{"id":14288,"url":"\/distributions\/14288\/click?bit=1&hash=7892f9ec59fbe57cbbf7dc08e942a15777e95f336ce498c73b1574f3c858cf79","title":"\u041c\u043e\u0434\u0435\u043b\u044c \u00ab\u041a\u0443\u043f\u0438 \u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441, \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u00bb \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b\u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Цифровизация строительной отрасли с человеческим лицом. Часть I или как начинался HARDROLLER

Цифровизация строительной отрасли в России набрала обороты и в 2024 году процесс уже идет достаточно активно. Одно из ключевых нововведений в отрасли - XML форматы исполнительной документации от Минстроя России.

Они вступили в действие 1 сентября 2023 года, и все мы ждем, что в течение 2024 года органы ГСН регионов научатся регистрировать цифровые ОЖР и принимать исполнительную документацию как в новом XML-формате (для 5 основных документов), так и в виде обычных текстовых и графических документов, но подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (все уже привыкли к аббревиатуре УКЭП) и без дублирования на бумаге.

Отказ от бумаги (и, что немаловажно, ее последующего хранения) - важная веха в оптимизации процессов, связанных с обязательным документированием выполняемых работ

И пока мы все ждем готовности государственных органов принимать электронные документы, мы решили немного рассказать об истории появления HARDROLLER и о том, почему уже почти 8 лет строительные организации по всей стране находили свои выгоды в переходе на цифровой процесс, пока бумага даже и не думала никуда исчезать.

Наше решение используется в промышленном строительстве (ПАО “Полюс”, АО “МХК “ЕвроХим” и не только); девелопменте (Московские Pioneer и Sminex, и другие); на уровне заказчиков, генподрядчиков, больших и малых подрядчиков и даже небольшое количество инженеров ПТО и прорабов (которые платят за сервис из своего кармана). На сегодняшний день количество клиентов превысило 300.

А началось все в теперь уже бесконечно далеком 2015-м…

Больше, чем слияние. 2015 год

Первая версия HARDROLLER: ИД появилась еще в 2015 году и была бесплатной. Тогдашняя команда сервиса была введена в заблуждение скромными размерами РД 11-02-2006, тогда еще оригинальной версии 2006 года - всего 5 видов документов.

Прототип, когда-то сделанный на основе слияния Microsoft Excel и Word, хорошо себя показал, однако быстро стало понятно, что структура Акта освидетельствования скрытых работ опирается не на простую плоскую таблицу выполненных работ, а имеет вид весьма разветвленного дерева.

Акт включает в себя работы, которые, в свою очередь, включают в себя примененные материалы, к которым привязаны сертификаты и паспорта качества, а сбоку к этому примотаны спецжурналы, и поверх навешиваются лабораторные заключения и исполнительные схемы и чертежи

Тогда и стало понятно, что без полноценного структурированного ввода данных не обойтись.

Так появилась первая версия HARDROLLER: ИД как веб-приложение. В ней уже были расширенные (по сравнению с бумажными) цифровые общие журналы работ и журналы входного контроля материалов, а также хранилище документов о качестве (сертификатов, паспортов, отказных писем и других документов). Кроме актов освидетельствования скрытых работ формировались еще акты на ответственные конструкции и участки сетей.

Первая версия системы была запущена как бесплатный Minimum Viable Product. Мы настроили контекстную рекламу, и в конце октября 2015-го года пришли первые пользователи, и мы получили первую обратную связь. Самое главное, что мы очень быстро поняли - что нужных форм документов намного, намного больше, чем казалось на старте. И стало понятно, что разработка HARDROLLER как традиционного веб-приложения (на ASP.NET) будет очень трудоемкой и чрезвычайно дорогой. Такие расходы были бы неподъемными, поэтому пришлось что-то придумывать.

Почему своевременность и прозрачность должны идти рука об руку в ИД

We need to go deeper…

Так было принято, наверное, самое важное решение в истории сервиса - о разработке собственной платформы. Любое программное решение построено на некотором наборе компромиссов по таким параметрам, как объем функциональности, универсальность, надежность, быстродействие, простота освоения, удобство для опытных пользователей, time to market, скорость разработки уже зрелого продукта. Набор компромиссов HARDROLLER (который можно скорее называть All-Code, в противоположность No-Code и Low-Code решениям) был несколько необычным, и платформа, пожалуй, заслуживает отдельной статьи на каком-нибудь более техническом ресурсе.

Главное, что целью ее создания была не поддержка приложений сторонних разработчиков, а всего лишь решение двух ключевых проблем:

  1. Сокращение трудозатрат на разработку. За 8 лет развития продукта эти вложения окупились в просто невероятное количество раз. Наверное, без этого бы мы вообще в какой-то момент не успевали бы за критическими запросами пользователей, HARDORLLER никто бы не покупал и проект пришлось бы закрыть.

  2. Возможность поддерживать самые разнообразные требования к виду и содержанию документов на разных объектах строительства. Разные заказчики и инспекторы Госстройнадзора предъявляли (и предъявляют) очень разные (и временами весьма необычные) требования к исполнительной. В самодельных решениях на базе офисного пакета это решается созданием отдельной копии форм на каждый объект и внесением необходимых правок вручную. Это максимально гибкое, но почти не масштабируемое решение. Мы же строили тиражируемый продукт, и платформа как раз дала нам необходимые гибкость и скорость доработки.

Кроме того, необходим был очень высокий уровень контроля за версткой генерируемых документов

Это вообще привело к появлению собственной библиотеки для работы с документами формата .docx с открытым исходным кодом.

Разработка платформы стартовала в 2015-м, а уже созданная функциональность была аккуратно туда портирована в начале 2016-го. Так появилась вторая версия HARDROLLER: ИД. Кстати, визуально (и с точки зрения пользовательского опыта) они практически не отличались. Единственное, чем пришлось пожертвовать - предпросмотром заполненных документов с подсветкой в близком к финальному виде прямо в браузере. Добавлять поддержку для каждой новой формы документа было бы слишком трудоемко. К счастью, исчезновения никто не заметил.

В итоге мы смогли запустить непрерывное развитие сервиса, которое продолжается и прямо сейчас.

28 марта 2016 г. Show me the money

Первая продажа HARDROLLER: ИД случилась 28 марта 2016-го и за тот год продукт заработал 885 500 рублей. С тех пор компания существуют только и исключительно на деньги, которые клиенты платят за использование сервиса.

Всего с 10 апреля 2015 года по сегодняшний день через HARDROLLER прошло порядка 6 000 организаций, которые оставляли контакты и регистрировались на пробный период, а больше 300 из них стали платными клиентами.

А вот и первый enterprise-клиент

20 апреля 2018 года у HARDROLLER появился первый крупный корпоративный клиент – ПАО “Полюс” - крупнейшая золотодобывающая компания России. Целью внедрения было упорядочивание работы с исполнительной документацией на объектах строительства компании, а нашли наше решение… просто в Интернете. Оператором системы в Полюсе стал “Полюс Строй” – внутренний строительный подрядчик холдинга. Система была внедрена на объектах строительства в 3 регионах страны для более чем 200 пользователей.

Мастера участков и прорабы научились вести в системе журналы входного контроля материалов и выполняемых работ. На основе этих данных формировалась исполнительная документация, которая затем в системе уходила на проверку к другим участникам строительства.

Тут хочется отметить, что внедрение клиент проводил, фактически, своими силами - с небольшой нашей поддержкой. За все время мы побывали в Красноярске только один раз - на презентации системы, а все вся остальная поддержка системы и пользователей осуществлялась удаленно

Ну а когда мы в 2021 году выпустили наше до сих пор актуальное ознакомительно-обучающее видео, позволяющее новому пользователю начать работу полностью самостоятельно, у нас практически пропали обращения в поддержку, их число сократилось до пары штук в месяц – по каким-то действительно серьезным вопросам.

Появление настоящего корпоративного клиента не только научило нас спокойно работать со сделками длинною в год, но и придало мощный импульс развитию системы. За первые полтора года работы был реализован внутренний регламент Полюса по формированию приемо-сдаточной документации, а чтобы этого добиться, было добавлено множество новых разделов исполнительной (например, большой блок документов на электромонтажные работы по “Инструкции по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам” И 1.13-07).

На этом проекте “полностью подтвердились заложенные разработчиками технические решения”: мы действительно смогли без особых проблем поддерживать для клиента нестандартную конфигурацию и непрерывно ее обновлять, специализированная платформа действительно позволила расширять систему очень быстро минимальными силами, а главное – все это, после героического решения нескольких обнаружившихся проблем с производительностью, продолжало работать достаточно быстро.

Так прошли первые годы развития сервиса - с 2016-го по примерно 2020-й, когда в воздухе впервые повеяло XML. Примерно тогда же к продукту появился интерес со стороны участников девелоперских проектов. Этот период я постараюсь охватить в следующей статье.

Продолжение следует…

… ведь у нас есть медиаплан! :)

Ближе познакомиться с современной версией «HARDROLLER: Исполнительная документация», увидеть все его возможности и посмотреть ознакомительное видео можно на нашем сайте: Hardroller.ru

0
56 комментариев
Написать комментарий...
ALExx

А чем это лучше Word и Excel? Почему за это вообще кто-то платит?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шестаков
Автор

Ох... Про это можно целую отдельную статью писать.

Небольшим клиентам зашла централизация (не протеряется вместе с ноутбуком, не уйдет вместе с уволившимся сотрудником).

Большим клиентам зашло наведение единообразия и простота освоения. Плюс кросс-проверки, мониторинг, отчеты, метрики. Нельзя управлять тем, чего не видишь.

А некоторые клиенты просто обнаружили, что у них после полугода работы исполнительной вообще не было и не ожидалось.

Но главное это всегда управляемость неуправляемого процесса)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Михеев

вы как-то связаны с Минстроем?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шестаков
Автор

Увы, нет) Ни мы с ними, ни они с нами) У нас основная выручка в сегменте крупного промышленного строительства и, немного поменьше, девелопменте. Это позволяет сохранять самостоятельность.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Михеев

Я помню, как раньше сдавали журналы работ. Какие-то программы уже тогда предлагали, только смысла в них не было, потому что все равно тащишь бумагу по итогу

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шестаков
Автор

Есть хорошая вероятность, что бумажный ОЖР будут в итоге вспоминать с ностальгией, а не как ненужную ручную работу.

Электронный формат журнала с ежедневным ведением и хранением истории всех измений может оказаться слишком большим уровнем прозрачности.

Мы со своей стороны видим исполнительную скорее как "налоговую отчентность" подрядчика, а не его "управленческий учет": цель ГСН все таки должна быть не подловить на ошибках при ведении журналов и формирвании документов (на больших объектах это практически неизбежно), а получить реальную информацию о выполненных работах, примененных материалах, и так далее. Так что мы за то, чтобы подрядчики имели запас времени на приведение "отчетности" в порядок перед отправкой. А с текущим форматом Минстроя и прямой интеграцией с ГСН есть риски превращения истории в карательную. Многие сейчас об этом задумались и говорят об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Михеев

Про запас времени на приведение документов в порядок хороший тезис, согласен

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Михеев

Стоп. Сейчас же строители справляются с этими рисками? Есть и альтернативные решения

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шестаков
Автор

Да какие? Переписать ОЖР начисто больше не выйдет, все ходы записаны и формально за косяки нужно будет штрафовать. А потом и автоматические кросс-проверки наладят (как у нас уже есть, только не в интересах участников строительства уже).

Ответить
Развернуть ветку
ALExx

Это программа для ПТО, так? Они же обычно занимаются документальным сопровождением

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шестаков
Автор

В первой части истории, наверное, так и выглядит. Но сейчас это в первую очередь инструмент для заказчика, чтобы выдать единые требования и посадить за один стол подрядчиков, технадзор, авторский надзор, проектный офис - и чтобы они видели, что происходит и ничего нигде не терялось. А для ПТО мы, насколько это возможно, снижаем трудозатраты и создаем комфортные условия работы.

Ответить
Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда