{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Телемедицина в России: деньги, риски и искусственный интеллект

А вдруг там ненастоящие врачи? А кто несёт ответственность за результат? А сколько стоит онлайн? А заменит ли ИИ врачей? Разбираемся.

Российский рынок уже, казалось бы, давно готов к телемедицине, но с юридической точки зрения здесь пока всё сложно. В недавнем интервью мы обсуждали перспективы развития телемедицины в России и Латинской Америке с онкологом и сервис-провайдером.

AI_ШНИКИ: Телемедицина – взгляд онколога и сервис-провайдера

А в этой статье мы расскажем про экономику и пользовательские плюшки от частичного перехода реальной медицины в онлайн.

В России

С 2018 года легализация телемедицины в РФ сдвинулась с мёртвой точки. Сейчас уже можно консультировать(ся), но нельзя ставить диагнозы и выписывать рецепты. Также каждой клинике, предоставляющей телемедицинские услуги, необходимо зарегистрировать свою электронную подпись и ежегодно её обновлять.

Ожидается, что скоро можно будет не только консультировать первичных пациентов и ставить диагнозы, но и получать дистанционную бесплатную консультацию по полису ОМС.

Сейчас наиболее востребованы терапевты и педиатры. Это логично: в данных сферах дистанционно можно решить больше всего вопросов именно в рамках «консультации». Далее по популярности – гастроэнтерологи, дерматовенерологи, неврологи и гинекологи.

На западе наиболее востребованы в телемедицине педиатры и психотерапевты. И это ещё докоронавирусная статистика.

Откуда скепсис

В России к телемедицине всё ещё многие относятся с подозрением: а вдруг там ненастоящие врачи, а вдруг они назначат что-то не то, а вдруг пациент не заплатит или потом будет врать и жаловаться, кто за что отвечает?

Пока ситуация такова: диагнозов дистанционно не ставят, анализов не берут, крупные агрегаторы проверяют лицензии врачей, через приложения клиник работает персонал этих самых клиник. В случае чего вся ответственность по российскому законодательству, в зависимости от ситуации, или на враче (физлицо) или на медучреждении. Если законодательную базу расширят до возможности ставить диагнозы и назначать лекарства, – там же и будет уточнено, кто за что и как несёт бремя ответственности.

Поговаривают, что все врачи, которые планируют заниматься телемедициной, должны будут зарегистрироваться в единой системе, и пациент получит полную подтверждённую информацию о своём специалисте.

Выгоды

Появляется доступ к лучшим специалистам. Когда расстояние – не проблема, пациент получает доступ к огромной базе врачей, может выбрать «того самого» и проконсультироваться с лучшими из лучших, с узкими, со столичными, с именитыми – только выбирай.

Экономия времени. Чтобы врач и пациент встретились, им обоим нужно, как минимум, добраться до места встречи. Дистанционно можно консультироваться хоть из ботанического сада.

Экономия денег для пациентов. Дистанционная консультация в России в среднем на 20-50% дешевле, чем очная.

Увеличение дохода для врачей. Дистанционно врач успевает провести больше консультаций + расширить базу клиентов, не ограничиваясь одним городом/районом. Для хорошего специалиста с позитивными отзывами – это неминуемый рост дохода.

Оперативная помощь пациенту в непонятной ситуации. Например, человек почувствовал недомогание, но не знает, насколько это серьёзно. Телемедицина позволяет оперативно связаться с врачом и получить консультацию: что делать, нужна ли скорая. Или турист заболел заграницей: стоит ли ехать в местный госпиталь, помогут ли свои лекарства из аптечки.

Выгода работодателя пациента. Если в среднем час работы россиянина стоит 330 рублей, а отпроситься к врачу с работы – это минимум 2-3 часа, то на каждом телевизите работодатель пациента выигрывает 500-1000 рублей.

Экономика процесса

Мировой рынок телемедицины в 2019 году оценивался в $45 млрд. (19,3% ежегодный прирост). Российский рынок – около 2 млрд. руб., мы в сфере телемедицины отстаём от развитых стран, поэтому здесь ожидается ещё более динамичный рост (35-50% ежегодно).

Средняя стоимость одной телеконсультации – 1000 рублей, продолжительность – 15-30 минут. В среднем примерно столько получает на руки врач в частной клинике за приём одного пациента (ставка врача варьируется, в зависимости от региона, профиля, опыта специалиста, политики самой клиники).

Мы предполагаем, что телемедицина несколько расширит рынок частных медицинских услуг. Скажем, если раньше у пациента возникала проблема, которую он решал сам (потому что не было времени, не было узкого специалиста в его городе, очный приём у врача в частной клинике стоил слишком дорого, а на бесплатный приём узкого специалиста в поликлинику огромная очередь), то телемедицина делает медицинскую консультацию в разы доступнее.

О том, насколько прибыльное дело телемедицина в России – пока судить сложно. Яндекс, инвестировав в сервис Doc+ и запустив собственный проект «Яндекс.Здоровье» в качестве эксперимента и для сбора больших данных, сейчас говорит о том, что ниша «не очень прибыльная». Вопрос – что есть «не очень прибыльная» в масштабах Яндекса остаётся открытым. При этом сервис оказывает 20-25 тысяч консультаций в месяц. Основным сдерживающим фактором считается «неготовность населения платить за услугу телемедицины», т.к. по ОМС медицинские услуги всё-таки можно получить очно и бесплатно.

Окупаемость

По сути, крупные телемедицинские агрегаторы – конкуренты частных медицинских клиник. Самые популярные агрегаторы в России – «Педиатр 24/7» , «Онлайн доктор» (оба сервиса принадлежат компании «Мобильные медицинские технологии» с инвестициями Genome Ventures), DocDoc – сервис поиска врача и записи на приём (инвестиции Сбербанка), Doc+ – консультации онлайн и вызов врача на дом в Москве (инвестиции Яндекса).

При этом любая клиника может сделать для себя персональное приложение для онлайн консультаций. Стоимость такого приложения, если покупать готовое решение и настраивать под себя – 200-300 тысяч рублей. Если разрабатывать своё и с нуля, то в 2-3 раза дороже, зависит от функционала.

Если считать, что прибыль клиники от теле консультации минимальна (чтобы врач и пациент не ушли к конкурентам) – допустим 100 рублей в час, то если весь штат (допустим, 10 человек) будет работать онлайн по 6 часов в день при полной загрузке, 240 дней в году, то приложение окупится через пару месяцев. Поскольку на деле такого большого потока клиентов нет и большинство пациентов нужно принимать очно, но есть расходы, например, на продвижение, лицензирование, налоги и другое – реально такой сервис окупается значительно дольше.

Искусственный интеллект в телемедицине

Для развития телемедицины необходимы два основных компонента: грамотное законодательное поле и технологическая поддержка. Применение ИИ технологий в телемедицине позволит решить массу проблем.

Подбор специалиста. На основе анализа и сопоставления больших данных, можно будет быстро подобрать пациенту нужного ему врача, особенно если речь идёт об узких специалистах и специфичном опыте.

Дистанционная диагностика. В Google разработали алгоритм, который по фотографии сетчатки глаза выявляет диабетическую ретинопатию у пациента. Его уже активно используют в Лос-Анджелесе для дистанционной диагностики и лечения этого заболевания. А американо-израильский стартап FDNA выявляет редкие генетические заболевания по фотографии пациента, также с помощью ИИ. В результате вместо того, чтобы обойти как минимум 7 врачей, пациенты могут получить результат, не выходя из дома.

Автоматизация общения. Особенно актуально для пожилых людей и хроников. ИИ, к примеру, может напоминать о приёме лекарств, спрашивать о здоровье и фиксировать ответы, отслеживать нужные показатели (движение, местоположение, даже давление), чтобы собирать воедино и передавать лечащему дистанционно врачу информацию о динамике пациента.

Заполнение карт и хранение данных. Врачи тратят 50% рабочего времени, а то и больше на заполнение карт. С помощью ИИ многие вещи будут как отслеживаться, так и заполняться автоматически, а храниться информация может в облачных сервисах, что обеспечит её сохранность и доступность для дистанционной консультации.

Подытожим

Телемедицина – один из быстрорастущих и очевидных сейчас векторов развития медицины. В нынешних внезапных условиях пандемии данный вектор набрал дополнительную популярность. Мы убеждены, что при законодательной поддержке (разрешении на деятельность и обеспечении гарантий для пациента) данное направление будет привлекать всё больше людей. Кроме того, здесь есть куда расти не только «вширь», но и «вглубь», от консультаций, до осмотров, анализов и рекомендаций по лечению.

Если вы тоже считаете, что человеческий интеллект создан для творчества, а машинный – для работы, присоединяйтесь к нам на YouTube и в Facebook!

0
1 комментарий
Alexandr Topal

Мне не нравится как устроена телемедицина в России. Кажется, нужно, еще минимум 2-3 года, что бы появились хорошие сервисы по типу Doxy.me

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда