Цифровизация строительной отрасли с человеческим лицом. Часть I или как начинался HARDROLLER
Цифровизация строительной отрасли в России набрала обороты и в 2024 году процесс уже идет достаточно активно. Одно из ключевых нововведений в отрасли - XML форматы исполнительной документации от Минстроя России.
Они вступили в действие 1 сентября 2023 года, и все мы ждем, что в течение 2024 года органы ГСН регионов научатся регистрировать цифровые ОЖР и принимать исполнительную документацию как в новом XML-формате (для 5 основных документов), так и в виде обычных текстовых и графических документов, но подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (все уже привыкли к аббревиатуре УКЭП) и без дублирования на бумаге.
И пока мы все ждем готовности государственных органов принимать электронные документы, мы решили немного рассказать об истории появления HARDROLLER и о том, почему уже почти 8 лет строительные организации по всей стране находили свои выгоды в переходе на цифровой процесс, пока бумага даже и не думала никуда исчезать.
Наше решение используется в промышленном строительстве (ПАО “Полюс”, АО “МХК “ЕвроХим” и не только); девелопменте (Московские Pioneer и Sminex, и другие); на уровне заказчиков, генподрядчиков, больших и малых подрядчиков и даже небольшое количество инженеров ПТО и прорабов (которые платят за сервис из своего кармана). На сегодняшний день количество клиентов превысило 300.
А началось все в теперь уже бесконечно далеком 2015-м…
Больше, чем слияние. 2015 год
Первая версия HARDROLLER: ИД появилась еще в 2015 году и была бесплатной. Тогдашняя команда сервиса была введена в заблуждение скромными размерами РД 11-02-2006, тогда еще оригинальной версии 2006 года - всего 5 видов документов.
Прототип, когда-то сделанный на основе слияния Microsoft Excel и Word, хорошо себя показал, однако быстро стало понятно, что структура Акта освидетельствования скрытых работ опирается не на простую плоскую таблицу выполненных работ, а имеет вид весьма разветвленного дерева.
Тогда и стало понятно, что без полноценного структурированного ввода данных не обойтись.
Так появилась первая версия HARDROLLER: ИД как веб-приложение. В ней уже были расширенные (по сравнению с бумажными) цифровые общие журналы работ и журналы входного контроля материалов, а также хранилище документов о качестве (сертификатов, паспортов, отказных писем и других документов). Кроме актов освидетельствования скрытых работ формировались еще акты на ответственные конструкции и участки сетей.
Первая версия системы была запущена как бесплатный Minimum Viable Product. Мы настроили контекстную рекламу, и в конце октября 2015-го года пришли первые пользователи, и мы получили первую обратную связь. Самое главное, что мы очень быстро поняли - что нужных форм документов намного, намного больше, чем казалось на старте. И стало понятно, что разработка HARDROLLER как традиционного веб-приложения (на ASP.NET) будет очень трудоемкой и чрезвычайно дорогой. Такие расходы были бы неподъемными, поэтому пришлось что-то придумывать.
We need to go deeper…
Так было принято, наверное, самое важное решение в истории сервиса - о разработке собственной платформы. Любое программное решение построено на некотором наборе компромиссов по таким параметрам, как объем функциональности, универсальность, надежность, быстродействие, простота освоения, удобство для опытных пользователей, time to market, скорость разработки уже зрелого продукта. Набор компромиссов HARDROLLER (который можно скорее называть All-Code, в противоположность No-Code и Low-Code решениям) был несколько необычным, и платформа, пожалуй, заслуживает отдельной статьи на каком-нибудь более техническом ресурсе.
Главное, что целью ее создания была не поддержка приложений сторонних разработчиков, а всего лишь решение двух ключевых проблем:
Сокращение трудозатрат на разработку. За 8 лет развития продукта эти вложения окупились в просто невероятное количество раз. Наверное, без этого бы мы вообще в какой-то момент не успевали бы за критическими запросами пользователей, HARDORLLER никто бы не покупал и проект пришлось бы закрыть.
Возможность поддерживать самые разнообразные требования к виду и содержанию документов на разных объектах строительства. Разные заказчики и инспекторы Госстройнадзора предъявляли (и предъявляют) очень разные (и временами весьма необычные) требования к исполнительной. В самодельных решениях на базе офисного пакета это решается созданием отдельной копии форм на каждый объект и внесением необходимых правок вручную. Это максимально гибкое, но почти не масштабируемое решение. Мы же строили тиражируемый продукт, и платформа как раз дала нам необходимые гибкость и скорость доработки.
Это вообще привело к появлению собственной библиотеки для работы с документами формата .docx с открытым исходным кодом.
Разработка платформы стартовала в 2015-м, а уже созданная функциональность была аккуратно туда портирована в начале 2016-го. Так появилась вторая версия HARDROLLER: ИД. Кстати, визуально (и с точки зрения пользовательского опыта) они практически не отличались. Единственное, чем пришлось пожертвовать - предпросмотром заполненных документов с подсветкой в близком к финальному виде прямо в браузере. Добавлять поддержку для каждой новой формы документа было бы слишком трудоемко. К счастью, исчезновения никто не заметил.
В итоге мы смогли запустить непрерывное развитие сервиса, которое продолжается и прямо сейчас.
28 марта 2016 г. Show me the money
Первая продажа HARDROLLER: ИД случилась 28 марта 2016-го и за тот год продукт заработал 885 500 рублей. С тех пор компания существуют только и исключительно на деньги, которые клиенты платят за использование сервиса.
Всего с 10 апреля 2015 года по сегодняшний день через HARDROLLER прошло порядка 6 000 организаций, которые оставляли контакты и регистрировались на пробный период, а больше 300 из них стали платными клиентами.
А вот и первый enterprise-клиент
20 апреля 2018 года у HARDROLLER появился первый крупный корпоративный клиент – ПАО “Полюс” - крупнейшая золотодобывающая компания России. Целью внедрения было упорядочивание работы с исполнительной документацией на объектах строительства компании, а нашли наше решение… просто в Интернете. Оператором системы в Полюсе стал “Полюс Строй” – внутренний строительный подрядчик холдинга. Система была внедрена на объектах строительства в 3 регионах страны для более чем 200 пользователей.
Мастера участков и прорабы научились вести в системе журналы входного контроля материалов и выполняемых работ. На основе этих данных формировалась исполнительная документация, которая затем в системе уходила на проверку к другим участникам строительства.
Ну а когда мы в 2021 году выпустили наше до сих пор актуальное ознакомительно-обучающее видео, позволяющее новому пользователю начать работу полностью самостоятельно, у нас практически пропали обращения в поддержку, их число сократилось до пары штук в месяц – по каким-то действительно серьезным вопросам.
Появление настоящего корпоративного клиента не только научило нас спокойно работать со сделками длинною в год, но и придало мощный импульс развитию системы. За первые полтора года работы был реализован внутренний регламент Полюса по формированию приемо-сдаточной документации, а чтобы этого добиться, было добавлено множество новых разделов исполнительной (например, большой блок документов на электромонтажные работы по “Инструкции по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам” И 1.13-07).
На этом проекте “полностью подтвердились заложенные разработчиками технические решения”: мы действительно смогли без особых проблем поддерживать для клиента нестандартную конфигурацию и непрерывно ее обновлять, специализированная платформа действительно позволила расширять систему очень быстро минимальными силами, а главное – все это, после героического решения нескольких обнаружившихся проблем с производительностью, продолжало работать достаточно быстро.
Так прошли первые годы развития сервиса - с 2016-го по примерно 2020-й, когда в воздухе впервые повеяло XML. Примерно тогда же к продукту появился интерес со стороны участников девелоперских проектов. Этот период я постараюсь охватить в следующей статье.
Продолжение следует…
… ведь у нас есть медиаплан! :)
Ближе познакомиться с современной версией «HARDROLLER: Исполнительная документация», увидеть все его возможности и посмотреть ознакомительное видео можно на нашем сайте: Hardroller.ru
Никогда такого не было - и вот опять...
Как же теперь прикажете выгружать? А то форматы ввели, а принимать не принимают
Справедливости ради, тут дело не только в Минстрое. Мы ждем и надеемся, что до конца года Госстройнадзоры во всех регионах страны смогут принимать документы в новом формате. Пока впереди ГАСН Санкт-Петербурга, которые уже сделали открытое API и с которым идет интеграция. Мы тоже вместе с клиентами ждем, когда ГСНы других регионов смогут перейти на электронные журналы и совсем уйти от бумаги.
@Александр обращаясь к потомкам, чего бы советовал НЕ делать, если бы они шли по вашему пути?
К сожалению, у меня нет цензурного ответа на этот вопрос, Дмитрий)
Отличная статья, все разложил по полочкам.
Интересно так же узнать было про историю проекта, с одной стороны много профессиональной терминологии, с другой как будто на кухне сидим и ты рассказываете как это было тогда в 2015.
Ждем продолжения истории. Не думал что на VC столько интересуются ИД и цифровизацией стройки. Вот почитал и подумал, может мне тоже рассказать про Цифровой строительный контроль как есть, без прикрас. А то эти все проекты надоели, где рассказывают о том, что вот ИИ сам за тебя все строит уже и тебе даже из прорабской выходить не нужно.
Спасибо Саша за статью, продолжай!
Тебе спасибо, Артём! И если силы и время, то конечно напиши! То, что действительно интересно будет почитать от первого лица.
Статья рассказывает о развитии сервиса HARDROLLER и цифровизации строительной отрасли в России
Саммари:
- Цифровизация строительства в России активна с 2024 г.
- Новый XML-формат документов от Минстроя с 2023 г.
- История HARDROLLER начинается в 2015 г.
- Первая версия проекта основана на Excel и Word.
- HARDROLLER превратился в веб-приложение в 2016 г.
- Разработана собственная платформа для оптимизации.
- Появилась библиотека для работы с .docx.
- Первый крупный клиент в 2018 г. - ПАО "Полюс".
- Система используется более чем 200 компаниями.
- Проект постоянно развивается и улучшается.
Стараюсь выделять самое важное для вас.
Как же вы задолбали
"С тех пор компания существуют только и исключительно на деньги, которые клиенты платят за использование сервиса" - то есть вы не привлекаете внешних инвесторов, правильно понимаю?
Нет, не привлекаем. К сожалению, в России привлечение внешних инвестиций - всегда рискованная история.
Хотели бы инвестировать в такой бизнес?
А чем это лучше Word и Excel? Почему за это вообще кто-то платит?
Ох... Про это можно целую отдельную статью писать.
Небольшим клиентам зашла централизация (не протеряется вместе с ноутбуком, не уйдет вместе с уволившимся сотрудником).
Большим клиентам зашло наведение единообразия и простота освоения. Плюс кросс-проверки, мониторинг, отчеты, метрики. Нельзя управлять тем, чего не видишь.
А некоторые клиенты просто обнаружили, что у них после полугода работы исполнительной вообще не было и не ожидалось.
Но главное это всегда управляемость неуправляемого процесса)
Кстати, хороший вопрос! Сколько лет жили на Excel - все было просто и понятно, и бесплатно :)
Спасибо, очень интересно!
Зачем вся эта бюрократия в эпоху 3D-моделей? Не совсем понял
Это совсем ортогональные вещи. Исполнительная документация - это же про ответственность. Кто, что, когда и из чего построил. Понятно, что некоторые вещи хотелось бы видеть на 3D-модели, чтобы отклонения отражались автоматически (по облаку точек, например).
Но все равно, кто-то должен где-то расписаться, что он эти отклонения согласовал. Подрядчик расписывается, что он закупил и применил проектные материалы, и приложил реальные документы производителя, гарантирующие их качество (от нужной марки прочности бетона до пожаробезопасного кабеля). Или заказчик расписывается, что он согласовал замену проектного материала или конструктивные изменения несущих конструкций.
Другое дело, что эту информацию тоже хочется поместить в модель, чтобы проще было работать с ней на этапе эксплуатации. Собственно, через привязку записей общего журнала работ к элементам модели это можно сделать, а дальше уже вся остальная информация, включая подписанные всеми сторонами исполнительные схемы и акты подтянется. Мы такое прямо сейчас с коллегами делаем ;)
Желаю проекту успеха, а отрасли - цифровизации процессов ИД.
Пора догонять ИТ и Ритейл во внедрении современных технологий.
Богдан, спасибо большое! Будем делать все возможное и еще чуть-чуть))
🔥🔥🔥🔥
👍 отличная история. Ждем продолжение
Цифровизация в строительстве - это важный шаг в развитии отрасли. Приятно видеть, что уже существуют решения, направленные на упрощение процессов и снижение бюрократии.
К сожалению, так не работает. Если посмотреть на историю цифровизации бухгалтерии, например, то с ней запросы бюрократии только во много раз выросли. Аналогично, когда исполнительную начали делать на компьютерах, объем документов многократно вырос.
Мы стремимся к тому, чтобы этот процесс немного подвинуть обратно в пользу подрядчика и его сотрудников: нужно детально и качественно задокументировать выполненные работы, а формы документов, XML, реестры, подтверждение объемов - все это должно вылезать из уже введенных данных автоматически, без головной боли подрядчика. Чтобы подрядчику было не больно от странных, периодически меняющихся требований заказчиков и контролирующих органов. Для этого и нужен сервис.
Отличная статья, очень интересно. Спасибо!
Когда запустят XML Минстроя? Что за проблемы с ним?
Это тоже тянет на целую отдельную статью, начиная с того, что КриптоПро не хочет подписывать XML Минстроя)
Но главная проблема, наверное, что ГСН прихоится работать с форматом, который не спроектирован для, собственно, "ведения журналов", это формат для выгрузки итогового документа после завершения всех работ. Там и хранение истории версий записей ОЖР не предусмотрено.
В итоге, подозреваю, системе в ГСН приходится разбирать файлы журнала и самостоятельно находить отличия с ранее переданной версией. В том числе отслеживать изменившиеся версии записей и документов. И все это как-то у себя сохранять и обрабатывать. Поэтому и так долго все это разрабатывается и внедряется.
Комментарий удален автором поста
Комментарий удален автором поста