{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

У петербуржца украли телефон с установленными Госуслугами, а через полтора года на него оформили кредиты на 1 млн рублей Статьи редакции

Мошенники получили доступ к его данным и оформили несколько кредитов в банках и займов в МФО.

В 2020 году у петербуржца Юрия украли iPhone, на котором были установлены Госуслуги — воры успели вывести 3 тысячи рублей со счетов одного из банков, но остальные счета удалось защитить, пишет «Фонтанка».

Юрий перевыпустил карты, сменил пароли и начал пользоваться Госуслугами на новом телефоне — но не подключил двухфакторную аутентификацию по SMS. Мошенники смогли воспользоваться уязвимостью сервиса — так называемым «вечным токеном».

Как поясняет издание, после ввода пароля и логина при первом заходе в Госуслуги устройству выдаётся персонализированный токен, который позволяет в дальнейшем быстро заходить в учётную запись. А после кражи Юрий не отвязал телефон от сервиса.

Как мошенники украли деньги

В июне 2021 года Юрия «выкинуло» из учётной записи на смартфоне. Он успел зайти в профиль на компьютере и увидел, что его данные изменены, а затем его выкинуло и из сайта — и больше он не смог зайти в неё ни с одного устройства.

«Видимо, мой смартфон какое-то время ходил по рукам, пока не попал к профессионалам, которые запустили Госуслуги: токен в них оставался валидным, и система его приняла», — заявил он.

26 июня мошенники оформили от имени Юрия кредитную карту в «Сбербанке» и вывели с нее 420 тысяч рублей на карту банка ПСБ. А ещё взяли несколько займов по 30 тысяч рублей в микрофинансовых организациях. Также они позвонили в «Мегафон», который обслуживал Юрия, и сменили контактный номер — на него были завязаны банки и коды подтверждения.

После этого Юрий обратился в полицию, а после открытия уголовного дела в июле получил рассылку о кредитах от «Газпромбанка», в котором у него не было счетов. В отделении банка он узнал, что на его имя выдали дебетовую карту человеку, у которого был паспорт со всеми данными Юрия — но с чужим фото. Карта была нужна для вывода 420 тысяч рублей — их сняли в одном из банкоматов. Юрий получил все выписки и написал в банк заявление о мошенничестве.

Юрий обратился в «Объединенное кредитное бюро» и получил выписку по своей кредитной истории, связанной со старым паспортом. Выяснилось, что 28 июня он якобы получил в «Совкомбанке» кредит наличными на 600 тысяч рублей и кредитку с лимитом в 30 тысяч рублей. Таким образом, ущерб составил больше 1 млн рублей.

В «Совкомбанке» выяснили, что для оформления кредита не понадобился даже поддельный паспорт — его получали удалённо с помощью электронно-цифровой подписи. Подпись выдали по данным об ИНН и СНИЛС, доступным из Госуслуг. Отозвать её можно только в том центре, где её выдали, а информация есть у банка и Госуслуг — Юрий направил соотвествующие запросы, но ответа не получил.

14 июля две микрофинансовые организации ответили на обращения Юрия и признали недействительными два кредита на 30 тысяч рублей. Как отмечает «Фонтанка» вопрос с банками придётся решать через суды.

Сейчас идет расследование дела, а сам Юрий признан потерпевшим. При этом теперь он боится использовать любые цифровые приложения и где-либо «светить» свой новый паспорт. Он, в частности, не хочет верифицировать свои данные в МФЦ, так как тогда они окажутся на Госуслугах.

В «Сбербанке» «Фонтанке» рассказали, что по ситуации проводится проверка, о результатах которой банк не имеет права сообщать третьим лицам. Такой же ответ дали и в Минцифры. В «Мегафоне» вернули прежний номер и проверили всю историю обращений.

0
542 комментария
Написать комментарий...
Сергей Никитин

Почему бы не сделать код самоуничтожения госуслуг. Это ведь так просто. Как и код блокировки выдачи любых кредитов и других финансовых операций.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Во всех современных сервисах есть кнопка «выйти из других устройств». Где-то даже можно даже увидеть список  и выйти по отдельности. Ну, и да, где-то через полгода от силы токены протухают.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Ostrenko

На госуслугах этот раздел офигеть какой информативный )) Но выйти из всех, а потом заново зайти на нужном вполне можно, согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Ostrenko

Да, может быть это какие-то старые сессии были и хз как они себя бы повели.
Поставил сейчас приложение, зашёл в него, в таблице появилась нормальная понятная запись со всеми полями.
А далее - приложение активно либо свёрнуто, нажимаю в списке "выйти", вылетает на смарте пуш "Доступ у этого приложения к профилю госуслуг был удалён", но приложение остаётся рабочим и позволяет делать что угодно пока не закроешь его принудительно и не запустишь заново, тогда уже просит пароль. Как по мне - это уже дыра...
Какой процент людей выгружают приложения из памяти, а не просто переключаются на другое оставляя их спящими?

Ответить
Развернуть ветку
Тофсла, Вифсла и партнёры

Ну да, скорее всего токены от старых версий приложений приходится помнить, чтобы сохранить обратную совместимость.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Ostrenko

Да я в целом хз, что это за записи. Последние года полтора я их приложением точно не пользовался, со смарта захожу через сайт. Раньше - вполне мог, не помню уже.
Нажал "выйти" из обоих на двух разных страницах браузера. Первая уже минут пять крутится "идёт загрузка" (хотя на обновлённой странице запись пропала), вторая за секунду вышла.

Ответить
Развернуть ветку
539 комментариев
Раскрывать всегда