«Вордстат», аримфетика, максимализм: как «зарубить» эффективный инструмент
На минувшей неделе активной дистрибуции в SEO-сообществе подверглась статья, в которой автор описывает в том числе свое видение текущего подхода к работе с поведенческими факторами. Как корректно оценивать потенциал SEO, разбираемся в этом посте.
0. Вместо введения
Важно заметить, что попытки манипулировать выдачей Яндекса через ПФ начались несколько раньше, первые упоминания о накрутке можно найти в блоге для вебмастеров от 2011 года:
Также первые записи в блоге «зеленой головы» датируются от конца 2010 года: пруф.
На 16-17 годы приходится зарождение «программной» накрутки, которая реализовывается через специализированный софт. При этом «ручные» манипуляции поведенческими факторами были доступны всем желающим много раньше.
1. Уроки Wordstat
В качестве примера автор оригинальной статьи предлагает рассмотреть частотность запроса [купить пластиковые окна]
Базисом для вычислений используется общая частота по запросу «купить пластиковые окна» в регионе поиска «Москва и область».
И сравнивает с частотой запроса "[!купить !пластиковые !окна]" без указания конечного региона:
В отсутствии указания региона в статистику попадают запросы, которые были произведены в СПб, Самаре, Мурманске, Узбекистане и даже Бразилии.
Какой вывод можно сделать из данного сравнения и по какому принципе проводилось подобное сравнение частот автор оригинальной статьи умалчивает. С точки зрения практической ценности, сравнение схоже с работой генератора случайных чисел.
Также возникает вопрос целесообразности использования квадратных кавычек [ ] (напомню, квадратные кавычки фиксируют порядок слов в запросе) в рамках анализа.
Под сомнение данный маневр попадает из-за теоретической схожести (читай, идентичности) выдачи по запросам:
Для самых пытливых умов оставляю ссылки на выдачу Яндекса по указанным запросам, можно сравнить насколько отличается выдача.
2. Занимательная арифметика
Следующий интересный момент – это прогнозная аналитика.
Разобравшись, что в качестве базиса стоит брать значение, почти в 2 раза меньшее, чем предлагает автор:
Или в 6 раз меньшее, если использовать оригинальную методу из статьи:
Получаем абсолютно удручающую картину.
В рамках подобного расчета «теряются» запросы-сателлиты, которые с большой долей вероятности подтянутся в ТОП следом за продвигаемым запросом «купить пластиковые окна». Как правило, для геозависимых запросов сателлитами являются запросы с указанием топонима, в нашем случае это: «купить пластиковые окна в москве», «купить пластиковые окна москва» и подобные.
Аналогично в ТОП должны подтянуться и запросы с разными падежами/склонениями, например: «купить пластиковое окно».
Таким образом, даже накручивая один запрос «купить пластиковые окна» можно рассчитывать на рост всего кластера запросов, как минимум в результате того, что растет не только CTR конкретного запроса, но и CTR страницы в целом.
В результате более точной оценки, воображаемый Генеральный Директор из оригинальной статьи перестает казаться таким комичным персонажем, а прогнозируемые 3 лида в месяц легко могут превратиться в 15.
3. Максимализм и исчерпывающие требования
Следующий момент, который стоит обсудить:
Чем обусловлены описанные требования автор статьи не указывает, поэтому предлагаю рассмотреть конкретный пример.
Все запросы на скрине относятся к одному кластеру, предполагают категорийный спрос. Первый запрос на скрине – флагман тематики.
На данном примере предлагаю взглянуть на «требования» к проекту из оригинальной статьи:
В данном случае ниша массовая, но подвержена сезонности.
Важно понимать, даже при «низком» спросе в нише остаются как ВЧ, так и НЧ запросы. В общем случае, в рамках любой тематики (и кластера) есть как ВЧ, так и НЧ запросы, например:
- украшения из серебра – ВЧ запрос в рамках продажи серебра
- купить украшения из серебра – СЧ запрос в рамках продажи серебра
украшения из серебра от производителя – НЧ запрос в рамках продажи серебра
Вывод: требование не несет никакой практической ценности, так как под него попадает любой сайт.
В данном случае пункт скорее относится к техническим настройкам накрутки, нежели содержит требования к проекту. Если у тебя нет запросов в ТОП 10, значит ты просто их не нашел 😉
Как видно на скрине, в ТОП попали запросы, которых ранее не было в ТОП-100 по Вебвизору.
Вывод: отсутствие запросов на 3 или 4 странице поиска не мешает им залететь в ТОП-10.
Крутить тысячи ключей не обязательно в параллель. В рамках ограниченных ресурсов можно приоретизировать семантику, тогда тысячИ ключей трансформируются в тысячУ.
Не все собственники бизнеса выступают в виде комичных персонажей, у некоторых даже есть понимание конверсии с каждой конкретной страницы/группы товаров, основанное на конверсиях из других источников трафика конкретно для их бизнеса. В таких условиях довольно легко приоретизировать и прорабатывать по очереди накручиваемые страницы.
Вывод: если приоретизировать семантику, использовать ротацию запросов и смотреть в сторону расширения запросного индекса, тысячи ключей схлопнутся в несколько сотен ежесуточных переходов, что не так уж и дорого.
Оставшиеся два пункта не содержат под собой никаких технических обоснований: один можно характеризовать как максимализм, второй — больше про коммуникацию, нежели требование к проекту.
Итого: откинув чрезмерно «жесткие» и местами надуманные требования к накручиваемому проекту, можно видеть, что накрутка подойдет отнюдь не «десятку сайтов по всей стране», потенциал данного инструмента продвижения намного шире, чем это видит автор оригинальной статьи.
Вместо выводов
В завершении хотелось бы немного изменить вывод автора оригинальной статьи на свой лад:
Прежде чем приступать к поисковому продвижению, необходимо оценить конкурентность среды на основании выдачи по целевым запросам. Сегодня во многих нишах выдача забита крупными агрегаторами, некоторые ниши плотно сидят на накрутке.
В условиях такой конкуренции продвижение «классическими» методами может стать «работой ради работы». Можно до бесконечности «передвигать кнопки» и «переписывать тексты», при текущих алгоритмах Яндекса попасть в ТОП исключительно за счет внутренних факторов и «белых» методов удастся далеко не по всем запросам.
Дима, эти стать, которые ты хаишь, пушуца для клиента. Чтобы он зашёл, почитал и подумал: даа, это ахуеть как сложно, видимо надо дальше продолжать платить этим парням по 100к в месяц и помалкивать. А те парни просто генерят описания в нейронке, раз не пошло, то поменяем. Что нибудь да и получица. И это работает. И так работают все. Ну кто то поумнее, что то свое внедряет, но суть остается та же.
На мой взгляд, отсутствие компетенций у потребителя не мешает делать качественный продукт. Какой это продукт - статья или корректно подобранная семантика для накрутки - не важно.
Но может, это не так уж и просто? Иначе почему владельцы бизнесов не делают всё сами? Если аргумент будет вроде "делегируют", то почти всё в этой жизни можно делегировать или делать самому.
Они не умеют. Это как готовить кушать. Кто то вкусно делает, а кто то как помои. Хотя делают все абсолютно одинаково.
Тогда пусть платят "этим парням". Я же плачу мастеру за стрижку 1,5К/час или массажисту 2К/час.
Ларек не может конкурировать с ТЦ.
А ведь были времена, были.
Так водку там и там одинаковую барыжат)
Ну так и вопрос - не про благо для потребителя. Бабулек менты разогнали, ларьки ковшами экскаваторов вынесли.
Всё по кругу.
Всё вернётся!
Были времена когда и на картоночке зимой джинсы меряли
"...при текущих алгоритмах Яндекса попасть в ТОП исключительно за счет внутренних факторов и «белых» методов удастся далеко не по всем запросам."
Звучит как эпитафия :(
Оптимист: но не совсем безнадежно.
Конечно, не хочется думать, что доступные относятся к тем "одноразовым" запросам, которые генерируют для накрутки ПФ.