Рубрика развивается при поддержке

Как мы пытались сделать стартап в телемедицине

Денис Гордиенко, руководитель Bright Mobile, о цифровизации в медицине, стартапах в стиле «Яндекс.Здоровья» и фейле собственного стартапа в этой сфере.

В закладки

Два года назад вышел закон о телемедицине, регламентирующий порядок предоставления медицинских услуг в онлайне и ответственность сторон. Стало возможно получить медицинские заключения, справки и выписки из историй болезни, рецепты на лекарства.

Ещё в начале 2018 года мы подумали, что было бы интересно сделать заготовку приложения, где пациенты бы не приходили на вторичный приём (первичный проводить удалённо по закону нельзя), а записывались бы через приложение и консультировались удалённо, то есть примерно как «Яндекс.Здоровье», но круче :)

Как работает «Яндекс.Здоровье»

Этот сервис на слуху, но кратко опишу принцип работы, чтобы было понятно, от чего я отталкивался почти два года назад. «Яндекс.Здоровье» — это маркетплейс, где встречаются пациенты и врачи.

Пользователь регистрируется на платформе, выбирает услугу, и ему сразу назначают видеочат со свободным врачом. Есть два тарифа: получасовой приём за 500 рублей и «спросить один вопрос» за 100 рублей. Удобно, если в населённом пункте нет узкого специалиста или нужно только проконсультироваться.

Получается что-то вроде медицинского Uber. Консультации в «Яндекс.Здоровье» в итоге сводятся к рекомендации пойти к врачу или на обследование, и пациент идёт в клинику в своём городе.

Что противопоставить «Яндексу»

В начале 2018 года уже было «Яндекс.Здоровье», и у нас не было иллюзий, что мы его победим. Мы просто команда разработки приложений, и даже при возможном успехе некого MVP, повторяющего «Яндекс.Здоровье», дальнейшее активное развитие в плане маркетинга представлялось достаточно смутно.

Раз «Яндекс.Здоровье» делает ставку на частных врачей и делает SaaS-платформу, то по большому счёту они делают это в ущерб частным клиникам. То есть врач теперь может самостоятельно оказывать услуги по устраивающей его цене и медицинский центр ему не нужен.

Очевидно, что речь только об определённых направлениях врачебной практики, МРТ удалённо ты всё равно не сделаешь. Так появилась идея сделать коробочное решение для самих частных клиник. Преимущества казались очевидными:

  • Во-первых, экономия на административном персонале. Сам записался, врач набрал в установленное время, услуга оказана. Можно сократить часть администраторов и сэкономить на зарплате.
  • Во-вторых, это удобство для клиента — не нужно ехать в клинику или откладывать приём. Просто выбираешь удобное время и созваниваешься из дома по видео. Предполагалось, что конверсия вырастет за счёт снижения количества барьеров.
  • В-третьих, имиджевая составляющая. Я всегда скептически отношусь к такому пункту, но рассчитывал, что маркетинговый хайп в стиле «У клиники “Ромашка” приложение — как “Яндекс.Здоровье”» даст возможность пошуметь нашим клиентам».

Очевидно было, что каждая клиника захочет сделать «так же, но по-своему». Поэтому предполагалось, что будет некая заготовка, которую можно будет внедрять и кастомизировать. Я разделил стоимость внедрения на три составляющие:

  1. Собственно сама заготовка. Оценил в 100 тысяч рублей с прицелом окупить с трёх клиентов затраты на разработку и упущенную прибыль.
  2. Внедрение. Тут всё строго индивидуально: от «причесать по мелочи» за 30 тысяч рублей до внедрения кастомного дизайна, интеграции в систему записи клиники и множество всяких аналитик. В среднем прикидывал, что это около 150 тысяч рублей из расчёта 125 часов на внедрение.
  3. Обучение. Подготовка инструкций для персонала и, возможно, пара очных презентаций «как пользоваться». Оценивал в 30 тысяч рублей.

В сумме выходило где-то тысяч 200–300 за внедрение. Для коммерческой медицины деньги весьма небольшие.

Зачем это клиникам

Давайте разберём процесс лечения, чтобы понять, почему я сделал именно такие выводы и выделил преимущества. Если говорить про обычный поход в клинику, то сначала нужно идти к терапевту, а он отправляет к узкому специалисту. Узкий специалист на первом приёме тоже редко ставит диагноз и начинает лечение. Сначала выпишет направления на анализы и прочие обследования.

И только на третий приход в больницу пациент может рассчитывать на начало лечения. Получить ответ от терапевта на вопрос «к кому идти» или узнать заранее, какие анализы нужно сдать, гораздо удобнее было бы дистанционно. А в клинику — только тогда, когда необходимо.

Медицинские компании не имеют возможности предоставить услуги врача в онлайне в ту же минуту, что обратился пациент. Но зато имеют возможность вести всё лечение, а не только предоставлять первичные консультации, как в «Яндекс.Здоровье», у которого нет своих клиник.

Телемедицина — это не столько про переход в онлайн, сколько про внедрение цифровых технологии в существующие процессы. Главная цель приложения: дать лучшее качество сервиса, освободить пациента от очередей в регистратуру, лишних походов в клинику, дать возможность просматривать свою медицинскую карточку и получать результаты обследований на телефон.

Какое MVP мы сделали

Для теста мы сделали ключевые функции будущей заготовки — форму записи, выбор врача, оплату и сам видеозвонок. Получался вот такой процесс:

  • Клиент заходит на сайт клиники и заполняет заявку.
  • Прямо в виджете выбирает врача из базы.
  • Врача или администратора уведомляют о новой заявке и согласовывают время.
  • Клиент оплачивает консультацию.
  • Врач в согласованное время звонит по видеосвязи и консультирует.

Выглядело это вот так:

Пример работы PayVideoCalls

Вместе с тем держали в голове такие планы по развитию. Чтобы понимать необходимый и достаточный объём экранов, я расписал стандартный юз-кейс, который должен быть в итоговом приложении.

Исходная задача сводится к тому, чтобы сделать приложение, в котором любой человек мог бы зарегистрироваться и выступать как пациент, записаться на приём или видеочат с врачом. Специалисты клиники регистрируются как врачи и предоставляют свои услуги.

Пациент

Пациент смотрит список врачей, используя фильтр по специальности. Для детальной информации о враче заходит на просмотр информации. В случае интереса он записывается к врачу на приём в клинике или на видеочат. В назначенное время пациент подключается к видеочату. Результаты консультации он может просмотреть в электронной карте.

Врач

Врач клиники авторизуется, видит записанных к нему пациентов, по видеочату проводит приём. Во время приёма он заполняет электронную медицинскую карточку, пишет направления на обследования и выписывает рецепт.

Экраны приложения

  1. Регистрация, авторизация. Можно сделать регистрацию доступной любому пользователю — через ввод телефона и кода подтверждения. Или давать доступ только пациентам клиники.
  2. Список врачей. Актуальный список врачей, которые доступны для записи.
  3. Просмотр информации о враче. Опыт, регалии, график работы и свободное для записи время.
  4. Запись на приём. Выбор свободных дат приёма или видеочата.
  5. Фильтр врачей. По специализации, стажу, рейтингу, цене, приему в онлайне или офлайне.
  6. Мои записи. Экран, на котором пользователь видит все свои записи к врачам.
  7. Просмотр записи. Экран для просмотра детальной информации о записи, кнопка для перехода к видеочату.
  8. Моя карточка. Медицинская карточка пациента. Выглядит как список обращений в клинику. «Невролог 20.08.19». При нажатии — переход на просмотр записи врача. Просмотр записей, анализов, обследований, результатов консультации и обследований.
  9. Мои профиль. Редактирование персональной информации.
  10. Уведомления. Нужны, чтобы напомнить пациенту о записи к врачу, о регулярных осмотрах, об актуальных записях.
  11. Видеочат. Собственно, сам нативный экран созвона через p2p-соединение.
  12. Баланс. Экран, чтобы клиент привязал карточку и платил с баланса, пополняя его в удобное время.

Для врача получился вот такой список экранов. Детально не расписываю, уверен, из контекста очевидна ключевая функциональность.

  1. Авторизация.
  2. Мои записи.
  3. Мои пациенты.
  4. Просмотр и редактирование карточки пациента.
  5. Создание новой записи в карточке.
  6. Видеочат.

Что в итоге получилось

Два года назад опыта в запуске собственных продуктов было достаточно мало. Потратив месяц на MVP, я пошёл в дружественные клиники, уверенный в конверсии чуть ли не 50%. Как обычно, реальность оказалась жестока, и я попал в самую популярную причину закрытия стартапов — отсутствие необходимости.

Процентов 60 клиник сообщило, что закон ещё новый, половины регламентирующих актов нет. Они просто боятся делать что-то новое, чтобы не переделывать.

Ещё 30% сказали, что внутренние затраты на внедрение и переобучение (вдобавок к тем деньгам, которые просил я) не покрывают в обозримом будущем потенциальную прибыль от внедрения.

Оставшиеся 10 просто не видели применения в своей отрасли. Например, для глазной клиники вторичный приём невозможно сделать через видеосвязь. Так же странно выглядит и вторичный приём по видео в гинекологии и урологии.

В итоге не случилось ни одной продажи, и через месяц активных попыток я вопрос закрыл, сделав для себя несколько важных выводов по запуску новых проектов:

  • Мои глюки о том, что моя идея востребована, — это мои глюки.
  • Нечего было делать серьёзные наработки, не проверив спрос или не получив предоплату за внедрение.
  • Продукт в b2b нужно делать исключительно в контексте: выгодно или невыгодно по сравнению с текущим средством достижения цели.

Тем не менее кроме этих умозаключений остался опыт в видеосвязи для кроссплатформенных приложений, как показала дальнейшая практика, такого скилла почти ни у кого нет, и это «вотчина» разработчиков на чистом нативе, с соответствующими бюджетами.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Денис Гордиенко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 15, "likes": 19, "favorites": 45, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 81054, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 17 Oct 2019 17:56:02 +0300", "is_special": false }
Облачная платформа
Основа для цифровизации бизнеса
Объявление на vc.ru
Маркетинг
Чек-лист для магазинов b2b
Команда uniSiter собрала список из десяти пунктов, которые нужно реализовать в своём интернет-магазине, если вы…
0
{ "id": 81054, "author_id": 127886, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/81054\/get","add":"\/comments\/81054\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/81054"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 200396, "last_count_and_date": null }
15 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

На мой взгляд телемедицина получит развитие только в случае значительно послабления законов ее регулирующих. Мне как пациенту она не очень интересна, потому что диагноз в итоге ставить врач не имеет права, а без него соответственно не может назначить лечение, консультация стоит недешево, а польза сомнительна . Мне как врачу - не интересно, потому что по интернету пациента нормально не осмотреть и не обследовать, но ответственность за свои советы нести придется. Из дома сидя в тапках консультировать я так понимаю тоже незаконно.  Вроде говорили что-то про то , что обязательно должен быть оборудованный по всем нормам врачебный кабинет (!?). Если эти проблемы будут решены, то когда-нибудь взлетит. 

Ответить
1

Примерно в это мы и упёрлись. Одним не особо нужно, вторым страшно :)

Ответить
1

Денис, а почему не сделать то же самое, но для В2С ? Почему не сделать свою виртуальную клинику?
—-- 
Отличное дело вы делаете, как на мой взгляд.

Ответить
2

Спасибо. 

Пошли по такому опыту, т.к. был большой опыт в запуске коробочных решений. Например, вот один из выстреливших продуктов - https://brightmobile.ru/startups/rtplatform/

b2c, честно говоря, испугались тогда микроплатежей, непонимания как тягаться с Яндексом и закона об агрегаторах

Ответить
1

Мое мнение обывателя - если у меня что-то болит слабо, то посмотрю в Интернете лекарства, схожу в аптеку, там еще очно фармацевт может что подскажет, куплю лекарства, буду лечиться.
Если болит сильно - иду к врачу, а не открываю видеочат. Потому что там все равно, первым делом, к терапевту, назначат ОАК, ОАМ, если необходимо - УЗИ нужной области, рентген, МРТ, зонд или что-то другое. По видеосвязи этого не сделать, а пациент обратился потому, что действительно болит, и уже не на стадии "сходить купить таблетки в аптеку самому", а "болит сильно, нужно обратиться к врачу", потеря времени здесь может стать большой ошибкой, когда нужно физически быть уже в больнице и, возможно, что и ложиться на госпитализацию.

Ваше приложение, как по мне, было бы интересно для "некритичных" областей, например, в психологии, различных консультациях, учебной сфере (репетиторы, онлайн-курсы индивидуально и группой, экзаменация после самостоятельной работы при дистанционной учебе и т.д.), различные экспертизы и вообще многое из тех специальностей, что преподают дистанционно (например, в учебных организациях, вроде МАЭО и аналогах).

Удачи!

Ответить
1

а я, как обыватель, фармацевтам в аптеках совсем не доверяю. Советуют бессмысленные фуфломицины и гомеопатию. А вот яндекс.здоровье использую, чтобы получить мнение врача о срочности и необходимости обращения к очному врачу. 

Грубо говоря, плачу за время, которое потратил бы на поиски и валидацию инфы в интернете. Ну или иногда времени искать просто нет.

Еще слышал, что полезно в регионах, где один врач на пол-города, да и тот работает по знаниям из 70х годов прошлого века.

Ответить
1

Тут сбоку сложно внедрять с прибылью. Только изнутри с энтузиастом, который видит проблему и свою выгоду от ее решения. Знал клиники работающие еще 8 лет назад в скайпе. 

Ответить
1

Хорошие взрослые выводы. Такой опыт вам точно поможет. Удачи!

Ответить
1

Мне кажется, что темы с телемедициной интересны при экспорте услуг.
Например, если клиника из твери работает с русскоязычными клиентами из Германии.
- Там поход к врачу это долго и дорого
- Человеку приятно получить услугу на своем языке
- Получать русскоязычный трафик за границей легко и дешево
- Принимать деньги можно на условный пейпал и вообще почти не светиться в налоговой))

Такая бизнес-модель будет сходиться.

Ответить
0

Тут главное ограничение - объём рынка. Миллиарды так не заработать

Ответить
0

есть и другое ограничение: невозможно обьективно обследовать пациента, ад и самое дорогое - это обследования и операции, именно на них больше всего в медицине зарабатывают

Ответить
–1

Переделать в систему дистанционного образования с видеосвязью)

Ответить
0

Были идеи, что такой процесс подойдёт юристам для консультаций или психологам. Но эти мысли были уже в некой агонии расстройства от несбывшихся надежд продавать клиникам. 

Прошлись по нескольким юрфирмам и частникам-психологам, не увидели особого интереса и забили. Может и зря, выросло бы что-то типа правоведа с видеосвязью. 

Ответить
0

Не надо, у юристов подороже есть профессиональные polycom и cisco, у юристов подешевле есть skype.

Ответить
0

Сделали такое же решение, только внутри своего мессенджера.
Немного по другому правда - т.к. это уже полноценный мессенджер, то врачу заводится его бизнес-профайл - фото, цены за минуту консультации, профиль, ссылка на сайт, рейтинг врача и т.д.
Т.к. это мессенджер, то пациент может выслать анализы файлом, переписываться с врачом и т.д.
Вся переписка сохраняется в чате врача с пациентом - в любое время врач может поднять историю и посмотреть справки, доки и т.д.

Также прикрутили платежи по Paypal - пациент просто пополняет свой аккаунт на любую сумму.
И у нас не назначается встреча, а просто пациент выбирает врача, делает ему запрос - в профиле указаны его часы приема в мессенджере.
Далее, когда пациент делает звонок, в его баланса снимаются деньги за каждую минуту.
Также у нас может биллинговаться не только видеозвонок, но и аудиозвонок.

Также врач может принимать такой видео или аудиозвонок не только на смартфон, но и на любой копьютер (поддерживается винда, Мак, Линукс) или даже на любой SIP совместимый IP телефон или видеотелефон.

Но мы правда не продвигали, просто пока сделали.
Если кому-то интересно поговорить о сотрудничестве по этой теме - пишите на info@m1messenger.com

Небольшое видео как это работает в мессенджере:

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }