Тренды в SEO — от команды «Яндекса»
Американский портал о поисковых системах Search Engine Journal взял интервью у команды «Яндекса». Много говорили о голосовом поиске, о конкуренции с Google, о разных факторах ранжирования сайтов.
Например, выяснилось, что Яндекс никак не выделяет ресурсы с кириллическими URL, давно уже умеет анализировать содержимое JavaScript и настойчиво предлагает (кто бы сомневался) использовать все сервисы Яндекса в поддержку традиционному SEO.
Мы отобрали ключевые моменты из интервью. Кроме комментариев Яндекса предлагаем свои способы выполнения рекомендаций.
1. Важнейший фактор — удобство для мобильных и скорость загрузки
По данным Яндекс.Радара, в марте 2019 года интернет-трафик смартфонов в России впервые превзошел десктопный трафик.
Алгоритм «Владивосток», действующий с 2016 года, отдает предпочтение сайтам, оптимизированным к просмотру с мобильных. Главные факторы оценки:
- размер контента соответствует размерам экрана,
- отсутствие горизонтальной прокрутки,
- отсутствие элементов, не поддерживаемых частью устройств (например, flash-контент).
Простой способ адаптировать сайт под эти требования — воспользоваться «родными» Турбо-страницами Яндекса. Они разработаны с учетом перечисленных факторов и загружаются в среднем в 15 раз быстрее обычных страниц. Создать их можно в одном из двух сервисов Яндекса:
- Вебмастер — Турбо-версии всех существующих страниц сайта.
Для SEO потребуется первый подход.
Вариант для сайтов на CMS — воспользоваться специальным плагином. Примеры таких плагинов есть по ссылкам: WordPress, Joomla!, Drupal.
Наконец, можно самостоятельно разработать мобильную версию сайта на поддомене «m.». При этом Яндекс не советует размещать ее в отдельной директории, поскольку это вызовет трудности при индексации контента. Мы подготовили рекомендации по ускорению загрузки страниц.
2. Голосовой поиск: зона роста
В настоящий момент порядка 20 % запросов в Яндексе производятся с помощью голосового помощника Алисы. Как отмечают представители системы, голосовой поиск в России еще не достиг такого широкого распространения, как на западных рынках. Впрочем, это не значит, что его можно игнорировать.
Напротив, у владельцев сайтов есть отличная возможность получить раннее преимущество в «устных» запросах. По апрельским данным, из локальных американских бизнесов к ним адаптировалось только 4 % компаний. Скорее всего, среди ваших конкурентов процент еще меньше.
Адаптация под «голосовое» SEO не потребует больших затрат. Что можно сделать:
«Очеловечить» семантику
Устно люди формулируют свои мысли совсем не так, как письменно. Ориентируйтесь на вопросительные слова («кто», «что», «как», «где» и т. п.) и указания местоположения («рядом», «у метро…» и т. п.).
Основные отличия голосового поиска от текстового:
Также поможет LSI-копирайтинг с использованием синонимов и фраз-ассоциаций. Собирать фразы-ассоциации, проверять их частотность и кластеризовать для создания контента удобно в бесплатном сервисе Click.ru.
Настроить микроразметку
Чтобы поисковики точнее определяли содержание страниц, полезно разметить их в соответствии со стандартом Schema.org. Это позволит вашему сайту появляться в выдаче в виде расширенного сниппета. При голосовых запросах такие сниппеты отображаются первыми и выглядят заметнее остальных результатов поиска.
Оптимизировать сайт для мобильных устройств
Об этом мы уже говорили выше, но удобство для смартфонов в голосовом поиске играет решающую роль.
3. CDN не вредят SEO
CDN (content delivery network) — сеть, оптимизирующая доставку контента сайта пользователям. Это один из инструментов ускорения загрузки страниц, который позволяет не зависеть от местоположения пользователей, нагрузки сервера и стабильности связи.
Если вы задумывались о подключении CDN, но опасались возможных проблем с индексацией в Яндексе, оставьте сомнения — Яндекс все поймет. Тем более, что для этого существуют бесплатные решения — CloudFlare, Datapath, Netlify и т. п.
4. Не стоит скрывать JavaScript от робота
Робот Яндекса с 2015 года начал анализировать JavaScript на сайтах и за прошедшие 4 года серьезно «прокачал» эти навыки.
Почему важно открывать Java-скрипты для индексации? Как минимум, чтобы робот увидел необходимый контент для индексации.
При загрузке скрипты обычно обрабатываются на стороне пользователя, поэтому поисковый бот рискует получить страницу без контента. Если у него не будет возможности загрузить скрипты, не будет и возможности правильно ее проиндексировать.
Однако открыть JavaScript-файлы в robots.txt — это только первый шаг. Необходимо убедиться, что при обходе сайт отображается корректно. Бот — не человек, и он может увидеть страницу не так, как увидел бы ее пользователь. Например, могут возникнуть проблемы из-за тайм-аутов или необходимых действий (кликов, прокрутки и т. п.), на выполнение которых он не запрограммирован.
Проверить загрузку контента позволяют, например, инструменты разработчика в Google Chrome. Откройте их (Посмотреть > Разработчикам > Инструменты разработчика) и взгляните на панель Elements.
Здесь отображается DOM (объектная модель документа) в таком виде, в каком ее получает бот. Если весь основной контент и элементы навигации там присутствуют, проблем возникнуть не должно.
5. Используйте все сервисы Яндекса
Настолько большого охвата Яндекс добился не только за счет поиска. Ежедневно его сервисы навигации, голосовой помощи, онлайн-заказов и рекламы упрощают повседневные задачи миллионов людей.
Чтобы целевой аудитории было проще вас найти, дополните традиционное SEO присутствием на других платформах Яндекса.
Яндекс.Справочник
Например, локальный бизнес должен присутствовать в Справочнике и на картах Яндекса. Заполнив карточку организации в Справочнике, компания получает возможность отображаться в поиске в виде красивого сниппета с изображениями и массой полезной информации. Это также автоматически дает отметку на Яндекс.Картах, и люди поблизости быстрее узнают о вас.
Яндекс.Диалоги
С их помощью вы можете создать новый навык для Алисы, который пользователи будут вызывать голосовой командой. Это существенно сократит процесс заказа товаров и оказания услуг, а также поможет охватить новую аудиторию. Как разрабатывать навыки без программирования, рассказывает этот ролик.
Яндекс.Директ
При продвижении сайта контекстная реклама отлично дополняет SEO. Например, старые эффективные объявления могут стать мета-тегами description, а конверсионные ключевые слова — семантическим ядром для оптимизации контента. На пользователей, приходящих из органической выдачи, можно успешно запустить ретаргетинг. Кроме того, для российских компаний реклама в Яндексе выгоднее рекламы в Google. Подробнее об этом ниже.
6. Яндекс.Директ рентабельнее Google Ads
Это данные исследования Roistat, сравнившего результаты рекламы в Яндекс.Директе и Google Ads за 2018 год. В выборку попали 5000 рекламодателей из разных регионов страны, экстремальные значения не учитывались.
Это не значит, что в Google вообще не стоит размещать объявления. Исследователи никак не оценивали брендинг, охват, генерацию лидов и какие-либо бизнес-метрики, отличные от ROI. Однако если вы хотите с большей вероятностью получить быструю отдачу от контекста, начните с Директа.
Чтобы сделать контекстные кампании еще рентабельнее, настраивайте их, используя бесплатные инструменты Click.ru. Генератор контекстных объявлений автоматически подберет ключевые слова из множества источников (сайты рекламодателя и его конкурентов, системы статистики), составит объявления и выберет оптимальные посадочные страницы; умный медиапланер сделает прогноз затрат и распределит бюджет; встроенный биддер автоматизирует работу по управлению ставками.
Итоги
Из интервью с командой Яндекса мы узнали, что:
- удобство для мобильных — одна из основ современного SEO;
- скорость играет важнейшую роль, а CDN помогают ее повысить;
- адаптировать сайт к голосовому поиску стоит уже сейчас;
- JavaScript-файлы нужно проверять и индексировать;
- присутствие в разных сервисах Яндекса — это плюс;
- реклама в Яндекс.Директе чаще приносит высокую отдачу.
Без ссылок и возраста яндекс не пропустит в ТОП.
А да, забыли сказать - Если вы не агрегатор, то вы не в тренде.