей результативности определите положение компании на рынке и динамику проекта.

Например, вы 5 в Яндекс и 3 в Google. Соотнесите позиции с конкурентами. Проведите анализ по кластерам запросов.

Таким образом, вы сможете выявить недостатки вашего сервиса постранично, и установить закономерности в ранжировании определённых типов страниц. Это важно с той позиции, что уже на старте вы можете определить тот функционал и/или блоки, которые позволяют сайту занимать топовые позиции. На этом этапе, ваши выводы на основе изучения выдачи и сопоставления страниц с конкурентами, должны найти свое подтверждение в конкурентном юзабилити аудите.

Обратите внимание на «проседающие» кластеры - возможно, ваша структура «категорий» и конечных посадочных требует доработок. Если вы будете менять релевантные в процессе переезда – это потребует особого контроля и работы над ссылочным профилем. Отмечайте для себя, любые подобные изменения. Далее это найдёт своё отражение в структуре и карте редиректов.

Конкурентный юзабилити аудит

Основной и обязательный вид работ, предваряющий стадию отрисовки прототипов. Здесь вам нужно строго определить:

  • Почему конкуренты выше;
  • Узнать какой функционал даёт преимущества в выдаче;
  • Понять правильные ли формы донесения информации используются;
  • Разобраться какие элементы влияют на конверсию.

В результате у вас должно сформироваться понимание, что определённый функционал, предлагаемый в рамках редизайна, уникален или предлагает более широкие возможности, а на уровне страниц ваши блоки несут больше информации и пользы для пользователя. Конечным итогом должен стать перечень мер на доработку UX, структуры и функционала. Это работа нацелена на определение точек роста проекта.

Прототипирование и отрисовка макетов

Обычно прототипированию уделяется недостаточно времени, и серые прямоугольники одобряются с первой же итерации. На стадии дизайна обнаруживается, что вся структура страниц не подходит, требует пересмотра. Это одна из самых частых ошибок. Что ж, вы не должны её допустить, ведь все подготовительные работы, описанные выше, направлены на выработку корректной структуры страниц по типам страниц.

Двигайтесь к дизайну только после полностью проработанных прототипов. Если нужно максимально детализируйте прототип, но не используйте материалы дизайна. Это будет искажать восприятие прототипа, а ваши элементы на сайте должны быть универсальны. Вне зависимости от масштабов проекта придерживайтесь компонентного подхода. Реализовывать, поддерживать и оптимизировать такой проект будет менее затратно, с точки зрения времени и денег.

Сформируйте пул SEO задач

Сначала дайте необходимое для переезда:

  • ТЗ на настройку основных перенаправлений;
  • Карту редиректов;
  • ТЗ на внесение Мета-тегов;
  • Пояснения по заголовкам сайта;
  • ТЗ на alt изображений;
  • Структуру сайта и пояснения;
  • ТЗ на перенос контента;
  • Правила для канонических страниц;
  • ТЗ на генерацию sitemap.xml;
  • Шаблон 404 страницы;
  • ТЗ на настройку HTTP headers;
  • ТЗ на внедрение основных видов микроразметки;
  • ТЗ на внедрение Open Graph.

Как правило, исполнитель редизайна ограничивается переносом текущих фич по SEO. Вызвано это основным желанием заказчика не потерять текущие позиции и трафик. Это правильный подход. Добавляйте новые работы в этот пул задач, только если уверены, что это не затянет реализацию редизайна и не повлияет на обновление сайта с негативной стороны.

Составьте ТЗ на редизайн

Выработайте единый документ, где будут указаны все требования к редизайну:

  • Формальные (какой сайт, тематика, конкуренты, какие сроки редизайна, как сайт переносится с теста, где и как хостится);
  • Визуальные (полный гайдлайн, включая пояснения);
  • Фукциональные (с пояснениями по переносу старого функционала и работы нового);
  • Технические (где рассмотрены вопросы технологий, стека сайта, требований к производительности, пожелания к количеству подключений и размеру файлов и требованиям к рендерингу страниц и контента).

Ваше ТЗ должно стать руководством к проведению работы.

Выбирайте исполнителя и контролируйте ход выполнения работ

Вариантов по реализации вашего нового дизайна на рынке достаточно. Вы можете работать, как с собственными разработчиками, так и со сторонними подрядчиками, и с фрилансерами. Здесь есть только одна основная особенность – коммуникация. Самое важное – одинаково понимать план и сроки реализации.

Отладьте процесс коммуникации и контроля работ. Будьте открыты и готовы к тому, что вопросы могут появится в ходе изучения даже идеального ТЗ. Обязательно закладывайте время на коммуникацию и ревью теста.

Когда вы провели ревью теста и убедились, что всё в порядке, переносите сайт на бой. Наконец, разработчики говорят вам, что всё готово. Но теперь необходимо провести ревью после переноса на бой. Например, на бою и тесте могут быть разные настройки хостинга. Не позволяйте небольшим деталям повлиять на итоговый результат. Удачи!

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Alex Shokhin

Вот вам совсем не стрёмно новорегами самого себя хвалить? На VC скоро начнут индусами и турками, как в инстаграме рейтинг крутить.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Поспелов
Автор

Alex, Я поделился статьей в чате своих бывших коллег, двое из них написали комменты (они есть на скриншоте). Мне накрутки не нужны, от слова совсем. Посмотрите мой профиль.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Поспелов
Автор

Причём я вижу первый минус к статье и ваш, который на основе комментов дан. Что ж, буду рад, если сюда кто-то зайдёт из-за статьи, а не мракобесия

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ветров

Отличная содержательная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Романова

Все по делу!

Ответить
Развернуть ветку
Марк Наумов

Классная статья. Самое главное и без воды.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Вы традиционно всё сводите только к UI? Не нашёл в ТЗ ничего по вёрстке и техничке вообще - а ведь это прямой путь к вылету из поиска.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Поспелов
Автор

UI - центральный субъект редизайна. Этому уделено основное внимание. Требования к вёртске должны описываться в ТЗ на редизайн, как и требования к технической части.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

"UI - центральный субъект редизайна. Этому уделено основное внимание" - типа да. Но это было бы так для статьи в раздел "Дизайн" (например).
Для раздела SEO логично более чётко и детально описать то, что при редизайне может повлиять на поисковое продвижение.
Основные мысли:
- редизайн без контроля сеошника - очевидные проблемы вплоть до полной потери видимости;
- смена CMS, применение технологий веб-разработки должны согласовываться с сеошником;
- при использовании JS как базовой технологии помнить золотые слова: любая ошибка при такой реализации может похоронить ваш сайт для поиска; используйте её только в случае, если уверены в компетентности разработчика, и постоянно контролируйте состояние сайта в дальнейшем.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Поспелов
Автор

Ольга, вы пишите, как делать не нужно, а я, как нужно.

Наверное, предостерегать это правильно, но я сторонник продуктового подхода в SEO. И считаю, что задача проведения редизайна - главным образом, - ответственность SEO. Постановка ТЗ, выработка рекомендаций и контроль работ. Всё это. И говорить SEO, что "редизайн без контроля сеошника - очевидные проблемы вплоть до полной потери видимости;" я смысла не вижу.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Из своего горького опыта пишу. Говорить-то нужно не сеошнику, а руководителю проекта, а до него - ЛПР в компании.
"задача проведения редизайна - главным образом, - ответственность SEO" - хорошо сказано, до слёз.
*ау, владельцы сайтов и веб-разработчики

Ответить
Развернуть ветку
Александр Поспелов
Автор

Я понимаю. Но пока вот такие материалы будут минуситься, сеошник обыкновенный (без продуктового подхода) будет звеном устраняющим недочёты неудачного обновления сайта.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Не люблю дополнительные сущности (типа сеошника с продуктовым подходом, копирайтера-смысловика и т.п.).
Есть профессионалы и ученики, добросовестные и лодыри и т.д.
Минусы к материалу - обидно, но материал стоило бы доработать (с учетом ЦА расставить акценты; чётче выразить позицию, которую лично я поняла скорее в комментариях).
Основная проблема - отношение рынка. Рынок всё ещё дикий (и это можно понять), но понявшие выгоду нормальной коммуникации с SEO-специалистом, уже закрепились в топе. Во всяком случае в нишах, где я работала, топовые сайты с оптимизацией дружат. Прямо видно, насколько тщательно ребята работают.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Поспелов
Автор

Поддерживаю. А свои недочёты в статье признаю.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Вы ж в контексте сеошки ТЗ расписываете. Про семантику-структуру есть, редиректы-каноникалы есть, но самое важное в список рекомендаций не попадает.
С верстальщиками есть одна большая проблема: если именно вёрстку в ТЗ не акцентировать - сайту хана, и выбор - либо переделывать новый шаблон, либо не рассчитывать на SEO.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Поспелов
Автор

Согласен. Но требования к вёртске не универсальны. Любому проекту, сейчас будет мало фразы о SSR. Т.к. я не могу дать универсальной рекомендации в универсальном ТЗ, я этого не делаю. Думаю, вы понимаете меня.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Вот я именно универсальные требования и имею в виду, и прежде всего - ссылочное и JS. У большинства сайтов за пределами топ-50 практически всегда одни и те же косяки, и там никакие усилия по продвижению уже не помогут - та же кривая вёрстка не позволит получить текстовую релевантность.
Что толку ковырять ключи, если все они уходят в плейн-текст, а ассортимент Яндекс просто не увидит.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Поспелов
Автор

Опять же согласен. Про вертску важный момент, но вы говорите применительно исправления текущих недоработок, я, действительно, немного сместил фокус внимания в своей статье и сделал акцент на процессе "от" и "до".

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Исхожу из того, что кто-то возьмёт список за готовый и окончательный чеклист без учёта некоторых нюансов. Некоторые моменты всё таки нужно буквально вдалбливать, прежде всего - прогерам и верстальщикам, потому что будут думать только о функционале, визуальных фишках, стиле и т.п., а это как всегда пролетит мимо.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Поспелов
Автор

Согласен! Но пусть выбирают компетентных исполнителей. Я как автор несу ответветственность за то, чтобы не было некорректной информации в статье, а не за то, как эту информацию будут ретранслировать чьи-то подрядчики.

Ответить
Развернуть ветку
Navnlos

,

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда