(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93857963, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93857963, 'hit', window.location.href);

Больше не «шкаф» с деньгами: как мы создавали новые банкоматы Сбера — и зачем им «слух» и «зрение»

На СберКонфе мы показали новые банкоматы: теперь это умные устройства, а не привычные железные машины. Первый банкомат установили на Цветном бульваре, 2 в Москве, и постепенно они будут появляться в других точках. С ними можно говорить, в них можно авторизоваться по биометрии, с их помощью — вызвать такси и купить билеты в кино. Меня зовут Кристина Поликарпова, я — владелец продукта в Сбере. Рассказываю, какие задачи мы хотели решить — и как полностью пересмотрели дизайн банкоматов.

Задача №1: Современный внешний вид

Решение:Собственный дизайн, не похожий ни на один другой

Обычно банки не требуют от производителей особых дизайнерских решений, а просто покупают банкоматы, соответствующие техническим требованиям, которые почти не меняются много лет. Мы поняли, что пришло время придумать нечто новое. Сбер стал не просто банком, а экосистемой со множеством технологичных сервисов для жизни, и банкоматы должны соответствовать этой философии. Поэтому мы решили превратить их в инновационные многофункциональные и удобные устройства, такие как смартфоны.

Для этого мало поменять «начинку» — необходимо было переосмыслить и их облик: сделать так, чтобы банкомат, при всей технической сложности, выглядел «лёгким», был приятным на ощупь и вызывал желание подойти и воспользоваться. При этом устройство должно было стать более «живым», то есть мы стремились добавить эмоциональную составляющую в эту сложную машину.

Для разработки дизайна мы пригласили мировых лидеров отрасли — 10 компаний. Согласились взяться за задачу только две из них: российский центр прототипирования «Кинетика» и британское бюро Seymourpowell — остальных смутили сложность и сжатые сроки запуска устройства.

Так выглядели эскизы от Seymourpowell и «Кинетики»

Компании предлагали крутые идеи, но нежизнеспособные: дизайнерам сложно разобраться в нюансах работы банкоматов и строгих требованиях безопасности. Например, важно, чтобы инженер мог быстро добраться до определённых частей устройства для штатного обслуживания и устранения поломок.

В итоге дизайн мы решили разработать сами. Чтобы сделать всё быстро и качественно, мы отправились в Южную Корею: там находится штаб-квартира одного из поставщиков банкоматов. Мы консультировались с производителем напрямую, и во многом благодаря этому представили дизайн в рекордно короткие сроки: на создание концепции ушло два месяца, а на производство первого «живого» прототипа — три. И это несмотря на то, что работа велась в разгар новогодних праздников, когда большинство жителей Кореи и России отдыхают.

Прототип — небольшой банкомат-конструктор. С интерфейсом!

Сжатые дедлайны не помешали продумать всё до мелочей. За это время мы создали множество скетчей, чертежей и 3D-моделей нового устройства из картона, пластика и поликарбоната. Одних только вариантов расцветки было бесчисленное множество — от белого до разноцветного. Но в итоге мы остановились на нейтральном светло-сером металлике, приятном глазу. К выбору материала тоже подошли серьёзно — взяли качественный и тактильно приятный пластик: дотрагиваться до привычного металла не очень приятно, особенно когда банкомат установлен возле входа и в холодную погоду становится ледяным.

Задача №2: Интуитивно понятное управление

Решение:Экран и датчики, как на смартфоне — только удобнее

Мы постарались сделать всё, чтобы банкомат был прост и удобен, как привычные гаджеты, которыми люди пользуются каждый день. Так устройство получило большой сенсорный экран. Он стал почти вдвое больше: 32 дюйма вместо стандартных 17.

Благодаря увеличенной диагонали мы разделили дисплей на две части: внизу — рабочая область, с которой взаимодействует пользователь, сверху отображается сопроводительная информация, например о скидках и других специальных предложениях Сбера и партнёров. Такое расположение было продиктовано результатами множества тестов и гипотез, которые мы провели. Нам важно было сделать не просто красиво, но и удобно.

Обновлённый интерфейс. Вы видите операции, а человек, стоящий за вами, — рекламу онлайн-кинотеатра

От старых экранов мы оставили лучшее — безопасность. Когда клиент пользуется банкоматом, посторонние видят только верхнюю часть дисплея с рекламой. Зона с важной информацией невидима с определённых углов обзора благодаря специальному покрытию — и скрыта от чужих взглядов.

Кроме того, банкомат снабжён датчиками движения: устройство понимает, что происходит вокруг, и реагирует на определённые события. Так, когда человек подходит, банкомат помогает разобраться, с чего начать взаимодействие: моргает NFC-модуль, светится картридер. После авторизации клиента они гаснут, чтобы не отвлекать внимание. Модуль приёма наличных тоже подсвечивается только в нужный момент, когда пользователь ввёл необходимые данные и банкомат готов принять деньги.

Задача №3: Обслуживание без карты и смартфона

Решение: Распознавание клиентов по биометрии

Ещё одна привычная функция смартфонов, но новая для банкоматов — возможность авторизоваться по распознаванию лица. Устройство безошибочно узнаёт клиентов, даже если те в шапке, сменили причёску или отрастили бороду. Чтобы совершить операцию, достаточно посмотреть во встроенную в банкомат камеру и ввести код безопасности. Больше не нужно искать карту или доставать смартфон. Распознавание по биометрии можно подключить любым удобным способом: в приложении СберБанк Онлайн, на самом банкомате, поддерживающем эту функцию, либо в наших офисах. Эта технология получит активное развитие в 2021 году.

Задача №4: Доступность

Решение: Голосовое управление

Ни один сервис в Сбере не запускается без тестирования на доступность — к банкоматам это тоже относится. Нам важно, чтобы они были удобны всем: людям разного роста, с протезами кисти, слабовидящим и тем, кто передвигается на коляске.

Теперь банкомат буквально слышит клиента — мы оснастили его микрофоном и колонкой: им можно управлять с помощью голосовых команд. Например, чтобы снять наличные, достаточно после авторизации в устройстве произнести вслух команду и сумму (например, «Снять тысячу») и забрать деньги.

Также мы улучшили взаимодействие с кнопками для ввода ПИН. На многих моделях они прикрыты «капюшоном» из пластика, чтобы скрыть процесс ввода от посторонних. Людям с протезами это неудобно — «капюшон» мешает нажимать на клавиши. В новых банкоматах кнопки и картридер расположены в нише — приватность сохранилась, при этом люди с протезами могут пользоваться устройством без препятствий.

А чтобы расположить функциональные элементы банкомата максимально удобно для всех, мы тестировали прототипы с помощью людей разного роста. Они пользовались устройством как обычно, а специалисты фиксировали, на какой высоте находится оптимальный для них угол обзора, на какую высоту удобнее поднять руку — даже проверяли, как люди взаимодействуют с банкоматом, если у них заняты руки.

Задача №5: Скорость работы и обслуживания

Решение: Технологичность и новый способ инкассации

Сбер — крупнейший банк страны, в том числе по количеству клиентов. Это большая ответственность: необходимо наладить быстрое обслуживание, чтобы не создавать очередей даже в часы пик. Поэтому мы уделили особое внимание тому, чтобы уменьшить время контакта пользователя с банкоматом. Он работает быстрее благодаря многим инновациям: от распознавания лица до голосового управления, которое сокращает цепочку взаимодействия на 4–5 шагов. Кроме того, меню стало проще и интуитивно более понятное.

Многие корпоративные клиенты Сбера проводят самоинкассацию — в конце смены зачисляют выручку на свой расчётный счёт через банкомат. Чтобы ускорить процесс, мы научили банкомат принимать до 300 банкнот — раньше максимум был 200 купюр.

Задача №6: Многофункциональное устройство, которое можно менять

Решение: Банкомат-конструктор

Мы хотели расширить функции банкомата так, чтобы клиенты получали не только финансовые услуги, но и полезные сервисы для жизни: уже сейчас с их помощью можно вызвать такси, купить билеты в кино. Эти услуги должны быть востребованными в том месте, где установлен банкомат. Например, в офисах Сбера нужен один набор услуг, в аэропортах — немного другой.

Скоро таких банкоматов будет ещё больше, и вы наверняка увидите где-нибудь один из них.

Функционал новых устройств можно настраивать и менять так, как это нужно здесь и сейчас. К примеру, банкоматы на вокзалах смогут распечатывать билеты на проезд. Мы планируем расширять набор услуг и предложений, чтобы клиенты могли решать множество своих потребностей сразу и в одном месте — в наших банкоматах.

Внешний вид банкоматов тоже «собирается» подобно конструктору. Так, на банкоматы в ТЦ можно установить диодные боковые панели с рекламой. А если то же самое устройство находится в премиальной зоне обслуживания, панели легко заменить на другие, в фирменном стиле «СберПервого».

Что дальше

В ближайшее время мы установим около 100 новых банкоматов — и это только начало.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Alexandr Svetlov

Кристина Поликарпова, как Вы думаете, зачем это банкомату: можно вызвать такси, купить билеты в кино и т.д., если все это есть практически у каждого человека на смартфоне? 
Почему в ЕС и США в банкоматы не встраивают подобные функции? Они тупые?

Ответить
Развернуть ветку
Василь Васильев

Кристина Поликарпова, когда будете отдавать украденные вашим банком в 90-91 годах вклады? Жду точной даты!

Ответить
Развернуть ветку
Василь Васильев

Вы пишите, что Сбер - это "крупнейший банк в России, Центральной и Восточной Европе". А европейские клиенты в курсе, что Сбер не собирается компенсировать вклады 90-91 годов?

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Белякова

А суть-то в том, что Сбер у нас монополистом хочет стать во всех сферах жизни человека. Как подсядут люди на этот "удобный банкомат", так в зависимость к Сберу и попадут.

Ответить
Развернуть ветку
Василь Васильев

Пусть сначала вернёт советские вклады. Если не может сам, пусть поставит вопрос перед государством, а не "присматривается к диснеевским мультикам", о чем тут на сайте уже писали.

Ответить
Развернуть ветку
Антон

Как слепому получить деньги. Зачем ему этот большой экран. Маркетологи хреновы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton Silin

Надо было тратить туеву хучу денег на бренд, чтобы делать серый приятный глазу корпус?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда