(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(86596735, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(86596735, 'hit', window.location.href);

Аффилиат-фильтр: что это и как его избежать

В топ-10 Яндекса и Google с PromoPult: бесплатный тест продвижения на 2 недели.

Получите рост позиций, трафика и продаж. Мы выведем сайт в топ. Если понравится, примете решение о продолжении работы с нами. Оставить заявку и узнать об условиях можно здесь.

Казалось бы, это отличная методика: сделать 2-3 копии сайта, оптимизировать их по максимуму и занять несколько позиций в выдаче. Три источника заказов лучше чем один, верно? На самом деле нет.

Эта идея посетила не одну умную голову, причем уже очень давно. Естественно, поисковики не могли на нее не отреагировать — нельзя вводить пользователей в заблуждение. Поэтому при обнаружении аффилиатов из выдачи убирают все сайты кроме одного, причем остаться может вовсе не ваш основной сайт. И все затраты на размножение сайтов просто вылетают в трубу.

Лучший способ не попасть под аффилиат-фильтр — не делать клоны.

Но давайте разберемся по порядку. Потому что — сюрприз — под фильтр сайт может попасть и не по вашей вине.

Поисковики ожидаемо не любят аффилиаты

Позиция поисковиков по отношению к таким манипуляциям однозначна. Сайты-клоны рано или поздно попадают под фильтры. Особенность санкций за аффилированность в том, что ни Яндекс, ни Google официально не признают само существование аффилиатов. Впрочем, тут вопрос скорее в терминах.

Яндекс: группа сайтов одного владельца

Яндекс в официальной справке для вебмастеров обещает исключение из поиска или понижение в ранжировании «группе сайтов одного владельца или компании»:

Представители поисковика не оперируют понятием «аффилированность», но в SEO-сообществе «склейка» Яндексом похожих сайтов получила название аффилиат-фильтр. Его действие заключается в том, что из группы аффилиатов по запросу будет показываться в выдаче один ресурс — тот, который поисковик посчитает наиболее релевантным. Фильтр накладывается автоматически и вручную.

Поводом для ручного наложения санкций может быть жалоба ваших внимательных конкурентов в поддержку Яндекса.

Практика группировки похожих результатов выходит у Яндекса за пределы поиска. В п.3.11. Правил показа «Яндекс.Директ» говорится об основном признаке сходных сайтов — совпадении значительной части ассортимента. Важно, что речь идет о рекламной выдаче в пределах конкретного региона. Яндекс принимает решение о том, какое объявление из группы аффилированных показывать, на основании собственных данных. Такое же предупреждение есть в п. 14 Требований к рекламным материалам Яндекс.Маркета.

Google: скрытые результаты выдачи

Google также не употребляет термин «аффилиаты», но говорит о признаках некачественных партнерских сайтов в официальной справке для вебмастеров:

Условным аналогом аффилиат-фильтра в Google можно назвать Supplementary results. Страницы с неуникальным контентом, низким ссылочным весом, а также разделы сайтов, к которым поисковик относится с подозрением, попадают в так называемый дополнительный индекс Google. Почему дополнительный? Потому, что такие страницы индексируются «по остаточному принципу», скрываются из выдачи и могут быть показаны только по клику на ссылку. В результате с них практически не поступает трафик из поиска Google.

Ссылка на дополнительные результаты в выдаче выглядит так:

Supplementary results нельзя назвать фильтром в строгом понимании. Это часть основного поискового алгоритма Google.

Два случая, когда группа сайтов не является аффилиатами

Вполне возможна ситуация, когда компания имеет несколько ресурсов под разные цели. Это нормальная практика, если:

  • сайты продвигаются по разным регионам (чаще всего это региональные поддомены);
  • сайты созданы под разные направления деятельности организации. Пример: крупная компания-производитель может иметь корпоративный сайт-визитку, сайт для B2B-партнеров и интернет-магазин, ориентированный на B2C. Эти ресурсы имеют разную целевую аудиторию и продвигаются по разным группам запросов.

Признаки аффилиатов

Перечислим признаки, по которым поисковые системы вычисляют аффилированные сайты.

  1. Одинаковые контактные данные: телефон, email, адрес, группы в соцсетях, контакты в мессенджерах.
  2. Одинаковые юридические данные организации или ИП.
  3. Одинаковая информация в геосервисах поисковиков (Яндекс Справочнике и Google Мой бизнес) и на сайтах-каталогах организаций.
  4. Домены зарегистрированы на одного владельца, имеют близкие даты регистрации.
  5. Один хостинг, NS-записи и/или IP-адрес.
  6. Сайты привязаны к одному аккаунту в Яндекс.Вебмастере, Яндекс.Метрике, Google Search Console, Google Аналитике.
  7. Одинаковые CMS (часто конструкторы или бесплатные шаблоны).
  8. Схожесть кода, использование одних и тех же плагинов.
  9. Одинаковый принцип формирования URL.
  10. Сайты ссылаются друг на друга.
  11. Одна тематика и оптимизация под одни и те же кластеры запросов.
  12. Похожий дизайн и структура.
  13. Идентичный ассортимент товаров с одинаковыми ценами, описаниями и фото.
  14. Незначительно различающийся текстовый контент.
  15. Оптимизация метатегов по одному шаблону, соответственно — одинаковая информация в сниппетах.
  16. Схожий ссылочный профиль (на сайт ведут внешние ссылки с одних и тех же ресурсов).

Чтобы наложить санкции, поисковый алгоритм оценивает совокупность нескольких признаков. Опытным путем установлено, что наибольший вес имеет совпадение контактных данных и дублированный контент.

Как понять, что сайт под аффилиат-фильтром

Аффилиат-фильтр довольно сложно диагностируется: поскольку оба поисковика официально не подтверждают его наличие, вы не увидите тревожных сообщений в панелях вебмастеров.

Косвенные признаки аффилиат-фильтра

  • Существенное падение позиций по всем или нескольким кластерам запросов (но страницы при этом в индексе).

Быстро проверить индексацию страниц можно при помощи инструмента от PromoPult.

Позиции в Яндексе по кластеру запросов

Можно более точно диагностировать проблему, если вы знаете, какой именно сайт поисковик посчитал клоном вашего.

Если вы не знаете, с каким сайтом «склеили» ваш ресурс

Бывает, что алгоритмы или асессоры поисковиков допускают ошибки и считают клонами сайты разных владельцев. Вебмастер ресурса, который посчитали аффилиатом, может заподозрить фильтр только по приведенным выше косвенным признакам.

Чтобы найти сайт, с которым предположительно был «склеен» ваш ресурс, придется провести небольшое расследование.

  1. Проверить точный адрес организации на картах Яндекса и Google. А вдруг в одном бизнес-центре (и даже на одном этаже!) с вами находится еще одна школа иностранных языков? Если это так, изучите сайт конкурентов на предмет похожей структуры, списка услуг, дизайна и функционала. И устраните совпадения.
  2. Посмотреть выдачу по вашим контактным данным (телефону, адресу) в поиске Яндекса и Google. Возможно, они фигурируют на каком-то сайте. Попытайтесь связаться с владельцами и устранить дублирование. Если не удастся, пишите подробное письмо в поддержку Яндекса и сообщайте о том, что не имеете отношения к этому сайту.
  3. Проверить тексты в сервисах антиплагиата. Это самый простой способ составить список «подозреваемых». Сервис выдаст адреса сайтов, скорпировавших тексты с вашего ресурса. Практика показывает, что менее затратно в этом случае обновить собственные тексты. Заодно и актуализируете их. Бороться с копипастерами довольно сложно.

Если копий контактов и контента так и не нашлось, поможет анализ выдачи по «мигающим» запросам:

Метод довольно трудозатратный. Используйте профессиональный инструмент для съема позиций или Key Collector, для быстрой группировки и анализа данных поможет знание формул в Google Sheets.

Если вы знаете, какие сайты поисковик посчитал аффилиатами

Поделимся работающими на сегодняшний день способами. (Яндекс периодически отказывается от поддержки тех или иных операторов, поэтому проверьте их по справке, если читаете статью существенно позднее даты публикации).

Один способ: используем оператор | («логическое или»). Убеждаемся, что оба ресурса присутствуют в выдаче:

Далее добавляем в строку оператор отрицания ~~ и любую комбинацию символов после него. Обновляем выдачу:

Если после этого в выдаче остаются оба сайта, как в нашем случае, Яндекс не признает их аффилиатами. Если один из ресурсов пропал, с большой долей уверенности можно сказать, что он под фильтром.

Про другие операторы Яндекса читайте материал в нашем блоге.

Второй способ ручной проверки: исключаем из выдачи один из сайтов. Находим релевантный запрос, по которому в выдаче отображается только один ресурс (site1). Затем исключаем его из выдачи при помощи ~~ site:site1. Если второй ресурс появляется в выдаче после этой операции, значит, скорее всего, он «склеен» с первым.

Как обезопасить сайт от санкций за аффилированность

Вывод сайта из-под аффилиат-фильтра может затянуться на месяцы. Чтобы минимизировать риски, стоит проверить, каковы ваши шансы под него попасть, еще на начальном этапе продвижения.

Для этого нужно:

Особенно внимательно к профилактике аффилиат-фильтра стоит отнестись сайтам, которые продвигаются региональными поддоменами.

Создать поддомен под каждый регион продвижения — один из работающих способов улучшить ранжирование в локальном поиске. Но для того, чтобы региональный поддомен не конкурировал в выдаче с основным сайтом, нужно сделать следующее:

  • Зарегистрировать филиалы по фактическим адресам в Яндекс.Справочнике и Google Мой бизнес.
  • Приcвоить регион каждому поддомену в Яндекс.Вебмастере.
  • Добавить полезную информацию для местных жителей: контакты филиала, способы и стоимость доставки, наличие товара, цены и акции.
  • Дать возможность посетителям оставлять комментарии и отзывы — это улучшит поведенческие факторы. Разные отзывы на разных поддоменах — хороший знак для поисковиков.
Вот как это реализовано в каталоге Леруа Мерлен
  • Добавить локацию в метатеги title и description.
  • Дать возможность пользователю выбрать или изменить автоматически определенный регион и перейти на поддомен на основном сайте:

«Серая» зона: если клон сайта все-таки необходим по каким-то причинам

Мы крайне не рекомендуем делать клоны сайтов — нет никаких гарантий, что вы не попадете под фильтр рано или поздно.

Если же вы верите, что все будет хорошо (на самом деле нет), или дубль сайта вам нужен по достаточно серьезным причинам, то следует подстраховаться всеми возможными способами:

  • Один сайт — одна группа контактных данных (адрес, телефон, email, мессенджеры, соцсети). Избегайте похожих названий сайтов и доменов.
  • Каждый сайт должен быть привязан к своему аккаунту в сервисах поисковиков: Метрика/Аналитика, Вебмастер/Search Console, Маркет/Merchant Center и т.п.
  • Домены лучше зарегистрировать с интервалом по времени на разных площадках, указать разные юридические или физические лица. Нелишним будет скрыть информацию о владельце.
  • Разместите сайты у разных хостеров. Под каждый сайт должен быть выделен свой внешний IP-адрес.
  • Выбирайте разные CMS, избегайте похожей структуры URL.
  • Разместите максимально уникальный контент.
  • Дизайн сайтов не должен быть похож.
  • Обратите внимание на ссылочную стратегию: не ставьте перекрестные ссылки и не ссылайтесь на сайты сети с одних и тех же внешних площадок.

Даже эти предосторожности не смогут гарантированно уберечь ваши сайты от санкций поисковиков, поэтому в первую очередь оцените объем работ, посчитайте их окупаемость и прикиньте шансы потерять все достигнутое в один «прекрасный» день.

Стоит ли рисковать?

3 способа вывести сайт из-под аффилиат-фильтра

Если вы все же попали под фильтр (например, поисковик принял чужой сайт за ваш клон или вы унаследовали от предыдущего сеошника несколько сайтов), то можно выруливать из ситуации разными способами.

  1. Радикальный: закрыть один из проектов. «Расклеивать» сайты долго и трудозатратно. Возможно, лучшим выходом будет удалить сайт-клон и создать новый проект — но не копию старого, а оригинальный сайт.
  2. Трудозатратный: сделать все возможное, чтобы «расклеить» ресурсы. Для этого потребуется на аффилированном сайте сменить контактные данные, обновить дизайн, перевести его на новый хостинг, обновить контент. Кроме того, разнести сайты по разным аккаунтам для панелей вебмастеров и счетчиков веб-аналитики. Результата можно ждать долго. Для ускорения процесса попробуйте написать Платонам.
  3. Экспериментальный: попробовать продвигать проекты под разные кластеры запросов. Сделайте упор во внутренней и внешней оптимизации на разные группы товаров или услуги.

В целом создавать сайты-клоны в надежде монополизировать топ — трудозатратное и небезопасное занятие.

Вместо этого стоит приложить усилия для привлечения трафика из всех возможных каналов: соцсетей, трастовых внешних площадок, контекстной рекламы, отраслевых справочников, отзовиков и геосервисов.

0
2 комментария
Ruslan Dmitruk

Блин, крутая статья, а комментов нет (( Первый нах!)
Подскажите - строим маркетплейс. И компания имеет одновременно карточку и меню у нас портале, а также с помощью нашего конструктора (на другом домене) создает отдельный сайт (куда все автоматом подтягивается с нашего портала). Есть риски аффилиата? 

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Иванов

Здравствуйте, Руслан.

"И компания имеет одновременно карточку и меню у нас портале, а также с помощью нашего конструктора (на другом домене) создает отдельный сайт (куда все автоматом подтягивается с нашего портала)" - можете пример приветси, где это уже реализованно? Так будет проще ответить на ваш вопрос. Подозреваю, что это такой же функционал как и на tiu.ru или pulscen.ru.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда