Сервисы
NTI Platform
2884

Супераппы проверили на вирус. Как технологии остановили(?) эпидемию

Опыт Китая в борьбе с коронавирусом в режиме реального времени показывает всему миру мощь современных технологий и супераппов. В сравнении с обычными ограничительными мерами решения частных компаний способны в разы быстрее остановить распространение вируса и локализовать эпидемию. Однако этичность их применения вызывает вопросы. В каком объеме можно вмешиваться в частную жизнь, хорошо ли использовать персональные данные даже в условиях пандемии? Пока ученые, технологические компании и политики ищут решения, Китай на примере коронавируса показал, каким может стать наше технологическое будущее.

В закладки

Менее двух месяцев понадобилось Китаю для устранения вспышки коронавирусной инфекции. Первый случай заражения был зафиксирован 30 декабря 2019 в госпитале Китая, где у одного из пациентов обнаружили пневмонию неизвестной этиологии. С января вирус распространялся по республике экспоненциально, но уже в начале февраля эпидемия в КНР пошла на спад. Мобилизация всего Китая была проведена в рекордный срок и с использованием всех возможных ресурсов. Страна, вложив в предыдущие годы многомиллиардные бюджеты в высокие технологии, оперативно переориентировала их под задачи борьбы с эпидемией.

С начала распространения вируса все основные силы Китая были направлены на предотвращение перемещений потенциально инфицированных граждан.

Распространение вируса было приостановлено во многом благодаря технологизации процесса отслеживания и идентификации контактов с зараженными.

Компания-лидер среди китайских поисковых систем Baidu воспользовалась своей платформой на базе ИИ Robocall для оперативного сбора данных о всех потенциально зараженных гражданах в эпицентре эпидемии. Платформа в краткий срок сделала более трех миллионов автоматических телефонных звонков жителям – около 1,5 тыс. звонков в секунду – с просьбой добровольно предоставить историю путешествий, список контактов и информацию о текущем состоянии здоровья. Данные от платформы передавались комиссии здравоохранения, региональным центрам по борьбе с инфекциями для отслеживания распространения коронавируса по регионам и обеспечения готовности госпиталей на местах.

Baidu также применила свои картографические системы на базе ИИ для определения потока путешествий по районам с высоким риском с помощью Платформы больших данных от Baidu Maps. Благодаря этому у медицинских работников появилась интерактивная карта распространения коронавируса в режиме реального времени.

Китайский технологический гигант в электронной коммерции Alibaba через приложение Alipay внедрил систему QR-кодов для маркировки здоровья граждан. QR-коды красного, желтого и зеленого цветов на время эпидемии присваивались гражданам в соответствии с историей их перемещений и контактов. Владелец зеленого кода мог перемещаться свободно, желтый QR настойчиво рекомендовал владельцу провести семь дней на карантине, красный QR означал 14-дневный карантин. Система была развернута в провинциях Чжэцзян, Сычуань, Хайнань и Чунцин, охватив около 200 млн человек.

Несмотря на элегантность решения, система имела недоработки, часть кодов была присвоена некорректно и препятствовала перемещению граждан, были и серьезные проблемы с конфиденциальностью: китайские технологические компании и операторы мобильной связи свободно обмениваются информацией пользователей с властями и полицией без их согласия в целях отслеживания возможных пациентов.

Сходную задачу на соседних с эпицентром эпидемии территориях решало приложение для смартфонов COVID-19, которое сообщало людям, находились ли они в тесном контакте с кем-либо, кто был подтвержден заражению, на основании данных о перемещениях пользователей. Например, в городе Вэньчжоу были отслежены по телефонным данным 3 тыс. посетителей магазина лапши, владельцы которого заразились вирусом.

Чтобы потенциальные носители вируса не нарушали условия карантина в некоторых городах, такие как Шаньтоу в провинции Гуандун, использовались беспилотники. Они применялись также чтобы разыскать и выгнать людей без масок с улиц. В таких дронах использовались алгоритмы распознавания лиц, несколько модифицированные для распознавания человека в маске.

В городе Ухань и других подверженных эпидемии областях провинции Хубэй основное внимание уделялось активному лечению пациентов и снижению их смертности. Более 50% всех обращений к медицинской системе были переведены в онлайн-формат, так как носители вируса могут его распространить по пути на прием к врачу. Для этого была подключена высокоскоростная сеть 5G, повсеместно используются решения для телемедицины.

Значительно возросло число пользователей медицинских мобильных приложений, связывающих пациентов дома с врачами и аптеками - Pingan Good Doctor. Приложение на основе ИИ AskBob предоставляет пользователям персонализированные рекомендации по вопросам лечения от коронавируса, основанные на актуальной медицинской информации.

Уникальность приложения в том, что его база знаний основана на анализе миллионов анонимных медицинских карт пациентов, клинических руководствах и научных архивах, охватывающих суммарно десятки миллионов медицинских данных.

9 февраля датская компания UVD Robots заявила, что заключила соглашение с Sunay Healthcare Supply о распространении своих роботов в Китае. Роботы UVD путешествуют по медицинским учреждениям, распространяя ультрафиолетовый свет для дезинфекции помещений, зараженных вирусами или бактериями. Для этих же задач применялись и беспилотники.

Китайские биотехнологи и медики в оперативном порядке занялись исследованием природы вируса, разработкой диагностических инструментов и выявлением основных способов передачи COVID-19. Китай сообщил ВОЗ об эпидемии 3 января, данные о последовательности генома COVID-19 были переданы в ВОЗ уже 10 января. К 15 января появились протоколы для диагностики и лечения COVID-19, были проведены надзорные и эпидемиологические расследования.

Baidu, которая упоминалась ранее, предоставила научным группам свой алгоритм Linearfold способный быстрее традиционных алгоритмов прогнозировать изменения во вторичной структуры РНК вируса, позволяя изучать способность вируса к появлению новых штаммов. Алгоритм позволяет сократить общее время анализа с 55 минут до 27 секунд.

Транспортный узел в Пекине был оснащен сенсорной системой для регистрации температуры пассажиров. Сенсорная система от Baidu сочетает компьютерное зрение и инфракрасное излучение, что позволяет определять температуру пассажиров до 200 человек в минуту в диапазоне 0,5 градуса Цельсия. Система предупреждает власти, если обнаруживает человека с температурой выше 37,3 градусов по Цельсию.

Китай в своих действиях по борьбе с вирусом также предусмотрел серьезную работу с дезинформацией. СМИ предложили новые инструменты для обмена достоверными данными и противодействия мифам. JiaoZhen – разрушающая слухи платформа. За 2 месяца эпидемии платформа обработала более 350 запросов на проверку информации.

Итог

Появление такого комплекса технологических решений за считанные дни было бы невозможно без уже существующего в Китае глубокого проникновения высоких технологий в управление социумом. Ситуация с коронавирусом показала, что Alibaba, Baidu и другие гиганты способны предоставить эффективные решения против пандемии и снизить панику среди жителей. Однако, сложно судить о гуманности этих методов. Издание The New York Times называет меры КНР драконовскими, отметив, что карантин в таких масштабах и принудительный сбор данных о местонахождении мобильных телефонов и применение технологии распознавания лиц для отслеживания перемещений людей сложно воспроизвести в других странах, особенно демократических, с институциональной защитой индивидуальных прав. Но совершенно точно можно сказать, что опыт борьбы китайских компаний с эпидемией открыл новые горизонты для сенсорики, технологий искусственного интеллекта, больших данных, показав как оперативно они могут быть адаптированы к новым задачам.

Ксения Макарова, Марина Киселева

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "NTI Platform", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 11, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 113165, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 18 Mar 2020 14:54:24 +0300", "is_special": false }
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир