(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(19355434, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(19355434, 'hit', window.location.href);

Когда сайта недостаточно: как превратить офлайн-аптеку в лидера фармритейла с помощью мобильного приложения. Кейс Риглы

Споры о том, переходить ли онлайн или продолжать развивать физические магазины, в ритейле не прекращаются. Рассказываем, как крупный бизнес на примере Риглы не просто вышел, а покорил онлайн с помощью мобильных приложений.

Мы разработали приложения и помогли выйти онлайн 200+ компаниям. Подписывайтесь на наш блог и Телеграм-канал, чтобы узнать больше о разработке приложений и веб-сервисов в области ритейла, финтеха, фудтеха, промышленности и медтеха. Заходите на наш сайт — мы регулярно выпускаем новые материалы о развитии бизнеса с онлайн-технологиями.

E-commerce в России вырос до 6,4 триллионов рублей, но ещё есть компании, кто не верит в онлайн

Компании в ритейле делятся на два вида — те, кто верят в онлайн и те, кто нет. Первые уже активно присутствуют на рынке и развивают свои продукты или выходят на маркетплейсы, а вторые уверены, что будущее за офлайн-магазинами.

Те, кто не верит, видят в онлайн различные сложности:

  • Это дорого и нужен еще один годовой бюджет, чтобы нанимать специалистов для развития сайта или разработки приложения и вкладываться в маркетинг. Тем более, когда конкуренты делают одностраничники за пару часов и минимум вложений.
  • Непонятно, кому из подрядчиков стоит доверять — вдруг результат будет совсем не тот, что компания хотела, или подрядчик просто испарится.
  • Нужно разбираться в метриках, процессах и понятиях разработки и маркетинга, и кажется, что на это не хватит времени, а вложения не окупятся.
  • Нет никаких гарантий, что всё заработает — у владельца бизнеса возникает ощущение, что он играет в рулетку.
  • Уверенность, что конкретная ниша торговли не «зайдёт» онлайн. Так бывает, если бизнес нацелен на узкую аудиторию, например, на пожилых людей, которые не всегда активно используют смартфон.
  • Высокая конкуренция — владельцы бизнеса могут считать, что вокруг и так много онлайн-магазинов, и лучше больше вкладываться в то, что уже есть, чем пытаться обогнать других.

Мы согласны, что выход и развитие бизнеса в онлайне — это вызов. Мы помогли более 200 компаниям выйти в онлайн и сталкивались с разными ситуациями. Например, клиенты жаловались, что подрядчики работали строго по техническому заданию и не показывали промежуточных результатов. В итоге компания получала не то приложение, которое изначально хотела, и разочаровывалась в мобильной разработке. Бывает и так, что компании просто не верят, что приложение может работать лучше, чем магазин, потому что там нельзя ничего «пощупать».

Были такие проекты, где в онлайн не особо верили и не верят сейчас, в том числе очень крупные бренды. Но наши проекты с LOVE REPUBLIC и Риглой показывают, что онлайн — мощный инструмент продаж. С каждым годом увеличивается процент людей, которые используют маркетплейсы или отдельные приложения брендов и их выручки исчисляются миллиардами. Людям больше нравится онлайн, поскольку все пытаются экономить свое время. Простая математика: чтобы выбрать вещь, покупателю нужно потратить в среднем час времени на дорогу в торговый центр, ещё 2 часа потратить на поиск нужной вещи и час на дорогу домой. Итог: 4 часа выходного дня потрачены на лишние действия. И при этом нет гарантии, что в торговом центре будет нужная покупателю вещь.

Даниил Максимов, менеджер проектов Surf

Есть случаи, когда не нужно разрабатывать сайт или приложение. Например, если вы открыли пекарню в спальном районе, чаще всего вас будут посещать именно те, кто живет рядом. Приложение или сайт в этом случае могут быть лишними, а вот сарафанное радио или отзывы на Яндекс Картах, наоборот, более ценными.

Мы проанализируем ваш проект и определим, нужно ли ему мобильное приложение. Читайте подробнее и оставляйте заявку на нашем сайте.

Но если вы решили открыть сеть аптек в разных районах или по всей стране, то сайт или приложение дадут вам не только благодарных клиентов, но и выведут ваш бизнес на другой уровень. Таким образом онлайн и офлайн будут работать друг на друга. Именно так произошло с Риглой. Расскажем подробнее про первоначальную бизнес-задачу компании и о том, какие шаги нужно сделать, чтобы стать лидером онлайн-ритейла.

В 2019 году Ригла получала 70% заказов через сайты и поняла, что за онлайн-продажами будущее

В 2019 году к нам обратилась Ригла — крупнейшая российская сеть аптек. Компания закупает лекарства и медицинские товары у производителей, распределяет между аптеками сети и продает через розничные точки и онлайн-каналы. На момент старта нашей работы Ригла уже была лидером среди аптечных сетей и развивала сайты своих основных брендов.

Ригла развивала три бренда с разным позиционированием под несколько целевых аудиторий:

  • Ригла — фарммаркеты с открытой выкладкой товаров и самообслуживанием.
  • Будь здоров — формат аптек у дома для тех, кому нужны лекарства срочно.
  • Живика — аптеки низких цен с медикаментами для всех слоев населения.

Веб-сайты компании приносили свою пользу: через них можно было заказать препараты или увидеть ассортимент и цены. Департамент электронной коммерции подсчитал, что около 70% аудитории заходят на сайт, чтобы заказать лекарства по более низким ценам или узнать об акциях. Компания хотела нарастить клиентскую базу и повышать свою конкурентоспособность, и для этого ей нужен был новый перспективный канал продаж.

В ритейле всё больше понимают значимость приложений брендов или наличия товаров компании на маркетплейсах: в телефоне покупателя оказываются все магазины планеты. Он тратит полчаса на выбор нужных товаров и заказывает доставку или откладывает в нужном магазине рядом с домом, чтобы приехать и примерить вещи или забрать товары. Ему не нужно больше тратить полдня на походы по магазинам, и это время он будет проводить с большей пользой для себя. А его лояльность к компаниям, которые помогают ему в этом, будет расти.

Даниил Максимов, менеджер проектов Surf

Ригла начала изучать, как развивать онлайн-направление и планировала создать мобильные приложения для всех трёх брендов.

Ригла планировала разработку мобильных приложений для трёх брендов и не хотела тратить на это весь бюджет

Ригла видела решение: чтобы расширить аудиторию, нужно было развивать удобные мобильные приложения. Вот что компания планировала достичь для онлайн-направления:

  • Увеличить количество клиентов в несколько раз благодаря удобному в использовании приложению для каждого бренда. Это должно было привести к большему количеству заказов и увеличению продаж.
  • Уложиться в рамки сроков и бюджета — Ригла заложила 5 месяцев на разработку приложений для iOS и Android и их интеграции с сайтами брендов.

Загвоздка была в том, что разработка каждого приложения — это отдельный бюджет. Так как Ригла развивала три бренда, то под каждое приложение нужно было собрать команду для его развития. Бренды работали под разную целевую аудиторию, с разной ценовой политикой, и объединять их в одном приложении было неэффективно с точки зрения продаж и маркетинга. Поэтому компания решила, что нужно сделать отдельные iOS и Android приложения для каждого бренда — то есть сразу шесть приложений. Команда Риглы сомневалась ещё и по другим причинам:

  • Будут ли пользоваться приложениями люди старше 45.
  • Как сделать так приложения одинаково удобными для молодежи и пожилых.
  • Можно ли создать действительно эффективную доставку и как быть с рецептами.
  • Откуда взять команду для разработки нескольких приложений сразу и не потратить весь бюджет.
  • Стоит ли вкладываться в развитие каждого бренда или создать один.

Ригла искала подрядчика, который сможет помочь разобраться в технических сложностях, разработать приложения и вывести их на рынок. Этим подрядчиком стали мы.

На нашем сайте мы рассказываем, как создаём приложения под ключ за 6 месяцев и сокращаем расходы на мобильную разработку до 40%.

Мы предложили решение и создали шесть приложений на одной платформе за пять месяцев

Это был не первый наш проект с ограниченными сроками: Ригла хотела успеть выпустить приложения в сторы к осени — горячему сезону в мире фармритейла. Вот как мы сделали это.

Провели исследование до разработки

Мы проанализировали приложения других аптечных сетей: сравнили их работу, изучили отзывы пользователей. По результатам выделили самую востребованную функциональность, которую необходимо включить в первую версию приложения. Затем проанализировали наиболее эффективные отраслевые практики и исключили те ошибки, которые есть у конкурентов.

Например, удачная практика в аптечных приложениях — делать акцент на карте лояльности на главном экране. Визуально это может выглядеть навязчиво, но помогает повысить конверсию покупателя в постоянного клиента.

Создали дизайн интерфейсов под разные стили брендов

Перед стартом проекта руководство Риглы провело ребрендинг. В основу концепции легла идея того, что каждый человек может и должен чувствовать себя здоровым и жить в гармонии с собой. Аптеки Риглы должны были квалифицированно и заботливо помогать в этом. Мы отразили эту философию в концепции будущего приложения:

  • Выбрали природные цвета.
  • Исключили яркие контрасты.
  • Сделали интуитивно понятные навигацию и поиск.

Сразу собрали интерактивный цветной прототип, чтобы представители Риглы могли протестировать пользовательский опыт на себе, поделиться впечатлениями и предложить доработки.

На основании комментариев мы разработали дизайн для интерфейсов Риглы и адаптировали его под брендинг Живики и Будь здоров. Сначала собрали UI-kit — готовый набор графических элементов — который задает правила оформления элементов приложения и помогает поддерживать единую стилистику и логику. Затем адаптировали этот гайдлайн под разные бренды в соответствующих фирменных цветах.

Начали разработку на Flutter

Создавали все приложения на технологии Flutter, чтобы уложиться в сроки и требования по бюджету. Технология позволила разрабатывать приложения одновременно для двух платформ — iOS и Android. Мы написали основу кода один раз для якорного бренда Риглы, а затем переиспользовали 80–95% написанного кода и автоматически делали сборки приложений для дочерних брендов. После этого адаптировали уникальную функциональность и UX под особенности конкретного бренда. Такой подход на 40% сократил затраты на разработку.

Создали первую версию приложений с базовой функциональностью и продолжили развивать проект

Для первого релиза Риглы мы выбрали приоритетные механики: возможность найти товар в каталоге, добавить его в корзину, оформить и оплатить заказ. В отзывах пользователи просили сделать акцент именно на эти возможности. Благодаря такому подходу мы смогли быстро запустить приложение и собрали данные по основным метрикам, чтобы расширять аудиторию и улучшать приложение.

На этом не остановились и продолжили разработку, аналитику и тестирование приложений. Мы до сих пор работаем с Риглой и продолжаем помогать им делать пользовательский опыт лучше, а выручку компании больше. Более подробно о том, что мы делали на первом этапе разработки, читайте в кейсе Риглы на нашем сайте.

После релиза Ригла увидела результаты: клиенты оценили приложение, а компания увеличила выручку

За пять месяцев мы разработали и запустили шесть приложений — первое приложение для аптек Риглы за три месяца, ещё через два — запустили приложения для дочерних брендов. Мобильный канал продаж стал основным для компании: 70% пользователей выбирают мобильное приложение для оформления заказов.

Вместе с онлайн-торговлей повысились и офлайн-продажи — компания сообщила о повышении количества пользователей, которые забирают заказы из аптеки и об увеличении продаж в магазинах. Это показывает, что онлайн и офлайн могут и, вероятно, будут развиваться рука об руку, а бизнес только выиграет от выхода в онлайн.

В онлайне бренд может привлекать аудиторию разными инструментами, и это даёт море возможностей. Тот человек, который не знал про бренд, узнаёт о нём случайно в телефоне. В торговом центре покупателю сложнее заметить определённый магазин, он просто пройдёт мимо. Онлайн позволяет вовлекать аудиторию, развивать компанию вместе с клиентами, делать их приверженцами бренда. Офлайн, на наш взгляд, будет больше использоваться для того, чтобы «пощупать» вещь или товар, понять, насколько он подходит, и потом купить в онлайн-магазине.

Даниил Максимов, проектный менеджер Surf

Оставляйте заявку на расчёт окупаемости вашего бизнеса. Мы проведём анализ, рассчитаем смету и определим, нужно ли разрабатывать мобильное приложение.

0
1 комментарий
Дмитрий Уманов

Кстати это один такой их ярких примеров того, как инновационные технологии могут революционизировать традиционные сферы бизнеса

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда